Проверочные и контрольные работы по русскому языку в 4 классе
1. Проверочная работа по теме «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цели: проверить умения отличать сложные предложения от простых с однородными членами предложения, разбирать предложения разной конструкции по частям речи и по членам предложения, расставлять знаки препинания.
Задания:
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.
Была осень Солнце ярко св..тило но не грело В су..оту мал..чики собрались на рыбалку Они сели под куст закинули удочки Как х..р..шо было кругом С берега в воду спускались ветки ольховых кустов
Солнце садилось и его лучи мя..ко осв..щали лесок и песчаный берег.
2. Распространите предложения однородными членами.
По опушкам леса толпились _________________________.
Снежными коврами покрылись ______________________.
3. Составьте схемы предложений, расставляя, где необходимо, знаки препинания.
Подул лёгкий ветерок и листья закружились в дружном хороводе.
Ребята прошли поле перешли по узкой тропинке овраг и вышли к речке.
4. Составьте и запишите два предложения: одно – сложное предложение, другое – простое с однородными подлежащими.
2. ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Цель: проверить состояние знаний и умений на начало учебного года.
Диктант
Рано утром старик вышел из избушки. За одну ночь всё в природе изменилось. Низкие облака ползли над самой землёй. Они чуть не цеплялись за верхушки ели. В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок. Избушка показалась старику такой маленькой, точно она вросла в землю. У берега стояла лодка. Старик с собакой в лодке поехал смотреть рыболовные снасти.
(58 слов.)
Грамматические задания:
1. Сделайте синтаксический разбор предложения:
В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок.
2. Разберите по составу:
Избушка, рыболовные, маленькая, верхушка, подорожник.
3. Вставьте пропущенные буквы, определите падежи имён существительных:
Пос.. деть в избушк.. (…); на в..рхушк.. (…) ел.. (…); гостил у тёт.. (…) Ол.. (…); встр.. чался с дяд.. (…) Тол.. .
3. Проверочная работа по теме «Склонение местоимений»
1. Поставь местоимения в нужном падеже. Обозначить лицо и падеж местоимений.
Спросить у(я), приготовила для (ты), подойти к (мы), встретил (вы), беспокоиться о (он), пролетел мимо (он), разговаривал с (они ).
2. Спишите текст, вставляя подходящие местоимения. Обозначьте их лицо и число. Разберите по членам и частям речи 4 предложение.
В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое. … даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидели дятла. Своим клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.
4. Проверочная работа по теме «Правописание приставок»
1. Раскрой скобки. Выдели приставки. Обведи предлоги.
(От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по)дороге, (до)топали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во)двор, (в)полз (в)щель, (при)грелся (при)кухне, (на)брёл (на)избушку, (над)строил (над)чердаком.
2. Раскрой скобки. Выдели приставки. Обведи предлоги.
(Без)донную бочку водой не (на)полнишь.
Труд и (на)кормит и (на)учит.
(На)говорил столько, что и (в)шапку не (со)берёшь.
Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.
(Со)счастьем хорошо (по)грибы ходить.
(С)лодырем (по)ведёшься, горя (на)берёшься.
3. Допиши подходящие приставки.
..летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга.
4. Выдели приставки в словах.
Накормил, заболел, выиграл, записал, накопал, упал, позвонил, пролетел, забежал, перешёл, подходил.
5. Проверочная работа по теме «Изменение глаголов в прошедшем времен
и по родам и числам»
1. Объяснительный диктант.
Одинокая капля дождя упала в воду, и от неё пошли тонкие круги. Потом сразу вокруг нас зашевелилась, зашепталась трава. Вся вода покрылась маленькими кругами, и слабый, невнятный звон поплыл над омутом. Далеко в разрыве мягких туч светилось широкими лучами солнце, и степь дымилась и блестела.
(По К. Паустовскому.)
Задания:
1) Выделите окончания глаголов прошедшего времени. Определите род и число глаголов прошедшего времени.
2) Найдите и разберите по членам предложения и частям речи сложное предложение.
2. Пьёт веточка соки из земли выкидывает почку за почкой выгоняет побег за побегом.
Росла в саду яблоня. Осенью упало с нее яблоко. Птицы склевали яблоко и только зернышко спряталось в землю. Наступила весна. Из зёрнышка выросла маленькая веточка.
Через три года зацветёт дерево бело-розовыми цветами. Опадут лепестки а к осени вырастут на яблоньке румяные сладкие яблоки.
Задания:
1. Спишите текст в нужной последовательности, расставляя знаки препинания.
2. Выпишите глаголы в три группы по временам. В скобках обозначьте лицо, число, род.
3. Разберите по членам предложения и частям речи первое и последнее предложения.
6. Проверочная работа по теме «Связь слов в глагольных словосочетаниях»
1. Спиши раскрой скобки.
Мороз (щипать) щёки. (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать) серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука.
7. Проверочная работа по теме «Образование глаголов»
Цель: проверить умения учащихся в образовании глаголов, в разборе глаголов по составу
1. Запишите инфинитивы. Образуйте глаголы настоящего и будущего времени, изменяя по лицам и числам.
Спать –
Беречь –
2. Спишите текст. Глаголы, данные в скобках, употребите в прошедшем времени.
Это было давно. (Жить) на свете человек. Он много (работать): рано (вставать), поздно (ложиться). Солнце всё (видеть) и в награду (подарить) ему золотое зёрнышко. (Бросить) человек зёрнышко в землю. Поле (зазеленеть) полосками. На второй день поле (стать) золотым, как солнце. На третий день (увидеть) человек ароматные булки. (Съесть) человек сразу булку и (стать) таким сильным, что всю землю (засеять) золотым зерном.
1) Выпишите три глагола прошедшего времени и три инфинитива. Разберите их по составу.
2) Четвёртое предложение разберите по частям речи и членам предложения.
8. Контрольный диктант за 1 четверть
Цели: проверить знания и умения расстановки знаков препинания в разных видах предложений по составу, по интонации; в разборе слова по составу, в изменении глаголов по лицам и числам в настоящем, будущем и прошедших временах, в разборе предложения по членам предложения и частям речи.
ДИКТАНТ
Стоит ясный день. Ты идёшь на прогулку в лес. Ярко светит на голубом небе солнце. Стая журавлей потянулась к югу. Трава потемнела и прилегла к земле. Лес оделся в яркий наряд. От жёлтых листьев он кажется золотым.
Подул лёгкий ветерок, и листья закружились в хороводе. Можно долго любоваться красотой леса. На берёзе ещё вчера висели зелёные листья, а сегодня она вся в золотой одежде. Как хорошо в лесу в это время года! У тебя в руках большой букет пёстрых листьев.
(80 слов.)
Грамматическое задание:
1. Разберите предложение по членам предложения.
Подул лёгкий ветерок, и листья закружились в хороводе.
2. Запишите глаголы учить, писать, думать в 1-м и 3-м лице, в настоящем и будущем времени.
3. Разберите слова по составу: побегу, осенние, прогулка.
9. Проверочный диктант по теме «Правописание безударных окончаний глаголов»
1. Запишите под диктовку.
В суровые январские дни зверьки не выходят из своих гнёзд. Тихо облетает свой участок филин. Он охотится на зайцев, ловит глухарей, ворон и даже нападает на лис и косуль. Белка сидит в тёплом дупле и только в хорошую погоду кормится на заре, а иногда добывает семена из шишек деревьев. Жизнь в лесу не замирает.
2. Выпишите те глаголы, личные окончания которых следует проверить по неопределённой форме.
Вариант I | Вариант II |
пишет молчит рисует просит говорит видит | читает молчит болеет несёт бреет лежит |
3. Образуйте от глаголов неопределённой формы глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени:
Вариант I | Вариант II |
писать ответить | рисовать носить |
4. Спишите словосочетания, вставив личные окончания глаголов.
Тревож..шь маму, ужина..м в столовой, меша..те Диме, кос..т траву, угрожа..т жизни, вид..шь красоту, стира..м бельё, дыш..шь легко.
10. Контрольный диктант за 1-е полугодие
Диктант
Звериные квартиры
Многие звери наших лесов искусно строят себе жилища. Увидишь такое гнездо или нору – залюбуешься. Барсук свою нору расположил на глубине пяти метров. Крот тоже живёт под землёй. Он прокладывает большую сеть подземных коридоров, запутывает своих врагов и устраивает нору в безопасном месте.
Мышь сооружает себе гнездо из травинок и веточек. В стенки гнезда мышь вплетает живые листья растений. Гнездо держится на них, растения продолжают расти. Удивителен мир леса!
(68 слов.)
Грамматическое задание:
1. Запишите глаголы в два столбика под диктовку.
I спряжение | II спряжение |
прячут хохочут пашут тянут лают | учат готовят ставят пилят гасят клеят |
2. Разберите 5-е предложение по членам предложения и частям речи.
3. Образуйте глаголы 3-го лица единственного и множественного числа.
красить – двигать –
бродить – прятать –
ехать – дышать –
ходить –
11. Контрольный диктант по теме «Правописание наречий»
Цель: проверить знания учащихся
Ранней весной четверо мальчиков плыли вниз по Днепру. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Он налег на весла и поплыл. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки. Темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он не доберется до пристани. Он напряг все силы. Добравшись наконец до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.
Грамматическое задание.
1. Разберите по членам предложения и частям речи предложение: Темные круги плыли перед глазами.
2. Выпишите наречия. Объясните их правописание.
12. Диктант.
В бору.
По берегам тихой речки Волгуши раскинулся сосновый бор. В окрестности нет красивее леса. Летнее солнце освещает высокие сосны с гладкими стволами. Деревья качают вершинами в голубой лазури. Ничто не нарушает тишины соснового бора. В нём всегда стоит запах сосновой хвои. Мягким ковром лежит мох. Около корней старой сосны лисья нора. На моховой подушке краснеют гроздья поздней ягоды брусники. Что за красавец с темной головкой на крепкой ножке? Это съедобный гриб боровик. За ним вылезли маслята, рыжики, волнушки.
Грамматическое задание.
1. Первое предложение разобрать по членам предложения и по частям речи.
2. Определить падеж имён прилагательных в данных словосочетаниях: в голубой лазури, мягким ковром, с тёмной головкой, соснового бора. Выделить окончание.
3. Записать ответ на вопрос одним предложением: «Почему гриб боровик так называется?»
13. Диктант.
Пришла весна.
Наступила радостная весна. Лес пробудился после длинного зимнего сна. Весенние соки могучим потоком бегут к сучьям, веткам. На пахучей черемухе набухли почки. Они готовы лопнуть и развернуть первую зелень.
С наступлением весны оживают поля. С раннего утра до позднего вечера гудят машины. Идет весенний сев. Отборные зерна крупной пшеницы, ржи ровными рядами ложатся на землю.
Школьники вышли работать в сад. Дети сажают молоденькие деревца и чистят садовые дорожки. Скоро школьный сад зашумит весенней листвой.
2. Самопроверка.
3. Грамматическое задание.
1) Разберите последнее предложение по членам предложения и частям речи.
2) Укажите падеж прилагательных в сочетаниях слов: длинного зимнего сна, могучим потоком, на пахучей черемухе, первую зелень, ровными рядами.
14. Контрольный диктант за 3 четверть
У старой сосны на солнце резвятся весёлые белки. Радуются они светлой весне. Белки к весне сменили пушистые шубки. Спинки, хвосты стали у них рыжими.
Долгую зиму жили белки в высоком лесу. В ненастные дни грелись в глубоких дуплах деревьев. В хорошую погоду носились по лесу. На ёлках грызли они смолистые шишки.
Много забот будет у белок летом. Нужно выкормить бельчат. На зиму белкам нужно запасти орехов, грибов.
Мирные белки в лесу никому не делают вреда. Друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело играет у старой сосны стайка белок.
Грамматическое задание
1.Третье предложение разбери по членам предложения и обозначь части речи.
2. В последнем предложении надпиши время и число глагола.
3. Разбери по составу смолистые, шубки.
4. Найди два предложения с однородными членами и подчеркни в них однородные члены.
15. Диктант по теме «Правописание глаголов»
Весна.
Пришла долгожданная весна. Деревья пробуждаются от зимнего сна и наполняются соками. Почки начинают быстро наливаться и развертываться в зеленые листья. Сначала зелень на деревьях кажется жидкою, но уже к маю все зазеленеет. Рощи станут непроглядными, на полях запестреют цветы. Каждый день появляется что-нибудь новое: то проглянет голубенький глазок незабудки, то заблестят в зелени беленькие цветочки земляники.
Ты видишь красоту родной природы и радуешься наступлению весны.
2. Самопроверка.
3. Грамматическое задание.
1. Второе предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
2. Разобрать по составу глаголы радуешься, наливаться.
3. Выписать 3 слова с безударными гласными, подобрать к ним проверочные слова.
Цель: проверить знания и умения учащихся по теме.
16. Контрольный диктант по теме «Простые и сложные предложения»
Пришла весна.
Последние дни стояла ясная погода. Днем таяло на солнышке, а ночью мороз доходил до семи градусов. Вдруг повеяло теплым ветром, надвинулись тучи. Три дня и три ночи лил теплый дождь. Потом ветер затих, и надвинулся густой серый туман. На реке затрещали и двинулись льдины. Утром выглянуло яркое солнце, зазеленела молодая трава. Надулись почки калины и липкой березы. Залились жаворонки в небе, прилетели журавли. Заревела на выгонах скотина, заиграли ягнята. Пришла настоящая весна.
2. Грамматическое задание.
1. Найдите в тексте простое и сложное предложения. Выполните их полный разбор. Составьте схему сложного предложения.
2. В прилагательном третьего предложения укажите род, число, падеж.
3. Выполните самопроверку.
17. Диктант за II полугодие по теме «Правописание изученных орфограмм»
Летняя прогулка.
Хорошо летом в лесу, в роще, в поле. Люблю ранним утром ходить в соседнюю рощу. Стройными рядами стоят белые берёзки. Сквозь листву заиграл на зелени травы золотой луч утреннего солнца. Идёшь по узкой тропинке. В густой траве краснеет самая сладкая ягодка. Рвёшь душистую землянику. В чаще распевают птицы. По всей окрестности разливаются их голоса.
За рощей в глубоком овраге бьёт ключ. Сидишь на пенёчке у родника. Держишь в руках кружку и кусок чёрного хлеба. Приятно выпить в жару прохладной родниковой воды! Какие вкусные ягоды со свежим хлебом! Съешь завтрак и отправишься домой.
Грамматические задания
1. Над первым словом каждого предложения надпиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. чл. (с однородными членами).
2. Третье предложение разобрать по членам предложения.
3. Выписать из текста три словосочетания существительного с прилагательным. Указать их падеж, выделить окончания.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Контрольное списывание с заданием «ЕЛЬ»
Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Задание. Прочитать. Выделить предложения. Разделить текст на законченные части. Новую часть писать с красной строки.
Ель.
Хороша ель зимой тяжёлые шапки чистого снега висят на её раскидистых ветках-лапах высокие вершины украшены гирляндами еловых шишек на опушке елового леса растёт зелёный молодняк у людей ель пользуется особенной любовью в новогодние зимние дни они устраивают для детей праздничные ёлки особенно хороша ель в лесу, на свободе в зимние звёздные и лунные ночи блестит на её ветвях снег сказочным кажется дерево при лунном свете.
Подробное изложение деформированного текста «Свиристели» (по Б. Павлову)
Цели: формировать умение композиционно правильно строить описание; формировать умение группировать предложения в тексте по предметам; работать над осознанием связи между предложениями; совершенствовать умение составлять план.
Учащиеся получают наборы полосок, на каждой из которых записано одно предложение текста.
Свиристели.
Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму.
Окраска у них розовая. Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица.
Свиристели очень любят рябину. Её ягоды и зимой висят большими красными гроздьями. Как опустится стайка птиц на дерево рябины, так и не улетит, пока все ягоды не склюёт.
Поют свиристели негромко, обычно нежно посвистывают и чуть-чуть шипят. За эту ласковую песенку и прозвали этих птиц свиристелями.
Изложение
Дружба.
Дед Степан ловил рыбу возле маленького островка. По дороге домой он сделал короткую остановку на песчаном берегу. Здесь дед сложил рыбу в корзину и прикрыл ее травой.
Вдруг кусты зашевелились. Из кустов осторожно вышла лиса. Она наблюдала за каждым движением рыбака, ждала его отъезда. Дед столкнул лодку. Лиса подбежала к корзине и начала проворно хватать мелкую рыбешку.
С этого времени между рыбаком и лисою установилась дружба. Дед оставлял ей всю рыбную мелочь. Лиса перестала его бояться. Иногда она ела рыбу около его ног.
Слова для справок: на песчаном берегу, сложил, начала, с этого времени, его бояться, иногда.
Проверочное списывание
Цель работы – проверить, как сформирован у учащихся навык орфографической зоркости и самоконтроля.
Объем работы: 70–80 слов.
После болезни.
После болезни я медленно поправлялся и целыми днями лежал в кровати. Ко мне часто прибегала сестренка. Я играл с ней. Игрушки у нас были самые простые. Из гладких шариков и кусочков дерева я мастерил дома, крепости. Сестренка разрушала мои постройки.
Вскоре я стал вставать. Я любил бродить по старому парку. Я любовался могучей сосной, трогал своими худыми длинными пальцами смолистые шишки.
Мое выздоровление врач считал чудом. Я приписываю мое спасение моей матери.
(По С. Аксакову)
Изложение «Серебряный хвост»
Серебряный хвост.
Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
Я медленно шёл по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жёсткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась ледяным чехлом. Ловко обманула меня волшебница-зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.
Изложение по самостоятельно составленному плану «Барсучий нос»
Цель: развивать умение сжато передавать содержание рассказа, составлять план по предварительно сокращенному тексту.
Барсучий нос.
Мы разбили стоянку на берегу озера. Разожгли костер, чтобы отогнать волков. На костре в сковороде жарили картошку. От нее далеко шел вкусный запах.
Вечером у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Он громко фыркал, но не показывался из травы. Мы притихли. Зверь высунул из травы мокрый черный нос, пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась мордочка с острыми черными глазками. Затем показалась полосатая шкурка.
Из зарослей вылез маленький барсук. Он поднял лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.
Я хотел крикнуть зверю, что он обожжется, но не успел. Барсук прыгнул к сковороде, сунул в нее нос. Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с воплем бросился в траву. Он бежал, обиженно голосил на весь лес, ломал кусты. На озере, в лесу поднялся переполох. Заорали лягушки, всполошились птицы, у берега ударили хвостами рыбы.
(По К. Паустовскому.)
Проверочное списывание
Цель работы – проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения, о безударных окончаниях существительных I склонения.
Объем текста – 60–65 слов.
ПОЛОВОДЬЕ.
Узка и мелка речка Ольховка около деревни. Весной она широко разливается. Гудит, шумит в это время Ольховка.
Днем на берегу реки собрался народ. На льдине был заяц. Он то бежал по льдине, то вставал столбиком. Но вот льдины столкнулись. Зайчишка быстро перепрыгивал со льдины на льдину. Вот уже и берег близко. Страшно зайчишке прыгнуть в холодную воду. Дед Степан принес длинную доску. Зверек был спасен. Со всех ног он бросился бежать в лесок.
Слово для справки: разливается.
Контрольное списывание
Цель: проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Лесные пожары.
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек зажег сухую ветку и побежал по высохшей траве, прошлогодним листьям. Бушует пламя, густой дым ползет в небо.
Начался лесной пожар. Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных обитателей!
Мечутся по лесу белки, зайцы и лоси. Против огня они бессильны.
А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки леса! Черная земля, черные стволы упавших деревьев. Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
Грамматическое задание:
Спишите текст и дополните его призывами и советами о бережном отношении к лесу.
Изложение
Случай с кошельком.
По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелёк.
Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо».
Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.
Контрольное изложение
Цель: учить составлять план, находить главную мысль текста и письменно передавать его содержание.
Купание медвежат.
Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шею и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не вымыла в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его и тоже выкупала в воде.
Медвежата остались довольны купанием. Им было жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
Контрольное списывание
Месяц май.
Май месяц. Весна всерьез начала одевать лес. Наступила полная победа солнца над стужей и мраком зимы. Зорька вечерняя утренней зорьке руку подает. У нас на Севере начинаются белые ночи. Сияющей зеленью одеваются высокие деревья.
Легкокрылые насекомые поднимаются в воздух. В сумерках на охоту за ними вылетают летучие мыши. Днем реют в воздухе ласточки и стрижи. Парят над полянами, над лесом орлы, коршуны. Как на ниточке подвешены к облакам жаворонки. Все поет, играет, пляшет. Наступила пора света и тепла.
(По В.Бианки)