МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8
К Р А С Н О А Р М Е Й С К О Г О Р А Й О Н А
В О Л Г О Г Р А Д А
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
С ИЗУЧЕНИЕМ СТРАНОВЕДЕНИЯ И ГРАММАТИКИ
для 10-11 классов
ВОЛГОГРАД 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Большое внимание текущего момента на содержание языкового образования в школах России стало бесспорным фактом. Осознание многими школьниками и их родителями социальной и культурной ценности знания иностранных языков привело к позитивным изменениям в организации учебного процесса по иностранному языку. Заинтересованность многих школьников в изучении иностранного языка потребовала корректировки учебной программы в плане увеличения предметных часов на иностранный язык в старших классах гимназий, как в качестве первого иностранного языка, так и введение дисциплины второго иностранного языка. Интенсификация сотрудничества между Россией, Германией, Англией и Америкой в коммерческой, профессиональной и духовной жизни расширение личной мобильности приводит к увеличению контактов с языковой и другой культурой этих стран.
Представления школьников о необходимости изучения иностранного языка находится в непосредственной зависимости от их личностных потребностей и жизненных перспектив. В соответствии с этими потребностями определяется практическая цель, предусматривающая обучение, развитие, воспитание и образование личности школьников. Для этого необходимо создание организационно-педагогических условий, а именно:
1. наличие заинтересованного способного контингента учащихся;
2. подготовленность учителей, их высокий профессиональный уровень;
3. необходимое количество учебного времени;
4. методическая обеспеченность учебного процесса.
Знания о языке рассматриваются не как самоцель в обучении, а как средство, инструмент сознательной работы над умениями пользоваться языком в речевой практике. Коммуникативные способности школьников во всех видах речевой деятельности развиваются в рамках определенных сфер и ситуаций общения на основе знаний о сути проблемы и предмете обсуждения
К завершению обучения учащиеся должны быть способны:
а - понимать и адекватно реагировать на высказывания партнера в рамках ситуаций, определенных программой;
б - делать высказывания о себе, семье, друзьях, школе, используя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;
в - задавать вопросы по содержанию проблемы;
г - понимать содержание текстов различного жанра, построенных на пройденном языковом и речевом материале;
д - выразительно читать, стараясь приблизить свое фонетическое оформление иностранного текста к идеальному, принятому в стране, изучаемого языка, читать с извлечением нужной информации;
е - написать личное письмо, автобиографию поздравление, приглашение, собственное обобщение, вывод заполнить анкету за рубеж, обращение в фирму.
Все эти навыки и умения строятся на изученном грамматическом лексическом и фонетическом материале в рамках сфер и соответствующих ситуаций общения, которые определенны программой министерства образования и науки Российской Федерации.
Завершающий старший этап обучения,10-11 классы, характеризуются уровнем минимальной достаточности практического владения языком и элементами профильной дифференциации. Для нормального функционирования устной речи учащихся у них должны быть сформированы фонетические, слуховые, познавательные, лексические и грамматические навыки говорения, выражающиеся в усвоении до уровня самостоятельного использования в речи. Задача обучения иностранным языкам в 10-х и 11-х классах состоит в том, чтобы закрепить и расширить базовые знания, полученные учащимися в 5-9 классах для последующей дифференциации обучения, поддерживая и усиливая их интерес к предмету. Несколько лет в нашей гимназии для классов гуманитарного профиля проводился спецкурс по иностранному языку в 10-х и 11-х классах, в который входит в 6 общих учебных часа в неделю (204 общих учебных часов в году). Из них 2 часа в неделю на общеразговорную практику(68 уч. часов в году), 2 часа на курс страноведения (68 уч. часа в году) и 2 часа на изучение грамматики(68 уч. часа в году). В дальнейшем аспект страноведения и грамматики мы будем называть спецкурсом(68+68=136). Такая расчасовка по мнению преподавателей методического объединения учителей иностранного языка дает возможность целенаправленно сконцентрировать работу на перечисленных выше разделах. При изучении иностранного языка на старшем этапе мы выделяем спецкурс «страноведение + грамматика» в рамках обучения иностранному языку. Основной целью данного курса является окончательное грамматическое нивелирование оформления речи на немецком языке и достаточно широкое ознакомление с культурой стран изучаемого языка и совершенствование навыков межкультурного общения.
Этот спецкурс нацелен на то, чтобы формировать у учащихся уважение и интерес к культуре и народам стран изучаемого языка, учить культуре общения, воспитывать потребность к граммотнокорректному практическому использованию языка в различных сферах деятельности.
Спецкурс «страноведение+грамматика» создает предпосылки для расширения общеобразователього кругозора учащихся. Расширяется их эрудиция, лингвистический, филологический и общий кругозор. Развивающий аспект изучения спецкурса заключается также в развитии языковых интеллектуальных и познавательных способностей, ценностной ориентации, чувств и эмоций учащихся, готовность к коммуникациям. Практическим аспектом изучения данных тематик является формирование умений устной и письменной речи на иностранном языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности и возможность приобщения к культурным ценностям народов других стран.
При изучении спецкурса «страноведение» учащиеся касаются таких сторон жизни других стран как их природно-климатические, экономические, общественно-политические особенности, основные вехи исторического развития, памятники духовной и материальной культуры, народные традиции и обычаи, особенности быта и многое другое. Учащиеся овладевают страноведческими знаниями в сравнении со знаниями о структуре своего родного языка и своей собственной страны. На уроках страноведения в качестве источников информации могут быть использованы не только традиционные тексты, но и различные карты, туристические брошюры, журналы, меню, видеоматериалы и т.д., то есть аутентичные источники, что приближает учащихся к реалиям современной жизни страны изучаемого языка. На уроках грамматики шлифуются, расширяются и уточняются знания и умения по языку.
