Проверочная работа по тем: «Падежные окончания имен существительных в единственном числе».
I вариант.
Дополни предложения:
В русском языке существует __________ падежей. Начальной формой имени существительного является форма _______________. Изменением имён существительных по вопросам называется изменением по ______________, или _________________. Имена существительны делятся на _________ склонения.
К 1 скл. относятся имена существительные ____________________ и __________________ рода с окончаниями ____, _____.
Ко 2 скл. относятся имена существительные ___________________ рода с _____________окончанием и ___________________рода с окончаниями _______,________.
К 3 скл. относятся имена существительные ___________________ рода с _______________ окончанием (оканчивающиеся на ______________ знак).
Вставь и объясни правописание безударных падежных окончаний имён существительных:
Лепестки ромашк___ (_____скл., ____п.); семена гвоздик___ (___скл., ___п.); идти по тропинк___ (___скл., ___п.); ехать из деревн___ (___скл., ___п.); мечтать о полёт___ (___скл., ___п.); салат из морков___ (___скл., ___п.); прийти из библиотек___(___скл., ___п.); иней на ветк___(___скл., ___п.);
Из слов составьте словосочетания, определите склонение и падеж имен существительных.
Восхищаться, пейзаж. _________________________________________________________________
Отъехать, деревня. ___________________________________________________________________
Спать, кровать. _______________________________________________________________________
Определите склонение имён существительных:
Мозоль (______),шоссе (______), туннель (______), тюль (______).
Запишите предложение, раскрывая скобки. Разберите предложение по членам предложения и частям речи. Выпишите все словосочетания.
На (сирень) и (яблоко) распустились молодые листочки. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II вариант.
Дополни предложения:
В русском языке существует __________ падежей. Начальной формой имени существительного является форма _______________. Изменением имён существительных по вопросам называется изменением по ______________, или _________________. Имена существительны делятся на _________ склонения.
К 1 скл. относятся имена существительные ____________________ и __________________ рода с окончаниями ____, _____.
Ко 2 скл. относятся имена существительные ___________________ рода с _____________окончанием и ___________________рода с окончаниями _______,________.
К 3 скл. относятся имена существительные ___________________ рода с _______________ окончанием (оканчивающиеся на ______________ знак).
Вставь и объясни правописание безударных падежных окончаний имён существительных:
Жить в деревн___ (_____скл., ____п.); лежать на кроват___ (___скл., ___п.); рисовать в тетрад___ (___скл., ___п.); варенье из земляник___ (___скл., ___п.); варить в кастрюл___ (___скл., ___п.); салат из морков___ (___скл., ___п.); ехать по дорог___(___скл., ___п.); иней на яблон___(___скл., ___п.);
Из слов составьте словосочетания, определите склонение и падеж имен существительных.
Ветка, сирень. _________________________________________________________________
Двигаться, пустыня. ___________________________________________________________________
Реветь, горе. _______________________________________________________________________
Определите склонение имён существительных:
Лебедь(______), мозоль (______),повидло(______), туннель (______).
Запишите предложение, раскрывая скобки. Разберите предложение по членам предложения и частям речи. Выпишите все словосочетания.
На (капуста) и (морковь) появились гусеницы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»
Вариант I
Спиши словосочетания, ставя имена прилагательные в нужный падеж. В скобках пиши вопросы. Укажи падеж имён прилагательных.
Любоваться (..?) (стройная, тонкая) рябиной.
___________________________________________________________________
За (..?) (дальняя) рощей синело (..?) (большое) озеро.
________________________________________________________________________
Доволен (..?) (интересная, полезная) экскурсией.
__________________________________________________________________________
2. Спиши текст, дописывая нужные окончания. Укажи род.
Мы ехали над глубок.. пропастью. Внизу, сквозь син.. мглу, можно было различить узк.. светл.. ленту горн.. реки. Видели мы и бурн.. стремительн.. Терек. Любовались и Эльбрусом, самой высок.. горой Кавказа. Её чудн.. снегов.. вершину мы сначала приняли за бел.. облако.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Укажите предложение, в котором прилагательное употреблено в винительном падеже.
1) Артёму подарили маленького щенка.
2) Тихо падает белый снег.
3) Я давно не читал таких интересных книг.
4. Укажите прилагательное в творительном падеже.
1) красному шару 2) о красном шаре 3) красным шаром 4) красного шара
5. Окончание –ом имеет прилагательное в словосочетании:
1) с весёл… настроением 2) в больш… доме 3) по шумн… ручью 4) солнечн… днём
6 . В словосочетании на мягком матрасе прилагательное стоит:
1) родительном падеже 2) дательном падеже
3) винительном падеже 4) предложном падеже
7. У имён прилагательных мужского и среднего рода не может быть окончания:
1) –ому 2) –ую 3) –ом 4) – ого
Вариант II
Спиши словосочетания, ставя имена прилагательные в нужный падеж. В скобках пиши вопросы. Укажи падеж имён прилагательных.
