СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проведение комплексных работ в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация не является моей авторской, но очень хорошо поясняет методику работы над комплексными заданиями в конце учебного года. Я думаю, что этот материал будет полезен как молодым педагогам, работающим по программе ПНШ, так  опытным коллегам.   

Просмотр содержимого документа
«Проведение комплексных работ в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"»

Итоговая комплексная работа  (1 класс).

Итоговая комплексная работа (1 класс).

 Итоговая комплексная работа для 1класса — это система заданий к тексту.   Основная цель этих заданий — выявить уровень (базовый или повышенный) овладения детьми основополагающими понятиями и способами действий в области чтения, а также изученных разделов курсов: «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир».

Итоговая комплексная работа для 1класса — это система заданий к тексту.

Основная цель этих заданий — выявить уровень (базовый или повышенный) овладения детьми основополагающими понятиями и способами действий в области чтения, а также изученных разделов курсов: «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир».

В области чтения: Техника и навыки чтения скорость чтения текста про себя (без оценки скорости чтения); умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в задании, следовать ей при выполнении задания. Навыки работы с текстом и информацией общая ориентация в структуре текста: выделение частей; определение взаимосвязи информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема к задаче);  поиск и упорядочивание информации, представленной в разных частях текста; извлечение информации для ответов на вопросы (необходимая часть текста, рекомендуемое предложение; последовательность происходящих событий; поиск животных, упомянутых в задании, и т. д.).

В области чтения:

Техника и навыки чтения

  • скорость чтения текста про себя (без оценки скорости чтения);
  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в задании, следовать ей при выполнении задания.

Навыки работы с текстом и информацией

  • общая ориентация в структуре текста: выделение частей; определение взаимосвязи информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема к задаче);
  • поиск и упорядочивание информации, представленной в разных частях текста;
  • извлечение информации для ответов на вопросы (необходимая часть текста, рекомендуемое предложение; последовательность происходящих событий; поиск животных, упомянутых в задании, и т. д.).
В области русского языка: звукобуквенный анализ;  умение правильно (без ошибок, пропусков и искажений букв) списать предложение; умение оформить текст (дополнить, дописать, сформулировать и написать) в ситуации свободного высказывания; умение самостоятельно находить и исправлять ошибки; умение использовать текст с целью поиска, извлечения информации и ответов на вопросы.

В области русского языка:

  • звукобуквенный анализ;
  • умение правильно (без ошибок, пропусков и искажений букв) списать предложение;
  • умение оформить текст (дополнить, дописать, сформулировать и написать) в ситуации свободного высказывания;
  • умение самостоятельно находить и исправлять ошибки;
  • умение использовать текст с целью поиска, извлечения информации и ответов на вопросы.
В области математики: сформированность вычислительных навыков по изученным разделам курса;  сформированность первичных навыков построения схемы к задаче, решения и оформления задач; умение использовать текст с целью поиска и извлечения недостающей информации для решения задач.

В области математики:

  • сформированность вычислительных навыков по изученным разделам курса;
  • сформированность первичных навыков построения схемы к задаче, решения и оформления задач;
  • умение использовать текст с целью поиска и извлечения недостающей информации для решения задач.
В области окружающего мира: знание объектов живой и неживой природы, их распознавание и простейшая классификация по внешним узнаваемым признакам (насекомые, птицы, рыбы, звери, паукообразные и другие животные; времена года и их названия; влияние человека на окружающую среду); умение работать с текстом и иллюстративным материалом; умение использовать текст с целью поиска и извлечения информации, необходимой для выполнения заданий.

В области окружающего мира:

  • знание объектов живой и неживой природы, их распознавание и простейшая классификация по внешним узнаваемым признакам (насекомые, птицы, рыбы, звери, паукообразные и другие животные; времена года и их названия; влияние человека на окружающую среду);
  • умение работать с текстом и иллюстративным материалом;
  • умение использовать текст с целью поиска и извлечения информации, необходимой для выполнения заданий.
Структура работы Итоговая комплексная работа Основная часть Дополнительная часть Планируемый программный Планируемый программный результат «Ученик результат «Ученик получит научиться» возможность научиться» Вариант №1 Аналогичен по трудности и по содержанию со 2 вариантом Вариант №2 Вариант №3 предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья или с исходно низкой мотивацией учения. Предварительная комплексная работа  Проверочная работа за 3 четверть

Структура работы

Итоговая комплексная работа

Основная часть

Дополнительная часть

Планируемый программный Планируемый программный

результат «Ученик результат «Ученик получит

научиться» возможность научиться»

Вариант №1

Аналогичен по трудности и по содержанию со 2 вариантом

Вариант №2

Вариант №3

предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья или с исходно низкой мотивацией учения.

