1.1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный ветер и ясное небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.
Выберите один или несколько правильных ответов.
Начало формы
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. |
| 1) | поджигает кучи (предложение 1) | | 2) | осенние ночные заморозки (предложение 2) | | 3) | они (не) укрыты (предложение 3) | | 4) | дым поднимается (и) опускается (предложение 4) | | 5) | он расстилается (предложение 5) | | | |
Конец формы
Начало формы
Конец формы
1.2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.
Выберите один или несколько правильных ответов.
Начало формы
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. |
| 1) | это Мировой океан (предложение 1) | | 2) | разделяют (предложение 2) | | 3) | части есть (предложение 3) | | 4) | выделяют (предложение 4) | | 5) | учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5) | | | |
Конец формы
Начало формы
Конец формы
1.3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы – из низких звуков. (4)Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.
Выберите один или несколько правильных ответов.
Начало формы
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. |
| 1) | было замечено (предложение 1) | | 2) | звуки можно разделить (предложение 2) | | 3) | показали (предложение 3) | | 4) | пользовались поэты (предложение 4) | | 5) | это нарушается (предложение 5) | | | |
Конец формы
Начало формы
Конец формы
1.4. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Звуки – это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.
Выберите один или несколько правильных ответов.
Начало формы
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. |
| 1) | звуки – (это) то (предложение 1) | | 2) | мы слышим (предложение 2) | | 3) | звучат машины, транспорт (предложение 3) | | 4) | называется «акустика» (предложение 4) | | 5) | применяют приборы (предложение 5) | | | |
Конец формы
Начало формы
Конец формы
1.5. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. (2)Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. (3)У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. (4)Счёт дюжинами ведёт своё начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. (5)Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца.
Выберите один или несколько правильных ответов.
Начало формы
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. |
| 1) | были пальцы (предложение 1) | | 2) | природа предоставила (предложение 2) | | 3) | помощи хватало (предложение 3) | | 4) | ведёт начало (предложение 4) | | 5) | двенадцать получается (предложение 5) | | | |
Конец формы
Начало формы
Конец формы
2.1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелким кусочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.
Выберите один или несколько правильных ответов.
Начало формы
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. |
| 1) | приобретает способность (предложение 1) | | 2) | установлено (предложение 2) | | 3) | они начнут притягиваться (предложение 3) | | 4) | явления были (предложение 4) | | 5) | сообщён заряд (предложение 5) | | | |
Конец формы
Начало формы
Конец формы
2.2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга европейской части России, и местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмная, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.
Выберите один или несколько правильных ответов.
Начало формы
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. |
| 1) | медведь обитает по России (предложение 1) | | 2) | что способствует (предложение 2) | | 3) | шерстинки полые (предложение 3) | | 4) | дробит свет (предложение 4) | | 5) | мех может желтеть (предложение 5) | | | |
Конец формы
Начало формы
Конец формы
2.3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Язык – это продукт общественной деятельности, отличительная особенность общества. (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями во всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения; во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (4)Язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. (5)Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается и закрепляется в языке.
Выберите один или несколько правильных ответов.
Начало формы
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. |
| 1) | язык – (это) особенность (предложение 1) | | 2) | нужен язык (предложение 2) | | 3) | люди могли (предложение 3) | | 4) | человек мог (предложение 4) | | 5) | не было (бы) (предложение 5) | | | |
Конец формы
Начало формы
Конец формы
2.4. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – это первооткрыватель, своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией братьев Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим современникам. (4)Это нам демонстрирует лишь одну из задач путешественника. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.
Выберите один или несколько правильных ответов.
Начало формы
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. |
| 1) | рассказать (предложение 1) | | 2) | первооткрыватель (предложение 2) | | 3) | прокладывает путь (предложение 3) | | 4) | это демонстрирует (предложение 4) | | 5) | я уяснил (предложение 5) | | | |
Конец формы
Начало формы
Конец формы
2.5. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает просто отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, и стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.
Выберите один или несколько правильных ответов.