Спецкурс «страноведение» делает обучение иностранному языку более интересным и способствует с одной стороны, более точному и адекватному пониманию народов, носителей языка, а с другой стороны осознавать себя человеком культурного сообщества, гражданином мира.
Переход к спецкурсу в преподавании иностранного языка в старших классах гимназии № 8 возможен и обусловлен, прежде всего, переходом на профильное обучение. Такая система сверхбазового обучения ИЯ в гимназии надстраивается на базовую школу 5-9 классы и предполагает расширение и усовершенствование имеющегося уровня и достижение учащимися еще более высокого уровня владения ИЯ.
Курс рассчитан на обучающихся, которые планируют обучение в гуманитарном или другом вузе, где есть факультеты с углубленным изучением немецкому языку(например: ВолГАСА), а также для тех обучающихся, которые планируют учиться в учебных заведениях разного уровня в Германии или других немецкоговорящих странах.
Конечные требования к владению иностранным языком в сверхбазовой школе определяются качественно новым уровнем достижений учащихся в изучении ИЯ.
Основные общеучебные умения.
Наиболее значимыми на данном этапе обучения являются развитие следующих общеучебных умений:
Самостоятельно осуществлять свою учебно-коммуникативную деятельность.
Делать выводы на основы получаемой информации, выражая при этом свое отношение к фактам, событиям, предмету разговора или давать им свою оценку.
Находить нужную информацию для подготовки устного высказывания, самостоятельно пользуясь источниками на родном и иностранном языке.
Составлять и записывать тезисы, реферат, аннотацию прочитанного текста.
Делать публичное сообщение с опорой на его план, тезисы, реферат.
Требования к практическому владению ИЯ на конец 11 класса:
Аудирование.
Учащиеся должны понимать на слух иностранную речь, однократно предъявляемую учителем или в звукозаписи в естественном темпе, построенную на языковом материале 11-го класса и предшествующих классов и допускающих включение 3-4 процентов незнакомых слов, незнание которых не препятствует пониманию услышанного. Длительность звучания связных текстов - до 5 минут.
Говорение:
Учащиеся должны уметь общаться с одним или несколькими собеседниками в связи с представленной ситуацией или в связи с услышанным, прочитанным, увиденным, перемежая идеологическую речь развернутыми высказываниями, выражая свое отношение к излагаемым фактам и суждениям, давая им свою оценку в пределах языкового материала 11-го и предшествующих классов. Объем связанного, достаточно сложно грамматически и лексически оформленного высказывания не менее 20-25 фраз. Учащийся должен уметь делать самостоятельно подготовленные или устные сообщения, доклад по теме или проблеме в пределах 3-5 минут.
Чтение.
Учащиеся должны уметь:
а) с целью извлечения полной информации читать про себя (с использованием словаря) впервые предъявляемые несложные, оригинальные тексты или адаптированные тексты из художественной литературы, построенные на программном языковом материале 11 и предшествующих классов и содержащей 6-10 процентов незнакомой лексики.
б) с целью извлечения основной информации читать про себя (без использования словаря) впервые предъявляемые тексты из общественно-политической и научно-популярной литературы, построенные на языковом материале 11-го и
предшествующих классов и содержащих до 5-8 процентов незнакомых слов, о значении которых можно догадаться или незнание которых не влияет на понимание основного содержания читаемого;
в) с целью извлечения частичной информации читать про себя в просмотровом режиме (без словаря) впервые предъявляемые тексты, неадаптированного характера из общественно-политической и научно-популярной литературы.
Письмо
Учащиеся должны уметь записать план и тезисы прочитанного текста и устного высказывания по теме или проблеме, аннотацию и реферат прочитанного текста.
10 класс
Лексический. Овладение 1100 лексическими единицами
11 класс
Лексический.Овладение 1250 лексическими единицами
Программа спецкурса расчитана на 2 года (10-11 класс) исходя из общего количество часов -272. В десятом классе: 68 часов грамматики + 68 часов страноведение, в одиннадцатом классе: 68 часов грамматики+68 часов страноведения. Тематика учебного материала, часовое распределение лекционных и практических занятий предствлены в таблице приложения.
Список учебно-методической литературы
1.Tatsachen über Deutschland.SOCIETÄTSVERLAG,2010.
2.Übersichten der BRD.
3.Deutschland,Land und Leute.H.H.-J.Panassjuk.Минск,1998
4.Deutsch 10,11 Kl.I.L.Bim.Proswetschenie,2009.
5.Deutschsprachige Länder.О.Г.Козьмин,О.М.Герасимова.М.,Просвещение,1995.
6.Deutsche Übungsgrammatik.N.B.Sokolowa,I.D.Moltschanowa,1999.
7.Практикум по немецкому. языку.Н.Е.Морохова,Москва»Аквариум»1998.
8.Praktikum der deutschen Grammatik.B.Godunow,Proswetschenie,1986.
9.JUMA,2000-2008
10.Der Weg,Eine Zeitschrift für Deutschlernende,1999-2008
11.Контрольные и проверочные работы по немецкому языку. Е.В. Дьячкова «Дрофа» 2000 г.
12. Методическое пособие «Texte und Übungen zur Landeskunde der deutschsprachigen Länder“ (авторы-составители Г.Н. Леонтьева и Е.В. Суркова). Волгоград, издательство «Учитель»2006 г.