Предварительная комплексная работа

Проверочная работа за 3 четверть

Время выполнения работы Рекомендуется выделить на проведение итоговой комплексной работы два урока, которые проводятся в течение одной недели за счет вторых уроков во вторник и среду. В связи с этим при календарном планировании целесообразно учесть, что один из уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира будет отдан на проведение предварительной (0,5 урока по каждому предмету) и итоговой (0,5 урока по каждому предмету) комплексной работы.  Те учащиеся, которые уже в первый день заканчивают выполнение основной части заданий, могут приступить к выполнению дополнительной части во второй день.

Время выполнения работы

Рекомендуется выделить на проведение итоговой комплексной работы два урока, которые проводятся в течение

одной недели за счет вторых уроков во вторник и среду.

В связи с этим при календарном планировании целесообразно учесть, что один из уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира будет отдан на проведение предварительной (0,5 урока по каждому

предмету) и итоговой (0,5 урока по каждому предмету) комплексной работы.

Те учащиеся, которые уже в первый день заканчивают выполнение основной части заданий, могут приступить к выполнению дополнительной части во второй день.

Подготовка к выполнению работы  1 этап:  Обязательное знакомство учащихся с аналогичными заданиями в течение всего учебного года. Например: в течение года учитель несколько раз предлагает учащимся задания, цель которых — фиксация темпа чтения.  Поэтому методика выполнения первого задания, фиксирующего темп чтения текста про себя, к окончанию учебного года уже хорошо знакома ребенку. С заданиями с выбором ответа, кратким ответом, дополнением ответа, со свободным ответом ученик в течение первого года обучения знакомится на уроках по всем предметам. К окончанию учебного года с образцами оформления заданий вышеназванного типа обучающиеся уже хорошо знакомы.

Подготовка к выполнению работы 1 этап:

  • Обязательное знакомство учащихся с аналогичными заданиями в течение всего учебного года.

Например: в течение года учитель несколько раз предлагает учащимся задания, цель которых — фиксация темпа чтения.

Поэтому методика выполнения первого задания, фиксирующего темп чтения текста про себя, к окончанию учебного года уже хорошо знакома ребенку.

  • С заданиями с выбором ответа, кратким ответом, дополнением ответа, со свободным ответом ученик в течение первого года обучения знакомится на уроках по всем предметам.
  • К окончанию учебного года с образцами оформления заданий вышеназванного типа обучающиеся уже хорошо знакомы.
Подготовка к выполнению работы  2 этап: Незадолго до итоговой комплексной работы должна быть проведена аналогичная работа на другом тексте. Основная цель предварительной итоговой комплексной работы — предотвращение стресса при предъявлении контрольной работы сравнительно нового типа. Не все дети с первого раза могут усвоить правила выполнения заданий комплексной работы. Их пугает и настораживает объем работы, ее межпредметный характер, повышенный уровень самостоятельности. Выполнение заданий предварительной комплексной работы целесообразно проводить на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира,затрачивая на их выполнение по 15–20 минут урока. При выполнении заданий, аналогичных заданиям итоговой ком- плексной работы, дети должны ознакомиться со всеми тре- бованиями и правилами ее выполнения.

Подготовка к выполнению работы 2 этап:

  • Незадолго до итоговой комплексной работы должна быть проведена аналогичная работа на другом тексте.

Основная цель предварительной итоговой комплексной работы — предотвращение стресса при предъявлении контрольной работы сравнительно нового типа. Не все дети с первого раза могут усвоить правила выполнения заданий комплексной работы. Их пугает и настораживает объем работы, ее межпредметный характер, повышенный уровень самостоятельности.