Начало формы
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. |
| 1) | является отрицание (предложение 1) | | 2) | нельзя согласиться (предложение 2) | | 3) | обобщение (предложение 3) | | 4) | наука (не) смогла бы развиваться (предложение 4) | | 5) | возможен разгул (предложение 5) | | | 3.1. Прочитайте текст и выполните задания. (1)Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма человека, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс. (2)Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти. (3)Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях. (4)Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80 % необходимого количества соли, а в сутки организму нужно всего-то 6–8 г хлорида натрия. (5)Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы. Выберите один или несколько правильных ответов. Начало формы Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. | | 1) | соль поддерживает (предложение 1) | | 2) | может привести (предложение 2) | | 3) | соль содержится (предложение 3) | | 4) | организм получает (предложение 4) | | 5) | он поглощает (предложение 5) | | | | Конец формы Начало формы Конец формы 3.2. Прочитайте текст и выполните задания. (1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» – серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина». Выберите один или несколько правильных ответов. Начало формы Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. | | 1) | служила подсказкой (предложение 1) | | 2) | могло (предложение 2) | | 3) | Себастьян Кабот был (и) решил (предложение 3) | | 4) | произошло название (предложение 4) | | 5) | жители латинизировали (предложение 5) | | | | Конец формы Начало формы Конец формы 3.3. Прочитайте текст и выполните задания. (1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны́ привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. (4)Но в первую очередь – небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... (5)Радикально изменилось лицо страны, когда все факторы, определяющие пейзаж, исчезли или изменили свой вид. Выберите один или несколько правильных ответов. Начало формы Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. | | 1) | народ создаёт (предложение 1) | | 2) | которые были расставлены (предложение 2) | | 3) | ландшафт (и) пейзаж привносили (предложение 3) | | 4) | небольшие деревеньки (предложение 4) | | 5) | радикально изменилось лицо (предложение 5) | | | | Конец формы Начало формы Конец формы 3.4. Прочитайте текст и выполните задания. (1)Телефон позволяет просматривать и редактировать заранее составленные графические сообщения. (2)Эти графические сообщения хранятся в памяти телефона. (3)Использовать такую функцию можно только в том случае, если подобная услуга предоставляется текстовым оператором. (4)Приём и отображение графических сообщений возможны, если телефон поддерживает такую функцию. (5)Следует иметь в виду, что каждое графическое сообщение состоит из нескольких текстовых сообщений, поэтому стоимость передачи графического сообщения может оказаться больше, чем стоимость передачи текстового сообщения. Выберите один или несколько правильных ответов. Начало формы Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. | | 1) | телефон позволяет просматривать (предложение 1) | | 2) | сообщения хранятся в памяти телефона (предложение 2) | | 3) | услуга предоставляется (предложение 3) | | 4) | приём поддерживает (предложение 4) | | 5) | следует иметь в виду (предложение 5) | | | | Конец формы Начало формы Конец формы 3.5. Прочитайте текст и выполните задания. (1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первое из этих чисел намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США. Выберите один или несколько правильных ответов. Начало формы Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. | | 1) | потенциал огромен (предложение 1) | | 2) | он заключён (предложение 2) | | 3) | превышает показатели (предложение 3) | | 4) | возможности имеются (предложение 4) | | 5) | обладают ресурсами (предложение 5) | | | | Конец формы Начало формы Конец формы 4.1. Прочитайте текст и выполните задания. (1)Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. (2)Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу, дорожить словами и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию. (3)Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка. (4)Словесное богатство языка Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения мыслей и чувств. (5)Однако словарный запас великого поэта не исчерпывался этим количеством: в его произведениях нет многих слов, хотя они во времена Пушкина существовали и, конечно, были ему известны... Выберите один или несколько правильных ответов. Начало формы Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. | | 1) | мы встречаем (предложение 1) | | 2) | умели вглядываться (предложение 2) | | 3) | пользоваться возможностями (предложение 3) | | 4) | словесное богатство в разнообразии (предложение 4) | | 5) | они существовали (и) были известны (предложение 5) | | | | Конец формы Начало формы Конец формы 4.2. Прочитайте текст и выполните задания. (1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых есть настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», – утверждал И. Гёте, великий немецкий писатель. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучиться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира. Выберите один или несколько правильных ответов. Начало формы Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. | | 1) | читать ‒ (это) искусство (предложение 1) | | 2) | научат те (предложение 2) | | 3) | утверждал И. Гёте (предложение 3) | | 4) | выходит (предложение 4) | | 5) | нельзя (предложение 5) | | | | Конец формы Начало формы Конец формы Конец формы Начало формы Конец формы 4.3. Прочитайте текст и выполните задания. (1)Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причём в устьях некоторых рек и в отдельных заливах – на несколько метров. (2)Эти явления носят названия «приливы» и «отливы». (3)Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает: там, где берег полóг, вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега. (4)Приливы и отливы относятся к возобновляемым экологически чистым источникам энергии. (5)В 1967 г. во Франции была пущена первая приливная электростанция, а затем подобную опытную электростанцию создали и в России, вблизи Мурманска. Выберите один или несколько правильных ответов. Начало формы Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. | | 1) | уровень поднимается (предложение 1) | | 2) | эти явления носят (предложение 2) | | 3) | берег поло́г (предложение 3) | | 4) | приливы относятся (предложение 4) | | 5) | создали (предложение 5) | | | | Конец формы Начало формы Конец формы 4.4. Прочитайте текст и выполните задания. (1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить. Выберите один или несколько правильных ответов. Начало формы Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. | | 1) | среда постоянно меняется (предложение 1) | | 2) | нарушения вызывают (предложение 2) | | 3) | они способны адаптироваться (предложение 3) | | 4) | понимается приспособление (предложение 4) | | 5) | изменение могло бы погубить (предложение 5) | | | | Конец формы Начало формы Конец формы 4.5. Прочитайте текст и выполните задания. (1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает просто отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, и стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного. Выберите один или несколько правильных ответов. Начало формы Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. | | 1) | является отрицание (предложение 1) | | 2) | нельзя согласиться (предложение 2) | | 3) | обобщение (предложение 3) | | 4) | наука (не) смогла бы развиваться (предложение 4) | | 5) | возможен разгул (предложение 5) | | | Ответы Конец формы |
-
– 345 -
– 45 -
– 14 -
– 123 -
– 25 3.1 – 345 3.2 – 45 3.3 – 12 3.4 – 35 3.5 - 124 | 2.1 – 235 2.2 – 235 2.3 – 25 2.4 – 145 2.5 - 24 4.1 – 15 4.2 – 345 4.3 – 35 4.4 – 35 4.5 - 24 | |
Конец формы
Начало формы
Конец формы