приложение
Немецкий язык
Тематическое распределение материала по курсу «страноведение» в 10-м классе
№ | Тема | общее кол-во часов | Лекции | Практ. зан. |
1 | Германия. Географическое положение, полит.структуры. | 6 | 2 | 4 |
2 | Германия. Федеральные земли. | 6 | 2 | 4 |
3 | Германия. Государственные атрибуты (герб, флаг,гимн). | 4 | 2 | 2 |
4 | Основной закон ФРГ | 6 | 2 | 4 |
5 | Бундесрат | 4 | 2 | 2 |
6 | Выборы в Ландтаг | 4 | 2 | 2 |
7 | Контрольный тест за 1-е полугодие | 2 | | |
8 | Структура управления федеральных земель | 6 | 2 | 4 |
9 | Культура | 6 | 2 | 4 |
10 | Университеты | 4 | 1 | 3 |
11 | Реки | 4 | 1 | 3 |
12 | Федеральные автомагистрали | 2 | 1 | 1 |
13 | Федеральная железная дорога | 2 | 1 | 1 |
14 | Великие люди Германии | 10 | 2 | 8 |
15 | Зачетный тест за 2-е полугодие | 2 | | |
Общее количество часов: 68
Тематическое распределение материала по курсу «грамматика» в 10-м классе
№ | Темы | Кол-во часов | Лекции | Практ. зан. |
1 | Артикль (формы.функции.употребление) | 2 | 1 | 1 |
2 | Имя существительное (Склонение и др.) | 10 | 2 | 8 |
3 | Имя прилагательное (Хар-ка, степени сравнения,склонение) | 8 | 2 | 6 |
4 | Наречие | 2 | 1 | 1 |
5 | Числительное.Порядковые u количественные | 4 | 1 | 3 |
6 | Местоимения | 4 | 1 | 3 |
7 | Контрольный тест за 1-е полугодие | 2 | | |
8 | Глагол.Классификация нем.глаголов | 6 | 1 | 5 |
9 | Модальные глаголы | 2 | | 2 |
10 | Вспомогательные глаголы | 2 | | 2 |
11 | Предлоги | 4 | 1 | 3 |
12 | Отделяемые и неоделяемые приставки | 2 | | 2 |
13 | Система времен | 12 | 2 | 10 |
14 | Контрольный тест за 2-е полугодие | 2 | | |
Общее количество часов: 68
Тематическое распределение материала по курсу «страноведение» в 11-м классе
№ | Темы | всего часов | Лекции | Практ. зан. |
1 | Германия и ее членство в ЕС | 2 | 1 | 1 |
2 | Германия раньше и сегодня | 2 | 1 | 1 |
3 | Германия с 1990 г. | 2 | 1 | 1 |
4 | Берлин | 4 | 1 | 3 |
5 | Ландшафт и природа. | 4 | 2 | 2 |
6 | Климат | 2 | | 2 |
7 | Население | 4 | 2 | 2 |
8 | Экономика | 6 | 2 | 4 |
9 | Транспорт | 2 | | 2 |
10 | Охрана окружающей среды | 2 | | 2 |
11 | Немецкий язык в Европе | 2 | 1 | 1 |
12 | Контрольный тест за 1-е полугодие | 2 | | |
13 | Немецкоговорящие страны Австрия (география, политика, ландшафт, климат) | 8 | 2 | 6 |
14 | Швейцария (география, политика, ландшафт, климат) | 8 | 2 | 6 |
15 | Люксембург(география, политика, ландшафт, климат) | 8 | 1 | 7 |
16 | Лихтенштайн(география, политика, ландшафт, климат) | 8 | 1 | 7 |
17 | Контрольный тест за 2-е полугодие | 2 | | |
Общее количество часов: 68
Тематическое распределение материала по грамматике
11 класс
№ | Тема | всего часов | Лекции | Практ. зан. |
1 | Активный залог | 6 | 2 | 4 |
2 | Пассивный залог | 6 | 2 | 4 |
3 | Структура простого предложения | 4 | 1 | 3 |
4 | Повествовательное предложение | 6 | 1 | 5 |
5 | Вопросительное предложение | 4 | 1 | 3 |
6 | Пубудительное предложение | 4 | 1 | 3 |
7 | Контрольный тест за 1-е полугодие | 2 | | |
8 | Сложное предложение | 4 | 2 | 2 |
9 | Сложносочиненое предложение | 6 | | 6 |
10 | Сложноподчиненное предложение | 12 | 2 | 10 |
11 | Партицип I | 4 | 1 | 3 |
12 | Партицип II | 4 | 1 | 3 |
13 | Коньюктив | 4 | 1 | 3 |
14 | Контрольный тест за 2-е полугодие | 2 | | |
Общее количество часов: 68
Список учебно-методической литературы
1.Tatsachen über Deutschland.SOCIETÄTSVERLAG,2012.
2.Übersichten der BRD.
3.Deutschland,Land und Leute. H.H.-J. Panassjuk.
4.Deutsch 10,11 Kl.I.L.Bim.Proswetschenie,2009.
5.Deutschsprachige Länder.О.Г. Козмин,О.М.Герасимова.М.,Просвещение,1996.
6.Deutsche Übungsgrammatik.N.B.Sokolowa,I.D.Moltschanowa,1999.
7.Практикум по немецкому языку. Н.Е.Морохова, Москва. «Аквариум»1998.
8.Praktikum der deutschen Grammatik. B. Godunow,Proswetschenie,1986.
