СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочные работы по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проверочные работы по русскому языку»

Тема 1. Текст. Виды текстов.

1. Прочитай. Определи тип текста.

Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

Текст _______________________________.

2. Допиши правило:

«В речевом общении люди используют текст - _________________________ ,

текст - ____________________ и текст - _________________________».



Тема 1. Текст. Виды текстов.

1. Прочитай. Определи тип текста.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

Текст _________________________________.

2. Допиши правило:

«Текст – повествование _____________________ о каком-либо событии и отвечает на вопрос _____________________________________».



















Тема 2. Предложение.

1. Прочитай начало текста.

В зоопарке.

        В зоопарке жила рысь Муся. Однажды сторож забыл запереть клетку. …

Составь и запиши продолжение текста. Используя слова для справок.

Муся, дверь, лапой, толкнула;

дверь, открылась;

вышла, из, рысь, осторожно, клетки;

Мусю, дети, увидели;

к, они, ней, подбежали;

быстро, в, рысь, клетку, прыгнула, назад

Тема 2. Предложение.

1. Прочитай начало текста.

В зоопарке.

        В зоопарке жила рысь Муся. Однажды сторож забыл запереть клетку. …

Составь и запиши продолжение текста. Используя слова для справок.

Муся, дверь, лапой, толкнула;

дверь, открылась;

вышла, из, рысь, осторожно, клетки;

Мусю, дети, увидели;

к, они, ней, подбежали;

быстро, в, рысь, клетку, прыгнула, назад

Тема 2. Предложение.

1. Прочитай начало текста.

В зоопарке.

        В зоопарке жила рысь Муся. Однажды сторож забыл запереть клетку. …

Составь и запиши продолжение текста. Используя слова для справок.

Муся, дверь, лапой, толкнула;

дверь, открылась;

вышла, из, рысь, осторожно, клетки;

Мусю, дети, увидели;

к, они, ней, подбежали;

быстро, в, рысь, клетку, прыгнула, назад



ъ

Тема 3. Виды предложений по цели высказывания.

1. Спишите. Поставьте нужные знаки в конце предложений. Найдите вопросительное предложение.

Плавать должен уметь каждый Ты умеешь плавать Учитесь плавать

2. Прочитай. Составьте и напишите 3 вопроса к этому тексту, используя слова какой? Что?

Жила – была маленькая девочка. Все её любили. Но больше всех её любила бабушка. Однажды бабушка подарила ей шапочку из красного бархата. С тех пор девочку стали звать Красная Шапочка.





Тема 3. Виды предложений по цели высказывания.



1. Найдите в тексте предложения вопросительные по цели высказывания. Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.

Ночью грянул моро.. . На сн…гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. На каждом шагу тут зага..ки. Под дерев..ями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры… оре..ки? Это р..бота белки. А вот ро..кий зв..рёк в белой шу…ке с..дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц !
















Тема 4. Виды предложений по интонации.

1. Прочитай текст. Сколько в нем предложений?

Хорошо в жаркий день на реке одна за другой  бегут  маленькие  волны  вот ребята попрыгали в воду сразу брызги поднялись столбом стало на реке шумно и весело.


Назовите предложение по цели высказывания и интонации:

Вы не видели, куда пошёл Серёжа?

___________________________,  _______________________________.



Тема 4. Виды предложений по интонации.

1. Списать текст. Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

На п..лях р..ботают к..мбайны идёт уборка хлеба нашлось дело и р..бятам после

к..мбайна остаются на поле к..л..ски ходят р..бятишки по полю к..л..сок к

к..л..ску – будет б..льшой хлебный каравай спасибо детворе за помощь.



Тема 5. Знаки препинания в конце предложений.


1. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения.
Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев. 


2. Составьте и запишите из данных слов предложения.

Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями. В, берёзы, уборе, золотом, стоят. Птицы, путь, в тронулись, дальний. Загадок, и, как, в, тайн, много, лесу!










Тема 5. Знаки препинания в конце предложений.



1. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения.

Солнце село, но в л..су ещё св..тло воздух чист и прозрачен птицы б..лтливо л..печут м..л..дая тр..ва бл..стит в..сёлым блеском изумруда.

2. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения.
Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев. 

Тема 5. Знаки препинания в конце предложений.



1. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения.

Солнце село, но в л..су ещё св..тло воздух чист и прозрачен птицы б..лтливо л..печут м..л..дая тр..ва бл..стит в..сёлым блеском изумруда.

2. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения.
Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев. 

Тема 5. Знаки препинания в конце предложений.



1. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения.

Солнце село, но в л..су ещё св..тло воздух чист и прозрачен птицы б..лтливо л..печут м..л..дая тр..ва бл..стит в..сёлым блеском изумруда.

2. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения.
Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев. 





Тема 6. Главные и второстепенные члены предложения.

1. Спишите. Подчеркните главные члены предложения.

Следует ло..кий удар. Мяч.. носится (по)полю. Он л..тит прямо (в)ворота. Игра начинается.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения.

Гор..кий зап..х дубовой к..ры (за)п..лнял ле.. . (На)тр..ве в т..ни лежала р..са. Рядом ст..ял куст черноклёна. Нарядный, он вес.. сиял под х..лодным ..сенним солнцем.

Тема 6. Главные и второстепенные члены предложения.

1. Спишите. Подчеркните главные члены предложения.

Следует ло..кий удар. Мяч.. носится (по)полю. Он л..тит прямо (в)ворота. Игра начинается.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения.

Гор..кий зап..х дубовой к..ры (за)п..лнял ле.. . (На)тр..ве в т..ни лежала р..са. Рядом ст..ял куст черноклёна. Нарядный, он вес.. сиял под х..лодным ..сенним солнцем.

Тема 6. Главные и второстепенные члены предложения.

1. Спишите. Подчеркните главные члены предложения.

Следует ло..кий удар. Мяч.. носится (по)полю. Он л..тит прямо (в)ворота. Игра начинается.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения.

Гор..кий зап..х дубовой к..ры (за)п..лнял ле.. . (На)тр..ве в т..ни лежала р..са. Рядом ст..ял куст черноклёна. Нарядный, он вес.. сиял под х..лодным ..сенним солнцем.







Тема 7. Простое и сложное предложение.

1. Прочитайте. В простых предложениях подчеркните главные члены.

1) Синей дымкой покрыты луга.

2) На берегу горел костёр, около костра сидели туристы.

3) Ранним утром мы отправились за грибами.


2. Прочитайте. Выпишите сложные предложения.

Наступил сентябрь. Стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу!

Тема 7. Простое и сложное предложение.

1. Замените простые предложения одним сложным.

Наступила золотая осень. На осинках поредела листва.


2.Спишите. Поставьте, где нужно, запятые. В сложном предложении подчеркните грамматические основы.

Стояли сильные морозы. Была вьюга дул яростный ветер. Ребята приносили птицам корм хлеб семечки.


