СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по теме «Сфера духовной культуры: образование, наука, религия, искусство»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по теме «Сфера духовной культуры: образование, наука, религия, искусство»»

Проверочная работа по теме

«Сфера духовной культуры: образование, наука, религия, искусство»

1 вариант


ОТВЕЧАЕМ ПОЛНОСТЬЮ, ПИШЕМ РАЗЁРНУТЫЙ ОТВЕТ (без а-1,б-2 и т.д.)


1. (2 балла) Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

Религия; доход; наука; демократия; социальная мобильность.


 Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.


2. (1 балл) Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?


1)  среднее профессиональное образование 2)  основное общее образование

3)  среднее общее образование 4)  начальное общее образование


3. (1 балл) Что относится к точным наукам? (выберите один вариант)


 1)  математика 2)  физика 3)  биология 4)  история


4. (1 балл) К отличительным особенностям научного знания относится:


1)  очевидность содержания для каждого человека 2)  практическая польза

3)  доказательность всех утверждений 4)  наглядность


5. (1 балл) Верны ли суждения о религии?

 А.  В современном мире сохранились ранние формы религиозных верований такие как: тотемизм, анимизм, фетишизм.

Б.  Христианство, конфуцианство, буддизм, ислам относятся к мировым религиям.


1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны


6. (1 балл) Верны ли следующие суждения об искусстве?

А.  Одной из функций искусства является познание мира.

Б.  Для искусства характерна опора на факты, доказательность.


1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны


7. (1 балл) Верны ли следующие суждения о возможности получения образования в РФ?

А.  Получение основного общего образования дает возможность поступления в вуз.

Б.  После окончания средней школы можно продолжить обучение в учреждении среднего профессионального образования.


1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны




8. (3 балла) Рассмотрите фотографию.


8.1. Какой вид деятельности осуществляет гражданка, изображенная на иллюстрации?

8.2. Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться в ходе подобной деятельности.

8.3. Кратко поясните эти правила.


9. (2 балла) Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А)  логичность и доказательство выводов

Б)  теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир

В)  вера в сверхъестественное

Г)  строгое следование ритуалам

Д)  объективное отражение действительности

1)  религия

2)  наука


Выпишите область (форму) культуры и приведите характерную для неё черту (черты).


10. (1 балл) Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии. Сравните две ступени образования: основную школу и старшую школу.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы черты сходства, а во вторую колонку  — черты отличия основной и старшей школы:

1)  возможность выбора профиля обучения 2)  соблюдение правил поведения

3)  возможность поступления в вуз 4)  получение общего образования

Черты сходства основной и старшей школы

Черты различия основной и старшей школы






11. (1 балл) Запишите слово, пропущенное в таблице.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМА ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Искусство -

форма духовной деятельности, направленная на освоение и создание эстетических ценностей

-.

форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов

Проверочная работа по теме

«Сфера духовной культуры: образование, наука, религия, искусство»

2 вариант


ОТВЕЧАЕМ ПОЛНОСТЬЮ, ПИШЕМ РАЗЁРНУТЫЙ ОТВЕТ (без а-1,б-2 и т.д.)


  1. (2 балла) Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

Мораль; факторы производства; товар; авторитаризм; искусство.


  Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.


  1. (1 балл) Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?


1)  основное общее образование 2)  среднее профессиональное образование

3)  полное (среднее) образование 4)  высшее профессиональное образование


  1. (1 балл) Андрей особое внимание уделяет таким школьным предметам, как литература, история, обществознание. Можно сказать, что сферой интересов Андрея являются (выберите один вариант ответа)

1)  гуманитарные науки 2)  естественные науки

3)  точные науки 4)  технические науки


  1. (1 балл) К особенностям научного знания относится

 

1)  очевидность содержания для каждого человека

2)  нацеленность на получение практического результата

3)  соответствие цели и средств познания

4)  доказательность и логичность


  1. (1 балл) Верны ли следующие суждения о мировых религиях?

  А. Древнейшей из мировых религий является буддизм.

Б. Наиболее молодая из мировых религий  — ислам.

 

1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

  1. (1 балл) Верны ли следующие суждения об искусстве?

  А.  Одной из функций искусства является познание мира.

Б.  Для искусства характерна опора на факты, доказательность.


 1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны


  1. (1 балл) Верны ли суждения о роли современного образования?

А. Сегодня недостаточно просто получить высшее образование или закончить колледж, важно суметь применить полученные знания на практике.

Б.  Образование позволяет мыслить шире и глубже воспринимать происходящие процессы.

 

1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

8. (3 балла) Рассмотрите фотографию.

8.1. Следование какому виду социальных норм демонстрируют лица, изображенные на иллюстрации?

8.2. Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему важно с уважением относиться к действиям людей, изображенных на иллюстрации, даже если ты не разделяешь их взглядов.

8.3. Кратко поясните, почему Вы привели именно эти объяснения.


