СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочные работы по литературе для учащихся старших классов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочные работы по литературе для учащихся старших  классов

Просмотр содержимого документа
«Проверочные работы по литературе для учащихся старших классов»

Тест по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

( «Максим Максимыч», «Тамань»)


I. О каком герое идёт речь?

1. «офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности»


2. «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера.


3. «...а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!»


4. «человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож»


5.Какие сравнения использует автор для создания портрета девушки?


6. «Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади».


II. О каком событии идет речь?


1. «Прикрытие, состоящее из полроты пехоты и пушки, с которыми ходят обозы через Кабарду из Владыкавказа в Екатериноград». Что это такое?


2. «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»


3. «Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и

вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго…»

4. Дайте лексическое значение слова «ундина».

5. С каким героем и с какими событиями можно соотнести слова этой песни?


Везет моя лодочка

Вещи драгоценные,

Правит ею в темну ночь

Буйная головушка».


6. «Есть еще одна фатера, – отвечал десятник, почесывая затылок, – только вашему благородию не понравится; там _____!» Добавьте слово на место пропуска.


7. Какая деталь интерьера избы старухи является дурным знаком?


8. «А если б я, например, вздумал донести коменданту?» Последние слова мои были вовсе не у места; я тогда не подозревал их важности, но впоследствии имел случай в них раскаяться. Какое событие служит подтверждением этих слов?


9. «Он посмотрел на меня с удивлением, проворчал что-то сквозь зубы и начал рыться в чемодане; вот он вынул одну тетрадку и бросил ее с презрением на землю; потом другая, третья и десятая имели ту же участь»


III. Герой о герое.


1. «Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!..»


2. «Правда, мы жили долго под одной кровлей… А мало ли с кем я не жил?..»


3. « (он) не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей»


4. «Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но такова сила предубеждений: правильный нос свел меня с ума; я вообразил, что нашел Гётеву Миньону, это причудливое создание его немецкого воображения, – и точно, между ими было много сходства: те же быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности, те же загадочные речи, те же прыжки, странные песни…»


5. «В ней было много породы… порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело».


6. «Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство». К какому герою относится этот вывод?


7. Как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление.


8. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..»













Тест по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

( «Максим Максимыч», «Тамань»)

Ответы

Задание

I. О каком герое идёт речь?

1.

Печорин

2.

Печорин

3.

Янко

4.

Янко

5.

настоящая русалка; как птичка, выпугнутая из куста; как змея; как кошка; сравнение с лошадью

6.

Печорин

II. О каком событии идет речь?

1.

оказия


2.

о вторжении Печорина в круг честных контрабандистов


3.

Отъезд Янко с ундиной


4.

Ундины, жен. (от лат. unda волна). В средневековых поверьях дух воды в образе женщины, заманивающий путников и рождением от них ребенка, стремящийся получить человеческую душу. «Стройная девушка, скорее напоминающая собою заблудившуюся к людям ундину … чем живую женщину» (Н. С. Лесков) «И вот бежит опять вприпрыжку моя ундина» (М. Ю. Лермонтов)

5.

Янко – контрабандист, перевозящий краденые товары


6.

нечисто

7.

Отсутствие образов на стенах («На стене ни одного образа – дурной знак»)


8.

О попытке ундины утопить Печорина


9.

Максим Максимыч избавляется от дневников Печорина


III. Герой о герое.

1.

Максим Максимыч о Печорине


2.

Максим Максимыч о Печорине


3.

Слепой мальчик об Янко


4.

Печорин об ундине


5.

Печорин об ундине


6.

к слепому мальчику


7.

Печорин о слепом мальчике


8.

Печорин о мальчике, старухе и честных контрабандистах


Карточка – пятиминутка по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

(главы 1 – 4)

1.успел влюбиться, женился

1.сын боевого генерала

2.Пётр

2.отец Аркадия

3.небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием

3.этот волосатый

4.Марьино

4.красивая рука с длинными розовыми ногтями

5.приятель Аркаши, умный человек

5. блаженствовал со своею Машей в деревне

6.признак внутреннего смущения Николая Петровича

6.славный малый

7. младшенький

7.Евгений о дяде Аркадия

8.кучер

8.не подошёл к ручке барича, а издали поклонился ему, скрылся под воротами

9.не желая остаться под барским глазом, закурил трубку

9.трусишка, «хроменький»