9.J U M A,2000-2008
10.Der Weg,Eine Zeitschrift für Deutschlernende,1999-2008.
11.Контрольные и проверочные работы по немецкому языку. Е.В. Дьячкова «Дрофа» 2000 г.
12. Методическое пособие «Texte und Übungen zur Landeskunde der deutschsprachigen Länder“ (авторы-составители Г.Н. Леонтьева и Е.В. Суркова). Волгоград, издательство «Учитель»2006 г.
Для записи тем обычно имеется отдельный журнал для спецкурса.
Если такой журнал отсутствует, при заполнении классного журнала, где на спецкурс отводится одна общая страница (запись на двух страницах (страноведение + грамматика) из-за дефицита листов классного журнала невозможна) мы рекомендуем следующее чередование тем курса страноведения и грамматики, в соответствии с тематическим планированием, так как при недельном распределении учебных часов они чередуются через два учебных часа, что дает ученику неделю времени на подготовку домашнего задания по одному из аспектов спецкурса.
СПЕЦКУРС 10 КЛАСС
Страноведение грамматика
№ урока | Тема | № урока | Тема |
1 | Вводный урок.Программа спецкурса | 3 | Артикль:формы,функции |
2 | Немецкоговорящие страны.Немецкий язык в мире.Таблица | 4 | Артикль: употребление |
5 | Географическое положение Германии.Работа с картой. | 7 | Имя существительное.общая характеристика |
6 | Географическое положение Германии в Европе.Карта | 8 | Имясуществительное,образование мн.ч. |
9 | Германия: политические структуры.Работа с ЛЕ | 11 | Имя сущ.: склонения |
10 | Германия:политические структуры.Раб.над перевод. | 12 | Имя сущ.: женское склонение |
13 | Германия: фед. земли. Атлас+карта | 15 | Имя сущ.: сильное склонение |
14 | Германия: старые фед.земли. Атлас+карта+ЛЕ | 16 | Имя сущ.: слабое склонение |
17 | Германия:старые+новые федеральные земли. ЛЕ+перевод | 19 | Имя сущ.:особые группы существительных |
18 | Германия: новые федеральные земли. ЛЕ+перевод | 20 | Имя сущ.: склонение во множественном числе |
21 | Германия: новые фед. земли. Работа с текстом. | 23 | Склонение имен собственных |
22 | Германия:новые земли.Работа с текстом | 24 | К.р. «Имя сущ-ное» |
25 | Государственные атрибуты Германии:герб. Проект. | 27 | Имя прилагательное:общее |
26 | Гимн Германии. Аудирование | 28 | Склонение имен прилагат. |
29 | Гос. флаг Германии. Проект. | 31 | Слабое+сильное склонение прилагательных |
30 | Основной закон ФРГ.Глобальное чтение. | 32 | Склонение прилаг. во мн.числе |
33 | Основной закон ФРГ.Селективное чтение. | 35 | Степени сравнения имен прилагательных |
34 | Основной закон ст.20.Работа над переводом | 36 | Субстантивация прилаг+причастия |
37 | Основной закон ст.28.Перевод. | 39 | К.р. «имя прилагательное» |
38 | Основной закон ст.29,31,50.Перевод. | 40 | |
41 | Основной закон ст.51.52.146.Перевод. | 43 | Наречие |
42 | Бундесрат.ЛЕ | 44 | Наречие |
45 | Бундесрат: структура | 47 | Числительное |
46 | Бундесрат: представительство | 48 | Количественные числительные |
49 | Бундесрат: выборы | 51 | Порядковые числительные |
50 | Выборы в Ландтаг.ЛЕ | 52 | Даты, дроби, десятичные дроби |
53 | Выборы в Ландтаг | 55 | Местоимение:личные+возвратн. |
54 | Структура управления федеральными землями. ЛЕ | 56 | Местоимения:притяж+указател. |
57 | Структура упр. фед.землями | 59 | Местоимения:вопрос+относит. |
58 | Бундестаг. ЛЕ | 60 | Местоимение:man es |
61 | Бундестаг | 63 | Подготовка к тесту |
62 | Бундеспрезидент | 64 | К.тест по грамматике |
65 | Бундесканцлер | 67 | К.тест по грамматике 1 п.г. |
66 | Устный зачет по теме «ФРГ» | 68 | Работа над ошибками |
69 | Культура Германии. ЛЕ | 71 | Глагол: общие хар-ки |
70 | Литература стихи | 72 | Вспомогательные глаголы sein |
73 | Литература проза | 75 | Вспомогательные глаголы haben |
74 | Литература ХХ века | 76 | Вспомогательные глаголы werden |
77 | Музыка классическая | 79 | Модальные глаголы können-dürfen |
78 | Музыка народная | 80 | Модальные глаголы wollen-mögen |
81 | Музыка современная | 83 | Модальные глаголы sollen-müssen |
82 | Театры | 84 | Модальные глаголы:lassen |
85 | Музеи | 87 | Слабые глаголы общая х-ка.Reflexivverbe |
86 | Наука:система и структура вузовского образоания | 88 | Слабые глаголы Präsens,Präteritum |
89 | Наука: вузы | 91 | Слабые глаголы Perfekt,Plusquamperfekt |
90 | Университеты | 92 | Слабые глаголы Futurum |
93 | Университеты | 95 | Сильные глаголы |
94 | Великие ученые | 96 | Сильные глаголы Präsens |
97 | Великие ученые | 99 | Сильные глаголы Präteritum,Perfekt,Plusquamperfekt |