9. (2 балла) Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК

ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

А)  точность и достоверность знаний

Б)  использование художественных образов

В)  воспитание эстетического вкуса

Г)  направленность на поиск объективной истины

1)  искусство

2)  наука


Выпишите область культуры и приведите характерный для неё признак (признаки).



10. (1 балл) На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует множество различных религиозных верований. Сравните мировые и национальные (национально-государственные) религии.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы черты сходства, а во вторую колонку  — черты отличия мировых и национальных (национально-государственных) религий:


1)  неотъемлемая часть культуры одного народа

2)  наличие культа, обрядов, религиозных традиций

3)  распространение на всех континентах, в большинстве стран мира

4)  вера в сверхъестественные силы

Черты сходства

Черты отличия






11. (1 балл) Запишите слово, пропущенное в таблице.

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Искусство -

Отражение мира и человека в художественных образах

….-

Целенаправленный процесс обучения и воспитания

 Проверочная работа по теме «Сфера духовной культуры: образование, наука, религия, искусство»

1 вариант

ОТВЕТЫ

  1. Тип 1 № 8256 (2 балла)

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? Религия; доход; наука; демократия; социальная мобильность.

 Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

Пояснение. 1.  Понятия: религия, наука.

2.  Смысл понятия:

религия  — сфера духовной культуры, в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, бога или богов, организованное поклонение им;

наука  — сфера духовной деятельности человека, направленная на получение объективных, обоснованных и системно-организованных знаний об окружающем мире.


  1. Тип 3 № 253 (1 балл)

Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

 1)  среднее профессиональное образование 2)  основное общее образование

3)  среднее общее образование 4)  начальное общее образование


  1. Тип 3 № 312 (1 балл)

Что относится к точным наукам?

 1)  математика 2)  физика 3)  биология 4)  история


  1. Тип 3 № 1774 (1 балл)

К отличительным особенностям научного знания относится

 1)  очевидность содержания для каждого человека 2)  практическая польза

3)  доказательность всех утверждений 4)  наглядность


  1. Тип 4 № 1619 (1 балл) Верны ли суждения о религии?

 А.  В современном мире сохранились ранние формы религиозных верований такие как: тотемизм, анимизм, фетишизм.

Б.  Христианство, конфуцианство, буддизм, ислам относятся к мировым религиям.

 1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

Пояснение. А  — верно, такие явления сохранились; Б  — неверно, так как конфуцианство не относится к мировым религиям.

  1.  Тип 4 № 1304 (1 балл) Верны ли следующие суждения об искусстве?

 А.  Одной из функций искусства является познание мира.

Б.  Для искусства характерна опора на факты, доказательность.

 1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

Пояснение.

А  — верно, так как одна из функций искусства  — это познание и отражение мира в художественных образах; Б  — неверно, так, для искусства не характерно опора на факты и доказательства, это характерно для науки.

  1. (1 балл) Верны ли следующие суждения о возможности получения образования в РФ?

 А.  Получение основного общего образования дает возможность поступления в вуз.

Б.  После окончания средней школы можно продолжить обучение в учреждении среднего профессионального образования.

 1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

Пояснение. А  — неверно, в вуз можно поступить только после окончания средней школы; Б  — верно, после окончания средней школы можно продолжить обучение в учреждении среднего профессионального образования, но без изучения повторно учебных предметов общеобразовательной школы.

  1. (3 балла) Рассмотрите фотографию.


Какой вид деятельности осуществляет гражданка, изображенная на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться в ходе подобной деятельности, кратко поясните их.

Пояснение. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1)  ответ на вопрос: изучение произведений искусства / посещение картинной галереи / участие в просмотре музейной экспозиции;

2)  два объяснения, допустим:

— нельзя шуметь и громко разговаривать (это отвлекает других посетителей, мешает им наслаждаться произведениями искусства);

— нельзя трогать руками экспонаты за исключением тех, на которых музеем дается разрешение для контакта (это может нанести невосполнимый вред экспонату, разрушить или повредить его).

  1. (2 балла) Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А)  логичность и доказательство выводов

Б)  теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир

В)  вера в сверхъестественное

Г)  строгое следование ритуалам

Д)  объективное отражение действительности

1)  религия

2)  наука


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д







  1. (1 балл) Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии. Сравните две ступени образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку  — порядковые номера черт отличия:

 1)  возможность выбора профиля обучения 2)  соблюдение правил поведения

3)  возможность поступления в вуз 4)  получение общего образования

Черты сходства

Черты различия





Пояснение. Сходства: соблюдение правил поведения; получение общего образования.

Отличия: возможность выбора профиля обучения; возможность поступления в вуз (оба только в старшей школе).

 Ответ: 2413.

  1. (1 балл) Запишите слово, пропущенное в таблице.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМА ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Искусство

Форма духовной деятельности, направленная на освоение и создание эстетических ценностей

….

Форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов

Пояснение. Формы духовной деятельности: мораль, искусство, религия, наука, право, идеология.