10.Павел Петрович

10.я дорожу его дружбой

11.Базаров об отце Аркадия

11.человек новейшего, усовершенствованного поколения

12.щегольство в деревне…ногти, хоть на выставку посылай

12.толстобородый

13.отцовская мечта

13.потирание рукой лба и бровей

14.Николай Петрович Кирсанов

14.преобразования необходимы…но как их исполнить, как приступить

15.Евгений Васильев

15. Пётр

16.Аркадий

16.обнаженная красная рука, которую … не сразу подал

17.в 1835 году вышел из университета кандидатом

17.зажить на славу, тесно сойтись друг с другом, узнать…хорошенько

18.Митюха

18.Бобылий хутор

19.слуга

19.человек старого закала, не разделявший новейших воззрений

20.Базаров

20.он чудесный малый, такой простой

Карточка – пятиминутка по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

(главы 1 – 4)

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

5

8

14

18

3

13

9

19

15

4

6

7

17

1

20

10

2

12

11

16

























































Тест по драме А. Н. Островского «Гроза»

1.Установите соответствие между именами персонажей драмы «Гроза» и их социальным положением: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Персонажи

Социальное положение

А) Шапкин

1)богатая купчиха

Б) Ваня Кудряш

2)купец

В) Кулигин

3)странница

Г) Феклуша

4)мещанин, часовщик-самоучка

Д) Глаша

5) девка в доме Кабановой

Ж) Савел Прокофьевич Дикой

6) конторщик

Е) Марфа Игнатьевна Кабанова

7) мещанин



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ж

Е










2. Установите соответствие между именами персонажей драмы «Гроза» и их родственными связями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Персонажи

Родственные связи

А) Савел Прокофьевич Дикой

1) жена Тихона Кабанова

Б) Борис Григорьевич

2) сын Кабановой

В) Тихон Иваныч Кабанов

3) дядя Бориса

Г) Варвара

4)дочь Марфы Игнатьевны

Д) Марфа Игнатьевна Кабанова

5) мать Тихона и Варвары

Ж) Катерина

6) племянник Дикого

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ж









3.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами.

Персонажи

Качества личности

А) Савел Прокофьевич Дикой

1) покорность и отсутствие воли

Б) Борис Григорьевич

2) горячность и неумение скрывать правду

В) Тихон Иваныч Кабанов

3) любовь к просвещению и стремление к поиску истины и умение видеть красоту

Г) Кулигин

4) грубость, невежество, притворная религиозность

Д) Марфа Игнатьевна Кабанова

5) незлобивость и покорность, подчинение обстоятельствам

Ж) Катерина

6) грубость, своеволие, невежество

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ж









С1.Какой смысл можно вложить в название пьесы А.Н. Островского — «Гроза»?

С2.Почему нравы города Калинова Кулигин называет жестокими? (По драме А.Н. Островского «Гроза».) (монолог Кулигина дан ниже).

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет.

Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»

Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно.

А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить…»


С3.В каких произведениях русской классики затрагивается тема негативного воздействия семейного воспитания на личность ребёнка, в чём эти произведения можно сопоставить с  пьесой Н.А. Островского «Гроза»?

С4.В каких произведениях русской литературы встречаются мотивы рабства, покорности, терпения, грубой силы (на выбор) и как эти произведения перекликаются с пьесой А.Н.Островского?















10 КЛАСС Тест по литературе (I полугодие)

А. Н. Островский «Гроза»

1. В какое время и где происходит действие?

2. Назовите героя, о котором идёт речь?

А) купец, значительное лицо в городе Б) богатая купчиха, вдова В) сын купчихи Г) мещанин, часовщик – самоучка

Д) конторщик Дикого Е) странница Ж) девка в доме Кабановой

3.О ком идёт речь?

«Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из – за денег, ни одного расчета без брани не обходится».

4. Кто характеризует жизнь в городе следующими словами?

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите».

5.Кто из героев произносит монолог?

«Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь».

6.Кому принадлежат слова?

«А по – моему делай, что хочешь, только чтобы шито – крыто было».

7. О каком герое говорят?

«А и честь – то невелика, потому что воюешь – то ты всю жизнь с бабами».

8. Кому принадлежат слова:

«Здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно»

9.О принципе жизни какого героя говорится в этих словах?

