-совершенствовать навыки использования теоретического материала при решении практических задач;
- формировать умения аккуратно и грамотно выполнять рисунки и делать математические записи;
- показать обучающимся значимость математических знаний в профессии строителя.
- развивать логическое мышление.
- формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний;
- составление алгоритма деятельности при решении геометрических задач, в том числе и из реальной жизни;
-умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, достигать цели в соответствии с поставленной задачей;
-организация сотрудничества с одноклассниками и учителем.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Слайд 1 Слайд 2 | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, садятся за парты. | Р: волевая саморегуляция; Л: смыслообразование; К; планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
Проверка домашнего задания | Решение домашнего задания записано на доске. Проверяя д/з осуществляем взаимопроверку. Критерии оценок: - без ошибок – «5» - 1, 2 ошибки – «4» - 3, 4 ошибки – «3» - более 4 ошибок - «2» Проверяющему поставить свою роспись. Слайд 3 | Обучающиеся обмениваются тетрадями проверяют работу, оценивают ее. | Р:осуществляют контроль; оценивают решения; коррекция |
Актуализация знаний Цель: Актуализация опорных знаний, повторение геометрических фигур | Устная работа. Учитель задает вопросы: - какие простейшие геометрические фигуры изучили на предыдущем уроке? - как обозначаются точки, прямые? - что такое отрезок? чем отличаются прямая и отрезок? | Отвечают на вопросы учителя | Р: целеполагание; К: постановка вопросов; П: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; Логические – формулирование проблемы. |
Математический диктант | Учитель диктует задания: 1.Отметьте точку, обозначьте буквой В. 2.Проведите прямую, обозначьте буквой а, отметьте точку С, лежащую на прямой, точки N, M не лежащие на данной прямой. Запишите взаимное расположение прямых и точек с помощью знака принадлежности. 3.Верно ли утверждение, что через одну точку можно провести три прямых? 4.Постройте отрезок ВС. Отметьте на нем точки А, К. Запишите все отрезки. 5.Отметьте точки А,В,С, К так, чтобы точки А,В,С, лежали на одной прямой, а точка К не лежала на ней. Через каждые две точки проведите прямую. Сколько получилось прямых? Слайд 5 | Обучающиеся выполняют задания. Осуществляют самопроверку | Р: осуществляют самоконтроль; оценивают решения; коррекция |
Прием педагогической техники Синквейн | Ребята давайте знания о прямой повторим с вами составлением СИНКВЕЙНА. Правила написания синквейна: На первой строчке - одно существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке - целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого раскрывается отношение к теме. На пятой строчке – слово – обобщающее смысл темы. Пример: Геометрия Нужная, трудная Изучает, рассматривает, объясняет Наука о геометрических фигурах Построения. Слайд 6 Проверка | Слушают объяснение учителя Работают в парах, составляют синквейн Обучающиеся зачитывают Синквейны на тему «Прямая» | Л:развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества; П: поиск и выделение необходимой информации К:слушать одноклассника |
| | | |
Постановка задачи Практическая работа | Учитель: Знания, полученные на уроке, помогут нам в решении практических задач. Задача Построить с помощью линейки отрезок длиннее, имеющейся линейки. Мы с вами построим с помощью 15 сантиметровой линейки отрезок, равный 22 см. Слайд 7 | | П:анализ объекта с выделением существенных признаков. Самостоятельное нахождение способов решения задач поискового характера. К:определение цели, функций участников группы, способов взаимодействия. Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ. |
Реализация поставленной задачи | Учитель: Ваши действия? С чего начнем? Уточняет понимание задания. Контролирует выполнение работы. | Высказывают свои предположения. Выполняют задание. Обучающиеся высказывают свои предположения, приводят примеры: - чтобы использовать в строительстве; -данный способ построения может понадобиться в будущей профессии | П: моделирование, выбор наиболее правильного способа построения; Р:планирование Л: построение логической цепи решения проблемы, доказательство. |
Контроль знаний и способов действия | Алгоритм построения. Слайд 8 Слушает ответы учащихся Решения практических задач записываются на доске. Алгоритм построения. Слайд 8 | Отвечают на вопросы, поставленные в задаче Совместно с учителем приходят к алгоритму построения отрезка, длиннее заданного | П: умение осознанно и произвольно строить высказывания |
Получение новых знаний | Данный прием проведения длинных отрезков называется провешивание прямой, используется для построения длинных прямых на местности. Слайд 9 Как вы думаете, где можно использовать данный прием построения? Провешивание от слова веха. Слайд 10 Отвес, используется в строительстве при кладке кирпича Слайд 11 Рассказ о проведении длинных отрезков на практике. Слайд 12 Провешивание прямой используется в строительной профессии, на начальной стадии при прокладывании дорог, вырубке леса. Слайд 13 Постройке линий электропередач, огни на взлетной полосе. Слайд 14 Почему используется этот способ? | Слушают учителя Обучающиеся высказывают свои предположения, приводят примеры: - чтобы использовать в строительстве; -данный способ построения может понадобиться в будущей профессии Обучающиеся дают ответы: (чтобы дороги, высоковольтные линии были прямые). | Р: целеполагание как постановка учебной задачи; Выработка собственного отношения к изучаемому материалу; П: выделение необходимой информации |
Закрепление новых знаний | Постройте отрезок 75 см с помощью 50 см линейки. Один обучающийся у доски, класс контролирует и направляет. | Строит с объяснением, класс закрепляет алгоритм провешивания прямой на местности. | Л:уважительное отношение к работе одноклассника; П:обобщать, строить логически обоснованное рассуждение. |
Домашнее задание | Стр.25, вопросы 1-3; Стр.8, №5, №7 Слайд 15 | Записывают задания в дневник | Л: принятие социальной роли обучающегося. |
Рефлексия | Теперь я могу… Я научился… Было трудно… У меня получилось… Было интересно… Меня удивило… Сегодня я узнал… Слайд 16 | Оценивают свое понимание материала урока, как они его усвоили, что получилось, что не получилось, почему? | К: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |
Итог урока | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности и дальнейшего их применения в жизни, в профессии. Получить профессию строителя, каменщика можно в: - Нижегородском строительном техникуме; - ГБПОУ « Нижегородский индустриальный колледж». Слайд 17 | . обучающиеся слушают информацию учителя. | Л: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Р: контроль в форме сравнения способа действия и его результата. |
Сокращения, используемые в столбце формируемые УУД (универсальные учебные действия):
1. Геометрия 7- 9 классы: учебник для общеобразоват. Учреждений / (Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.) - 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 384с
3. Миронов Г.В.Приемы активизации учебной деятельности школьников, журнал «Математика в школе». № 3-1993г., с. 12
4. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1986г., 144с.
-Учитель. Ру http://new.teacher.fio.ru