СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка и речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит 2 варианта заданий, в которых проверяется  знание теории изобразительно-выразительных средств и умение выполнять задание 26 в формате ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка и речи»»


Проверочная работа по теме

«Изобразительно-выразительные средства языка и речи»

Вариант I.

I. Соотнесите тропы и их определения. 1) Метафора


а) перенос значения с одного явления на другое по смежности

2) Метонимия

б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета

3) Парафраз (парафраза)

в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явление

4) Ирония

г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

5) Литота

д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки


II. Укажите средство выразительности.

1) Я видывал, как она косит:

Что взмах - то готова копна! (Н. Некрасов)

2) В темной роще на поляне

Плачет смехом бубенец. (С. Есенин)

3) Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте. (Б. Пастернак)

4) Нас вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва такая сплетница (А. Куприн)

5) День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А. Грин)

Варианты ответов:

а) оксюморон;

б) метонимия;

в) парцелляция;

г) сравнение;

д) гипербола.

III. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1) Эпифора



а) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости

2) Антитеза

б) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации

3) Эллипсис

в) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)

4) Градация

г.) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

5) Параллелизм

д) усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

IV. Назовите синтаксический прием, который

1) подчеркивает авторскую мысль:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный...(Пушкин);

2) использован для изображения лирических переживаний:

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край. (Фет);

3) придает яркость описанию природы:

Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков);

4) использован для усиления выразительности речи в строке:

Где стол был яств, там гроб стоит. (Державин);

5) передает эмоциональность, взволнованность речи героя:

Нет; я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть.

(Пушкин).

Варианты ответов:

а) анафора; в) умолчание; б) антитеза; г) инверсия; д) градация.

V. Стиль А. Костюнина кажется намеренно простым. О сложном, о важном писатель говорит так, чтобы было понятно каждому. И всё же художественная проза А. Костюнина строится с использованием средств художественной выразительности: (А)_______(«на твоих глазах» в предложении 1, «изо всех сил» в предложении 11), (Б)_______(«досада накапливалась» в предложении 11, «осветила» в предложении 13, «открытая рана» в предложении 31), (В)_______(предложение 6), (Г)_______(«как живой» в предложении 15).

 

(6)Самому дорогому ей человеку!

(15)И вдруг… клубок шерстяных ниток озорно, как живой, выскочил из неуверенных рук, разматываясь и уменьшаясь.



Список терминов:
1) устойчивое выражение
2) лексический повтор
3) синтаксический параллелизм
4) метафора
5) метонимия
6) сравнение
7) эпитет
8) парцелляция
9) восклицательное предложение











Проверочная работа по теме

«Изобразительно-выразительные средства языка и речи»

Вариант II.

1. Соотнесите тропы и их определения. 1) Синекдоха


а) уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака

2) Аллегория

б) перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

3) Сравнение

в) иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа

4) Гипербола

г) приписывание неодушевленным предметах признаков и свойств живых существ

5) Олицетворение

д) непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления



II. Укажите средство выразительности.

1) для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…»:

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины. (С. Есенин)

2) Вот уж где торжествует принцип: человек человеку не друг, а волк. (Ю. Богомолов)

3) Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! (А. Пушкин)

4) Я поэт. Я не связан. Я полон любви к миру и к моей матери, которая называется Россия. (К. Бальмонт)

5) Советую вам, прошу вас, уговариваю – попробуйте! Попробуйте читать дома вместе и вслух! (С. Львов)

Варианты ответов:

а) анафора;

б) градация;

в) риторическое восклицание;

г) развернутая метафора;

д) контекстные антонимы.

III. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1) Анафора



а) утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ

2) Оксюморон

б) расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок

3) Инверсия

в) повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)

4) Парцелляция

г) соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое

5) Риторический вопрос

д) членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы

IV. Назовите синтаксический прием, который

1) использован для усиления смыслового оттенка высказывания:

Флеров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (Горький);

2) использован для изображения лирических переживаний:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня. (Блок);

3) придает динамичность, интонацию живой разговорной речи:

Офицер — из пистолета,

Тёркин.— в мягкое штыком... (Твардовский);

4) использован для усиления выразительности речи:

Мы любим все — и жар холодных числ... (Блок);

5) подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (Берггольц).

Варианты ответов:

а) оксюморон; 6) парцелляция; в) эпифора; г) градация; д) эллипсис.


V. Академик Д. Лихачёв занимался не только чистой наукой. Его публицистические выступления формировали взгляды и мироощущение нескольких поколений. Какие средства выразительности присущи размышлениям Д. Лихачёва, адресованным молодёжи? Конечно, они изобилуют (А)__________(например, «быть открытым» в предложении 12, «заслоны мелочей» в предложении 14, «расширять горизонты» в предложении 19). В тексте встречается(Б) _________(«душно» в предложении 9), (В)_________(«дух вон» в предложении 8). Яркий образ создаёт(Г) _________ М. Волошина («окоём» в предложении 20).


(9)«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни.

(8)«Дух вон!» — это значит «умер».

(20)У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово — «окоём».



Список терминов:
1) метонимия
2) антонимы
3) синонимы
4) анафора
5) устойчивое сочетание
6) градация
7) неологизм
8) инверсия
9) метафора