3. Придумайте и запишите два простых предложения.


Тема 7. Простое и сложное предложение.

1. Прочитайте. В простых предложениях подчеркните главные члены.

1) Синей дымкой покрыты луга.

2) На берегу горел костёр, около костра сидели туристы.

3) Ранним утром мы отправились за грибами.


2. Прочитайте. Выпишите сложные предложения.

Наступил сентябрь. Стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу!

Тема 7. Простое и сложное предложение.

1. Прочитайте. В простых предложениях подчеркните главные члены.

1) Синей дымкой покрыты луга.

2) На берегу горел костёр, около костра сидели туристы.

3) Ранним утром мы отправились за грибами.


2. Прочитайте. Выпишите сложные предложения.

Наступил сентябрь. Стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу!



Тема 8. Слово и словосочетание.

1. Спишите. Подчеркните основу. Выпишите из каждого предложения словосочетания.


Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки.


2. Выпиши только словосочетания:


Варюша громко засмеялась и побежала домой.


Тема 8. Слово и словосочетание.

1. Спишите. Подчеркните основу. Выпишите из каждого предложения словосочетания.


Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки.


2. Выпиши только словосочетания:


Варюша громко засмеялась и побежала домой.


Тема 8. Слово и словосочетание.

1. Спишите. Подчеркните основу. Выпишите из каждого предложения словосочетания.


Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки.


2. Выпиши только словосочетания:


Варюша громко засмеялась и побежала домой.

Тема 8. Слово и словосочетание.

1. Спишите. Подчеркните основу. Выпишите из каждого предложения словосочетания.


Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки.


2. Выпиши только словосочетания:


Варюша громко засмеялась и побежала домой.

Тема 9. Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы.

1. Подбери синонимы к словам лицо, зелёный, дразнить. Спиши.

Слова для справок: лик, изумрудный, обзывать, незрелый, молодой, неопытный, дразниться, физиономия, мордашка.

2. К данным глаголам подбери противоположные по смыслу.

Говорить - …., выходить - …, здороваться - …, включать - …, засыпать - …, закрыть - …, смеяться - … .

Тема 9. Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы.

1. Спиши, вставь в предложения нужные синонимы.

Навстречу шёл (пожилой, старый) человек. Папа купил мне (лазурный, голубой) платье. (Толстый, жирный) словари рядами стоят на полках.

2. Подбери антонимы к словосочетаниям.

Левая рука - …; высокий потолок - …; уходить из школы - …; поехать на стадион - …,; счастливая старость - ….

Тема 9. Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы.

1. Спиши, вставь в предложения нужные синонимы.

Навстречу шёл (пожилой, старый) человек. Папа купил мне (лазурный, голубой) платье. (Толстый, жирный) словари рядами стоят на полках.

2. Подбери антонимы к словосочетаниям.

Левая рука - …; высокий потолок - …; уходить из школы - …; поехать на стадион - …,; счастливая старость - ….

Тема 9. Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы.

1. Подбери синонимы к словам лицо, зелёный, дразнить. Спиши.

Слова для справок: лик, изумрудный, обзывать, незрелый, молодой, неопытный, дразниться, физиономия, мордашка.

2. К данным глаголам подбери противоположные по смыслу.

Говорить - …., выходить - …, здороваться - …, включать - …, засыпать - …, закрыть - …, смеяться - … .

Тема 10. Омонимы. Фразеологизмы.

1. Подчеркни омонимы.

Ручка, лисички, воздух, небо, труба, телефон, кран.


2. В тексте подчеркни фразеологические обороты.

Я вам расскажу, как грызу гранит науки. Тяжело мне даётся изучение иностранного языка. Здесь я ни в зуб ногой. Французский язык – для меня тёмный лес. А вот математика для меня самый любимый урок. Здесь я как рыба в воде. Примеры и задачи щёлкаю, как семечки. Но я стараюсь учиться.




Тема 10. Омонимы. Фразеологизмы.

1. Прочитайте. Используя слова для справок, восстанови текст.

От нашей дачи до леса________________________________. Пошли мы с другом за грибами. Зашли мы в лес, грибы собираем, природой любуемся. Вдруг впереди ветки затрещали. Мы подумали, что это медведь. Пора брать _________________________________________ . 

Вдруг из – за кустов выскочил заяц. Не успели мы опомниться, а его и __________________________________. Правду в народе говорят, _________________________________________________.


Слова для справок: ноги в руки, след простыл, у страха глаза велики, рукой подать.


2. Подчеркни омонимы.

Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.

Тема 10. Омонимы. Фразеологизмы.

1. Подчеркни омонимы.

Ручка, лисички, воздух, небо, труба, телефон, кран.


2. В тексте подчеркни фразеологические обороты.

Я вам расскажу, как грызу гранит науки. Тяжело мне даётся изучение иностранного языка. Здесь я ни в зуб ногой. Французский язык – для меня тёмный лес. А вот математика для меня самый любимый урок. Здесь я как рыба в воде. Примеры и задачи щёлкаю, как семечки. Но я стараюсь учиться.








Тема 11. Имя числительное.

1. Подчеркни имена числительные.


Шестилетний, десяток, единица, соединить, один, десять, три, тройка,


тысяча, восемнадцатилетний, третий, шестой, шестидневка, семь, четверть,


пятак, второй, семеро, триста, миллион, одиночество, пять, пятеро,


единственный, трижды, вдвое, во-первых.


Тема 11. Имя числительное.

1. Подчеркни имена числительные.


Шестилетний, десяток, единица, соединить, один, десять, три, тройка,


тысяча, восемнадцатилетний, третий, шестой, шестидневка, семь, четверть,


пятак, второй, семеро, триста, миллион, одиночество, пять, пятеро,


единственный, трижды, вдвое, во-первых.



Тема 11. Имя числительное.

1. Подчеркни имена числительные.


Шестилетний, десяток, единица, соединить, один, десять, три, тройка,


тысяча, восемнадцатилетний, третий, шестой, шестидневка, семь, четверть,


пятак, второй, семеро, триста, миллион, одиночество, пять, пятеро,


единственный, трижды, вдвое, во-первых.













Тема 12. Однокоренные слова.

1. Прочитайте. Найдите лишнее слово. Спишите только однокоренные слова. Выделить корень.


Перелет, летчик, летучий, прилет, лето.


Золото, позолота, зола, золотистый.


Гористый, гора, горчица, горная.


2. Прочитайте. Выпишите однокоренные слова. .?) старик со своей старухой у самого (...Выделите корень.

Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол – это игра смелых.


Тема 12. Однокоренные слова.

1. Прочитайте. Найдите лишнее слово. Спишите только однокоренные слова. Выделить корень.


Перелет, летчик, летучий, прилет, лето.


Золото, позолота, зола, золотистый.


Гористый, гора, горчица, горная.