Наука  — форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

  Проверочная работа по теме «Сфера духовной культуры: образование, наука, религия, искусство»

2 вариант

ОТВЕТЫ

  1. Тип 1 № 8266 (2 балла)

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? Мораль; факторы производства; товар; авторитаризм; искусство.

 Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них

Пояснение. 1.  Понятия: мораль, искусство.

2.  Смысл понятия: мораль  — форма общественного сознания, включающая в себя совокупность норм, ценностей, моделей поведения, регулирующих общественные отношения с позиций добра и зла;

искусство  — форма духовной культуры, в основе которой лежит субъективное восприятие и отражение окружающего мира в форме художественных образов.

  1. Тип 3 № 470 (1 балл)

Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?

 1)  основное общее образование 2)  среднее профессиональное образование

3)  полное (среднее) образование 4)  высшее профессиональное образование

Пояснение. Начальное образование 1−4 классы; основное общее образование  — 5−9 классы; полное среднее образование  — 10−11 классы; среднее профессиональное образование  — после окончания основного общего обучение или среднего обучение в среднетехническим учебных заведениях; дополнительное образование  — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием.

  1. Тип 3 № 1334 (1 балл) Андрей особое внимание уделяет таким школьным предметам, как литература, история, обществознание. Можно сказать, что сферой интересов Андрея являются

 1)  гуманитарные науки 2)  естественные науки 3)  точные науки 4)  технические науки

Пояснение. Литература, история, обществознание  — это гуманитарные науки.

  1. Тип 3 № 1711 (1 балл) К особенностям научного знания относится

 1)  очевидность содержания для каждого человека

2)  нацеленность на получение практического результата

3)  соответствие цели и средств познания

4)  доказательность и логичность

Пояснение. Особенности научного познания: стремится к максимальной объективности; стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений; использует особый научный язык; использует особые методы.

  1. Тип 4 № 1837 (1 балл) Верны ли следующие суждения о мировых религиях?

 А. Древнейшей из мировых религий является буддизм.

Б. Наиболее молодая из мировых религий  — ислам.

 1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

Пояснение. Оба верны. А  — буддизм III в. до н. э.; Б  — ислам VII в.

  1. Тип 4 № 1304 (1 балл) Верны ли следующие суждения об искусстве?

 А.  Одной из функций искусства является познание мира.

Б.  Для искусства характерна опора на факты, доказательность.

 1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

Пояснение. А  — верно, так как одна из функций искусства  — это познание и отражение мира в художественных образах; Б  — неверно, так, для искусства не характерно опора на факты и доказательства, это характерно для науки.

  1. Тип 4 № 1588 (1 балл) Верны ли суждения о роли современного образования?

 А. Сегодня недостаточно просто получить высшее образование или закончить колледж, важно суметь применить полученные знания на практике.

Б.  Образование позволяет мыслить шире и глубже воспринимать происходящие процессы.

 1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

Пояснение. А  — верно, ценится не сам диплом об образовании, а конкретные знания; Б  — верно.






  1. Тип 5 № 15360 (3 балла) Рассмотрите фотографию.

Следование какому виду социальных норм демонстрируют лица, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему важно с уважением относиться к действиям людей, изображенных на иллюстрации, даже если ты не разделяешь их взглядов.

Пояснение. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1)  ответ на вопрос: религиозные нормы / религиозные обряды / нормы христианской (православной) религии и т. п.;

2)  два объяснения, допустим:

— это позволяет избежать конфликтов с верующими, которых может оскорбить неуважительное отношение к своим взглядам и религиозным чувствам;

— это соответствует общепринятым нормам морали и уважительного, вежливого общения с другими людьми.

  1. Тип 15 № 580 (2 балла) Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК

ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

А)  точность и достоверность знаний

Б)  использование художественных образов

В)  воспитание эстетического вкуса

Г)  направленность на поиск объективной истины

1)  искусство

2)  наука

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г





  1. Тип 19 № 176 (1 балл) На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует множество различных религиозных верований. Сравните мировые и национальные (национально-государственные) религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку  — порядковые номера черт отличия:

 1)  неотъемлемая часть культуры одного народа

2)  наличие культа, обрядов, религиозных традиций

3)  распространение на всех континентах, в большинстве стран мира

4)  вера в сверхъестественные силы

Черты сходства

Черты отличия





Пояснение. Мировая религия  — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается ее влияние на ход истории и масштабы распространения.

Сходства: наличие культа, обрядов, религиозных традиций; вера в сверхъестественные силы.

Отличия: неотъемлемая часть культуры одного народа (только для национальных); распространение на всех континентах, в большинстве стран мира (только для мировых).

Ответ: 2413.

  1. Тип 20 № 8328 (1 балл) Запишите слово, пропущенное в таблице.

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Искусство -

Отражение мира и человека в художественных образах

….-

Целенаправленный процесс обучения и воспитания

ОБРАЗОВАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!