«Захочу – помилую, захочу - раздавлю».

10. Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?

а) Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...

б) Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией,

который милосерднее вас!

в) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

г) Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!

11. Кульминацией пьесы "Гроза" можно считать эпизод

А) расставания Катерины с Тихоном Б) признания Катерины перед жителями города в неверности мужу В) прощания с Борисом

Г) с ключом

12. Определите основной конфликт драмы «Гроза»

А) история любви Катерины и Бориса Б) столкновение самодуров и их жертв

В) история любви Тихона и Катерины Г) описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого


А.Н. Островский «Бесприданница»

1. О ком из героев идет речь?

«Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное»

2. Какого героя характеризуют эти слова?

«Бойкая женщина. Уж очень проворна».

3. Какой герой сказал следующие слова:

«Мы люди бедные, нам унижаться – то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по человечески».

4. Кому принадлежат слова:

«Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдится».

5.Кто из героев высказывается:

«Самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники – злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет».

И. А. Гончарова «Обломов»

Вариант 1.

1.Какой год Обломов проживает в Петербурге?

а) 13-й; б) 12-й; в) он живёт в Москве.

2. Сколько крепостных душ досталось Обломову в наследство?

а) у него не было крепостных; б) 250; в) 350.

3. Кто это? «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки… сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета лёгкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щёгольской шляпе… Он весел, он напевает…»

а) Штольц; б) Обломов; в) Тарантьев; г) Волков.

4. Что считал Обломов синонимом слова «труд»?

а) уважение; б) сказка; в) покой.

5. Куда Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке нужную бумагу?

а) в Архангельск; б) в Астрахань; в) в Арзамас.


Вариант 2.

1. Чин Обломова?

а) коллежский секретарь; б) цензор; в) чиновник канцелярии губернатора.

2. Кто это? «Я два раза был за границей, после нашей премудрости, смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, в Иене, в Эрлангене, потом выучил Европу как своё имение».

А) Штольц; б) Обломов; в) Волков; г) Судьбинский.

3. В родовое имение Обломовых входили сёла:

а) Малиновка и Сосновка; б) Сосновка и Вавиловка; в) Вавиловка и Верхлёво.

4. Главной и первой жизненной заботой в Обломовке была забота:

а) о воспитании детей; б) о здоровье; в) о пище.

5. Последним посетителем Обломова в 1 части был

а) Тарантьев; б) Штольц; в) никто к нему не приходил.


Вариант 3.

1.Кто это? «Всё лицо его как будто прожжено было багровой печатью, ото лба до подбородка. Нос был, сверх того, подёрнут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок, в каждый точно положено было по комку снега».

а) Тарантьев; б) Мухояров; в) Судьбинский г) Захар.

2. За что Ольга ценила, любила Обломова?

а) за богатство; б) за волю, предприимчивость; в) честное, верное сердце, ни одной фальшивой ноты.

3. Вставь слово: отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала «не пускать его в …….., как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурной репутацией».

а) лес; б) речку; в) овраг.

4. Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки, предупреждает его, диктует свою волю. Если в зимний вечер погаснет свечка, то в ответ «все встрепенутся: «…». Какая это примета?

а) к болезни; б) приезду нечаянного гостя; в) к смерти.

5. Что утрачено в Обломове в детстве под влиянием чрезмерной опёки матери, няни, слуги?

а) активное участие в любых проявлениях жизни; б) трудолюбие; в) сознательное отношение к жизни.


Вариант 4

1. Детство Ильи Ильича Обломова. Какие внутренние силы развились его воспитанием, образованием?

а) мечтательность; б) поэтическое восприятие жизни; г) трудолюбие.

2. часть 2, гл. 4. Мечты И. И. Обломова. Идеал жены спроецирован на Ольгу, с одной стороны, и на Агафью Матвеевну Пшеницыну. Соотнести:

1. «тут музыка, Casta diva!» а) Агафья Матвеевна Пшеницына

2. «На кухне стучат в пятеро ножей;

сковорода грибов, котлеты, ягоды» б) Ольга Ильинская

3. В какой период жизни мы встречаемся с Обломовым в 1 части романа?

а) На Выборгской стороне; б) на Гороховой.

4. Где поселил И. А. Гончаров Ольгу и Штольца?