2. Прочитайте. Выпишите однокоренные слова. .?) старик со своей старухой у самого (...Выделите корень.

Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол – это игра смелых.


Тема 12. Однокоренные слова.

1. Прочитайте. Найдите лишнее слово. Спишите только однокоренные слова. Выделить корень.


Перелет, летчик, летучий, прилет, лето.


Золото, позолота, зола, золотистый.


Гористый, гора, горчица, горная.


2. Прочитайте. Выпишите однокоренные слова. .?) старик со своей старухой у самого (...Выделите корень.

Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол – это игра смелых.


Тема 13. Слог. Звуки и буквы.

1.Подчеркни в словах гласные буквы.

Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце.


2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох.


3.Подчеркни все согласные буквы.

Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача.




Тема 13. Слог. Звуки и буквы.

1.Запишите слова, выбирая букву для обозначения гласного звука. С_лёный, стр_жи, н_жи, в_лна, зв_зда, к_вёр, ст_рик, цв_ток, гр_да, м_рской, в_дро, зв_нок, св_тло.

2. Запишите слова, разделяя их на слоги, поставьте ударение.

Богатый, ела, игла, сорока, приобщать, читатель, вьюга, урок, осока, огурец, огород, повидло, сеять, шум, горошек, соль.

3. Выполни звуко­буквенный разбор слова ЁЛКА

Тема 13. Слог. Звуки и буквы.

1.Подчеркни в словах гласные буквы.

Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце.


2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох.


3.Подчеркни все согласные буквы.

Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача.









Тема 14. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

1. Спишите. В скобках напишите проверочные слова.

М…лчать, м…сной, охр..нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать, г..рчица, сл…зинка, скр…пучий, нар…дить.

2. Спишите, исправив ошибки.

По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. От крылись яркие сияющие горы.



Тема 14. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

1. Спишите. В скобках напишите проверочные слова.

М…лчать, м…сной, охр..нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать, г..рчица, сл…зинка, скр…пучий, нар…дить.

2. Спишите, исправив ошибки.

По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. От крылись яркие сияющие горы.



Тема 14. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

1. Спишите. В скобках напишите проверочные слова.

М…лчать, м…сной, охр..нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать, г..рчица, сл…зинка, скр…пучий, нар…дить.

2. Спишите, исправив ошибки.

По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. От крылись яркие сияющие горы.







Тема 15. Правописание слов с парными согласными в корне.

1. Спишите, вставив пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Про..ка, гри..ки, гря..ка, лё..кий, шу..ка, сне..ки, ро..ки, сли..ки.

2. Спишите, вставив пропущенные буквы.

Среди ре..ких бере.. прячутся в тр..ве кре..кие боровики. Р..зовеют мокрые сырое..ки. В ельнике растут сколь..кие грузди. На ни..ких пнях жмутся дру.. к дру..ке опята.

Тема 15. Правописание слов с парными согласными в корне.

1. Выпиши слова, начинающиеся с глухих согласных.

Гора, фазан, шар, семя, жар, год, коза, пожар.


2. Запишите слова, подбирая проверочное слово. Запишите его через черточку. Подчеркните проверяемую согласную.
Голу (п/б) ка, ле (в/ф), чи(ш/ж), мор(ж/ш), закла (т/д) ка.


Тема 15. Правописание слов с парными согласными в корне.

1. Спишите, вставив пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Про..ка, гри..ки, гря..ка, лё..кий, шу..ка, сне..ки, ро..ки, сли..ки.

2. Спишите, вставив пропущенные буквы.

Среди ре..ких бере.. прячутся в тр..ве кре..кие боровики. Р..зовеют мокрые сырое..ки. В ельнике растут сколь..кие грузди. На ни..ких пнях жмутся дру.. к дру..ке опята.

Тема 15. Правописание слов с парными согласными в корне.

1. Выпиши слова, начинающиеся с глухих согласных.

Гора, фазан, шар, семя, жар, год, коза, пожар.


2. Запишите слова, подбирая проверочное слово. Запишите его через черточку. Подчеркните проверяемую согласную.
Голу (п/б) ка, ле (в/ф), чи(ш/ж), мор(ж/ш), закла (т/д) ка.






Тема 15. Правописание слов с парными согласными в корне.

1. Запишите слова, подбирая проверочное слово. Запишите его через черточку. Подчеркните проверяемую согласную.


Грибки, сапог, лодка, березка, дорожка, лапка, бок, сетка, шкаф, миска, горошки, дуб, подставка, соседка, книжка, указка, ириска, нитка, кружка, жираф, снег, холод, суп, лоб, коробка, гладкий, ветка, подушка, городки, дружки, мотки, травка, слезки.


Тема 15. Правописание слов с парными согласными в корне.

1. Запишите слова, подбирая проверочное слово. Запишите его через черточку. Подчеркните проверяемую согласную.


Грибки, сапог, лодка, березка, дорожка, лапка, бок, сетка, шкаф, миска, горошки, дуб, подставка, соседка, книжка, указка, ириска, нитка, кружка, жираф, снег, холод, суп, лоб, коробка, гладкий, ветка, подушка, городки, дружки, мотки, травка, слезки.



Тема 15. Правописание слов с парными согласными в корне.

1. Запишите слова, подбирая проверочное слово. Запишите его через черточку. Подчеркните проверяемую согласную.


Грибки, сапог, лодка, березка, дорожка, лапка, бок, сетка, шкаф, миска, горошки, дуб, подставка, соседка, книжка, указка, ириска, нитка, кружка, жираф, снег, холод, суп, лоб, коробка, гладкий, ветка, подушка, городки, дружки, мотки, травка, слезки.



Тема 15. Правописание слов с парными согласными в корне.

1. Запишите слова, подбирая проверочное слово. Запишите его через черточку. Подчеркните проверяемую согласную.


Грибки, сапог, лодка, березка, дорожка, лапка, бок, сетка, шкаф, миска, горошки, дуб, подставка, соседка, книжка, указка, ириска, нитка, кружка, жираф, снег, холод, суп, лоб, коробка, гладкий, ветка, подушка, городки, дружки, мотки, травка, слезки.







Тема 16. Разделительный мягкий знак.

1. Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь, а цифрой 2 -слова с ь — показателем мягкости согласных.


Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью,


мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.


2. Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.

Образец: (Лиса) лисья нора,

(птица)..................................... перо, (волк)........................ следы, (собака)………………………. конура, (коза)................................ молоко,

(медведь).............................. лапа, (заяц).................................. шапка, (белка)..................................... шкурка.



1. Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь, а цифрой 2 -слова с ь — показателем мягкости согласных.


Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью,


мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.


2. Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.

Образец: (Лиса) лисья нора,

(птица)..................................... перо, (волк)........................ следы, (собака)………………………. конура, (коза)................................ молоко,

(медведь).............................. лапа, (заяц).................................. шапка, (белка)..................................... шкурка.



Тема 17. Корень слова.

