«Советская модернизация». Вариант 1
1. Существует спорная точка зрения на политику модернизации:
«Проведение политики модернизации в конце 1920-х гг. стало единственной возможностью для сохранения и развития СССР». Приведите по одному аргументу в поддержку и в опровержение данной позиции.
2. Дайте определение терминам: пятилетка, Турксиб, лишенец, стахановское движение, трудодни.
3. Командно-административная система характеризуется:
а) полным подчинением производства государству б) свободой предпринимательства
в) невмешательством государства в экономику г) самостоятельностью производителей
д) сверхцентрализацией экономики е) действием рыночных механизмов
ж) широким применением экономических методов управления хозяйством
4. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «середняки» в историческом контексте. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
5.Из статьи И. Сталина «Головокружение от успехов» (1930) «Нельзя насаждать колхозы силой. Это было бы глупо и реакционно. Колхозное движение должно опираться на активную поддержку со стороны основных масс крестьянства. Нельзя механически пересаживать образцы колхозного строительства в развитых районах в районы неразвитые.
Это было бы глупо и реакционно. Такая «политика» одним ударом развенчала бы политику коллективизации... Дразнить крестьянина-колхозника «обобществлением» жилых построек, всего молочного скота, всего мелкого скота, домашней птицы, когда зерновая проблема ещё не разрешена,
когда артельная форма колхозов ещё не закреплена, — разве не ясно, что такая «политика» может быть угодной и выгодной лишь нашим заклятым врагам? Чтобы выправить линию нашей работы в области колхозного строительства, надо положить конец этим настроениям...»
Чем была вызвана статья Сталина в газете «Правда» от 2 марта 1930 г.? Какие последствия она имела для колхозного строительства?
6. Какие три положения из перечисленных относятся к итогам и последствиям индустриализации в СССР? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сбалансированно развивалась тяжёлая и лёгкая промышленность;
2) созданы новые отрасли промышленности;
3) развивалось частное предпринимательство;
4) создана мощная индустриальная база;
5) достигнута экономическая независимость страны;
6) СССР вышел на 1-е место в мире по производству промышленной продукции на душу населения.
«Советская модернизация». Вариант 2
1. Расставьте исторические события в хронологии:
а) начало первой пятилетки б) принятие Декрета о земле
в) сплошная коллективизация г) Кронштадтское восстание
д) смерть В.И. Ленина е) ввод в действие Ростсельмаш
2. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «культ личности». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие относительно истории России. Приведённые факты не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
3. Прочитайте выдержки из работы историка и ответьте на вопросы.
«Индустриализация проводилась ускоренными темпами, но и требовала жертв. Норма накопления в национальном доходе составляла 25—27% в год. Это означало, что ресурсы на потребление ограничивались, а темпы экономического роста составляли 12—15%. Таких высоких показателей экономического роста в 30х годах XX в. другие страны мира ещё не достигали. В США в то время был экономический кризис, в странах Западной Европы (кроме Германии) наблюдалась стагнация, поэтому
наша страна, использующая для индустриализации в основном собственные ресурсы, была наиболее быстро развивающейся державой».
Согласны ли вы с приведённой позицией? Свой ответ аргументируйте. Перечислите не менее трех источников средств для проведения индустриализации.
4. Приведите по два аргумента в защиту и опровержение следующей точки зрения:
«Индустриализация СССР подняла экономическое и социальное развитие страны на качественно новый уровень, заложила фундамент последующих экономических успехов страны».
5. Запишите фамилию, пропущенную в тексте.
В период индустриализации символом трудового героизма стал донецкий шахтёр ________ . На шахте Центральная-Ирмино (Донбасс) он установил рекорд, добыв за смену 102 т угля, что соответствовало 14 нормам.
6. Дайте определение терминам: враг народа, Днепрогэс, середняки, «пятая колонна», раскулачивание
.
«Советская модернизация». Вариант 3
1.Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) статья Сталина «Год великого перелома» 2) начало «нового курса» Ф. Рузвельта
3) отмена карточной системы 4) «Шахтинское дело»
5) закрытие бирж труда в СССР 6) создание Второго сейнерного комбината.
2.Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «пятилетка». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия
3.Дайте определения понятиям: ГУЛАГ, Беломорканал, кулак, «двадцатипятитысячники», МТС.
4.Прочитайте текст и выполните задания.
Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С.З. Гинзбурга. «Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. … Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своем участке работы делала все возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. …
Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь…
Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. … И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. …
С развертыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование. На стройку пришло много молодежи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. …
Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым ее шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки – не могли смириться с нарушением «завета отцов»».
Какие черты, специфические особенности были присущи описанному в тексте процессу в СССР? Укажите не менее трех черт, особенностей.
5. И.В.Сталин в 1931 г. Говорил: «…отсталых бьют… Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Аргументируйте позицию И.В. Сталина.
6. Какие выводы можно сделать, рассмотрев отношения государства и колхозов:
а) Сложилась жесткая централизованная система управления колхозами
б) Развились демократические начала колхозной жизни
в) Государство не только руководило, но и полностью подчинило себе колхозы
г) Вся жизнь колхозов была строго регламентирована, подавлялась инициатива; жизненные интересы тружеников подчинялись интересам коллектива
«Советская модернизация». Вариант 4
1.Установите соответствие между событиями и датами.
А) закрытие в СССР последней биржи труда. Ликвидация безграмотности
Б) XIV съезд ВКП(б). Курс на индустриализацию страны
В) начало стахановского движения Г) начало второй пятилетки
1) 1925 г. 2) 1929 г. 3) 1930 г. 4) 1933 г. 5) 1935 г.
2.Какие три последствия из перечисленных имела коллективизация?