а) На Гороховой; б) в Крыму; в) в Москве.

5. Традиции какого писателя использует И. А. Гончаров, изображая героя в 1- 5 главах 1-й части через быт, вещи?

а) А. С. Пушкина; б) М. Ю. Лермонтова; в) Н. В. Гоголя.


Вариант 5.

1.Кто это? «У него кипела кровь, глаза блистали. Ему казалось, что у него горят даже волосы…» а) Обломов; б) Штольц; в) Захар; г) Мухояров.

2. Кто противопоставлен (антипод) Обломову в романе?

а) Алексеев; б) Пенкин; в) Штольц.

3. Какую задачу поставил Штольц перед Ольгой?

а) поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить его в большой свет;

б) влюбить в себя.

4. Вещи, связанные с его внутренними переживаниями:

а) халат; б) длинные, мягкие и широкие туфли; в) сюртук.

5. Соотнести:

1. столичный франт а) Пенкин

2. литератор б) Судьбинский

3. чиновник в) Волков






























10 класс Тест по литературе (I полугодие)


И. А. Гончаров «Обломов»

Ответы

1 вариант

задания

Ответ

1.

Б

2.

В

3.

Б

4.

Б

5.

А

2 вариант

1.

А

2.

А

3.

Б

4.

В

5.

Б

3 вариант

1.

Г

2.

В

3.

В

4.

Б

5.

А, Б, В

4 вариант

1.

А, Б

2.

1) Б; 2) А

3.

Б

4.

Б

5.

В

5 вариант

1.

А

2.

В

3.

А

4.

А, Б

5.

1) В, 2)А, 3) Б

А. Н. Островский «Гроза»

Ответы

1.

Калинов, берег Волги, летом

2.

А) Савел Прокофьевич Дикой

Б) Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)

В) Тихон Иваныч Кабанов

Г) Кулигин

Д) Ваня Кудряш

Е) Феклуша

Ж) Глаша

3.

О Диком

4.

Кулигин

5.

Катерина

6.

Варвара

7.

О Диком

8.

Борис

9.

Дикой

10.

Г

11.

Г

12.

Б

А.Н. Островский «Бесприданница»

Ответы

1.

Лариса Огудалова

2.

Харита Игнатьевна Огудалова

3.

Мать Ларисы

4.

Лариса

5.

Карандышев
















М. Горький «На дне». Проверочная работа.

1. Восстановите последовательность событий, произошедших в пьесе М. Горького.

1.Лука дает всем ложные надежды.

2. Описание ночлежки, ее жителей.

3.Наташу обжигают кипятком. Драка, случайное убийство Костылева.

4.Актер совершает самоубийство.

5.Сатин произносит жизнеутверждающий монолог.

6.Игра в карты, споры жителей ночлежки. Анна при смерти. Появление Лука.

7.Исчезновение Луки. Пепел под следствием. Наташа пропала.


2. Установите соответствие между персонажами пьесы и обстоятельствами, которые привели их в ночлежку. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

А) Бубнов

1) служил в Казённой палате, за растрату денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке

Б) Барон


2) был скорняком, владельцем мастерской; уйдя от жены, лишился «своего заведения» и оказался в ночлежке

В) Сатин


3) из-за сестры «убил подлеца в запальчивости и раздражении», попал в тюрьму, после тюрьмы оказался в ночлежке


4) был сторожем на даче в Сибири; ночлежка - один из пунктов его странствий


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

 

 

 


3. Установите соответствие между тремя основными персонажами и их афористичными высказываниями.

 

ПЕРСОНАЖИ

ВЫСКАЗЫВАНИЕ

A) Лука

1) «Мяли много, оттого и мягок...»

Б) Бубнов

2) «Образование — чепуха, главное — талант».

B) Актер

3) «Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо!»


4) «А ниточки-то гнилые...»


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

 

 

 


4. Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Костылев

1) потеряв надежду, останется в ночлежке

Б) Актёр

2) окажется в тюрьме

В) Клещ

3) покончит жизнь самоубийством

Г) Пепел

4) будет убит в драке

Д) Бубнов

5) произнесёт речь в защиту достоинства человека

Е) Сатин


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

 

 

 



5. Напишите сочинение по предложенным темам (10 - 15 предложений).

С 1.Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке?

С2. В чём смысл слов Сатина: «Дважды убить нельзя»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!