1. Спишите слова, рядом напишите однокоренные. Выделите корень.

Каменщик - …, лётчик - …, связист - …, пианист - … .

2. Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

Весна, говор, зелень, белить, разговор, зеленеет, белила, зелёный, белый, говорливый.



Тема 17. Корень слова.

1. Спишите, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите корень.

Сахар - …, гусь - …, утка - …, суп - …, хлеб - …, тигр - … .

Образец: мыло – мыльница, аист – аистёнок.

2. Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

Осень, тишина, красивый , красить, читать, синеет, черный, желтый, мудрый, говорить.

Тема 17. Корень слова.

1. Спишите слова, рядом напишите однокоренные. Выделите корень.

Каменщик - …, лётчик - …, связист - …, пианист - … .

2. Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

Весна, говор, зелень, белить, разговор, зеленеет, белила, зелёный, белый, говорливый.



Тема 17. Корень слова.

1. Спишите, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите корень.

Сахар - …, гусь - …, утка - …, суп - …, хлеб - …, тигр - … .

Образец: мыло – мыльница, аист – аистёнок.

2. Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

Осень, тишина, красивый , красить, читать, синеет, черный, желтый, мудрый, говорить.



Тема 18. Окончание слова.

1. Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.


Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.

2. Напишите 5 слов, с окончанием -а.

_______________________________________________________________

3. Спишите слова и выделите окончания.

Ягода, запах, руку, страной, кошке, совы, хозяин, городом, газету, курицу.


Тема 18. Окончание слова.

1. Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.


Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.

2. Напишите 5 слов, с окончанием -а.

_______________________________________________________________

3. Спишите слова и выделите окончания.

Ягода, запах, руку, страной, кошке, совы, хозяин, городом, газету, курицу.


Тема 18. Окончание слова.

1. Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.


Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.

2. Напишите 5 слов, с окончанием -а.

_______________________________________________________________

3. Спишите слова и выделите окончания.

Ягода, запах, руку, страной, кошке, совы, хозяин, городом, газету, курицу.




Тема 19. Приставка.

1. Спишите слова. Выделите корень и приставку.

Пожар, запах, привал, перепляс, навар, подкоп, перезвон, отвар, припёк, закат, прикорм, срез.

2. Спишите текст, употребляя нужные приставки. Выделите приставки.

Упражнение из учебника а…уратно (писать). Новую тетра…ь красиво (писать). Из текста внимательно (писать) с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно (писать).

Тема 19. Приставка.

1. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. Выделите приставки.

Из-за озера (до, вы) плывают орлы. Они (вы, на)деляются грозными силуэтами на фоне (про, за)катного солнца. (По, ис)пуганный их внезапным (за, по)явлением (за, по)мирает весь пернатый мир.

2. Выпишите слова с приставками.

Озеро, покрасить, поездка, погода, найти, лесник, помидор, принц, привет, привезли, проход.

Тема 19. Приставка.

1. Спишите слова. Выделите корень и приставку.

Пожар, запах, привал, перепляс, навар, подкоп, перезвон, отвар, припёк, закат, прикорм, срез.

2. Спишите текст, употребляя нужные приставки. Выделите приставки.

Упражнение из учебника а…уратно (писать). Новую тетра…ь красиво (писать). Из текста внимательно (писать) с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно (писать).









Тема 20. Суффикс.

1. Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.

Музыкант, играющий на трубе. Момент бросания мяча. Смелый человек. Любящий мечтать. Детёныш орла. Участник игры. Музыкант, играющий на пианино. Берёзовая роща. Жадная девочка.

2. Спишите. Выделите суффикс.

Избушка, столик, доченька, лесник, осенний, циркач, малинник, ключик.

Тема 20. Суффикс.

1. Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.

Музыкант, играющий на трубе. Момент бросания мяча. Смелый человек. Любящий мечтать. Детёныш орла. Участник игры. Музыкант, играющий на пианино. Берёзовая роща. Жадная девочка.

2. Спишите. Выделите суффикс.

Избушка, столик, доченька, лесник, осенний, циркач, малинник, ключик.

Тема 20. Суффикс.

1. Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.

Музыкант, играющий на трубе. Момент бросания мяча. Смелый человек. Любящий мечтать. Детёныш орла. Участник игры. Музыкант, играющий на пианино. Берёзовая роща. Жадная девочка.

2. Спишите. Выделите суффикс.

Избушка, столик, доченька, лесник, осенний, циркач, малинник, ключик.

Тема 20. Суффикс.

1. Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.

Музыкант, играющий на трубе. Момент бросания мяча. Смелый человек. Любящий мечтать. Детёныш орла. Участник игры. Музыкант, играющий на пианино. Берёзовая роща. Жадная девочка.

2. Спишите. Выделите суффикс.

Избушка, столик, доченька, лесник, осенний, циркач, малинник, ключик.

Тема 21. Основа слова.

1. Спишите слова. Выделите основу и окончание.

Парта, партой, у парты, высокая, высокий, высокое.

2. Напиши по образцу. Выдели основу и окончание.

Образец: дощатый домишко – дощатые домишки.

Чудесная встреча - …, старый дедушка - …, широкое море - …, чайная чашка - … .

Тема 21. Основа слова.

1. Прочитайте, найдите лишнее слово. Напишите остальные слова, выделите в них основу и окончание.

Белый, белая, белка, белое. Лиса, в лесу, за лесом, лес.

2. Спишите слова. Выделите основу и окончание.

Стол, у стола, на столе, чистый, чистая, чистое.

Тема 21. Основа слова.

1. Спишите слова. Выделите основу и окончание.

Парта, партой, у парты, высокая, высокий, высокое.

2. Напиши по образцу. Выдели основу и окончание.

Образец: дощатый домишко – дощатые домишки.

Чудесная встреча - …, старый дедушка - …, широкое море - …, чайная чашка - … .

Тема 21. Основа слова.

1. Прочитайте, найдите лишнее слово. Напишите остальные слова, выделите в них основу и окончание.

Белый, белая, белка, белое. Лиса, в лесу, за лесом, лес.

2. Спишите слова. Выделите основу и окончание.

Стол, у стола, на столе, чистый, чистая, чистое.



Тема 22. Разбор слова по составу.


1. Разбери слова по составу

Примерка, северный, сладкий, поднос, тёплый, вырубка, говоришь, карандаш, избушка, беленький, сиреневый, зверёк, звёздочка.


2. Образуй слова с помощью данных приставок: под- от- при- у-

Ползти-………………, бежать-…………….., тащить-……………….., гнать-………………….., нести-………………., плыть-…………………, водить-……………………., лететь-…………………………….



Тема 22. Разбор слова по составу.


1. Разбери слова по составу

Примерка, северный, сладкий, поднос, тёплый, вырубка, говоришь, карандаш, избушка, беленький, сиреневый, зверёк, звёздочка.


