СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по русскому языку в формате ЕГЭ для 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по русскому языку в формате ЕГЭ для 10 класса»

Проверочная работа 10 класс 1.Работа с текстом 2.Орфография и морфология 3.Пунктуация 4.Художественно- выразительные средства языка 5.Сочинение по прочитанному тексту

Проверочная работа

  • 10 класс
  • 1.Работа с текстом
  • 2.Орфография и морфология
  • 3.Пунктуация
  • 4.Художественно- выразительные средства языка
  • 5.Сочинение по прочитанному тексту
  • 1. Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Анфлераж хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке.
  • 2) Анфлераж, обладающий некоторыми преимуществами по сравнению с другими способами получения эфирных масел, требует больших затрат времени и сырья, поэтому на сегодняшний день в парфюмерии не используется.
  • 3) Главным преимуществом анфлеража является то, что растения или предметы, из которых получают аромат, не нужно подвергать термической обработке.
  • 4) Несмотря на все плюсы анфлеража, этот способ получения эфирных масел сегодня не используется, поскольку он требует большого количества времени и сырья.
  • 5) Анфлераж — это процесс, который основан на использовании чистого жира и при котором растения или предметы не подвергаются термообработке.
  • (1)Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж, который основан на использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла. (2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3) в наше время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.
2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении. 1)Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж, который основан на использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла. (2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3) в наше время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.
  • 2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.
  • 1)Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж, который основан на использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла. (2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3) в наше время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ВРЕМЯ,  ср.  1) В философии: объективная форма существования бесконечно развивающейся материи.  Вне времени и пространства движение материи невозможно. 2) Пора дня, года.  Вечернее в. В. детское  (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.).  Дождливое в. Времена года  (зима, весна, лето, осень). 3) Подходящая, благоприятная, удобная пора.  Всему своё в. 4) Определённый момент, (непродолжительный по своей длительности), в который произошло, произойдёт или происходит что-н.  В. обеда. 5) Период, эпоха.  В. великих географических открытий (3) в наше время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.
  • 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
  • ВРЕМЯ,  ср.

  • 1) В философии: объективная форма существования бесконечно развивающейся материи.  Вне времени и пространства движение материи невозможно.
  • 2) Пора дня, года.  Вечернее в. В. детское  (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.).  Дождливое в. Времена года  (зима, весна, лето, осень).
  • 3) Подходящая, благоприятная, удобная пора.  Всему своё в.
  • 4) Определённый момент, (непродолжительный по своей длительности), в который произошло, произойдёт или происходит что-н.  В. обеда.
  • 5) Период, эпоха.  В. великих географических открытий
  • (3) в наше время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.
  исчЕрпав включЁнный баловАться кУхонный пОдчас (мы забываем о чём-то, наречие) " width="640"
  • 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

  • исчЕрпав
  • включЁнный
  • баловАться
  • кУхонный
  • пОдчас (мы забываем о чём-то, наречие)
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.   Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые для приёма в выбранное учебное учреждение документы. АДРЕСАТ должен сам прийти на почту, как только узнает о том, что для него пришло заказное письмо. Недостаток кальция в организме черепахи можно легко ВОСПОЛНИТЬ при кормлении животного мелкой рыбой с костями. Анастасия распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВИТЕЛЬНЫМ дыханием соснового бора. Команда с успехом прошла все ОТБОРНЫЕ игры, показав отличные результаты.
  • 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  •  
  • Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые для приёма в выбранное учебное учреждение документы.
  • АДРЕСАТ должен сам прийти на почту, как только узнает о том, что для него пришло заказное письмо.
  • Недостаток кальция в организме черепахи можно легко ВОСПОЛНИТЬ при кормлении животного мелкой рыбой с костями.
  • Анастасия распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВИТЕЛЬНЫМ дыханием соснового бора.
  • Команда с успехом прошла все ОТБОРНЫЕ игры, показав отличные результаты.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,  заменив  неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.   Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.
  • 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,  заменив  неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

  • Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.   о ПЯТИСТАХ сорока рублях копчёные ОКОРОКИ ПОЕЗЖАЙ домой МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНО ВЫКЛАДЫВАЙ
  • 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

