РОССИЯ В КОНЦЕ XVII‒XVIII вв.
1.Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) начало Великой Французской революции
2) принятие Манифеста о вольности дворянской
3) правление царевны Софьи
2.Установите соответствие между событиями и годами:
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) открытие Академии наук | 1) 1 709 г. |
Б. ) Полтавская битва | 2) 1 711 г |
В) основание Московского университета | 3) 1720 г. |
Г) Швейцарский поход А. В. Суворова | 4) 1 725 г. |
5) 1755 г. |
6) 1 799 г. |
3.Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к сфере государственного управления и возникли в XVIII в.
1) Казна; 2) губернии; 3) магистрат; 4) прокурор; 5) приказы; 6) Сенат.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, возникновение которых не относится к XVIII в. и дайте определение одного из терминов XVIII в.
4.Напишите пропущенное в тексте имя императрицы.
«Императрица _________________ объявила манифестом, что она взошла на отцовский престол, принадлежавший ей, как законной наследнице, и что она приказала арестовать похитителей её власти. Три дня спустя был обнародован другой манифест. В нём было сказано, что так как принцесса Анна и её супруг не имели никакого права на русский престол, то они будут отправлены со всем семейством в Германию».
5.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТ |
А) преобразования в армии | 1) указ о трёхдневной барщине |
Б) развитие экономики | 2) отмена местничества |
В) внутренняя политика Павла I | 3) введение рекрутских наборов |
Г) деятельность Верховного тайного совета | 4) появление первых мануфактур |
5) составление Кондиций |
6) превращение Урала в крупный промышленный центр |
6.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)«Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанный чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах и не из дворян, оных дети не суть дворяне».
Б) «Надлежит, чтобы законы, поелику возможно, предохраняли безопасность каждаго особо гражданина. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. Сие равенство требует хорошаго установления, которое воспрещало бы богатым удручать меньшее их стяжание имеющих; и обращать себе в собственную пользу чины и звания, порученныя им только, как правительствующим особам государства. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб делать всё, что кому угодно. В государстве, то есть в собрании людей, обществом живущих, где есть законы, вольность не может состоять ни в чём ином, как в возможности делать то, что каждому надлежит хотеть, и чтоб не быть принужденну делать то, чего хотеть не должно».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный документ предусматривал возможность для простолюдинов дослужиться до дворянства.
2) Данный закон был введён вместо Соборного уложения.
3) Документ написан Екатериной II.
4) Приведён фрагмент Табели о рангах.
5) Документ предназначался для депутатов Уложенной комиссии.
6) Автором текста являлся М. В. Ломоносов.
7.Какие преобразования связаны с деятельностью Петра I? Выберите правильные ответы
1) секуляризация церковных земель 2) отмена указа о единонаследии
3) создание коллегий 4) в ведение подушной подати
5) принятие Жалованной грамоты дворянству 6) учреждение Синода
8.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список
А) В ____________________ по приказу Петра I на берегах Невы был основан Петербург.
Б) По проекту архитектора____________________ в Петербурге был сооружён Петропавловский собор.
В) В 1721 г., после того как был заключён ____________________ мир, Россия была провозглашена империей.
Пропущенные элементы: 1) 1700 г. 2) Б. Растрелли 3) Кючук-Кайнарджийский 4) 1703 г. 5) Д . Трезини 6) Ништадтский
9.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий
СОБЫТИЯ | УЧАСТНИКИ |
А) свержение Павла I | 1) В. В. Голицын |
Б) Северная война | 2) Салават Юлаев |
В) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва | 3) А . Г. Орлов |
Г) Крымские походы | 4) П. А. Пален |
5) А. Н. Радищев |
6) Б. П. Шереметев |
10.Прочтите текст и напишите, о каком государственном деятеле в нём говорится.
«Сын придворного конюха, в детстве он был взят Ф. Лефортом в слуги, с 1686 г. — денщик у Петра I, оценившего его преданность и усердие. С 1693 г. — бомбардир Преображенского полка, безотлучно находился при Петре I, сопровождая его в поездках по России, в Азовских походах, в Великом посольстве. Долгое время не занимал официальных постов, но, используя доверие и дружбу Петра I, оказывал значительное влияние на государственные дела, нередко преследуя при этом корыстные цели. Во время Северной войны вырос в крупного военачальника, отличаясь тактическим мастерством, инициативой и личным мужеством».
11.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Автор | Произведение | Жанр |
Дж. Свифт | (А) | сатирическая книга |
Н. М. Карамзин | (Б) | (В) |
(Г) | «Трутень» | журнал |
Э. Фальконе | (Д) | (Е) |
Пропущенные элементы:
1) Н. И. Новиков 2) «Медный всадник» 3) повесть 4) «Путешествия Гулливера»
5) поэма 6) «Бедная Лиза» 7) М. В. Ломоносов
8) « Путешествие из Петербурга в Москву» 9) скульптура
12.Прочтите фрагмент научного труда.