98 | Реки: Райн | 100 | Сильные глаголы Futurum |
101 | Эльба | 103 | Подготовка к тесту |
102 | Дунай | 104 | К.тест 2 полугодие |
105 | Горы: Гарц | 107 | К.тест |
106 | Шварцвальд | 108 | Работа над ошибками |
109 | Эрцгебирге | 111 | Предлоги Genitiv |
110 | Альпы | 112 | Предлоги Dativ |
113 | Автомагистрали | 115 | Предлоги Akkusativ |
114 | Автомагистрали | 116 | Предлоги Dat Akk |
117 | Железные дороги | 119 | Тест по теме «Предлоги» |
118 | Железные дороги | 120 | Приставки неотделяемые |
121 | Устный зачет | 123 | Приставки отделяемые |
122 | Устный зачет | 124 | Система времен |
125 | К.тест по страноведению | 127 | Наст.время Präsens |
126 | К.тест по страноведению | 128 | Прош.вр. Präteritum |
129 | Анализ+работа над ошибками | 131 | Прош.вр. Perfekt |
130 | Обобщающий урок | 132 | Прош.вр. Plusquamperfekt |
133 | Обобщающий урок | 135 | Будущее время Futurum |
134 | Итоговый урок | 136 | Итоговый урок |
Всего | 68 уроков | всего | 68 уроков |
СПЕЦКУРС 11 класс
№ урока | Тема по страноведению | № урока | Тема по грамматике |
137 | Германия и ее членство в ЕС | 139 | Активный залог Aktiv Indikativ |
138 | Германия и другие члены ЕС | 140 | Активный залог Aktiv Indikativ |
141 | Германия до 1933 | 143 | Активный залог Aktiv Indikativ |
142 | Гкермания после 1945 | 144 | Пассивный залог Passiv Indikativ |
145 | Германия с 1990 | 147 | Пассивный залог Passiv Indikativ |
146 | Германия.Выборы 2002 | 148 | Пассивный залог Passiv indikativ |
149 | Берлин | 151 | Структура простого предложения |
150 | Берлин и его достопримечательности | 152 | Прямой порядок слов |
153 | Ландшафт | 155 | Обратный порядок слов |
154 | Природа | 156 | Составление простых предложений |
157 | Климат | 159 | Повествовательное предложение с одним глаголом |
158 | Работа с картой и атласом | 160 | Повествовательное предложение с двумя глаголами + Infinitivgruppen |
161 | Диалекты | 163 | Повествовательное предложение перевод на нем.язык. |
162 | Региональный окрас речи | 164 | Повествовательное предложение на нем.язык |
165 | Экономика | 167 | Вопросительное предложение.Структура |
166 | Экономика | 168 | Вопросительное предложение без вопросительного слова |
169 | Промышленность | 171 | Вопросительное предложение |
170 | Промышленность | 172 | Вопросительное предложение с вопросительным словом |
171 | Сельское хозяйство | 173 | Побудительное предложение. Структура |
174 | Сельское хозяйство | 176 | Побудительное предложение 2 лицо ед. и мн. Число |
175 | Устный зачет | 177 | Побудительное предложение вежливая форма |
178 | Транспорт | 180 | Побудительное предложение остальные варианты |
179 | Охрана окружающей среды | 181 | К. Тест |
182 | Охрана окружающей среды | 184 | К. Тест |
183 | Немецкий язык в Европе | 185 | Сложное предложение.Die Satzreihe: und,aber,oder |
186 | Немецкий язык в Европе | 188 | Сложное предложение denn,entweder... oder,sowohl... als auch, |
187 | Немецкоговорящие страны | 189 | Сложное предложение sondern |
190 | Немецкоговорящие страны | 192 | Сложное предложение nicht nur... sondern auch. |
191 | Австрия | 193 | Сложное предложение bald...bald,halb...halb,teils...teils |
194 | Австрия | 196 | Сложное предложение zwar,sonst,ausserdem,trotzdem |
195 | Австрия:фед.земли | 197 | Сложное предложение dann,darum,deshalb,deswegen |
198 | Австрия:фед земли | 200 | Сложное предложение das Satzgefüge |
199 | Вена | 201 | Сложное предложение Objektsätze |
202 | Вена и ее достопримечательности | 204 | Сложное предложение dass,ob,wie, wofür ... |
203 | Австрия: великие писатели | 205 | Сложное предложение Kausalsätze |
206 | Фвстрия: великие композиторы | 208 | Сложное предложение weil, da, denn |
207 | Австрия: великие люди | 209 | Сл. Предложение Temporalsätze |
208 | Австрия: великие люди | 210 | Сл. предложение als,wenn,bevor,nachdem,während |
209 | Австрия: тест-викторина | 211 | Сл. Предложение seit,sobald,solange,seitdem,bis,ehe |
212 | Австрия: тест-викторина | 214 | Сл. Предложение Finalsätze |
213 | Австрия: устный зачет | 215 | Сл. Предложение Attributsätze |
216 | Австрия: устный зачет | 218 | Сл. Предложение Bedingungssätze |
217 | Швейцария | 219 | Сл. Предложение Konzessivsätze |
220 | Швейцария | 222 | Сл. Предложение Vergleichsätze |
221 | Швейцария: кантоны | 223 | Тест |
224 | Швейцария: кантоны | 226 | Тест |
225 | Швейцария: доспотримечательности | 227 | Партицип1 формула образования |
228 | Швейцария: достопримечательности | 230 | Партицип1 место в предложении |