Подошли к (..?) (густая, берёзовая) роще.
________________________________________________________________
Плыли по (..?) (красивая, широкая) реке.
__________________________________________________________________________
Выпили (..?) (чистая, холодная) воды.
________________________________________________________________________
2. Спиши текст, дописывая нужные окончания. Укажи род.
Белка сидела на задних лапках и грызла кедров.. шишку. У белки небольш.. тело и длинн.. пушист.. хвост. Маленьк.. красив.. головку украшают чёрн.. глаза. Шерсть у белки сер.., брюшко – бел.. . Белка – весёл.. забавн.. животное. Она целый день в движении.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Укажите предложение, в котором прилагательное употреблено в винительном падеже.
1) Ане подарили маленького котёнка.
2) Тихо кружится белый снег.
3) Я не люблю читать интересных книг.
4. Укажите прилагательное в творительном падеже.
1) белому мелу 2) о белом меле 3) белым мелом 4) белого мела
5. Окончание –ом имеет прилагательное в словосочетании:
1) с весёл… другом 2) в больш… шаре 3) по шумн… перекрёстку 4) солнечн… утром
6 . В словосочетании на красивом кресле прилагательное стоит:
1) родительном падеже 2) дательном падеже
3) винительном падеже 4) предложном падеже
7. У имён прилагательных мужского и среднего рода не может быть окончания:
1) –ому 2) –юю 3) –ом 4) – ого
Проверочная работа по теме «Местоимение»
1 вариант
Продолжи предложение: «Местоимение указывает на ….
а) предмет б) признак предмета в) количество
Вместо каких частей речи могут употребляться местоимения?
а) вместо существительных и глаголов
б) вместо существительных, глаголов, прилагательных
в) вместо существительных
Найди местоимения. Подчеркни. Определи лицо и число.
Я помню бал. Горели ярко свечи, и группы пёстрые мелькали предо мной.
Просклоняй местоимение ты.
И.п. – ______________ В.п. - _______________ Р.п. - ______________
Т.п. - ________________ Д.п. – _______________ П.п. - ________________
Отметь строку, все местоимения которой стоят в творительном падеже
а) меня, тебя, его, ее, нас, вас, их б) мной, тобой, им, ею, нами, вами, ими
в) мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им
Вставь, где нужно букву н
а) дать …ему б) дружить с …им
Вставь подходящие по смыслу личные местоимения.
Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.
8. Спиши. Для местоимений в скобках подбери нужную форму. Подчеркни.
В роще я заметил ужа и наклонился над (он), чтобы получше (он) рассмотреть. Я увидел жёлтую коронку у (он) на голове. Но с сырого пня, где лежал он кольцом, уж блеснул тёмной лентой и со свистом быстро пополз в траву. Испуганно я отшатнулся от (он) и потерял (он) из виду.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 вариант
Продолжи предложение: «Местоимение указывает на ….
а) предмет б) количество в) признак предмета
Продолжи предложение: «Личные местоимения в предложении чаще всего бывают …»
а) второстепенными членами б) подлежащим и второстепенными членами;
в) сказуемым;
Найди местоимения. Подчеркни. Определи лицо и число.
Мы увидел ёлку. Сучья у неё были опущены вниз.
Просклоняй местоимение вы.
И.п. – ______________ В.п. - _______________ Р.п. - ______________
Т.п. - ________________ Д.п. – _______________ П.п. - ________________
Отметь строку, все местоимения которой стоят в родительном падеже
а) меня, тебя, его, ее, нас, вас, их б) мной, тобой, им, ею, нами, вами, ими
в) мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им
Вставь, где нужно букву н
а) пришёл к … ему б) покормить …их
7. Вставь подходящие по смыслу личные местоимения.
Всё лето ___ жил в деревне. _____ с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды ___ поймал щуку. _____ сильно била хвостом.
8. Спиши текст, вставляя пропущенные местоимения. Укажи их лицо и число.
В воскресенье _______ пришли в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое. _______ даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. _______ были украшены серебристым инеем. Неожиданно ______ увидели дятла. Своим клювом ______ долбил дерево. А вот и белка. Ловко _____ прыгала по веткам.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов»
1 вариант
Подчеркни лишнее слово:
а) Строим, клеим, отвечаем, говорим.
б) Пишем, вяжем, стираем, дружим.
в) Молчат, посеют, думают, живут.
2.Выпиши глаголы по группам:
Звучишь, думаешь, дышим, вертят, знакомишь, пищат, хрустят, краснеешь.
а) с ударными окончаниями:
_______________________________________________________________________________________
б) с безударными окончаниями:
_______________________________________________________________________________________
с) глаголы – исключения:
______________________________________________________________________________________
3.Определи спряжение и вставь пропущенные буквы:
Около речки стеной сто…т густой лес. В зелени кустов пряч…тся заяц. Наступа…т вечер.