  • о ПЯТИСТАХ сорока рублях
  • копчёные ОКОРОКИ
  • ПОЕЗЖАЙ домой
  • МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНО
  • ВЫКЛАДЫВАЙ
  • 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  •  
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  • Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  • В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
  • Г) нарушение в построении предложения с однородными членами
  • Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении
  •  
  •   1) Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.
  • 2) Пони из местного цирка по вечерам катало детей.
  • 3) Мальчишка, катавшийся на велосипеде и который с него упал, сидел рядом с мамой, прикрывая разбитое колено.
  • 4) На небе не было ни одного облачка, но в воздухе чувствовался избыток влаги.
  • 5) Родители требовали, чтобы я по приезду отправил им подробный отчёт и рассказал всё в мельчайших подробностях.
  • 6) В народных представлениях власть повелевать ветрами приписывается различным божествам и мифологическим персонажам.
  • 7) Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
  • 8) Заглянув на урок, директору представилась интересная картина.
  • 9) Беловежская пуща — наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса, который в доисторические времена произрастал на территории Европы.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.   1) перекл..каться, подсв..тить, упл..тнить 2) дост..ваться, задр..жала, многог..лосье 3) ш..девр, п..тнистый, сч..тать 4) бл..стательный, зап..реть, ст..кло 5) водор..сли, подг..реть, над..рёт (уши)
  • 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 

  • 1) перекл..каться, подсв..тить, упл..тнить
  • 2) дост..ваться, задр..жала, многог..лосье
  • 3) ш..девр, п..тнистый, сч..тать
  • 4) бл..стательный, зап..реть, ст..кло
  • 5) водор..сли, подг..реть, над..рёт (уши)
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.   1) ра..буженный, бе..граничный, и..вестить 2) н..испособнейший, поз..вчера, н..дстройка 3) сверх..зысканно, меж..здательский, пред..дущий 4) пр..следовать (врага), пр..купить, пр..шить (пуговицу) 5) по..черкнуть, на..пись, пре..писание
  • 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  • 1) ра..буженный, бе..граничный, и..вестить
  • 2) н..испособнейший, поз..вчера, н..дстройка
  • 3) сверх..зысканно, меж..здательский, пред..дущий
  • 4) пр..следовать (врага), пр..купить, пр..шить (пуговицу)
  • 5) по..черкнуть, на..пись, пре..писание
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.   1) расчётл..вый, солом..нка 2) обустра..ваться, горош..к 3) претерп..вая, повизг..вать 4) оранж..вый, дешёв..нький 5) кали..вый, плать..це
  • 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  • 1) расчётл..вый, солом..нка
  • 2) обустра..ваться, горош..к
  • 3) претерп..вая, повизг..вать
  • 4) оранж..вый, дешёв..нький
  • 5) кали..вый, плать..це
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.   1) леле..шь, несгиба..мый 2) помн..шь, вид..мый 3) верт..шься, потрат..вший 4) расскаж..шь, увенч..нный 5) самокле..щиеся (обои), (зёрна) перемел..тся
  • 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  • 1) леле..шь, несгиба..мый
  • 2) помн..шь, вид..мый
  • 3) верт..шься, потрат..вший
  • 4) расскаж..шь, увенч..нный
  • 5) самокле..щиеся (обои), (зёрна) перемел..тся
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.   Нужная книга (не)прочитана. Клементьев ушёл, (не)ответив на наши вопросы. Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает. (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны. (Не)грустная, а веселая мелодия звучала во дворе.
  • 13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

  • Нужная книга (не)прочитана.
  • Клементьев ушёл, (не)ответив на наши вопросы.
  • Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.
  • (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
  • (Не)грустная, а веселая мелодия звучала во дворе.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.  (И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое. ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям. Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала. Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось. (НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.
  • 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  • (И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое.
  • ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.
  • Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.
  • Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.
  • (НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Во время дождя мощё(1)ая гранё(2)ыми плитами мостовая мгнове(3)о превращалась в беше(4)ый водя(5)ой поток.
  • 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
  • Во время дождя мощё(1)ая гранё(2)ыми плитами мостовая мгнове(3)о превращалась в беше(4)ый водя(5)ой поток.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.   1) Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба плотва. 2) Только обилие раненых да траурные платья женщин напоминали о войне. 3) Он был артистом и тонким ценителем живописи и известным хлебосолом. 4) Варвара Петровна стояла около иконы быстро и часто крестилась и шептала молитвы. 5) Сердце то задрожит и забьётся то тонет в приятных воспоминаниях.
  • 16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

  • 1) Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба плотва.
  • 2) Только обилие раненых да траурные платья женщин напоминали о войне.
  • 3) Он был артистом и тонким ценителем живописи и известным хлебосолом.
  • 4) Варвара Петровна стояла около иконы быстро и часто крестилась и шептала молитвы.
  • 5) Сердце то задрожит и забьётся то тонет в приятных воспоминаниях.
17. Расставьте все знаки препинания:  укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).   Я ухватился одной рукой за выбоину в стене, другой упёрся в дверную ручку и (1) подтянувшись (2) сунул ноги в дыру; обеспозвоноченный страхом (3) я некоторое время висел в воздухе (4) сильно изогнувшись (5) и (6) наконец нащупав пол (7) втащил в помещение и верхнюю часть своего туловища.
  • 17. Расставьте все знаки препинания:  укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

