СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по типу 14-го задания ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа в двух вариантах поможет протестировать уровень подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по типу 14-го задания ОГЭ»

Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи.


Вариант I


  1. Среди предложений найдите и выпишите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями.

 Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идём в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы, когда создают произведения, строят их так, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя. Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений.

Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому, когда в жизни возникают сложные обстоятельства, люди нередко обращаются к произведениям искусства, и эти произведения становятся для них источником духовной силы и мужества.


  1. Среди предложений  найдите и выпишите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями.

В те далёкие времена – около семидесяти лет назад – никто из обыкновенных людей даже не представлял себе, чтобы человек мог летать. Летали только герои сказок. Ну, те вообще жили с такими удобствами, каких не знали простые смертные: у них были и ковры-самолёты, и скатерти-самобранки, и волшебные лампы. В обыкновенной, всамделишной жизни летать было невозможно. Основным способом передвижения в нашем городе, как и во всех провинциальных городах, были в то время собственные ноги. Век был пешеходный. И вдруг какой-то Древницкий собирается лететь по воздуху, как птицы! 
Папа приходит вечером домой, и я спрашиваю у него: разве может человек летать? 
– Может! – говорит папа. – Это ещё начало: человек может только подниматься в воздух. Направлять свой полёт, как делают птицы, он пока не может, потому что шар летит не по воле человека, а по воле ветра.

  1. Среди предложений  найдите и выпишите сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями.

«Жалко ей, – мрачно думал Миша. – Лежи тут! Вот возьму и убегу». Он представлял себе, как мама войдёт в комнату и увидит, что его уже нет. Она будет плакать, убиваться, но ничто не поможет – она никогда уже его не увидит.
Миша искоса поглядел на мать: она всё шила, опустив голову, изредка откусывая нитку. Тяжело ей придётся без него! Она останется совсем одна. Придёт со службы домой, и ей станет грустно, потому что в доме никого нет. Весь вечер она будет сидеть и думать о Мише. Жалко её всё-таки…









  1. Среди предложений найдите и выпишите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями.

Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. Рабочие леспромхоза – их было человек десять – лениво переговаривались; две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. Глубокая и тихая вода лакировано блестела, и в это зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, одна из женщин склонила голову набок и запела. Запела как будто о том, что видела: «Куда бежишь, тропинка милая, куда зовёшь, куда ведёшь». 


  1. Среди предложений найдите и выпишите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями.

Позже я раздумывал над этой историей. Люди видели, что я весь в крови, что-то случилось – упал, ударили… Почему же не помогли, не спросили хотя бы, что произошло? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил стало привычным? Желание отойти, уклониться незаметно укоренилось в нашей жизни. Снижение уровня нашей отзывчивости заставило меня призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Раздумывая, я вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой – неважно. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили.
Нет, наверное, рецепта от равнодушия, от нежелания оказывать помощь, но я уверен, что только из общего нашего понимания этой проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Все мы должны подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.


  1. Среди предложений  найдите и выпишите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями.

Происхождение глиняного промысла народное предание связывает с местным праздником, который называется «Свистунья». Появление этого праздника объясняют по-разному. Например, одна из легенд гласит, что однажды к Хлынову (старинное название города Кирова) подошли враги, несметное множество кочевых полчищ. Городу грозила неминуемая гибель, и тогда вятичи измыслили хитрость: все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись к вражескому стану ночью, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку Хлынову дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой особый праздник – «Свистунью».































Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи.


Вариант II


  1. Среди предложений найдите и выпишите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями.

 Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению. Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями. Я слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум в зале, и мне хотелось за всех нас попросить прощения у милой дирижёрши, у оркестрантов, извиниться и рассказать, как я в детстве совершил поступок, за который потом было стыдно. Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – Великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её?


  1. Среди предложений  найдите и выпишите сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями.

В те далёкие времена – около семидесяти лет назад – никто из обыкновенных людей даже не представлял себе, чтобы человек мог летать. Летали только герои сказок. Ну, те вообще жили с такими удобствами, каких не знали простые смертные: у них были и ковры-самолёты, и скатерти-самобранки, и волшебные лампы. В обыкновенной, всамделишной жизни летать было невозможно. Основным способом передвижения в нашем городе, как и во всех провинциальных городах, были в то время собственные ноги. Век был пешеходный. И вдруг какой-то Древницкий собирается лететь по воздуху, как птицы! 
Папа приходит вечером домой, и я спрашиваю у него: разве может человек летать? 
– Может! – говорит папа. – Это ещё начало: человек может только подниматься в воздух. Направлять свой полёт, как делают птицы, он пока не может, потому что шар летит не по воле человека, а по воле ветра.


  1. Среди предложений  найдите и выпишите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями.

«Жалко ей, – мрачно думал Миша. – Лежи тут! Вот возьму и убегу». Он представлял себе, как мама войдёт в комнату и увидит, что его уже нет. Она будет плакать, убиваться, но ничто не поможет – она никогда уже его не увидит.
Миша искоса поглядел на мать: она всё шила, опустив голову, изредка откусывая нитку. Тяжело ей придётся без него! Она останется совсем одна. Придёт со службы домой, и ей станет грустно, потому что в доме никого нет. Весь вечер она будет сидеть и думать о Мише. Жалко её всё-таки…










  1. Среди предложений  найдите и выпишите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. 

 Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце. 


  1. Среди предложений  найдите и выпишите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

 Я один стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи. Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня. Я слизывал с губ капли и ругал себя за то, что так долго не был на своей родине, суетился, работал, хворал, ездил по чужим краям. Зачем? Все на пароходе спали. Не спал лишь сам пароход, рулевой не спал, и я не спал. Я ждал солнце. Оно укатилось в лес и зависло в его вершинах. Туман поднялся над рекою, окурил берега. Вот-вот после короткой дрёмы оттолкнётся солнце от острых вершин леса, взойдёт над синими хребтами и спугнёт туманы. Они заползут в гущу леса и там падут росой на травы и листья. И закончится ночь.


  1. Среди предложений найдите и выпишите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

 Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. Таня! Загляни в шкатулку!

– Нету, – тихо сказала Таня. – И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…