229 | Мировый финансовые центры | 231 | Партицип1 с „zu „ |
232 | Мировые финансовые центры | 234 | Партицип1 в роли распространенного определения |
233 | Политика нейтралитета | 235 | Партицип1 и перевод на рус.яз. |
236 | Политика нейтралитета | 238 | Партицип1 и перевод на рус.яз. |
237 | Великие люди Швейцарии | 239 | Партицип 2 образование |
240 | Великие люди Швейцарии | 242 | Партицип 2 функции |
241 | Швейцария: тест-викторина | 243 | Партицип 2 |
242 | Швейцария: тест-викторина | 244 | Партицип 2 в роли определения |
245 | Устный зачет | 247 | Партицип 2 в роли распространенного определения |
246 | Устный зачет | 248 | Партицип 2 перевод на р.язык |
249 | Люксембург | 251 | Коньюнктив |
250 | Люксембург | 252 | Коньюнктив Präsens,Perfekt,Futurum |
253 | Люксембург | 255 | Коньюнктив Präteritum,Plusquamperfekt,Kondizional 1 und 2. |
254 | Люксембург | 256 | Коньюнктив.Gebrauch der präterialen Formen |
254 | Люксембург | 256 | Коньюнктив.Gebrauch der präterialen Formen |
257 | Лихтенштайн | 259 | Коньюнктив.Gebrauch der р räsentischen Formen |
258 | Лихтенштайн | 260 | Обобщающий урок |
261 | ЕВРО | 263 | Обобщающий урок |
262 | ЕВРО | 264 | К. Тест |
265 | Тест-викторина | 267 | К. Тест |
266 | Тест-викторина | 268 | Анализ и работа над ошибками |
269 | Устный зачет | 271 | Анализ и работа над ошибками |
270 | Итоговый урок | 272 | Итоговый урок |
В качестве учебника к темам немецкоговорящих стран, мы можем рекомендовать выпущенное в издательстве «Учитель» методическое пособие «Texte und Übungen zur Landeskunde der deutschsprachigen Länder“ (авторы-составители Г.Н. Леонтьева и Е.В. Суркова). Данное пособие в полном объеме представлено в приложении к методической разработке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СПЕЦКУРСА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
10 КЛАСС
Страноведение грамматика
№ урока | Тема | № урока | Тема |
1 | Вводный урок.Программа спецкурса | 3 | Артикль:формы,функции |
2 | Немецкоговорящие страны.Немецкий язык в мире.Таблица | 4 | Артикль: употребление |
5 | Географическое положение Германии.Работа с картой. | 7 | Имя существительное.общая характеристика |
6 | Географическое положение Германии в Европе.Карта | 8 | Имясуществительное,образование мн.ч. |
9 | Германия: политические структуры.Работа с ЛЕ | 11 | Имя сущ.: склонения |
10 | Германия:политические структуры.Раб.над перевод. | 12 | Имя сущ.: женское склонение |
13 | Германия: фед. земли. Атлас+карта | 15 | Имя сущ.: сильное склонение |
14 | Германия: старые фед.земли. Атлас+карта+ЛЕ | 16 | Имя сущ.: слабое склонение |
17 | Германия:старые+новые федеральные земли. ЛЕ+перевод | 19 | Имя сущ.:особые группы существительных |
18 | Германия: новые федеральные земли. ЛЕ+перевод | 20 | Имя сущ.: склонение во множественном числе |
21 | Германия: новые фед. земли. Работа с текстом. | 23 | Склонение имен собственных |
22 | Германия:новые земли.Работа с текстом | 24 | К.р. «Имя сущ-ное» |
25 | Государственные атрибуты Германии:герб. Проект. | 27 | Имя прилагательное:общее |
26 | Гимн Германии. Аудирование | 28 | Склонение имен прилагат. |
29 | Гос. флаг Германии. Проект. | 31 | Слабое+сильное склонение прилагательных |
30 | Основной закон ФРГ.Глобальное чтение. | 32 | Склонение прилаг. во мн.числе |
33 | Основной закон ФРГ.Селективное чтение. | 35 | Степени сравнения имен прилагательных |
34 | Основной закон ст.20.Работа над переводом | 36 | Субстантивация прилаг+причастия |
37 | Основной закон ст.28.Перевод. | 39 | К.р. «Имя прилагательное» |
38 | Основной закон ст.29,31,50.Перевод. | 40 | |
41 | Основной закон ст.51.52.146.Перевод. | 43 | Наречие |
42 | Бундесрат.ЛЕ | 44 | Наречие |
45 | Бундесрат: структура | 47 | Числительное |
46 | Бундесрат: представительство | 48 | Количественные числительные |
49 | Бундесрат: выборы | 51 | Порядковые числительные |
50 | Выборы в ландтаг.ЛЕ | 52 | Даты,дроби,десятичные дроби |
53 | Выборы в ландтаг | 55 | Местоимение:личные+возвратн. |
54 | Структура управления федеральными землями.ЛЕ | 56 | Местоимения:притяж+указател. |
57 | Структура упр.фед.землями | 59 | Местоимения:вопрос+относит. |
58 | Бундестаг.ЛЕ | 60 | Местоимение:man es |
61 | Бундестаг | 63 | Подготовка к тесту |
62 | Бундеспрезидент | 64 | К.тест по грамматике |
65 | Бундесканцлер | 67 | К.тест по грамматике 1 п.г. |
66 | Устный зачет по теме «ФРГ» | 68 | Работа над ошибками |
