Проверочная работа по теме "Россия в эпоху преобразований Петра I». 8 класс Вариант 1
1. Соотнесите даты и события
1) 1703 г. А) принятие Табели о рангах
2) 1707-1708 гг. Б) основание губерний
3) 1711 г. В) отмена патриаршества
4) 1721 г. Г) Прутский поход
5) 1722 г. Д) основание Санкт-Петербурга
2. Сравните социальную систему России XVII в. и сложившуюся в результате Петровских преобразований. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) большинство населения — крепостные крестьяне
2) господствующие позиции боярской аристократии
3) разделение духовенства на белое и чёрное
4) существование группы приписных крестьян
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
3. Что из перечисленного относится к причинам реформ Петра I. Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) усиливающееся отставание России от стран Запада
2) отсутствие реформ в правление Софьи
3) стремление боярской аристократии к переменам
4) устаревшая и громоздкая система управления страной
5) начавшаяся Северная война
6) наличие четкой программы реформ, разработанных Боярской Думой
4. Прочитайте документ и ответьте на вопросы 4.1 – 4.2
Петр I о нарвском сражении.
«Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать день.
4.1) В чём видел Пётр I причины поражения под Нарвой. Запишите подпунктами.
4.2) В каких словах Петра I видна решимость изменить ситуацию? Запишите.
5. Дайте определение понятиям: магистрат, Синод, подушная подать, приписные крестьяне.
6. Реформаторская деятельность Петра I, многогранная и противоречивая в своих конкретных проявлениях и исторических последствиях, по-разному оценивается в историографии. Приведите три аргумента, подтверждающих успешность проведённых Петром I преобразований.
Проверочная работа по теме "Россия в эпоху преобразований Петра I». 8 класс Вариант 2
1. Соотнесите даты и события
1) 1721 г. А) сражение у деревни Лесной
2) 1708 г. Б) начало Астраханского восстания
3) 1720 г. В) указ о единонаследии
4) 1714 г. Г) сражение у острова Гренгам
5) 1705 г. Д) Ништадтский мир
2. Сравните систему церковного устройства в России XVII в. и сложившуюся в результате Петровских преобразований. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) сосредоточение дел по управлению церковными делами в Святейшем Синоде
2) существование церковных округов — епархий
3) во главе церкви — патриарх
4) разделение духовенства на белое и чёрное
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
3. В чём выражалось активное вмешательство государства в развитие экономики в годы правления Петра I? Выберите из списка три верных ответа. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) государство выделяло средства на открытие предприятий
2) государство не вмешивалось в решения владельцев мануфактур по вопросам управления производством
3) государство распределяло государственные заказы среди владельцев мануфактур
4) владельцы предприятий сами решали, что и в каком количестве производить
5) государство способствовало увеличению числа работников, отказавшись от крепостного права
6) государство предоставляло привилегии успешным фабрикантам
4. Прочитайте документ и ответьте на вопросы 4.1 – 4.2
Записки датского посла Юста Юля о Петре
«…Царь как главный корабельный мастер (должность, за которую он получал жалование), распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было рубил топором, коим владел искуснее, нежели прочие присутствовавшие там плотники. Бывшие на верфях офицеры ежеминутно пили и кричали. Достойно замечания, то, сделав все нужные распоряжения для поднятия форштевня, царь снял перед стоявшим тут генерал-адмиралом шапку спросил его начинать ли, только по получении утвердительного ответа снова надел её, а затем принялся за свою работу. Такое почтение и послушание царь высказывает не только адмиралу, но и всем старшим по службе лицам. В основании такого образа действий лежит здравое начало: царь своим примером хочет показать прочим русским, как в служебных делах они должны быть почтительны в отношении своего начальника….Царь часто развлекается точением и путешествуя возит станок с собой. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать фигуры…»
4.1) Запишите какими специальностями владел Пётр I?
4.2) Запишите что понравилось датскому посланнику в Петре I?
5. Дайте определение понятиям: губерния, Сенат, рекрутский набор, посессионные крестьяне.
6. Реформаторская деятельность Петра I, многогранная и противоречивая в своих конкретных проявлениях и исторических последствиях, по-разному оценивается в историографии. Приведите три аргумента, подтверждающих неудачи в осуществлении преобразований.