СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по русскому языку в 9 классе по теме "Анализ средств художественной выразительности. Задание 11 ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная проверочная работа составлена на основе заданий открытого банка заданий ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по русскому языку в 9 классе по теме "Анализ средств художественной выразительности. Задание 11 ОГЭ"»

Проверочная работа «Анализ средств художественной выразительности. Задание 11 ОГЭ»

Вариант 1


1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.


1. Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

2. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы, похожие на пушистые шарики весеннего солнца.

3.А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

4. – Здорóво, юный жених!

5. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...



2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.



1. Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.


2. До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

3. Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.

4. Впереди было ещё почти два года блокады...

5. В каждый дом ворвалось горе.





3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.



1. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.


2. Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.

3. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

4. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

5. Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку!





4. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.



1. Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…


2. …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

3. Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.

4. На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал.

5. Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.





5. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.



1. Каждый посаженный им куст акации или сирени, по его словам, был совершенно необыкновенного сорта, особенно пышного цветения и дивного благоухания.


2. Я рассказал ему об одном голландском рыбачьем посёлке.

3. Вслед за маяком на дамбе невдалеке от посёлка вспыхнул сотнями огней ночной ресторан со стеклянными витринами.

4. Луч маяка пронёсся над головой бегущей девочки, рассеянный свет упал на её волосы, и вся эта сцена представилась мне главой из ещё не написанной сказки о бледно-золотом цветке, осветившем своим таинственным огнём рыбачью лачугу.

5. Шофёр усмехнулся и пожал плечами.





6. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.



1. Ваня часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера.


2. А в бледном свете зари стояла в кадке наша маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

3. Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, которые освещены белым солнцем и багровым пламенем весёлых печей.

4. Комнатная теплота не спасла берёзу!

5. – Это закон, – сказал нам лесничий. – Закон природы.





7. Укажите варианты ответа, в которых средством выразительности речи является метафора.



1. Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.


2. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

3. Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

4. И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.

5. И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.






8. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.



1. Рядом с ней на корточках сидел парень в белоснежной рубашке и в новеньких туфлях, блестящих и чёрных, как дельфинья спина.


2. Отсмеявшись, она решительно опускала голову, чтобы читать, но парень опять что-то говорил, и она опять смеялась, и зубы её блестели, как пена вокруг скалы и как рубашка парня.

3. Солнце ударило по лицу, я услышал всплеск воды, смех, голоса и увидел парня и девушку.

4. Не знаю почему, выныривая, я не кричал. Возможно, не успевал, возможно, язык отнимался от страха.

5. Море возвращало силу, отнятую страхом.





9. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.



1. Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе почувствовался сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня.


2. Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зелёной ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

3. ‒ Почему? Почему они его всегда обижают? ‒ горьким шёпотом спросила, наконец, бабушка.

4. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб…

5. Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.





10. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.



1. Его автопортрет: старик Рембрандт улыбается, прищурившись, смотрит на нас…


2. «Я слышу свист мантий!» ‒ воскликнул Суриков.

3. Высочайшее мастерство… Всё в холсте словно движется…

4. Гений не подавляет. Он вливает в тебя бодрость духа.

5. Некоторые слова он выкрикивал, а некоторые говорил тихо.

















Проверочная работа «Анализ средств художественной выразительности. Задание 11 ОГЭ»

Вариант 2



1. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.



1.Лестница блестела, а посередине был ковёр.


2. Вы видели, какой он нарисовал кошмарный рисунок?

3. Это всё приходило мне в голову.

4. Смеялись во весь голос и разговаривали.

5. Чего, думаю, она мне про эти способности говорит, я и сам знаю, что у меня есть способности.





2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.



1.«Мама, да ты посмотри, какие у них мордочки!»


2. Каково придётся ему, когда он откроет, что заклинание утратило всякую силу и жизнь надо брать трудом и терпением?

3. Эти как будто простые и безобидные слова вновь и вновь возникали в его памяти.

4. Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце: не только мир существует для тебя, но и ты – для мира.

5. Мама встала, заглянула в черепаший ящик и сразу всё поняла.





3. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.



1. То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.


2. Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

3. Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе.

4. Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.

5. На другой день в актовом зале состоялась общая линейка.





4. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.



1. Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в других городах, позовут её к себе.


2. Так закончится год… И я буду считать его самым счастливым во всей своей жизни!

3. Огромная, добела раскалённая люстра начала остывать, остывать...

4. И мальчишка решил победить её одиночество…

5. – Она… волшебная актриса!







5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.



1. Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.


2. Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.

3. Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.

4. Мы с Юлькой, сидя рядом на деревянной скамье, смотрим на Древницкого во все глаза.

5. Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.













6. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.



1. Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. 


2. У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе слышались две: одна звучала низко, густо, а другая – высоко, тонко.

3. Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.

4. Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.

5. Голос обновлял слова, наполнял их теплом.





7. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.



1. Один, только один раз земля не уберегла меня... 


2. Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.

3. Я сгорал от жажды.

4. И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама.

5. Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальт





8. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.



1. И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.


2. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин.  

3. Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся.

4. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было  тренироваться и развивать силу удара.

5. И вдруг я вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал...





9. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.



1. Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком.


2. Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками.

3. Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.

4. И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.

5. Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью.





10. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.



1. Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения.


2. Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.

3. И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.

4. А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?

5. И обидные слова отскакивали от этой брони, как дробинки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!