Проверочная работа по теме «Фотосинтез»
Вариант 1
Задание 1 Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Задание 2 Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) образуется молекулярный кислород в результате разложения молекул воды
2) происходит синтез углеводов из углекислого газа и воды
3) происходит полимеризация молекул глюкозы с образованием крахмала
4) осуществляется синтез молекул АТФ
5) происходит фотолиз воды
Задание 3 Перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для характеристики пластического обмена. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) расщепление
2) окисление
3) репликация
4) транскрипция
5) хемосинтез
Задание 4 Каково значение фотосинтеза в природе?
1) обеспечивает организмы органическими веществами
2) обогащает почву минеральными веществами
3) способствует накоплению кислорода в атмосфере
4) обогащает атмосферу парами воды
5) обеспечивает большинство живых организмов на Земле энергией
6) обогащает атмосферу молекулярным азотом
Задание 5 Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики энергетического обмена в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) идёт с поглощением энергии
2) завершается в митохондриях
3) завершается в рибосомах
4) сопровождается синтезом молекул АТФ
5) завершается образованием углекислого газа
Задание 6 Установите соответствие между характеристикой и фазой фотосинтеза.
ХАРАКТЕРИСТИКА | | ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА |
А) фотолиз воды Б) фиксация углекислого газа В) расщепление молекул АТФ Г) синтез молекул НАДФ · 2Н Д) синтез глюкозы | | 1) световая 2) темновая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 7 Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза.
1) Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ.
2) Возбуждение светом электронов хлорофилла.
3) Фиксация углекислого газа.
4) Образование крахмала.
5) Использование энергии АТФ для синтеза глюкозы.
Задание 8 Укажите правильную последовательность реакций фотосинтеза
1) образование глюкозы
2) образование запасного крахмала
3) поглощение молекулами хлорофилла фотонов (квантов света)
4) соединение СО2 с рибулозодифосфатом
5) образование АТФ и НАДФ · Н
Задание 9 Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.
Место протекания процесса | Процесс | Фаза фотосинтеза |
А | возбуждение хлорофилла | световая |
строма хлоропласта | Б | темновая |
мембраны тилакоидов | синтез АТФ | В |
Список терминов и понятий:
1) мембраны тилакоидов
2) световая фаза
3) фиксация неорганического углерода
4) фотолиз воды
5) темновая фаза
6) цитоплазма клетки
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 10 Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?
Задание 11 Какую функцию выполняют белки в реакциях обмена веществ? Приведите не менее двух примеров функций.
Задание 12 Во время эксперимента учёный измерял скорость фотосинтеза в зависимости от температуры. Концентрацию углекислого газа и интенсивность освещения он поддерживал постоянными. Объясните, почему при повышении температуры активность фотосинтеза сначала растёт, но начиная с определённой температуры начинает стремительно снижаться (см. график).
Задание 13
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)На Земле встречаются организмы, способные извлекать энергию путём окисления неорганических веществ и использовать её для органического синтеза без участия света. (2)Процесс синтеза органических веществ из неорганических за счёт энергии окисления неорганических веществ называют хемосинтезом. (3)Нитрифицирующие бактерии, серобактерии, цианобактерии, железобактерии, водородные бактерии и другие синтезируют органические вещества из неорганических и получают энергию только путём хемосинтеза. (4)Все перечисленные бактерии являются анаэробными. (5)Источником водорода в окислительно-восстановительных реакциях является не только вода, но и другие неорганические вещества, например сероводород и водород. (6)В бактериальных клетках процессы хемосинтеза происходят на мембранах эндоплазматической сети. (7)Процессы хемосинтеза могут происходить в весьма крупных масштабах и имеют существенное значение в круговороте веществ в биосфере.
Задание 14
В чем сходство и различие процессов фотосинтеза и хемосинтеза?
Проверочная работа по теме «Фотосинтез»
Вариант 2
Задание 1 Рассмотрите схему взаимосвязи процессов фотосинтеза и дыхания. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Задание 2 Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, употребимы при описании процесса энергетического обмена. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гликолиз
2) диссимиляция
3) анаболизм
4) окисление
5) репликация
Задание 3 Выберите процессы, относящиеся к энергетическому обмену веществ.
1) выделение кислорода в атмосферу
2) образование углекислого газа, воды, мочевины
3) окислительное фосфорилирование
4) синтез глюкозы
5) гликолиз
6) фотолиз воды
Задание 4 Биосинтез белка, в отличие от фотосинтеза, происходит
1) в хлоропластах
2) на рибосомах
3) с использованием энергии солнечного света
4) в реакциях матричного типа
5) в лизосомах
6) с участием рибонуклеиновых кислот
Задание 5 Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания темновой фазы фотосинтеза в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) восстановление углекислого газа до глюкозы
2) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света
3) соединение водорода с переносчиком НАДФ+
4) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов
5) образование молекул крахмала из глюкозы
Задание 6 Установите соответствие между характеристикой процесса и процессом, к которому она относится.
ХАРАКТЕРИСТИКА | | ПРОЦЕСС |
А) в ходе процесса синтезируется глюкоза Б) основан на реакциях матричного синтеза В) происходит на рибосомах Г) в ходе процесса выделяется кислород Д) в результате процесса реализуется наследственная информация Е) в ходе процесса синтезируется АТФ | | 1) фотосинтез 2) биосинтез белка |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 7. Установите правильную последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.