4. Вставь пропущенные буквы:
Что делает? Мо…т, чита...т, полива...т, крас...т.
5. Глаголы I спряжения поставьте в 3 лицо ед. число,
глаголы II спряжения – в 3 лицо мн. число.
Колоть, тушить, беседовать, готовить, получить, тонуть, сушить, стучать, шептать, торопить.
1спр. ___________________________________________________________________________
2спр. _____________________________________________________________________________
2 вариант
1. Подчеркни лишнее слово:
а) Молчат, посеют, думают, живут.
б) Читать, делать, лететь, накрыл, петь.
в) Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать.
Выпиши глаголы по группам:
Держим, терпят, жаришь, кладете, дарят, смотришь, трясем, пасут.
а) с ударными окончаниями:
_______________________________________________________________________________________
б) с безударными окончаниями:
_______________________________________________________________________________________с) глаголы – исключения:
_______________________________________________________________________________________
3.Определи спряжение и вставь пропущенные буквы:
Наступа…т вечер. От реки тян…т свежий ветер. В красных лучах солнца круж…тся мошкара.
4. Вставь пропущенные буквы:
Что делает? Пиш…т, корм…т, стро...т, игра…т., пил...т.
5. Глаголы I спряжения поставьте в 3 лицо ед. число,
глаголы II спряжения – в 3 лицо мн. число.
Стрелять, рубить, мокнуть, толкать, копать, тонуть, гулять, править, спать, стукнуть.
1спр. ________________________________________________________________________________
2спр. _________________________________________________________________________________
Проверочная работа по теме «Глагол»
1 вариант
1. Выбери верное утверждение
Глагол отвечает на вопросы какой? Какая? какое?
Глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает?
Глагол отвечает на вопросы кто? что?
2 . Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
а) Что делал? Что сделал? б) Что сделает? Что будет делать? в) Что делать? Что сделать?
3. Отметь строку, где все слова являются глаголами.
а) учить, учитель, учебный, ученик
б) учиться, учу, учитесь, проучить
в) дуть, дуло, дующий, надуться
4. Найди и подчеркни глаголы прошедшего времени.
Дымит, плясал, печатает, работать, лил, жалеет, говорят сумеешь, накормит, уяснил.
5. Спиши, заменяя единственное число глаголов множественным.
Одуванчик цветёт. Самовар кипит. Дерево растет. Лист желтеет. Лед тает. Лягушка прыгает.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Поставь и запиши глагол в форме 2 лица,ед.числа:
терпеть-_____________, расти-____________, плыть-______________, пищать-______________.
7. Запишите пословицы. У глаголов определите спряжение.
Труд человека корм _т, а лень порт _т.
Слово не воробей: вылет _т – не пойма _шь.
8. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркните глаголы.
Птица-ж..нглер.
На лугах вбл…зи л…сных опуш…к ход…т, в такт ш…гам покачивая г.ловой, пестрая хохлатая птица - удод. Длинный изогнутый клю..(в,ф) суёт в сух… тр…ву под камн…: ищ…т нас..комых. А найдет – (не)глота…т: подброс…т жука (в)верх и лов…т открытым ртом. Клю..(в,ф) удода длинный а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож…т. Вот и приходи(тся ),(ться) удоду ж..нглировать всякий раз, когда он ест.
2 вариант
1. Выбери верное утверждение
Глагол обозначают признак предмета
Глагол обозначают действие предмета
Глагол обозначают предмет
2. Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы:
а) Что сделает? Что сделал? б) Что делает? Что делают? в)Что делать? Что делаешь?
3. Отметь строку, где все слова являются глаголами.
а) спор, спорный, спорить, спорщик
б) шутить, шучу, шутите, подшучивают
в) мыть, мыло, мылящий, мыльница
4. Найди глаголы настоящего времени.
Дымит, плясал, печатает, звучал, довериться, приголубить, клевал
5. Спиши, заменяя множественное число глаголов, единственным.
Соловьи поют. Жаворонки звенят. Иволги свистят. Сороки трещат. Дятлы стучат. Комары пищат.
_____________________________________________________________________________________
6. Запиши глагол в форме 2 лица ед.числа:
плавать -_________, мыться-_____, смотреть-_________________,дышать ____________.
7. Запишите пословицы. У глаголов определите спряжение.
Мир стро _ т, а война разруша _т.
Хвастун и правду скаж _т – ему никто не повер _т.
8. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркните глаголы.
Птица-ж..нглер.
На лугах вбл…зи л…сных опуш…к ход…т, в такт ш…гам покачивая г.ловой, пестрая хохлатая птица - удод. Длинный изогнутый клю..(в,ф) суёт в сух… тр…ву под камн…: ищ…т нас..комых. А найдет – (не)глота…т: подброс…т жука (в)верх и лов…т открытым ртом. Клю..(в,ф) удода длинный а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож…т. Вот и приходи(тся ),(ться) удоду ж..нглировать всякий раз, когда он ест.