2. Образуй слова с помощью данных приставок: под- от- при- у-

Ползти-………………, бежать-…………….., тащить-……………….., гнать-………………….., нести-………………., плыть-…………………, водить-……………………., лететь-…………………………….

Тема 22. Разбор слова по составу.


1. Разбери слова по составу

Примерка, северный, сладкий, поднос, тёплый, вырубка, говоришь, карандаш, избушка, беленький, сиреневый, зверёк, звёздочка.


2. Образуй слова с помощью данных приставок: под- от- при- у-

Ползти-………………, бежать-…………….., тащить-……………….., гнать-………………….., нести-………………., плыть-…………………, водить-……………………., лететь-…………………………….

Тема 22. Разбор слова по составу.


1. Разбери слова по составу

Примерка, северный, сладкий, поднос, тёплый, вырубка, говоришь, карандаш, избушка, беленький, сиреневый, зверёк, звёздочка.


2. Образуй слова с помощью данных приставок: под- от- при- у-

Ползти-………………, бежать-…………….., тащить-……………….., гнать-………………….., нести-………………., плыть-…………………, водить-……………………., лететь-…………………………….



Тема 23. Правописание слов с удвоенными согласными.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

А…а и Ге…адий вместе с кла…ом ходили на хо…ей. Ри…а в су…оту сделала а…уратную а…ликацию. Дети купались в ба…ейне и играли в те…нис.

2. Спишите, исправив ошибки.

Вчера наш класс хадил на экскурсию в лесс. Красиф асений лесс. Диревья стоят зилёные, жёлтые, багряные. Мы собирали красивые листя. Сегодня рибята делают аккуратную коллекцию. Завтра мы напишем расскас об осени без ошыбок. Мы любим уроки русского языка.

Тема 23. Правописание слов с удвоенными согласными.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

А…а и Ге…адий вместе с кла…ом ходили на хо…ей. Ри…а в су…оту сделала а…уратную а…ликацию. Дети купались в ба…ейне и играли в те…нис.

2. Спишите, исправив ошибки.

Вчера наш класс хадил на экскурсию в лесс. Красиф асений лесс. Диревья стоят зилёные, жёлтые, багряные. Мы собирали красивые листя. Сегодня рибята делают аккуратную коллекцию. Завтра мы напишем расскас об осени без ошыбок. Мы любим уроки русского языка.

Тема 23. Правописание слов с удвоенными согласными.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

А…а и Ге…адий вместе с кла…ом ходили на хо…ей. Ри…а в су…оту сделала а…уратную а…ликацию. Дети купались в ба…ейне и играли в те…нис.

2. Спишите, исправив ошибки.

Вчера наш класс хадил на экскурсию в лесс. Красиф асений лесс. Диревья стоят зилёные, жёлтые, багряные. Мы собирали красивые листя. Сегодня рибята делают аккуратную коллекцию. Завтра мы напишем расскас об осени без ошыбок. Мы любим уроки русского языка.



Тема 24. Правописание суффиксов и приставок.

1. Спиши, вставляя слово писать с нужной по смыслу приставкой.


1) С доски надо … однокоренные слова.2) Новую тетрадь ты должен правильно … . 3) Из текста следует … слова с безударной гласной. 4) Плохо выполненное задание лучше … .


2. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные при помощи данных суффиксов –ик, -ек, -ок. 

        Снег, шалаш, ключ, жук, орех, овраг, паук, огурец, фартук, язык, ящик, куст.

        -ик                                        -ек                                -ок

______________        _________________                _______________

______________        _________________                _______________

______________        _________________                _______________

______________        _________________                _______________



Тема 24. Правописание суффиксов и приставок.

1. Спиши, вставляя слово писать с нужной по смыслу приставкой.


1) С доски надо … однокоренные слова.2) Новую тетрадь ты должен правильно … . 3) Из текста следует … слова с безударной гласной. 4) Плохо выполненное задание лучше … .


2. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные при помощи данных суффиксов –ик, -ек, -ок. 

        Снег, шалаш, ключ, жук, орех, овраг, паук, огурец, фартук, язык, ящик, куст.

        -ик                                        -ек                                -ок

______________        _________________                _______________

______________        _________________                _______________

______________        _________________                _______________

______________        _________________                _______________








Тема 25. Правописание приставок и предлогов.

1. Запишите, раскрывая скобки


Медведь (в) л…су (в) лез на д…рево. В…робей (по)ск…кал (по) д…рожке. Мама (с) терла пыль (с) мебели. В л…су дети (на) брели (на) зайчонка. Ворона (у) голубя (у) хв…тила кусочек хлеба. (С) маш…ны (с) прыгнул к…тенок. (До) города путешественники (до) ехали за два дня. Уч…ники (по) шли р…ботать в сад (по) узкой тр…пинке. В борьбе (за) первое место спортсмены (за) воевали чемпионский титул.


Тема 25. Правописание приставок и предлогов.

1. Запишите, раскрывая скобки


Медведь (в) л…су (в) лез на д…рево. В…робей (по)ск…кал (по) д…рожке. Мама (с) терла пыль (с) мебели. В л…су дети (на) брели (на) зайчонка. Ворона (у) голубя (у) хв…тила кусочек хлеба. (С) маш…ны (с) прыгнул к…тенок. (До) города путешественники (до) ехали за два дня. Уч…ники (по) шли р…ботать в сад (по) узкой тр…пинке. В борьбе (за) первое место спортсмены (за) воевали чемпионский титул.



Тема 25. Правописание приставок и предлогов.

1. Запишите, раскрывая скобки


Медведь (в) л…су (в) лез на д…рево. В…робей (по)ск…кал (по) д…рожке. Мама (с) терла пыль (с) мебели. В л…су дети (на) брели (на) зайчонка. Ворона (у) голубя (у) хв…тила кусочек хлеба. (С) маш…ны (с) прыгнул к…тенок. (До) города путешественники (до) ехали за два дня. Уч…ники (по) шли р…ботать в сад (по) узкой тр…пинке. В борьбе (за) первое место спортсмены (за) воевали чемпионский титул.



Тема 25. Правописание приставок и предлогов.

1. Запишите, раскрывая скобки


Медведь (в) л…су (в) лез на д…рево. В…робей (по)ск…кал (по) д…рожке. Мама (с) терла пыль (с) мебели. В л…су дети (на) брели (на) зайчонка. Ворона (у) голубя (у) хв…тила кусочек хлеба. (С) маш…ны (с) прыгнул к…тенок. (До) города путешественники (до) ехали за два дня. Уч…ники (по) шли р…ботать в сад (по) узкой тр…пинке. В борьбе (за) первое место спортсмены (за) воевали чемпионский титул.



Тема 26. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1. Прочитайте. Спишите. Объясните, какие буквы пропущены в словах.

Под…ем флага, с…емка фильма, в…езжать в лес, п…ет молоко, с…едобный гриб, об…яснил задачу, ш…ёт платье, под…езжали к дому, остановились у под…езда.