1) восстановление НАДФ+ до НАДФ · 2Н
2) поглощение квантов света молекулами хлорофилла
3) фиксация СО2
4) переход электронов в возбуждённое состояние
5) синтез глюкозы
Задание 8
Установите последовательность процессов, происходящих с молекулой крахмала, в ходе энергетического обмена. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. образование углекислого газа и воды
2. образование молекулы глюкозы
3. образование двух молекул пировиноградной кислоты
4. расщепление молекул крахмала до дисахаридов
5. окисление молекул пировиноградной кислоты
Задание 9 Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СВЕТОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА
В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ___________ (А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул ___________ (Б) и синтез молекул ___________ (В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного ___________ (Г). Этот процесс называется фотолиз.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) ДНК | 2) темновая | 3) кислород | 4) АТФ |
5) сумеречная | 6) гемоглобин | 7) хлорофилл | 8) углекислый газ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 10 Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, на которую бежит легкоатлет. (По оси x отложена длина дистанции, а по оси y — интенсивность обмена веществ). Какое из приведённых ниже описаний интенсивности обмена наиболее точно описывает данную зависимость?
1) Интенсивность обмена снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт.
2) Интенсивность обмена резко растёт, достигая своего максимального показателя, после чего также резко снижается.
3) Интенсивность обмена резко снижается, после чего выходит на постоянные показатели.
4) Интенсивность обмена на всём своём протяжении плавно снижается, достигая минимальных показателей.
Задание 11
Какое вещество служит источником кислорода во время фотосинтеза?
Задание 12 Объясните график по следующему плану:
1) что отражает график на отрезке от 0 до 1?
2) что происходит с ферментативной реакцией в точке 2?
3) что является ограничивающим фактором для скорости ферментативной реакции?
Задание 13
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.
(1)Фотосинтез и клеточное дыхание играют важнейшую роль в жизнедеятельности растений. (2)Фотосинтез необходим для синтеза органических веществ из неорганических. (3)Первая стадия фотосинтеза – световая, при ней энергия света запасается в виде АТФ. (4)При этом выделяется кислород в качестве побочного продукта. (5)Темновая стадия, при которой АТФ расходуется на синтез глюкозы, у всех растений происходит ночью, в темноте. (6)Клеточное дыхание в свою очередь происходит только днём, поскольку для него необходим кислород, выделяющийся при фотосинтезе. (7)Ночью же для жизнедеятельности растения используется запасённая в виде АТФ энергия солнечного света.
Задание 14
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Фотосинтез – это процесс синтеза органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии. 2. Он протекает в две стадии – световую и темновую. 3. В световой стадии происходит восстановление углекислого газа и синтез АТФ. 4. Также в световой стадии при фотолизе воды образуется свободный кислород. 5. В темновой стадии синтезируются НАДФ·2Н и глюкоза. 6. Эта стадия протекает в тилакоидах хлоропластов. 7. Таким образом, процесс фотосинтеза обеспечивает живые системы органическими веществами и кислородом.
Ответы
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | хемотрофный | кислород |
2 | 23 | 35 |
3 | 12 | 235 |
4 | 135 | 246 |
5 | 13 | 23 |
6 | 12212 | 122121. |
7 | 21354 | 24135 |
8 | 35412. | 42351 |
9 | 132 | 2743. |
10 | 1) На подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее сложных, например биополимеры — до мономеров. 2) В процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ. 3) На кислородном этапе пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ. | 3 |
11 | 1)Ферментативную (каталитическую). 2) Транспортную | 1) Вода. 2) В результате фотолиза — распада под действием света в световой фазе, происходит выделение кислорода. |
12 | 1) Темновая стадия фотосинтеза – это цикл реакций, катализируемых ферментами. 2) Активность ферментов при повышении температуры возрастает, 3) пока не начнётся денатурация ферментов под воздействием высокой температуры, и тогда скорость реакции падает. | 1) на отрезке от 0 до 1 показано, что скорость реакции растёт с концентрацией субстрата; 2) в точке 2 скорость реакции становится постоянной и перестаёт зависеть от концентрации субстрата; 3) повышение концентрации субстрата не влечет увеличения скорости реакции потому, что в то время как одного из реагирующих веществ становится в избытке, другого оказывается недостаточно: фермента ограниченное количество, все его молекулы уже задействованы. |
13 | 1) 3 – цианобактерии способны к фотосинтезу (синтезируют органические вещества из неорганических на свету с выделением кислорода). 2) 4 – все перечисленные бактерии являются аэробными (окисляют неорганические вещества в присутствии кислорода). 3) 6 – в бактериальных клетках процессы хемосинтеза происходят на внутренних выростах плазматической мембраны – мезосомах, ЭПС и других мембранных органоидов в клетках бактерий нет | 1) 5 – темновая стадия не требует света, но происходит тоже днём; 2) 6 – в дыхании может использоваться любой кислород (дыхание может происходить и днём, и ночью); 3) 7 – главным источником энергии ночью является клеточное дыхание (окисление органических веществ) |
14 | 1) Сходство: в результате этих процессов синтезируется глюкоза. 2) Различия: фотосинтез происходит в клетках растений, в хлоропластах, а хемосинтез — в клетках хемосинтезирующих бактерий (азото-, серо-, железобактерий) на мембранных структурах. 3) В результате фотосинтеза выделяется кислород, а в результате хемосинтеза — | Ошибки допущены в предложениях 356: 1) 3 – восстановление углекислого газа происходит в темновой стадии 2) 5 – НАДФ·Н2 синтезируется в световой стадии. 3) 6 – темновая стадия протекает в строме хлоропластов |