  • Я ухватился одной рукой за выбоину в стене, другой упёрся в дверную ручку и (1) подтянувшись (2) сунул ноги в дыру; обеспозвоноченный страхом (3) я некоторое время висел в воздухе (4) сильно изогнувшись (5) и (6) наконец нащупав пол (7) втащил в помещение и верхнюю часть своего туловища.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).   «И полно(1) Таня! В эти лета Мы не слыхали про любовь; А то бы согнала со света Меня (2)покойница свекровь». — «Да как же ты венчалась(3) няня?» — «Так(4) видно(5) Бог велел. Мой Ваня Моложе был меня (6)мой свет(7) А было мне тринадцать лет. Недели две ходила сваха К моей родне, и (8)наконец(9) Благословил меня отец. Я горько плакала со страха, Мне (10) с плачем (11)косу расплели Да с пеньем в церковь повели.  
  • 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

  • «И полно(1) Таня! В эти лета
  • Мы не слыхали про любовь;
  • А то бы согнала со света
  • Меня (2)покойница свекровь». —
  • «Да как же ты венчалась(3) няня?» —
  • «Так(4) видно(5) Бог велел. Мой Ваня
  • Моложе был меня (6)мой свет(7)
  • А было мне тринадцать лет.
  • Недели две ходила сваха
  • К моей родне, и (8)наконец(9)
  • Благословил меня отец.
  • Я горько плакала со страха,
  • Мне (10) с плачем (11)косу расплели
  • Да с пеньем в церковь повели.

 

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).   Кабинет представлял собой высокую угловую комнату, выходившую двумя окнами в тенистый сад (1) из-за разорванной линии (2) которого (3) виднелись полоса заводского пруда (4) и контуры грудившихся гор.
  • 19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

  • Кабинет представлял собой высокую угловую комнату, выходившую двумя окнами в тенистый сад (1) из-за разорванной линии (2) которого (3) виднелись полоса заводского пруда (4) и контуры грудившихся гор.
20. Расставьте все знаки препинания:  укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).  Рассказывают (1) что (2) когда Пётр I не знал (3) где взять ему медь для отливки новых орудий в период войны со шведами (4) некий пушечный мастер посоветовал ему снять с колоколен половину колоколов (5) и что именно благодаря этому русская армия смогла победить шведов в ряде сражений.
  • 20. Расставьте все знаки препинания:  укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
  • Рассказывают (1) что (2) когда Пётр I не знал (3) где взять ему медь для отливки новых орудий в период войны со шведами (4) некий пушечный мастер посоветовал ему снять с колоколен половину колоколов (5) и что именно благодаря этому русская армия смогла победить шведов в ряде сражений.
21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.   (1)Климат степного Алтая умеренно континентальный, с выраженным контрастом между холодными и тёплыми сезонами. (2)Средняя температура января составляет минус 18 °С. (3)Холодный период продолжительный: снег ложится в конце октября и тает в конце марта. (4)Зимы малоснежные, местами покров — не более 8 сантиметров; температура воздуха может опускаться ниже –35 °С, оправдывая представления о суровой сибирской зиме. (5)Морозы сопровождаются ветрами — жизнь в степи на несколько дней замирает. (6)Безморозный период на равнинах длится 90–130 дней, а лето — около трёх месяцев. (7)Кулундинскую степь зовут любимицей солнца: лето здесь сухое и жаркое, воздух прогревается до +40 °С. (8)Летний сезон полностью опровергает расхожее мнение, будто «в Сибири тепло не бывает». (9)Лето в алтайских степях — это обилие яркого солнца и жарких дней.
  • 21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

  • (1)Климат степного Алтая умеренно континентальный, с выраженным контрастом между холодными и тёплыми сезонами. (2)Средняя температура января составляет минус 18 °С. (3)Холодный период продолжительный: снег
  • ложится в конце октября и тает в конце марта. (4)Зимы малоснежные, местами покров — не более 8 сантиметров; температура воздуха может опускаться ниже –35 °С, оправдывая представления о суровой сибирской
  • зиме. (5)Морозы сопровождаются ветрами — жизнь в степи на несколько дней замирает. (6)Безморозный период на равнинах длится 90–130 дней, а лето — около трёх месяцев. (7)Кулундинскую степь зовут любимицей солнца: лето здесь сухое и жаркое, воздух прогревается до +40 °С. (8)Летний сезон полностью опровергает расхожее мнение, будто «в Сибири тепло не бывает». (9)Лето в алтайских степях — это обилие яркого солнца и жарких дней.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.   1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови. 2) Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный поступок. 3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать физическую силу, порой важнее испытание силы духа. 4) Автор письма не трус и готов жизнью оплатить подарок девочки. 5) Родион долго не писал, так как был контужен.
  • 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