Тема 26. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1. Напиши пословицы. Подчеркни слова с ъ, выдели приставки.

Не разгрызешь орешка – не … и ядрышка. Дружба крепка не лестью, а правдой и … . Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу … . Когда … воду помни о тех, кто вырыл колодец.

Слова для справок: съешь, пьёшь, честью, съел.

Тема 26. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1. Прочитайте. Спишите. Объясните, какие буквы пропущены в словах.

Под…ем флага, с…емка фильма, в…езжать в лес, п…ет молоко, с…едобный гриб, об…яснил задачу, ш…ёт платье, под…езжали к дому, остановились у под…езда.

Тема 26. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1. Напиши пословицы. Подчеркни слова с ъ, выдели приставки.

Не разгрызешь орешка – не … и ядрышка. Дружба крепка не лестью, а правдой и … . Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу … . Когда … воду помни о тех, кто вырыл колодец.

Слова для справок: съешь, пьёшь, честью, съел.

Тема 26. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1. Прочитайте. Спишите. Объясните, какие буквы пропущены в словах.

Под…ем флага, с…емка фильма, в…езжать в лес, п…ет молоко, с…едобный гриб, об…яснил задачу, ш…ёт платье, под…езжали к дому, остановились у под…езда.





Тема 27. Имя существительное.

1. Выпиши только имена существительные.

Петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, певчий (дрозд); плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание.


2. Прочитай однокоренные слова. Спиши сначала слова с ударной гласной в корне, затем с безударной. Подчеркни существительные.

1) Сила, силач, сильный, осилить, силища, бессильный.

2) Бой, боец, боевой, бойцовский, бойница.

Тема 27. Имя существительное.

1. Выпиши только имена существительные.

Петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, певчий (дрозд); плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание.


2. Прочитай однокоренные слова. Спиши сначала слова с ударной гласной в корне, затем с безударной. Подчеркни существительные.

1) Сила, силач, сильный, осилить, силища, бессильный.

2) Бой, боец, боевой, бойцовский, бойница.

Тема 27. Имя существительное.

1. Выпиши только имена существительные.

Петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, певчий (дрозд); плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание.


2. Прочитай однокоренные слова. Спиши сначала слова с ударной гласной в корне, затем с безударной. Подчеркни существительные.

1) Сила, силач, сильный, осилить, силища, бессильный.

2) Бой, боец, боевой, бойцовский, бойница.







Тема 28. Правописание имён собственных.

1. Запиши слова в два столбика.

Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, Астана.

2. Все существительные из предложений запишите в два столбика.

Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко.

Тема 28. Правописание имён собственных.

1. Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные.

Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.

Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки.

Тема 28. Правописание имён собственных.

1. Запиши слова в два столбика.

Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, Астана.

2. Все существительные из предложений запишите в два столбика.

Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко.

Тема 28. Правописание имён собственных.

1. Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные.

Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.

Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки.





Тема 29. Число имён существительных.

1. Запишите слова в два столбика.

Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.

2. Запишите предложения. Укажите число существительных.

Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.

Тема 29 . Число имён существительных.

1. Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные в единственное и множественное число.

Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.

2. Запишите слова в два столбика.

Осина, березы, книга, книги, дверь, ручка, двери, ручки, мухомор, парта, парты, линейка, опята.

Тема 29. Число имён существительных.

1. Запишите слова в два столбика.

Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.

2. Запишите предложения. Укажите число существительных.

Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.

Тема 29 . Число имён существительных.

1. Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные в единственное и множественное число.

Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.

2. Запишите слова в два столбика.

Осина, березы, книга, книги, дверь, ручка, двери, ручки, мухомор, парта, парты, линейка, опята.

Тема 30. Род имён существительных.

1. Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.

Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.

2. Составьте рассказ, используя слова.

Утро, дождь, плащ, луч солнца.

Определите род всех имён существительных.

Тема 30. Род имён существительных.

1. Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.

Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.

2. Составьте рассказ, используя слова.

Утро, дождь, плащ, луч солнца.

Определите род всех имён существительных.

Тема 30. Род имён существительных.

1. Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.

Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.

2. Составьте рассказ, используя слова.

Утро, дождь, плащ, луч солнца.

Определите род всех имён существительных.









Тема 31. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1. Спиши близкие по значению слова. Обозначь род имен существительных с шипящими на конце слова.


Неправда – ложь, граница – рубеж, соревнование – матч, трепет – дрожь, ерунда – чушь, команда – экипаж, сила – мощь, призыв – клич, здоровяк – крепыш.


Тема 31. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.


1. Напиши слова в два столбика. В 1-й – слова с твердым шипящим на конце, а во 2-й – с мягким шипящим на конце.


Грош, душ, сыч, муж, лещ, гараж, мяч, блиндаж, плащ, меч, ковш, мякиш, богач, силач, луч, рубеж, стаж, падеж, крепыш.


Тема 31. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1. Спиши близкие по значению слова. Обозначь род имен существительных с шипящими на конце слова.


Неправда – ложь, граница – рубеж, соревнование – матч, трепет – дрожь, ерунда – чушь, команда – экипаж, сила – мощь, призыв – клич, здоровяк – крепыш.


Тема 31. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.


1. Напиши слова в два столбика. В 1-й – слова с твердым шипящим на конце, а во 2-й – с мягким шипящим на конце.


Грош, душ, сыч, муж, лещ, гараж, мяч, блиндаж, плащ, меч, ковш, мякиш, богач, силач, луч, рубеж, стаж, падеж, крепыш.



Тема 31. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.


1. Напиши слова в два столбика. В 1-й – слова с твердым шипящим на конце, а во 2-й – с мягким шипящим на конце.


Грош, душ, сыч, муж, лещ, гараж, мяч, блиндаж, плащ, меч, ковш, мякиш, богач, силач, луч, рубеж, стаж, падеж, крепыш.



Тема 32. Склонение имён существительных.

1. Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам.

Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой, альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче.

2. Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.

Гроза, окно, грач, степь.

Тема 32. Склонение имён существительных.

1. Спишите. Определите падеж имён существительных.

Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.

2. Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.

Гром, дверь, пчела, парта.

Тема 32. Склонение имён существительных.

1. Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам.

Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой, альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче.

2. Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.

Гроза, окно, грач, степь.











Тема 32. Склонение имен существительных.

1.Составь предложения, употребив в разных падежах слово «школа».

Выдели окончания, определи падеж имён существительных.

2. Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания.

Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).



Тема 32. Склонение имен существительных.

1.Составь предложения, употребив в разных падежах слово «школа».

Выдели окончания, определи падеж имён существительных.

2. Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания.

Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).

Тема 32. Склонение имен существительных.

1.Составь предложения, употребив в разных падежах слово «школа».

Выдели окончания, определи падеж имён существительных.

2. Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания.

Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).









Тема 33. Имя прилагательное.

1. Выпиши имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.