69 | Культура Германии. ЛЕ | 71 | Глагол: общие хар-ки |
70 | Литература стихи | 72 | Вспомогательные глаголы sein |
73 | Литература проза | 75 | Вспомогательные глаголы haben |
74 | Литература ХХ века | 76 | Вспомогательные глаголы werden |
77 | Музыка классическая | 79 | Модальные глаголы können-dürfen |
78 | Музыка народная | 80 | Модальные глаголы wollen-mögen |
81 | Музыка современная | 83 | Модальные глаголы sollen-müssen |
82 | Театры | 84 | Модальные глаголы:lassen |
85 | Музеи | 87 | Слабые глаголы общая х-ка.Reflexivverbe |
86 | Наука: система и структура высшего образования | 88 | Слабые глаголы Präsens,Präteritum |
89 | Наука: вузы | 91 | Слабые глаголы Perfekt,Plusquamperfekt |
90 | Университеты | 92 | Слабые глаголы Futurum |
93 | Университеты | 95 | Сильные глаголы |
94 | Великие ученые | 96 | Сильные глаголы Präsens |
97 | Великие ученые | 99 | Сильные глаголы Präteritum,Perfekt,Plusquamperfekt |
98 | Реки: Райн | 100 | Сильные глаголы Futurum |
101 | Эльба | 103 | Подготовка к тесту |
102 | Дунай | 104 | К.тест 2 полугодие |
105 | Горы: Гарц | 107 | К.тест |
106 | Шварцвальд | 108 | Работа над ошибками |
109 | Эрцгебирге | 111 | Предлоги Genitiv |
110 | Альпы | 112 | Предлоги Dativ |
113 | Автомагистрали | 115 | Предлоги Akkusativ |
114 | Автомагистрали | 116 | Предлоги Dat Akk |
117 | Железные дороги | 119 | Тест по теме «Предлоги» |
118 | Железные дороги | 120 | Приставки неотделяемые |
121 | Устный зачет | 123 | Приставки отделяемые |
122 | Устный зачет | 124 | Система времен |
125 | К.тест по страноведению | 127 | Наст.время Präsens |
126 | К.тест по страноведению | 128 | Прош.вр. Präteritum |
129 | Анализ+работа над ошибками | 131 | Прош.вр. Perfekt |
130 | Обобщающий урок | 132 | Прош.вр. Plusquamperfekt |
133 | Обобщающий урок | 135 | Будущее время Futurum |
134 | Итоговый урок | 136 | Итоговый урок |
Всего | 68 уроков | всего | 68 уроков |
11 КЛАСС
№ урока | Тема по страноведению | № урока | Тема по грамматике |
137 | Германия и ее членство в ЕС | 139 | Активный залог Aktiv Indikativ |
138 | Германия и другие члены ЕС | 140 | Активный залог Aktiv Indikativ |
141 | Германия до 1933 | 143 | Активный залог Aktiv Indikativ |
142 | Гкермания после 1945 | 144 | Пассивный залог Passiv Indikativ |
145 | Германия с 1990 | 147 | Пассивный залог Passiv Indikativ |
146 | Германия.Выборы 2002 | 148 | Пассивный залог Passiv indikativ |
149 | Берлин | 151 | Структура простого предложения |
150 | Берлин и его достопримечательности | 152 | Прямой порядок слов |
153 | Ландшафт | 155 | Обратный порядок слов |
154 | Природа | 156 | Составление простых предложений |
157 | Климат | 159 | Повествовательное предложение с одним глаголом |
158 | Работа с картой и атласом | 160 | Повествовательное предложение с двумя глаголами + Infinitivgruppen |
161 | Диалекты | 163 | Повествовательное предложение перевод на нем.язык. |
162 | Региональный окрас речи | 164 | Повествовательное предложение на нем.язык |
165 | Экономика | 167 | Вопросительное предложение.Структура |
166 | Экономика | 168 | Вопросительное предложение без вопросительного слова |
169 | Промышленность | 171 | Вопросительное предложение |
170 | Промышленность | 172 | Вопросительное предложение с вопросительным словом |
171 | Сельское хозяйство | 173 | Побудительное предложение. Структура |
174 | Сельское хозяйство | 176 | Побудительное предложение 2 лицо ед. и мн. число |
175 | Устный зачет | 177 | Побудительное предложение вежливая форма |
178 | Транспорт | 180 | Побудительное предложение остальные варианты |
179 | Охрана окружающей среды | 181 | К. Тест |
182 | Охрана окружающей среды | 184 | К. Тест |
183 | Немецкий язык в Европе | 185 | Сложное предложение.Die Satzreihe: und,aber,oder |
186 | Немецкий язык в Европе | 188 | Сложное предложение denn,entweder... oder,sowohl... als auch, |
187 | Немецкоговорящие страны | 189 | Сложное предложение sondern |
190 | Немецкоговорящие страны | 192 | Сложное предложение nicht nur... sondern auch. |
191 | Австрия | 193 | Сложное предложение bald...bald,halb...halb,teils...teils |
194 | Австрия | 196 | Сложное предложение zwar,sonst,ausserdem,trotzdem |
195 | Австрия:фед.земли | 197 | Сложное предложение dann,darum,deshalb,deswegen |
198 | Австрия:фед земли | 200 | Сложное предложение das Satzgefüge |
199 | Вена | 201 | Сложное предложение Objektsätze |
202 | Вена и ее достопримечательности | 204 | Сложное предложение dass,ob,wie, wofür ... |