  • Выполнение заданий предварительной комплексной работы целесообразно проводить на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира,затрачивая на их выполнение по 15–20 минут урока.
  • При выполнении заданий, аналогичных заданиям итоговой ком-
  • плексной работы, дети должны ознакомиться со всеми тре-
  • бованиями и правилами ее выполнения.
Правила при проведении работы: выполнение работы должно протекать в спокойной и доброжелательной атмосфере; все учащиеся должны быть нацелены на выполнение заданий основной части работы; задания дополнительной части выполняются по разрешению учителя, к ним ученик может приступить только после окончания работы над основной частью; выполнять задания из дополнительной части ученик может в любом порядке, выбрав те вопросы, на которые ему хочется ответить; учитель вправе оказывать помощь тем учащимся, которые испытывают затруднения организационного порядка. Он может: ответить на вопросы о последовательности выполнения заданий, об оформлении заданий; задать наводящий вопрос; указать на задание, выполненное с ошибкой (но не ошибку); напомнить, что надо прочитать текст еще раз, и тогда можно будет выполнить задание и т. п.

Правила при проведении работы:

  • выполнение работы должно протекать в спокойной и доброжелательной атмосфере;
  • все учащиеся должны быть нацелены на выполнение заданий основной части работы;
  • задания дополнительной части выполняются по разрешению учителя, к ним ученик может приступить только после окончания работы над основной частью;
  • выполнять задания из дополнительной части ученик может в любом порядке, выбрав те вопросы, на которые ему хочется ответить;
  • учитель вправе оказывать помощь тем учащимся, которые испытывают затруднения организационного порядка. Он может: ответить на вопросы о последовательности выполнения заданий, об оформлении заданий; задать наводящий вопрос; указать на задание, выполненное с ошибкой (но не ошибку); напомнить, что надо прочитать текст еще раз, и тогда можно будет выполнить задание и т. п.

Общая организация

1. УУД и предметные знания, проверяемые в основной и дополнительной частях, оцениваются баллами.

2. Результаты проверки фиксируются в оценочном листе ученика ( выставляется количество набранных баллов за выполнение каждого задания и подсчитывается их общее число).

3. В условиях выполнения предварительной итоговой комплексной работы учащихся знакомят с общим объемом работы (ее основной и дополнительной частей), с основным содержанием работы по каждому предмету. Кроме того,

учащихся консультируют по выполнению каждого задания.

4. Инструктаж сопровождается подробными разъяснениями. Учащиеся предварительно сами читают задание, объясняют, как они его поняли, затем педагог читает задание еще раз и при необходимости дополняет, уточняет и исправляет ответы детей.

5. Результаты выполнения каждого задания целесообразно выносить на классную доску и анализировать их, акцентируя внимание на тех ошибках, которые возникают вследствие недопонимания письменных инструктивных указаний.

6. При этом детей предупреждают, что инструктивные указания итоговой контрольной работы аналогичны данным указаниям.

Методика проведения итоговой комплексной работы Подготовка к работе Просмотр заданий Чтение по первому звонку Окончание чтения по второму звонку Дочитывание текста до конца Пояснения учителя к заданиям Выполнение заданий

Методика проведения итоговой комплексной работы

  • Подготовка к работе
  • Просмотр заданий
  • Чтение по первому звонку
  • Окончание чтения по второму звонку
  • Дочитывание текста до конца
  • Пояснения учителя к заданиям
  • Выполнение заданий

Пояснения к заданиям

1. Дети начинают выполнять задание одновременно по первому звонку. Читать надо негромко, шепотом, не мешая остальным. После второго звонка каждый ученик отмечает слово, до которого дочитал. И затем все продолжают чтение, дочитывая текст до конца.

2. Пояснения по второму заданию : стрелочки от рисунка к месту, которое рисунок должен занять, можно проводить как цветным, так и простым карандашом.

3. Пояснения по третьему заданию : для того чтобы выполнить задание, придется вернуться к тексту еще раз. Поэтому важно положить текст на стол рядом с работой. При необходимости в нем можно простым карандашом сделать любую пометку (подчеркнуть найденное предложение).

4. Пояснения по четвертому заданию : обращается внимание детей на то, что частично таблица заполнена. Разбирается один из примеров ее заполнения.

5. Пояснения по пятому заданию : обращается внимание детей на то, что частично схема построена. Целесообразно дополнить ее, подписав каждую дугу.

6. Пояснения по шестому заданию : если задание выполнено неверно, то можно исправить ошибку. На отметку исправление не повлияет.

7. Пояснения по дополнительной части : задания можно выполнять в любом порядке и сделать лишь те, которые нравятся.

8. Если необходимо сделать вычисления или схему можно воспользоваться черновиком.

 ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