Жил на свете очень хороший слоненок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Однажды на улице пошел сильный дождь.

"У-у! - сказал мокрый лисенок. - Ушастый какой слоненок! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком". Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком.


Тема 33. Имя прилагательное.

1. Спиши слова, подчеркни имена прилагательные.


Год, нашел, глубокий, крохотный, малыш, ласковый, сообразительный, спасать, красивый, маленький, глубина, красота, ласкать.


С одним из прилагательных составь и запиши предложение.


Тема 33. Имя прилагательное.

1. Выпиши имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.


Жил на свете очень хороший слоненок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Однажды на улице пошел сильный дождь.

"У-у! - сказал мокрый лисенок. - Ушастый какой слоненок! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком". Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком.


Тема 33. Имя прилагательное.

1. Спиши слова, подчеркни имена прилагательные.


Год, нашел, глубокий, крохотный, малыш, ласковый, сообразительный, спасать, красивый, маленький, глубина, красота, ласкать.


С одним из прилагательных составь и запиши предложение.



Тема 34. Род имён прилагательных.

1. Запишите словосочетания. Определите род имён прилагательных. Выделите окончания.

Голуб… лужа, поздн… листопад, ленив… течение, вечерн… мгла, детск… театр, ночн… разбойник, хлебн… растение.

2. Подберите к выделенным словам однокоренные прилагательные. Напишите словосочетания. Определите род прилагательных, выделите окончания.

Крыша из железа, дом из кирпича, лента из шёлка, варенье из клубники, платье из бархата, кисель из малины.

Тема 34. Род имён прилагательных.

1. Замените прилагательные противоположными по смыслу. Определите род имён прилагательных и выделите окончания.

Лёгкая задача, лёгкая ноша, слабый голос, слабое знание, мелкий пруд, мелкая рыба, старый охотник, старый дом.

1. Запишите словосочетания. Определите род имён прилагательных. Выделите окончания.

Син…. небо, широк…. река, прочн… камень, сильн… ветер, ярк… солнце, холодн…. воздух, маленьк….. страна.



Тема 34. Род имён прилагательных.

1. Замените прилагательные противоположными по смыслу. Определите род имён прилагательных и выделите окончания.

Лёгкая задача, лёгкая ноша, слабый голос, слабое знание, мелкий пруд, мелкая рыба, старый охотник, старый дом.

1. Запишите словосочетания. Определите род имён прилагательных. Выделите окончания.

Син…. небо, широк…. река, прочн… камень, сильн… ветер, ярк… солнце, холодн…. воздух, маленьк….. страна.



Тема 35. Число имён прилагательных.

1. Спишите словосочетания. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.

Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село.

2. Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.

Родные края, (какие?) … дела, (какая?) …сумка, (какое?) …дерево, (какие?) … луга, (какой?) … месяц, (какое?) …растение.

Тема 35. Число имён прилагательных.

1. Спишите словосочетания. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.

Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село.

2. Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.

Родные края, (какие?) … дела, (какая?) …сумка, (какое?) …дерево, (какие?) … луга, (какой?) … месяц, (какое?) …растение.

Тема 35. Число имён прилагательных.

1. Спишите словосочетания. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.

Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село.

2. Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.

Родные края, (какие?) … дела, (какая?) …сумка, (какое?) …дерево, (какие?) … луга, (какой?) … месяц, (какое?) …растение.



Тема 36. Склонение имён прилагательных.

1. Просклоняйте словосочетания.

Тёплый зимний шарф, тёплое зимнее пальто.

2. Спишите. Определите падеж имён прилагательных.

Чистое небо затянулось тучами. Зима природу нарядила в белый, тёплый, чистый мех. Мы отправились на Синее озеро. В поздний час дома не спали. Зимнее солнце светило тускло.

Тема 36. Склонение имён прилагательных.

1. Просклоняйте словосочетания.

Тёплый зимний шарф, тёплое зимнее пальто.

2. Спишите. Определите падеж имён прилагательных.

Чистое небо затянулось тучами. Зима природу нарядила в белый, тёплый, чистый мех. Мы отправились на Синее озеро. В поздний час дома не спали. Зимнее солнце светило тускло.

Тема 36. Склонение имён прилагательных.

1. Просклоняйте словосочетания.

Тёплый зимний шарф, тёплое зимнее пальто.

2. Спишите. Определите падеж имён прилагательных.

Чистое небо затянулось тучами. Зима природу нарядила в белый, тёплый, чистый мех. Мы отправились на Синее озеро. В поздний час дома не спали. Зимнее солнце светило тускло.

Тема 36. Склонение имён прилагательных.

1. Просклоняйте словосочетания.

Тёплый зимний шарф, тёплое зимнее пальто.

2. Спишите. Определите падеж имён прилагательных.

Чистое небо затянулось тучами. Зима природу нарядила в белый, тёплый, чистый мех. Мы отправились на Синее озеро. В поздний час дома не спали. Зимнее солнце светило тускло.

Тема 37. Местоимения.

1. Соберите предложения. Существительное сойка замени местоимениями. Запишите.

Но, по характеру, разбойник, настоящий, сойка. Красивая, сойка, птица. Легко, сойку, по, узнать, на крыльях, перьям, белым и чёрным. Бояться, сойку, маленькие, не только, но и, птицы, большие. Разоряет, сойка, гнёзда, расклёвывает, птичьи, яйца, птенцов, губит.

Тема 37. Местоимения.

1. Соберите предложения. Существительное сойка замени местоимениями. Запишите.

Но, по характеру, разбойник, настоящий, сойка. Красивая, сойка, птица. Легко, сойку, по, узнать, на крыльях, перьям, белым и чёрным. Бояться, сойку, маленькие, не только, но и, птицы, большие. Разоряет, сойка, гнёзда, расклёвывает, птичьи, яйца, птенцов, губит.

Тема 37. Местоимения.

1. Соберите предложения. Существительное сойка замени местоимениями. Запишите.

Но, по характеру, разбойник, настоящий, сойка. Красивая, сойка, птица. Легко, сойку, по, узнать, на крыльях, перьям, белым и чёрным. Бояться, сойку, маленькие, не только, но и, птицы, большие. Разоряет, сойка, гнёзда, расклёвывает, птичьи, яйца, птенцов, губит.

Тема 37. Местоимения.

1. Соберите предложения. Существительное сойка замени местоимениями. Запишите.

Но, по характеру, разбойник, настоящий, сойка. Красивая, сойка, птица. Легко, сойку, по, узнать, на крыльях, перьям, белым и чёрным. Бояться, сойку, маленькие, не только, но и, птицы, большие. Разоряет, сойка, гнёзда, расклёвывает, птичьи, яйца, птенцов, губит.




Тема 38. Глагол.

1. Прочитай.


Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Поднялись олени. Все живое встречало утро нового дня.


2. Выпиши глаголы вместе со словами, с которыми они связаны. В скобках перед глаголами напиши вопрос.


