Проверочная работа на понимание основного конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (ФИО) ________________________________________________________
____________________________________________ Грибоедов завершил работу над
(имя, отчество)
комедией «Горе от ума» в _______ г. Действие в произведении происходит через десять лет после войны 1812 г. В то время наметился раскол между консервативным и прогрессивным дворянством, чьи взгляды на общественное устройство существенно различались. Кульминацией исторического столкновения противоборствующих сторон, которые, вслед за
главным героем комедии – _________________________________________________________
(имя, отчество, фамилия)
начали именовать «веком ____________________________» (консервативным) и «веком _________________________________» (выступавшим за радикальные перемены), стало восстание декабристов в 1825 г.
«Горе от ума» стала первой в истории русской литературы реалистической комедией, в которой были высмеяны многочисленные пороки общества: карьеризм, подхалимство, крепостничество, бюрократизм, преклонение перед всем иностранным и т.д.
_________________________ выступает обличителем старых устоев, он озвучивает передовые
(фамилия)
идеи, однако окружение Фамусова их предсказуемо отвергает, либо попросту отрицает наличие проблем.
Во втором действии пьесы _______________________, споря с Фамусовым, произносит,
(фамилия)
в частности, следующие слова:
«…Как посравнить да посмотреть
Век ______________________ и век ______________________…»
«…Как тот и славился, чья __________________________________________________…»
«...Прямой был век ___________________________ и ___________________________,
Все под личиною усердия к царю…»
«…Хоть есть охотники ____________________________ везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;
Недаром жалуют их скупо государи».
Фамусов в ужасе от услышанного произносит несколько фраз, характеризующих его отношение к _____________________________ и к тому, что он говорит, в том числе: «Опасный
(фамилия)
человек!», «Да он властей не признает!», «Он вольность хочет проповедать!» и др.
Автор демонстрирует различия в психологии представителей противостоящих «веков».
Например, _____________________ подчеркивает, что необходимо служить стране, а не
(фамилия)
стараться выслужиться перед начальством: «Служить бы рад, _________________________ _______________________», «Кто служит делу, а не ______________________...». Такой подход
просто не могут понять в окружении Фамусова, так Молчалин спрашивает __________________:
(фамилия)
«Вам не дались чины, по службе неуспех?», на что тот отвечает:
«_______________ людьми даются,
А люди могут ____________________________».
Молчалин, видимо, искренне не понимая такого отношения к карьерному росту, советует
___________________ «…к Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить…», поскольку «… частенько
(фамилия)
там мы покровительство находим, где не метим…». В ответ _________________ остроумно парирует: (фамилия)
«Я езжу к _____________________________, да только не за этим».
А. С. Грибоедов также указывает на желание дворян во всем, порой бездумно, подражать иностранцам. Если у Фамусова «…дверь отперта для званных и незванных, особенно из
иностранных…», то ________________________ с сожалением произносит:
(фамилия)
«Ах! если рождены мы все перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»
Люди «века ______________________________», представленные в комедии Фамусовым и его окружением, готовы уничтожить любого, кто посмеет бороться с принятыми у них устоями. То, что кто-то высказывает собственное мнение, не совпадающее с традиционным, у многих даже не укладывается в голове. Возможно, поэтому ______________________ начинают считать сумасшедшим. (фамилия)
________________________ не смог изменить мировоззрение «фамусовского общества».
(фамилия)
Наверное, такой задачи и не было у этого персонажа: свои мысли он должен был донести до зрителей, читателей, так, чтобы они ни в коем случае не захотели бы ассоциировать себя с людьми «века __________________________________».
Проблемы, затронутые в произведении А.С. Грибоедова, не потеряли своей актуальности и почти двести лет спустя. Среди персонажей «Горя от ума» современный читатель легко узнает знакомые типажи: льстецов, подхалимов, бунтарей и т. д.
0-16 правильных ответов (слов) «2»
17-24 правильных ответов (слов) – «3»
25-30 правильных ответов (слов) – «4»
31-33 правильных ответов (слов) – «5»
Проверочная работа на знание «крылатых выражений» комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» ___________________________________________________________
Минуй нас пуще всех печалей и ___________________________________________ и ___________________________________________________. (Лиза.)
__________________________________ часов не наблюдают. (Софья.)
Нельзя ли для _________________________ подальше выбрать закоулок. (Фамусов.)
__________________________________ известен поведеньем. (Фамусов.)
Шёл в комнату, – попал в _________________________. (Софья.)
Ах, матушка, не довершай удара. Кто беден, тот _________________________! (Фамусов.)
Тут всё есть, коли нет обмана: и черти, и любовь, и страхи, и цветы. (__________________.)
Грех не беда, – ____________________ нехороша. (Лиза.)
И золотой мешок, и метит в __________________________. (Лиза.)
Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой! (_________________________.)
Блажен, кто _____________________, тепло ему на свете! (Чацкий.)
И дым отечества нам _____________________ и ___________________________. (Чацкий.)
Три года не писал трёх слов и грянул вдруг, как с ______________________. (Фамусов.)
Хотел объехать _______________________________ и не объехал сотой доли. (Чацкий.)
Что за комиссия, создатель, быть _________________________ дочери отцом! (Фамусов.)
Читай не так, как __________________, а с чувством, с толком, с расстановкой. (Фамусов.)
Ведь я ей несколько сродни: по крайней мере искони ____________________ недаром называли. (Фамусов.)
Служить бы рад, – ____________________________ _____________________. (Чацкий.)
Как посравнить да посмотреть век ____________________________ и век _______________________: свежо предание, а _____________________________________. (Чацкий.)
Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам! (___________________)
При мне служащие чужие очень редки: всё больше сестрины, свояченицы детки. (__________________.)
Как станешь представлять к крестишку иль к местечку, ну как не порадеть _________________________ человечку. (Фамусов.)
Дома новы, но предрассудки ___________________! (Чацкий.)
Ах! Злые языки страшнее _______________________. (Молчалин.)
В мои лета не должно сметь своё __________________________ иметь. (Молчалин.)
Смешенье языков: французского с __________________________. (Чацкий.)
Что говорит! И говорит, как пишет! (_______________________.)
И завиральные идеи эти _______________. (Фамусов.)
Времён очаковских и покоренья ________________. (Чацкий.)
От скуки! Прошу подальше ____________! (Лиза.)
Герой не моего ________________. (Софья.)
В деревню, __________________, в глушь, в Саратов! (Фамусов.)
Подписано, так с плеч долой (________________)
Софья «Где ж лучше?» Чацкий «Где _______________».
А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят ____________________ (Чацкий).
Мне в петлю лезть, а ей _____________________ (Чацкий).
Я странен, а не странен __________________? (Чацкий)
Ученье – вот ________________, ученость – вот причина (Фамусов.)
Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да _________________. (Фамусов.)
Вон из Москвы! сюда я больше не _________________. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где ________________________ есть чувству уголок!.. _____________________ мне, _______________________! (Чацкий).
0-28 правильных ответов (слов) «2»
29-42 правильных ответов (слов) – «3»
43-54 правильных ответов (слов) – «4»
55-57 правильных ответов (слов) – «5»
Считаются и предлоги, и частицы