«Проявив себя талантливым администратором, он стал незаменимым помощником Екатерины II. В 1776 г. он был назначен генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губ. В 1783 г. реализовал свой проект присоединения Крыма к России, получив за это титул “светлейшего князя Таврического”. Много сделал для хозяйственного освоения Северного Причерноморья, основания в этом крае городов Херсона, Николаева, Севастополя. Под его руководством осуществлялось строительство военного и торгового флотов на Чёрном море». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
1) В 1776 г. к России была присоединена Лифляндия.
2) Речь идёт о Г. А. Потёмкине.
3) В Крыму был построен город-порт Севастополь.
4) В ходе разделов Речи Посполитой Екатерине II пришлось отказаться от территорий, захваченных ранее в Северном Причерноморье.
5) Речь идёт о Ф. Ф. Ушакове.
6) В 1783 г. к России был присоединён Крым.
13.Установите соответствие между именами деятелей культуры и их краткими характеристиками
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) Ф. Г. Волков | 1) один из основоположников жанра исторической живописи в России |
Б) А. П. Лосенко | 2) автор проекта дома Пашкова в Москве |
В) В. И. Баженов | 3) художник-портретист, создатель портрета Петра I |
Г) Ф. И. Шубин | 4) автор проекта Екатерининского дворца в Царском Селе |
5) создатель первого профессионального театра в России |
6) а втор скульптурных портретов Екатерины II, Павла I, М. В. Ломоносова |
Рассмотрите схему и выполните задания 14-17.
14. Назовите монарха, правившего в России в период, когда произошли события, обозначенные на схеме.
15. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
16. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.
«Миних имел приказ «дотла разорить гнездо разбойников», и он это сделал. Были взяты, разграблены и сожжены Гезлёв, Кинбурн, столица ханства
______. находившийся недалеко от Балаклавы, и город Султан-сарай.
Но вскоре армия, так и не разгромив постоянно ускользавшие основные силы крымского хана, повернула назад: Миних опасался быть запертым на полуострове возвращавшимся из иранских провинций крымским войском. Для спешного отхода имелись и другие резоны - в условиях нестерпимой жары, нехватки питьевой воды, плохой пищи, антисанитарии тысячи и тысячи солдат гибли от болезней, пала значительная часть лошадей. Причиной массовых смертей была и пруссаческая жестокость Миниха, в самое пекло изнурявшего солдат маршами. В результате была потеряна почти половина армии»
17. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «1» на схеме обозначена Керчь.
2) Государство, территория которого обозначена на схеме римской цифрой «II», прекратило своё существование в XIX в.
3) Римской цифрой «I» на схеме обозначена территория Австрии.
4) Цифрой «3» на схеме обозначен Смоленск.
5) Римской цифрой «III» на схеме обозначена территория Речи Посполитой.
6) Война, события которой обозначены на схеме, закончилась подписанием Белградского мира.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 18-20. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Фрагмент исторического документа, рассказывающего о событиях второй половины XVII в.
«Того же года апреля в 27 день преставился государь царь и вели кий князь Фёдор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец. Того же часу избрали на Московское государство цар ём брата его, государева меньшова царевича и великого князя Петра Алексеевича... мимо большего его брата царевича Иоанна Алексеевича. И крест ему государю целовали бояре и окольничие, и думные, и стольники, и стряпчие.
Того же году мая в 15 день на Московском государстве было смятение. Стрельцы всех приказов, и выборный полк, и солдаты пришли в город Кремль во 11 часу с знамёнами и с барабанами, с муш кетами, с копьями, с бердышом, а сами на бегу в город кричали, будто Иван и Афонасий Кирилловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича. А начальных людей с ними никого не было. И прибежав в Кремль, стрельцы и солдаты вбежали на Красное и Постельное крыльцо в царских хоромах и насильно с верху, из государевых хоромов, от самого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, бояр и окольничих, и думных, и стольников сбросили с крыльца на землю, а на земле рубили бердышами и кололи копьями...»
18.В каком году происходили описанные в тексте события? Какой город был местом действия? Кто в тот момент был царём?
19.Кто был участником выступления? В чём была причина волнений? Кто стал жертвой выступления?
20.Опираясь на свои знания по истории, укажите, представители какого боярского семейства организовали Стрелецкий бунт? Кто стал официально царствовать в результате описанных событий? Кто стал фактическим правителем?
21. В первой половине XVIII в. Россия и страны Европы участвовали в войнах, которые во многом изменили геополитическую ситуацию в мире. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в результате войн первой половины XVIII в. и Россия, и Англия получили новые возможности для экономического развития: один аргумент для России и один для Англии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России:
Аргумент для Англии:
22. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информациюоб основных направлениях государственной деятельности Петра I и его отца - царя Алексея Михайловичав отношении обороноспособности России. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде
Тезис:
Обоснование тезиса
1)
2)