1) массовые выступления крестьян против советской власти;
2) введение частной собственности на землю под контролем государства;
3) создание условий для обеспечения промышленности средствами и рабочими руками;
4) ликвидация слоя зажиточных крестьян;
5) отмена временнообязанного состояния крестьян;
6) отчуждение крестьян от собственности и результатов своего земледельческого труда.
3.Прочтите отрывок из статьи политического деятеля. «До самого последнего времени, однако, производственная кооперация в деревне (колхозы) занимала очень небольшое место в сельском хозяйстве. Между тем за самый последний период... [она] приняла, совершенно неожиданно для руководства, грандиозный размах. Достаточно сказать, что по плану коллективное хозяйство должно было охватить к концу пятилетия около 20% крестьянских хозяйств. Между тем... [кооперация в деревне] захватила уже сейчас, то есть в начале второго года, более 40%. При сохранении этого темпа колхозы охватят всё крестьянство в течение ближайшего года-двух. Казалось бы, гигантский успех? На самом деле — гигантская опасность.
Коллективное хозяйство есть, прежде всего, крупное хозяйство. Рациональные размеры хозяйства определяются, однако, характером применяемых им средств и методов производства. Из крестьянских сох и крестьянских кляч, хотя бы и объединённых, нельзя создать крупного сельского хозяйства, как из суммы рыбачьих лодок нельзя сделать парохода. [Кооперация] сельского хозяйства может быть только результатом его механизации. Отсюда вытекает, что общий объём индустриализации страны предопределяет допустимый размах... [кооперации] сельского хозяйства.
На деле эти два процесса оказались, однако, в настоящее время совершенно разорваны. Как ни быстро идёт развитие советской индустрии, но она всё же является и долго ещё останется чрезвычайно отсталой».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
1. Статья была написана в начале 1920-х гг.
2. Политика, об осуществлении которой идёт речь в отрывке, предполагала отмену продразвёрстки.
3. Автор обращает внимание на неожиданные для руководства государства низкие темпы осуществления кооперации в деревне.
4. Автор выражает обеспокоенность темпами изменения доли колхозов в структуре сельского хозяйства.
5. Автор выражает убеждённость в том, что ключевым фактором, способным обеспечить успех описанного движения за кооперацию в сельском хозяйстве, является механизация.
6. Одной из задач политики, об особенностях осуществления которой идёт речь в отрывке, являлось установление социалистических производственных отношений в деревне.
4. Приведите по два аргумента в подтверждение и в опровержение высказывания «Коллективизация - успех, или полный провал»?
5. Дайте определение терминам: стахановское движение, Днепрогэс, враг народа, трудодни, биржа труда.
«Советская модернизация». Вариант 5
1.Ниже приведён список названий и терминов. Все они, за исключением двух, отражают социалистические преобразования в советской деревне в 1930-х гг.
1) раскулачивание 2) колхозное движение 3) отработки
4) трудодни 5) чересполосица 6) колхозник.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, не относящихся к данной проблеме.
2.Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «раскулачивание». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
3.Дайте определения терминам: культ личности, большой террор, враг народа, лишенец.
4.Из резолюции объединённого пленума ЦК и ЦКК ВКП(б)
«7—12 января 1933 г. В результате неуклонного проведения политики индустриализации и развёрнутого социалистического наступления по всему фронту, рабочий класс СССР под руководством большевистской
партии успешно выполнил основную задачу пятилетки — создание собственной передовой технической базы для социалистической реконструкции всего народного хозяйства.
В обстановке развала экономики капиталистических стран при небывалом росте в этих странах безработицы, нищеты, голода — выполнение пятилетки в СССР не в пять, а в четыре года (точнее, в четыре года и три месяца) есть факт, наиболее выдающийся в современной истории…
За период первой пятилетки создана собственная индустриальная база реконструкции промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Из отсталой, мелкокрестьянской страны, какой была старая Россия,
СССР выдвинулся в первые ряды наиболее развитых в технико-экономическом отношении стран».
Какие задачи стояли перед страной при проведении индустриализации? В чём вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации страны?
5.Какие выводы можно сделать, рассмотрев отношения государства и колхозов:
а) Сложилась жесткая централизованная система управления колхозами
б) Развились демократические начала колхозной жизни
в) Государство не только руководило, но и полностью подчинило себе колхозы
г) Вся жизнь колхозов была строго регламентирована, подавлялась инициатива; жизненные интересы тружеников подчинялись интересам коллектива.
6. Раскройте противоречивый характер советской индустриализации (по 3 пункта)
«Советская модернизация». Вариант 6
1.Прочитайте текст и выполните задания.
Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С.З. Гинзбурга. «Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь…
Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. … И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. …
С развертыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование. На стройку пришло много молодежи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. …
Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым ее шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки – не могли смириться с нарушением «завета отцов»».
На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех причин недовольства части рабочих своим положением.
2.Как называлась кампания против зажиточного крестьянства в СССР в период коллективизации?
а) раскулачивание б) репатриация в) депортация г) коренизация.
3. Установите соответствие между событиями и датами.
А) начало массового голода Б) статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов»
В) XV съезд ВКП(б). Курс на коллективизацию Г) год великого перелома Сплошная коллективизация
1) 1925 г. 2) 1927 г. 3) 1929 г. 4) 1930 г. 5) 1932 г.
4.Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «стахановское движение». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия
5.Переход к политике коллективизации был провозглашен:
а) Бухариным в статье “Заметки экономиста”; б) Лениным в статье “О кооперации”;
в) Сталиным в статье “Год великого перелома”. Г) Рыковым в статье «Колокола на трактора»
6. Раскройте смысл советских лозунгов «Кадры решают все», «Техника решает все»?