Вариант 2
Задание 1
Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных отрядов насекомых
Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: жуки, чешуекрылые, перепончатокрылые, прямокрылые.
Кто из изображенных насекомых является общественным? Объясните свой выбор.
Задание 2
2.1. Напишите название типа, к которому относится изображённое на рисунке животное

2.2. К какому классу относится животное?
2.3. Напишите название отделов тела животного?
2.4. Из текста выберите признак, характерный для представителей типа.
Моллюски заселили солёные и пресные воды, сушу. Питаются растениями, а также среди них есть хищники. Длина моллюсков колеблется от 1мм до 20см. Их насчитывают около 130 тыс. видов. Тело моллюсков большинства видов полностью или частично покрыто раковиной. Многие раковины имеют причудливую форму, различаются по окраске и строению.
Задание 3
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Эвглена зеленая
Эвглена зеленая одноклеточный организм. Живёт в пресных водоемах. На переднем конце тела для передвижения имеется длинный ___(А). В цитоплазме клетки эвглены содержится зеленый пигмент __(Б). С помощью него происходит процесс __(В). На свету эвглена питается как растение. Изменение освещенности она определяет с помощью ___(Г). В темноте она питается как животные – готовыми органическими веществами.
Список слов:
1) ресничка
2) жгутик
3) хлорофилл
4) дыхание
5) фотосинтез
6) ярко-красный глазок
Задание 4.
Рассмотрите рисунок

4.1. Как называется это живое существа?
4.2. Что показано стрелкой? Какие клетки в большом количестве здесь расположены?
Задание 5
Перед вами рисунок внутреннего строения дождевого червя

5.1. Объясните название типа, к которому относится дождевой червь.
5.2. Какая кровеносная система характерна для данного животного?
5.3. Назовите роль дождевых червей в природе.
Задание 6.
Дайте определение понятиям
6.1. Регенерация -
6.2. Хитин -
Задание 7
Выберите два верных утверждения
Членистоногие – самый крупный по количеству видов тип животных.
К членистоногим относятся слизни, раки, пауки, стрекозы.
Тело членистоногих членистое, разделено на голову, грудь и брюшко или головогрудь и брюшко.
Членистоногие имеют 5 пар ног.
Задание 8
8.1. Прочитайте текст. Укажите, для какого отряда класса паукообразных характерны следующие особенности жизнедеятельности
Распространены эти животные в южных широтах. Являются ночными хищниками. Схватив добычу, поражают жертву иглой, из которой выпускают в ранку яд. Яд крупных особей опасен для человека, а для мелких животных смертелен.
8.2.Назовите двух любых представителей класса Паукообразные.
Задание 9
Распределите представителей членистоногих по классам
А) креветка
Б) мучной клещ
В) муравей
Г) дафния
Д) шмель
Е) сенокосец
Класс Ракообразные | Класс Паукообразные | Класс Насекомые |
| | |
Система оценивания (2 вариант)
Номер задания | Ответ | Баллы |
1.1. | А – Прямокрылые Б – Перепончатокрылые В – Чешуекрылые Г - Жуки | 1 |
1.2. | Пчёлы – общественные насекомые, живущие семьями (живут сообща; распределены функции между особями). | 1 |
2.1. | Моллюски | 1 |
2.2. | Брюхоногие | 1 |
2.3. | Голова, туловище, нога | 1 |
2.4. | Тело моллюсков большинства видов полностью или частично покрыто раковиной. | 1 |
3 |
| 2 (правильный ответ) 1 (одна ошибка) |
4.1. | Гидра | 1 |
4.2. | Щупальца. Стрекательные клетки. | 1 |
5.1. | Кольчатые черви. Тело состоит из колец – сегментов. | 2 (правильный ответ) 1 (одна ошибка) |
5.2. | Замкнутая | 1 |
5.3. | Способствуют повышению плодородия почвы (участвуют в почвообразовании, улучшают структуру почвы0. | 1 |
6.1. | Регенерация – способность восстанавливать поврежденные части тела. | 1 |
6.2. | Хитин – вещество, образующее покров тела (членистоногих). | 1 |
7. | 1 | 1 |
| 3 | 1 |
8.1. | скорпион |
|
8.2. | Паук-крестовик, клещ | 2 (правильный ответ) 1 (одна ошибка) |
9.1. | Класс Ракообразные | Класс Паукообразные | Класс Насекомые | А, Г | Б, Е | В, Д |
| 2 (правильный ответ) 1 (одна ошибка) |
Шкала
«2» | «3» | «4» | «5» |
0-8 | 9-16 | 17-20 | 21-22 |
Список источников
1. https://bio5-vpr.sdamgia.ru/
2. Г.И.Лернер Тесты и задания. Москва «Аквариум», 1997 г.
3. А.И. Никишов Тесты и задания по биологии Москава «Сфера», 2000 г.
4. Н.И. Матвеев Задания по биологии