  • 1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.
  • 2) Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный поступок.
  • 3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать физическую силу, порой важнее испытание силы духа.
  • 4) Автор письма не трус и готов жизнью оплатить подарок девочки.
  • 5) Родион долго не писал, так как был контужен.
  • (1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение. 
  • (2)–Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек. 
  • (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?.. 
  • (6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки. 
  • (10)Варя сразу наткнулась на главное место. 
  • (11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
  • (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...» 
  • (27)–Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок. 
  • (28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

 

  • (По Л. Леонову*)
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.   1) В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия персонажей. 2) В предложениях 3–5 представлено рассуждение. 3) Предложения 8–9 включают описание. 4) Предложения 24–26 содержат повествование. 5) Преобладающий тип текста—рассуждение.
  • 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

  • 1) В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия персонажей.
  • 2) В предложениях 3–5 представлено рассуждение.
  • 3) Предложения 8–9 включают описание.
  • 4) Предложения 24–26 содержат повествование.
  • 5) Преобладающий тип текста—рассуждение.
24. Найдите среди указанных вариантов такой, где слово употреблено в переносном значении. Выпишите это слово. развернула (предложение 8) 8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. сожги (предложение 15) 15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку. зажмурился (предложение 22) (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... прогремел (предложение 29)  29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
  • 24. Найдите среди указанных вариантов такой, где слово употреблено в переносном значении. Выпишите это слово.
  • развернула (предложение 8)
  • 8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене.
  • сожги (предложение 15)
  • 15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
  • зажмурился (предложение 22)
  • (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага...
  • прогремел (предложение 29)
  • 29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
25. Среди предложений 15–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).  (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.  (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.
  • 25. Среди предложений 15–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку. 

  • (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.
26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.   «Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: (А)_____ («купель зрелости» в предложении 24), (Б)_____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), (В)_____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного (Г)_____ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.»   Список терминов: 1) анафора 2) метафора 3) гипербола 4) профессиональная лексика 5) парцелляция 6) лексический повтор 7) противопоставление 8) эпитеты 9) контекстные синонимы  
  • 26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 

  • «Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: (А)_____ («купель зрелости» в предложении 24), (Б)_____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), (В)_____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного (Г)_____ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.»

 

  • Список терминов:
  • 1) анафора
  • 2) метафора
  • 3) гипербола
  • 4) профессиональная лексика
  • 5) парцелляция
  • 6) лексический повтор
  • 7) противопоставление
  • 8) эпитеты
  • 9) контекстные синонимы

 

24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! 21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. 12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках.
  • 24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!
  • 21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус.
  • 12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках.
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
  • 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
  • Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
  • Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
  • Объём сочинения — не менее 150 слов.
  • Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Основные проблемы: 1. Проблема обретения ощущения ответственности и чувства долга как характерных черт взрослого человека. (Как становятся взрослыми?) 2. Проблема взросления. (Всегда ли взросление связано с отважными, героическими поступками?) 3. Проблема взросления на войне. (Почему на войне быстрее происходило взросление юношей?   Авторская позиция: 1. Взросление человека (юноши) – это в первую очередь обретение готовности отвечать за свои поступки, принимать ответственность не только за себя, но и за других людей. 2. Иногда, чтобы стать настоящим мужчиной, не нужно совершать подвиг, для этого достаточно почувствовать ответственность за свои поступки и поступки других. 3. На войне взрослели быстрее потому, что слишком велика была ответственность за то, что происходило на фронте.
  • Основные проблемы:
  • 1. Проблема обретения ощущения ответственности и чувства долга как характерных черт взрослого человека. (Как становятся взрослыми?)
  • 2. Проблема взросления. (Всегда ли взросление связано с отважными, героическими поступками?)
  • 3. Проблема взросления на войне. (Почему на войне быстрее происходило взросление юношей?
  •  
  • Авторская позиция:
  • 1. Взросление человека (юноши) – это в первую очередь обретение готовности отвечать за свои поступки, принимать ответственность не только за себя, но и за других людей.
  • 2. Иногда, чтобы стать настоящим мужчиной, не нужно совершать подвиг, для этого достаточно почувствовать ответственность за свои поступки и поступки других.
  • 3. На войне взрослели быстрее потому, что слишком велика была ответственность за то, что происходило на фронте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!