203 | Австрия: великие писатели | 205 | Сложное предложение Kausalsätze |
206 | Фвстрия: великие композиторы | 208 | Сложное предложение weil, da, denn |
207 | Австрия: великие люди | 209 | Сл. Предложение Temporalsätze |
208 | Австрия: великие люди | 210 | Сл. предложение als,wenn,bevor,nachdem,während |
209 | Австрия: тест-викторина | 211 | Сл. Предложение seit,sobald,solange,seitdem,bis,ehe |
212 | Австрия: тест-викторина | 214 | Сл. Предложение Finalsätze |
213 | Австрия: устный зачет | 215 | Сл. Предложение Attributsätze |
216 | Австрия: устный зачет | 218 | Сл. Предложение Bedingungssätze |
217 | Швейцария | 219 | Сл. Предложение Konzessivsätze |
220 | Швейцария | 222 | Сл. Предложение Vergleichsätze |
221 | Швейцария: кантоны | 223 | Тест |
224 | Швейцария: кантоны | 226 | Тест |
225 | Швейцария: доспотримечательности | 227 | Партицип1 формула образования |
228 | Швейцария: достопримечательности | 230 | Партицип1 место в предложении |
229 | Мировый финансовые центры | 231 | Партицип1 с „zu „ |
232 | Мировые финансовые центры | 234 | Партицип1 в роли распространенного определения |
233 | Политика нейтралитета | 235 | Партицип1 и перевод на рус.яз. |
236 | Политика нейтралитета | 238 | Партицип1 и перевод на рус.яз. |
237 | Великие люди Швейцарии | 239 | Партицип 2 образование |
240 | Великие люди Швейцарии | 242 | Партицип 2 функции |
241 | Швейцария: тест-викторина | 243 | Партицип 2 |
242 | Швейцария: тест-викторина | 244 | Партицип 2 в роли определения |
245 | Устный зачет | 247 | Партицип 2 в роли распространенного определения |
246 | Устный зачет | 248 | Партицип 2 перевод на р.язык |
249 | Люксембург | 251 | Коньюнктив |
250 | Люксембург | 252 | Коньюнктив Präsens,Perfekt,Futurum |
253 | Люксембург | 255 | Коньюнктив Präteritum,Plusquamperfekt,Kondizional 1 und 2. |
254 | Люксембург | 256 | Коньюнктив.Gebrauch der präterialen Formen |
254 | Люксембург | 256 | Коньюнктив.Gebrauch der präterialen Formen |
257 | Лихтенштайн | 259 | Коньюнктив.Gebrauch der р räsentischen Formen |
258 | Лихтенштайн | 260 | Обобщающий урок |
261 | ЕВРО | 263 | Обобщающий урок |
262 | ЕВРО | 264 | К. Тест |
265 | Тест-викторина | 267 | К. Тест |
266 | Тест-викторина | 268 | Анализ и работа над ошибками |
269 | Устный зачет | 271 | Анализ и работа над ошибками |
270 | Итоговый урок | 272 | Итоговый урок |
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
Темы для докладов, рефератов и сообщений.
10 класс
Географическое положение-федеральные земли, города, реки , заповедные зоны и достопримечательности Германии,
Политические структуры - государственные органы, партии,выдающиеся политические и государственные деятели
Великие люди:
Н а у к а - Бунзен Роберт,Айнштайн Альберт,Бенц,Хельмхольц,Херц,Кирххоф,Кох,Планк,Ронтген,Гаус,Гутенберг,Гумбольд,Кеплер,Вирхоф,Альберт Швайцер,Цайс,
Л и т е р а т у р а- Сказания о Нибелунгах,Мартин Лютер,Лессинг, Гете,Шиллер,Гримм,Грюн,Хайне,Манн,Борхерт,Фойхтвангер,Фойербах,Визенборн,Брехт,Штритматтер,Хофманн,Гумбольд,Кестнер,Клайст,Май Карл, Фаллада
Изобразительное искусство-Дюрер, Цилле,Шлиманн,Варлах,Кете Кольвиц, Либерманн Макс
М у з ы к а –Бах,Бетховен,Мендельсон,Шуманн,Врамс,Гендель,Вагнер,
А р х и т е к т у р а- Цвингер, Сан-Суси
Т е а т р - самостоятельный выбор
К и н о - самостоятельный выбор
Н а р о д н ы е п р а з д н и к и и т р а д и ц и и - Рождество,Ostern,das Neujahr,die Valpurgisnacht
П е д а г о г и к а - Heinrich Pestalozzi
Темы для докладов, сообщений, рефератов
11 класс
Г е о г р а ф и ч е с к о е положение-города, реки и достопримечательности Австрии, Швейцарии,Люксембурга и Лихтенштайна
П о л и т и ч е с к и е структуры - государственные органы, политические партиии, международные организацииб великие политические деятели
В е л и к и е люди:
Н а у к а - Шнитцлер,
Л и т е р а т у р а - Руссо, Бахманн, Зегерс Анна, Pressler Miriam,Bachman Ингеборг, Бехер, Браун,Диггельманн, Дюррематт, Эбнер Эшенбах,Фонтане,Фриш,Хауптманн,Хессе,Хупперт,Келлер,Кноблох,Рильке,
И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о-Пеппельманн, Барлах, Gustav Klimt,Paul Klee,Oskar Kokoschka, AugustMacke
М у з ы к а-Миннезингеры, Хайдн, Малер,Майер,
Т е а т р- Burgtheater
К и н о - Rainer Werner Fassbinder, Wim Wenders, Werner Herzog, Volker Schlöndorff
Н а р о д н ы е герои, праздники и традиции - Вильгельм Телль,der Maibaum, Pfingsten, der Valentinstag, Muttertag.
Немецкий язык. Спецкурс для 10-11-х классов. 272 уч.часа. Составлено Г.Н.Леонтьевой