Тема 38. Глагол.

1. Прочитай.


Под...рила, пош...л, б...жит, дог...няет, об...ясняю, прит...щил, отв...зал, прив...дут, огл...нулась, укр...шаем, вздр..мнуть, идет, по...вилась, пок...рмила,н...сут.


2. Выпиши сначала глаголы в форме единственного числа, а затем - в форме множественного числа.


Тема 38. Глагол.

1. Прочитай.


Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Поднялись олени. Все живое встречало утро нового дня.


2. Выпиши глаголы вместе со словами, с которыми они связаны. В скобках перед глаголами напиши вопрос.












Тема 39. Неопределённая форма глагола.

1. Образуйте глаголы неопределённой формы.

Кусает, ходит, шумит, прыгнул, сверкает, взмахнул, смотрел, любит, срезают, делает.

2. К данным словосочетаниям подберите близкие по значению глаголы неопределённой формы. Составьте с одним из словосочетаний предложение.

Повесить нос, витать в облаках, держать язык за зубами, задать перцу, водить за нос, бить баклуши.

Тема 39. Неопределённая форма глагола.

1. Образуйте глаголы неопределённой формы.

Кусает, ходит, шумит, прыгнул, сверкает, взмахнул, смотрел, любит, срезают, делает.

2. К данным словосочетаниям подберите близкие по значению глаголы неопределённой формы. Составьте с одним из словосочетаний предложение.

Повесить нос, витать в облаках, держать язык за зубами, задать перцу, водить за нос, бить баклуши.

Тема 39. Неопределённая форма глагола.

1. Образуйте глаголы неопределённой формы.

Кусает, ходит, шумит, прыгнул, сверкает, взмахнул, смотрел, любит, срезают, делает.

2. К данным словосочетаниям подберите близкие по значению глаголы неопределённой формы. Составьте с одним из словосочетаний предложение.

Повесить нос, витать в облаках, держать язык за зубами, задать перцу, водить за нос, бить баклуши.







Тема 40. Число глаголов.

1. Запишите глаголы в два столбика.

Вырубят, глядели, поднимал, шумят, звенит, трещат, пылал, скучали.

2. Спишите текст. Над глаголами укажите число.

В мае в л..су (цв..тёт, цв..тут) черёмуха. Б..р..га руч..ёв (желтеет, желтеют) от з..л..тых лютиков.

3. Запишите глаголы в два столбика.

Говорит, играла, слепил, моргает, говорят, слепили, моргают, играют.

Тема 40. Число глаголов.

1. Запишите глаголы в два столбика.

Вырубят, глядели, поднимал, шумят, звенит, трещат, пылал, скучали.

2. Спишите текст. Над глаголами укажите число.

В мае в л..су (цв..тёт, цв..тут) черёмуха. Б..р..га руч..ёв (желтеет, желтеют) от з..л..тых лютиков.

3. Запишите глаголы в два столбика.

Говорит, играла, слепил, моргает, говорят, слепили, моргают, играют.

Тема 40. Число глаголов.

1. Запишите глаголы в два столбика.

Вырубят, глядели, поднимал, шумят, звенит, трещат, пылал, скучали.

2. Спишите текст. Над глаголами укажите число.

В мае в л..су (цв..тёт, цв..тут) черёмуха. Б..р..га руч..ёв (желтеет, желтеют) от з..л..тых лютиков.

3. Запишите глаголы в два столбика.

Говорит, играла, слепил, моргает, говорят, слепили, моргают, играют.







Тема. 41. Время глаголов.

1. Запишите глаголы в три столбика.

Едут, будет петь, съел, говоришь, белела, зашьёт, подросло, гулять, запрыгает, становится, растрепали.

2. Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, прошедшее и будущее время.

Соль - …, скрип - …, боль - …. корм - … .

Тема. 41. Время глаголов.

1. Запишите глаголы в три столбика.

Едут, будет петь, съел, говоришь, белела, зашьёт, подросло, гулять, запрыгает, становится, растрепали.

2. Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, прошедшее и будущее время.

Соль - …, скрип - …, боль - …. корм - … .

Тема. 41. Время глаголов.

1. Запишите глаголы в три столбика.

Едут, будет петь, съел, говоришь, белела, зашьёт, подросло, гулять, запрыгает, становится, растрепали.

2. Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, прошедшее и будущее время.

Соль - …, скрип - …, боль - …. корм - … .

Тема. 41. Время глаголов.

1. Запишите глаголы в три столбика.

Едут, будет петь, съел, говоришь, белела, зашьёт, подросло, гулять, запрыгает, становится, растрепали.

2. Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, прошедшее и будущее время.

Соль - …, скрип - …, боль - …. корм - … .



Тема 42. Правописание частицы не с глаголами.

1. Спишите предложения, ставя частицу НЕ перед глаголами. Выделите окончания глаголов.

Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.

2. Исправь ошибки.

Я незнал о ком они говорят. Я нечитал эту книгу. Я невыучил стихотворение. Я никогда неопаздываю в школу.

Тема 42. Правописание частицы не с глаголами.

1. Спишите предложения, ставя частицу НЕ перед глаголами. Выделите окончания глаголов.

Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.

2. Исправь ошибки.

Я незнал о ком они говорят. Я нечитал эту книгу. Я невыучил стихотворение. Я никогда неопаздываю в школу.

Тема 42. Правописание частицы не с глаголами.

1. Спишите предложения, ставя частицу НЕ перед глаголами. Выделите окончания глаголов.

Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.

2. Исправь ошибки.

Я незнал о ком они говорят. Я нечитал эту книгу. Я невыучил стихотворение. Я никогда неопаздываю в школу.









Тема 43. Правописание непроизносимых согласных.

1. Спишите, написав проверочные слова.

Окрес…ность, звёз…ный, со…нце, здра…ствуй, извес…ный, сер…це, прелес…ный, мес…ность.

2. К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные с непроизносимой согласной, а к прилагательным – существительные с непроизносимыми согласными.

Писатель, небо, крутая, весёлый, час, цветы, горячее, человек, сильное, сельская.

Тема 43. Правописание непроизносимых согласных.

1. Спишите, написав проверочные слова.

Окрес…ность, звёз…ный, со…нце, здра…ствуй, извес…ный, сер…це, прелес…ный, мес…ность.

2. К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные с непроизносимой согласной, а к прилагательным – существительные с непроизносимыми согласными.

Писатель, небо, крутая, весёлый, час, цветы, горячее, человек, сильное, сельская.

Тема 43. Правописание непроизносимых согласных.

1. Спишите, написав проверочные слова.

Окрес…ность, звёз…ный, со…нце, здра…ствуй, извес…ный, сер…це, прелес…ный, мес…ность.

2. К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные с непроизносимой согласной, а к прилагательным – существительные с непроизносимыми согласными.

Писатель, небо, крутая, весёлый, час, цветы, горячее, человек, сильное, сельская.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!