Контрольная работа по теме: «Творчество Островского. Пьеса ‘‘Гроза’’».
Часть 1. Тестовые задания с выбором ответа
1. В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856) года сотрудничал А.Н. Островский:
А) «Москвитянин»
Б) «Отечественные записки»
В) «Современник»
г) «Библиотека для чтения»
2. С каким театром тесно сотрудничал А.Н. Островский?
А) Художественный театр
Б) Малый театр
В) театр «Современник»
Г) Большой театр
3.Высшим критерием художественности А.Н. Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»:
А) Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.
Б) Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.
В) Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.
4. Первая пьеса, принесшая литературный успех А.Н. Островскому и напечатанная в 1850 г., - это
А) «Не в свои сани не садись»
Б) «Не всё коту масленица»
В) «Свои люди - сочтёмся»
Г) «На всякого мудреца довольно простоты»
5. «Гроза» Островского – это
А) комедия
Б) драма
В) трагедия
Г) трагикомедия
6. А.Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды. Какой именно?
А) Помещичье-дворянской
Б) Купеческой
В) Аристократической
Г) Народной
7. Действие происходит в городе
А) Торжке
Б) Твери
В) Кинешме
Г) Калинове
8. Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза»:
А) Это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна)
Б) Это внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой
В) Это столкновение самодуров жизни и их жертв
Г) Это конфликт между Тихоном и Катериной
9. Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько затянутой экспозиции для того, чтобы:
А) Заинтриговать читателя
Б) Представить героев, непосредственно участвующих в интриге
В) Создать образ мира, в котором живут герои
Г) Замедлить сценическое время
10. «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу».
Кому принадлежат эти слова?
А) Кудряшу
Б) Шапкину
В) Кулигину
Г) Борису Григорьевичу
11 . «Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Пронзительный мужик! Ни за что человека оборвёт. Унять-то его некому, вот он и воюет!»
О ком так говорят в пьесе?
А) о Тихоне Ивановиче
Б) о Савёле Прокофьевиче
В) о Борисе Григорьевиче
Г) о конторщике Дикого
12. «Последние времена, последние, по всем приметам последние. Ещё у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто Содом…»
Кто так говорит о жизни в городе?
А) Механик-самоучка
Б) Полусумасшедшая барыня
В) Глаша
Г) Феклуша
13. «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Чьи это слова?
А) Варвары
В) Глаши
Б) Катерины
Г) сумасшедшей барыни
14. В словах какой героини появляется мотив птицы и полёта: «Отчего люди не летают?.. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела» ?
А) Глаши
Б) Катерины
В) Полусумасшедшей барыни
Г) Одна из женщин
15. Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?
А) Чувство стыда
Б) Страх перед свекровью
В) Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести
Г) Желание уехать с Борисом
Часть 2. Тестовые задания с кратким ответом
1. «Ну, да та хоть, по крайности, всё под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!» Кто и о ком говорит?
2. « Как же, сударь, ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего». – Кто и кому говорит о своих проектах?
3. « Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит». – Кто и кому говорит эти слова?
4. « Знай своё дело – молчи, коли уж лучше ничего не умеешь. Что стоишь – переминаешься? По глазам вижу, что у тебя на уме-то». – Кто и кому даёт совет?
5. «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Кому принадлежат эти слова? Чего и кого боится он(а)?
Часть 3. Вопросы для работы с текстом.
Прочитайте цитаты и определите, какое слово пропущено. Запишите ответ.
1. «Я …. считаюсь, за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен», - говорит Кудряш Шапкину.
2. « Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь…. - жалуется Кулигину Борис Григорьевич. - Я понимаю, что всё это наше русское, родное, а всё-таки не привыкну никак».
3. «Да гроза-то что такое по-твоему?» – спрашивает Дикой Кулигина и сам же отвечает: «Гроза-то нам в …. посылается!»
4. «Кабы любила,– придирается Кабаниха к снохе,– так бы выучилась….».
5. «Бросить…. ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь»,– решительно говорит Катерина.
6. Кулигин в седьмом явлении последнего действия произносит такие слова: « Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судиёй, который …. Вас!»
Часть 4. Критики о пьесе «Гроза»
1. После публикации было много отзывов о пьесе «Гроза». Определите, какому автору какое высказывание принадлежит.
М. Достоевский 1. «Удивительнейшее, великолепнейшее
произведение русского, могучего, вполне
овладевшего собой таланта».
Л. Толстой 2. «Гроза» - драма только по названию, в
сущности же это сатира, направленная
против двух страшнейших зол, глубоко
вкоренившихся в «темном царстве» -
против семейного деспотизма и
мистицизма».
И. Тургенев 3. «Гроза» Островского есть, по-моему,
плачевное сочинение”.
Пальховский 4. «По нашему мнению, господин
Островский в своих сочинениях не
славянофил и не западник, а просто
художник, глубокий знаток русской
жизни и русского сердца».
2. По-разному толковалась современниками пьеса. Но больше всего спорили о Катерине. Определите, какому автору какое высказывание принадлежит.
Гиероглифов 1. «В Катерине, как женщине неразвитой, нет сознания
долга, нравственных обязанностей, нет развитого
чувства человеческого достоинства и страха запятнать
его каким-нибудь безнравственным поступком...»
Павлов 2. «Увлечение нервной страстной женщины и борьба с
долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины -
все это исполнено живейшего драматического интереса
и ведено с необычайным искусством и знанием сердца».
Пальховский 3. Катерина «безнравственная, бесстыжая женщина,
выбежавшая ночью к любовнику, как только муж уехал
из дому».
И. Гончаров 4. «В лице Катерины мы видим светлый луч на темном
небе».
3. В 60-ые годы XIX века разгорелась полемика, критики отстаивали свои взгляды на пьесу, появились критические статьи. Определите, кто какую статью написал.
А. Григорьев 1. «Луч света в тёмном царстве».
М. Антонович 2. «Мотивы русской драмы».
Н. Добролюбов 3. «Промахи».
Д. Писарев 4. «После “Грозы” Островского».
4. Прочитайте цитаты из статей Добролюбова и Писарева. Определите, какие высказывания принадлежат Добролюбову, а какие – Писареву. Выпишите напротив фамилии автора номера цитат.
1) «Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе…»
2) «Добролюбов увлёкся симпатиею к характеру Катерины и принял её личность за светлое явление... Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым».
3) «Каждое внешнее впечатление потрясает весь её организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в её мыслях, чувствах и поступках целые перевороты».
4) «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный».
5) «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра».
6) «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашённый и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за её живую Душу».
7) «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий».
8) «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…».
9) «Она на каждом шагу путает свою собственную жизнь и жизнь других людей, наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да ещё таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для неё самой».
10) «Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера».