Русский язык
2 класс
Проверочные и контрольные работы
(продолжение)
Составитель:
Пивоварова Инна Александровна,
учитель высшей категории
государственного учреждения
«Луганская школа I-III ступеней №13
имени Александра Молодчего»
1
Звонкие и глухие согласные звуки
Тренировочный тест
1. Отметь вариант, в котором указаны парные по глухости-звонкости согласные звуки.
а) [в], [ш], [л], [ц], [й]
б) [п], [с], [к], [р], [ч]
в) [ж], [б], [г], [т], [ф]
г) [з], [б], [н], [к], [д]
2. Укажите звонкий согласный звук.
а) [ц] б) [д] в) [ф] г) [щ]
3. Укажите согласный звук, имеющий пару по глухости-звонкости.
а) [х] б) [п] в) [р] г) [ц]
4. Укажите строку, где все парные по глухости-звонкости согласные звуки требуют проверки.
а) сугроб, дубки, флаг, клубок
б) лес, глазки, ложка, мороз
в) парус, травка, шарфы, гнёзда
г) кружка, проруби, варежка, дубок
5. Укажите строчку, в которой во всех словах надо вставить букву д.
а) верблю.., са.., самока.., компо..
б) лё.., сала.., крес.., пара..
в) клад.., заво.., горо.., наро..
г) пло.., парохо.., бра.., стар..
2
Проверочная работа
Вариант 1
1. Напиши все буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.
_____________________________________________________________
2. Выпиши в первый столбик слова, в которых все согласные звуки глухие,
во второй – звонкие.
Арбузы, стук, шишка, дожди, кукушка, грибы.
_______________________________ ______________________________
_______________________________ ______________________________
_______________________________ ______________________________
3. Выпиши слова с парными по глухости-звонкости согласным звуком
На конце слова.
В сильный мороз замёрз пруд. В саду поспело много ягод. Бабушка
испекла хлеб.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Подчеркни в словах буквы, обозначающие парные звонкие согласные
Звуки.
Коллекция, камень, растение, жизнь, солнце, ягода, крыша, дом, поле, цвет.
5. Выбери и обведи нужную букву.
Пару(с, з), ёр(ш, ж), мос(т, д), гру(з, с), ю(к, г), прору(б, п)ь, утю(к, г), мор(ш, ж), ено(д, т), шар(ф, в).
3
Вариант 2
1. Напиши все буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.
_______________________________________________________________
2. Выпиши в первый столбик слова, в которых все согласные звуки глухие, во второй – звонкие.
Барабан, ток, копыто, дорога, народ, шкаф.
_______________________________ ______________________________
_______________________________ ______________________________
_______________________________ ______________________________
3. Выпиши слова с парным по глухости-звонкости согласным
Звуком на конце слова.
Рак залез на самокат, все вперёд, а он назад. Береги нос в боль –
шой мороз.
4. Подчеркни в словах буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.
Утро, темнота, свист, чиж, роща, дача, край, весна, лебеди, тишина.
5. Выбери и обведи нужную букву.
Но(з, с), холо(т, д), моро(з, с), мё(т, д), сне(к, г), поез(т, д), голу(б, п)ь, ду(б, п), са(т, д), сугро(п, б).
Творческая работа
1. Запиши по три слова: на первой строке с парной согласной на конце, на второй – с парной согласной в середине слова. Составь предложение с любым из этих слов.
1) ____________________________________________________________
2) ____________________________________________________________
_______________________________________________________________
4
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Холо.. не терпит голо.. . Лучше хле .. с водою, чем пиро.. с бедою. Каков арбуз.., таков и вку.. . Зимний тулу.. всякому лю.. .
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Укажи строку, в которой неправильно подобрано проверочное слово. Запиши верное проверочное слово. Придумай и составь два предложения с любыми из данных слов.
а) рыбка – рыба _______________________________________________
б) кнопка – кнопочка ___________________________________________
в) утка – уточка ________________________________________________
г) прыжки – прыжочки __________________________________________
д) чашка – чашки ______________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
____________________________________________________________
5
Имя существительное
Тренировочный тест
1.Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?
б) кто? что?
в) что делает? что сделать?
В) где? когда?
2. Имя существительное – часть речи, которая обозначает:
а) действие предмета
б) признак предмета
в) предметы, явления природы, события, состояния
г) признак действия или предмета
3. Зачеркни в каждой строке лишнее слово.
а) Юпитер, Венера, Сатурн, Волга
б) Пётр, Иван, Шарик, Алёна
в) Женя, Москва, Луганск, Тула
г) Ильич, Владимирович, Кузнецов, Александрович
4. Укажи строку, в которой записаны только одушевлённые имена существительные.
а) зайчик, нора, лиса, медведь
б) бабочка, тигр, крот, спортсмен
в) король, трон, слуга, корона
г) кенгуру, обезьяна, пальма, Африка
5. Укажи строку, в которой все имена существительные во множественном числе.
6
а) очки, бабушка, внуки, брюки
б) корабли, плавание, матросы, деньги
в) города, дороги, машины, игрушки
г) стулья, столы, кот, рот
Проверочная работа
Вариант 1
1.Выпиши слова, которые отвечают на вопрос кто?
Рассказ, яблоня, учитель, гусь, холод, муха, стриж, пчела, капитан, хор.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
2. Подчеркни неодушевлённые имена существительные.
Берёза, птица, листва, воробей, заяц, лес, гнездо, кот, горох, карандаш, дочь.
3. Укажи число имён существительных.
Барсук, гости, брат, буквари, дождь, гуси, дни, каштаны.
4. Запиши одушевлённые имена существительные во множественном числе. Составь предложение с любым неодушевлённым именем существительным.
Олень, стол, лес, ученик, учитель, небо, зонт, повар, булочка, карась.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
______________________________________________________________
5. Подчеркни нужную букву.
а) (К, к) остромской (С,с)ыр
7
б) (М,м) атерик (А,а)фрика
в) (П,п) очтальон (П,п)ечкин
Вариант 2
1.Выпиши слова, которые отвечают на вопрос что?
Флаг, гость, орёл, сад, сторожка, заяц, варенье, молоток, река, рыбка.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Подчеркни одушевлённые имена существительные.
Мёд, медведь, пчёлы, дождь, кит, туман, рыба, сокол. Театр, школа, ученик, молния.
3. Укажи число имён существительных.
Тетрадь, шапки, мышь, птицы, цепи, сарай, ель, крошки.
4. Запиши одушевлённые имена существительные во множественном числе. Составь предложение с любым неодушевлённым именем существительным.
Конь, машинист, товарищ, вода, дождь, самолёт, снегирь, пчела, лопата, ягода.
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5. Подчеркни нужную букву.
а) (Н,н)иагарский (В,в)одопад
б) (Г,г)осударство (Б,б)еларусь
в) (О,о)зёрная (У,у)лица
8
Творческая работа
Придумай и запиши по три имени существительных:
а) одушевлённых
__________________________________________________________
б) неодушевлённых
__________________________________________________________
в) в единственном числе
___________________________________________________________
г) во множественном числе
___________________________________________________________
2. Запиши в первую группу имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, во вторую – множественного числа.
Доброта, брюки, смелость, ловкость, сани, ножницы, отвага, щипцы, темнота, каникулы.
1)_______________________________________________________________
_________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.Придумай и запиши предложения, в которых слово мишка пишется:
а) с маленькой буквы
_________________________________________________________________
б) с большой буквы
_________________________________________________________________
9
Контрольная работа 3
Вариант 1
1. Укажи строку, где во всех словах нет букв, обозначающих звонкие согласные звуки.
а) Катя, петух, чаща
б) Зина, земля, зима
в) ручка, малыш, язык
г) ток, сок, лес
2. Восстанови порядок орфографических действий при написании слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова.
а) Изменяю слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный или звонкий согласный н.
б) Слышу парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.
в) Пишу букву этого согласного звука на конце слова.
3. Укажи слова, в которых не надо проверять написание буквы на конце.
юг слон мёд
утюг ужин стол
герб пирог прибор
4. Зачеркни лишнюю букву.
Но(з, с), холо(т, д), мороз(з ,с), поез(т, д), мё(т, д), сне(к, г), дуб(б, п), ю(к, г), сугро(п, б), са(т, д).
5. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.
Коньки, медведь, воробьи, пальто, лагерь, картофель, счастье, обезьяна, вьюга.
6.Вставь, где надо, мягкий знак.
Солов_и, сквореч_ник, хищ_ник, грибоч_ки, воз_ми.
10
7.Сравни написание слов Галка, галка. Придумай и запиши по одному предложению с этими словами.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
8. Выпиши в первую строку одушевлённые имена существительные , во вторую – неодушевлённые.
Книга, дождь, дети, деревья, воробей, трава, птицы, животные.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Вариант 2
1. Укажи строку, где во всех словах нет букв, обозначающих глухие согласные звуки.
а) тропа, звезда, узор
б) весна, дуга, радуга
в) поле, школа, урок
г) вода, роза, лимон
2. Допиши высказывание.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед __________________ звуком или непарным звонким согласным
звуком [ _____ ].
3. Укажи слова, в которых не надо проверять написание буквы на конце.
плащ бокал короб
завод стриж мороз
11
город атом сон
4. Зачеркни лишнюю букву.
Пару(с, з), ёр(ш, ж), голу(б, п)ь, прору(б, п)ь, мос(т, д), гру(з, с), утю(к, г), мор(ш, ж), ено(д, т), шар(ф, в).
5. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.
Счастье, боль, деньги, барьер, листья, мальчик, серьги, прутья, долька.
6. Вставь, где надо, мягкий знак.
Коч_ка, мурав_и, скуч_но, бол_ше, мощ_ный.
7. Сравни написание слов Роза, роза. Придумай и запиши по одному предложению с этими словами.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
8. Выпиши в первую строку одушевлённые имена существительные , во вторую – неодушевлённые.
Школа, радуга, мальчики, цветы, река, сокол, родители, кассир.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Глагол
Тренировочный тест
1. Глагол – это:
а) часть слова
б) часть речи
в) член предложения
г) подлежащее
12
2. Укажите строку, в которой записаны только глаголы.
а) бег, бежать, бегун, бегущий
б) побежал, прибежать, убегает, забежал
в) беговая, бегунок, выбегает, вбегать
г) бегающий, бегство, пробегать, забег
3. Глагол обозначает:
а) действие предмета
б) признак предмета
в) предметы, явления природы, события, состояния
г) признак действия или предмета
4. Укажите правильный вопрос для глагола поиграли.
а) что делает? в) что сделали?
б) что сделает? г) что будут делать?
5. Укажи правильный ответ.
а) Частица не с глаголами пишется раздельно.
б) Частица не с глаголами пишется слитно.
Проверочная работа
Вариант 1
1. Подчеркни глаголы.
Льёт, голос, кричит, устаёт, забывают, дождь, красивый, стоит, блестит, солнечный.
2. Подчеркни глаголы, которые отвечают на вопрос что делает?
Писать, сидел, рисует, спит, прыгал, грустит, бегает, плыть, прослушал.
13
3. Запиши в первую строку глаголы единственного числа, во вторую – множественного.
Прилетели, думает, бегут, прыгали, пишет, сел, хлопает, играют.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
4. Запиши слова по образцу.
Образец: петь – поёт, пел.
жить - ____________________________________________________
молчать - _________________________________________________
лить - _____________________________________________________
5. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни глаголы с частицей не.
(Не)видит, (за)говорить, (не)читает, (про)читать, (не)жалеть, (не)забудка.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Вариант 2
1. Подчеркни глаголы.
Весна, стоят, закрывают, сердитый, ругают, пищат, осинник, рисуют, бодрый, летит.
2. Подчеркни глаголы, которые отвечают на вопрос что делал?
Писать, сидел, рисует, спит, прыгал, грустит, бегал, плыть, слушал, смотрел.
3. Запиши в первую строку глаголы единственного числа, во вторую – множественного.
Ждали, упал, копал, жили, работают, метёт, сидит, читают.
14
__________________________________________________________
__________________________________________________________
4. Запиши слова по образцу.
Образец: петь – поёт, пел.
кормить - _________________________________________________
кричать - _________________________________________________
пить - _____________________________________________________
5. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни глаголы с частицей не.
(По)шёл, (не)кормит, (пере)садить, (не)учит, (не)толкать, (не)ряха.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Творческая работа
1. Подбери и запиши глаголы, близкие по смыслу данным словосоче – таниями.
Образец. Бродит по лесу – ходит.
Охраняет природу – ________________________________________
Охраняет гараж – ___________________________________________
Бежит заяц – _______________________________________________
Бежит время – _____________________________________________
Слова для справок: мчится, сторожит, бережёт, летит.
2. Напиши, что ты делаешь дома, в школе и на прогулке.
Дома я убираю кровать, ______________________________________
___________________________________________________________
В школе я читаю, ___________________________________________
15
___________________________________________________________
На прогулке я _____________________________________________
__________________________________________________________
3. Спиши предложения, раскрывая скобки.
Друг в беде (не)бросит.
__________________________________________________________
Дружба крепкая (не)сломается.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Не стыдно (не)знать, стыдно (не)научиться.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
(Не)ошибается тот, кто ничего (не)делает.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Семеро одного (не) ждут.
__________________________________________________________
16
Имя прилагательное
Тренировочный тест
1. Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы:
а) что делает? что сделает?
б) кто? что?
в) какой? какая? какое?
г)кому? когда?
2. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:
а) действие предмета
б) признак предмета
в) предметы, явления природы, события, состояния
г) признак действия или предмета
3. Прочитай текст, найди и подчеркни имена прилагательные. Укажи их количество.
Было тихое летнее утро. На вершине холма виднелась небольшая деревенька. По узкой дорожке шла молодая женщина в белом платке.
а) 5 б) 6
в) 7 г) 8
4. Укажи строку, в которой только имена прилагательные.
а) жар, жаркий, жарко, жарить
б) красивый, прелестный, чудесный, волшебный
в) садовый, садик, садовник, садить
г) грустное, весёлое, капризное, настроение
5. Укажи имена прилагательные в форме множественного числа.
17
а) весёлая, пышная, яркая, большая
б) грустный, радостный, зелёный, вкусный
в) солнечные, золотые, голубые, пушистые
г) воздушное, лёгкое, далёкое, белое
Проверочная работа
Вариант 1
1. Выпиши слова, которые обозначают признаки предметов.
На высокий клён села маленькая серая птичка.
_________________________________________________________
2. Подчеркни в каждой строке лишнее слово.
а) светлый, нарядный, наряд, железная
б) трудный, смелые, тёмное, интересная
в) ребёнок, школа, двухэтажная, учитель
г) длинный, шерстяное, широкий, праздничный
3. Подчеркни имена прилагательные.
Сентябрь, звонкий, яркая, широкое, толстое, голубая, стальной, сладкая, редкое.
4. Распредели имена прилагательные на три группы по вопросам.
Тёплый, звонкий, яркая, широкое, толстое, голубая, стальной, сладкая, редкое.
Какой?___________________________________________________________
Какая?____________________________________________________________
Какое?___________________________________________________________
18
5. Подбери к именам существительным однокоренные имена прилагательные.
Образец: зима – зимний
Книга- _________________________
Жара - _________________________
Ночь - _________________________
Вариант 2
1. Выпиши слова, которые обозначают признаки предметов.
В новый дом заехали довольные и счастливые жильцы.
_________________________________________________________
2. Подчеркни в каждой строке лишнее слово.
а) юркие, светлые, узкий, тёмные
б) синева, синий, синенький, синеватый
в) первая, пушистая, шумная, зелёное
г)яблоко, день, сонный, река
3. Подчеркни имена прилагательные.
Хороший, ученик, разноцветная, шёл, молодое, молодость, скачет, новый, музей, солнце.
4. Распредели имена прилагательные на три группы по вопросам.
Синий, трусливая, огромный, милое, школьная, горькое, жаркий, осеннее, родная.
Какой?___________________________________________________________
Какая?____________________________________________________________
Какое?___________________________________________________________
19
5. Подбери к именам существительным однокоренные имена прилагательные.
Образец: зима – зимний
Вкус- _________________________
Море - _________________________
Шум - _________________________
Творческая работа
1. Запиши подходящие по смыслу слова.
Дерево (какое?)_________________________________________________
Ветки (какие?)___________________________________________________
Мох (какой)_____________________________________________________
Тропинка (какая?)________________________________________________
2.Опиши данный предмет по всем возможным признакам.
Образец: Мяч – круглый, большой, маленький, цветной, надувной, рваный, красивый, теннисный, баскетбольный.
Шарф - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дополни текст подходящими по смыслу именами прилагательными. Можно использовать свои слова.
Наступил ___________________________________ апрель.
Выдался ______________________________________ день.
Светит ____________________________________ солнце.
С крыш падает _______________________________ капель.
Весело бежит ________________________________ ручей.
Слова для справок: ясный, тёплый, весёлая, быстрый, весеннее.
20
Местоимение
Тренировочный тест
1.Я, Ты, мы, вы, он, она, оно, они - это:
а) глаголы
б) имена существительные
в) местоимения
г) предлоги
2. Местоимение – это часть речи, которая :
а) указывает на предметы, но не называет их
б) указывает на предметы и называет предметы
в) указывает, что делать
г) обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
3. Укажи местоимение, которым можно заменить имя существительное отражение.
а) он б) она
в) оно г) они
4. Укажи строку, в которой все местоимения множественного числа.
а) он, я, ты б) она, они, мы
в) вы, они, мы г) вы, мы, ты
5. Укажи строку, в которой записаны только местоимения.
а) за, около, один, часть
б) под, в, перед, я
в) они, вы, ты, оно
г) вместе, втроём, мы, над
21
Проверочная работа
Вариант 1
1. Прочитай стихотворение. Найди местоимения и подчеркни их.
Я, ты, он, она!
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья!
В слове "мы" - сто тысяч "я".
Р. Рождественский
2. Подчеркни местоимения.
Куда, мы, я, вы, около, на, ты, за, он, они, от, под, оно, окно, она.
3. Допиши нужные местоимения.
а) _______ люблю русскую берёзку.
б) Недавно _______ были в берёзовом лесу.
в) Какой Ваня молодец! Столько подберёзовиков ________ нашёл!
г) А ______ , ребята, сколько нашли?
4.Спиши , заменяя выделенные имена существительные местоимениями.
У меня есть сестра. Сестра учится в институте. Мой папа – геолог. Папа работает в Сибири.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Распредели слова на три группы в зависимости от того, каким местоимением можно заменить каждое из них.
Трава, солнце, облако, трамвай, небо, заяц, ракета, корабль, капуста.
Он:_______________________________________________________________Она:______________________________________________________________Оно:______________________________________________________________
22
Вариант 2
1. Прочитай стихотворение. Найди местоимения и подчеркни их.
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса…
К.Чуковский
2. Подчеркни местоимения.
Один, мы, я, вы, около, на, ты, мыло, он, они, от, под, оно, сон, она.
3. Допиши нужные местоимения.
а) Почему _________ улетают?
б) Весной _________ снова услышим их песни.
в) Что _______ вырезает из бумаги?
г) ______ люблю наблюдать за птицами.
4.Спиши , заменяя выделенные имена существительные местоимениями.
Охотник нашёл в лесу лисёнка. Охотник принёс лисёнка домой. Все полюбили забавного лисёнка. К осени лисёнка отпустили в лес.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Распредели слова на три группы в зависимости от того, каким местоимением можно заменить каждое из них.
Гнездо, страна, стекло, мост, шар, коса, звено, лисица, гриб.
23
Он:_______________________________________________________________Она:______________________________________________________________Оно:______________________________________________________________
Творческая работа
1.Запиши 5 местоимений.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составь и запиши предложение с любым местоимением.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вставь подходящие по смыслу местоимения.
Катя сказала мне, что зимой __________ поедет в Москву. Завтра ____ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.
Использованная литература :
1. «Диктанты по русскому языку для начальной школы», Н. А. Шевердина. Изд.: Ростов н/Д : Феникс,2013 г.
2.Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс / Сост. Т.Н.Максимова. – М.: ВАКО, 2016 г.
3.Интернет - ресурсы
24