СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проведение недели русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка недели русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Проведение недели русского языка и литературы»

План

недели русского языка и литературы

на 2016 – 2017 учебный год


Цели и задачи:

  1. Развитие интереса к занятиям русского языка.

  2. Расширение и углубление знаний о русском языке и литературе, развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых детей

  3. Совершенствование лингвистической, коммуникативной и речевой компетенции учащихся.

  4. Пробуждение желания самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно - популярной литературой.

  5. Развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

Дни недели

Мероприятия

 

Классы

Ответственные

14.11.16 г.


Открытие недели

русского языка и литературы.

1 – 9 классы


Калинина Н.Н.

09.11.16 г.

Интеллектуальный общероссийский конкурс «Лисёнок»

по русскому языку и литературе 

2 – 6 классы

Калинина Н.Н.

Ерохина Г.Н.

Шмелёва С.Н.

15.11.16 г.

Интеллектуальный конкурс «Русский Медвежонок – языкознание для всех» 2016г.

2 – 9 классы

Калинина Н.Н.


17.11.16 г.

Интеллектуальная игра  «Знатоки русского языка»

5 – 9 классы

Калинина Н.Н.

18.11.16 г.

Литературный турнир «Умники и умницы»

5 -9 классы

Ерохина Г.Н.



В течение ноября проводятся:

  1. Конкурс на лучший рисунок по теме «Читая басни И.А.Крылова»

  2. Конкурс на лучшего чтеца басен И.А.Крылова «Изящная словесность»

  3. Конкурс на лучшую стенгазету к Неделе русского языка и литературы

Победителей и призёров ждут

ценные подарки и почётные грамоты

Составлен учителем русского языка и литературы: ______________ /Калининой Н.Н./


Открытие недели русского языка и литературы

на 2016 – 2017 учебный год


Устный журнал: «За красоту и чистоту русской речи»

1 чтец:

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

2 чтец:

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

3 чтец:

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

1 чтец:

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

2 чтец:

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!


(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)

Королева Пунктуация:

- Что загрустила, дорогая Орфография?

С момента получения письма ты сама не своя!

Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит.

Может, кто-то не совсем здоров?

Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?

Королева Орфография:

-Да, письмо-то меня и озадачило. ("Грустные вести" А. Шибаев )

Пришло письмишко мне, Гляжу – из детского лагеря, от Мишки

"Здесь чудный лук, и я лижу". Написано в письмишке. Лук лижет?! Что за чудеса! Наверно, шутит плут…

Читаю дальше: "Здесь – лиса, красивый длинный прут".

И что такое он плетет – Не разберусь, хоть тресни:

"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни… На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"

Нет, нет, не шутит он! Боюсь…

Королева Пунктуация:

- Твой друг серьезно болен. Вернется – надо подлечить: Заставь - ка правила учить…

Королева Орфография:

- Да-да , пойду его лечить. Заставлю правила учить!

Придворный (вбегая):

- Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева:

- Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный )

Федя:

- Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти?

Королева:(Поправляет корону)

- Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя: Ну,Федя.

Королева:

- Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь. (КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ)

Федя:

- Да не нуфедя я, а Федя ! Фёдор. Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.

(предложение на карточках держат слуги.)

Королева:

-Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя:(запятую ставит после слова ) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда… Королева:

Прочитай, что у тебя получилось.

Федя: КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

Королева:

- Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу. (выбегают слуги и тащат его в сторону) Федя:

- Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева:

Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.




Федя:

Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.


Королева:

Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!


Федя:

Не надо. Мне домой, если можно.


Королева:

Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно (предложение написано на экране)


Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.


Королева:

Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо…посмотрите и послушайте (на сцену выходят двое учеников)


Сценка об омофонах "Несуразные вещи».

- Здравствуй!

- Привет!

- Что это ты несешь?

- Несу разные вещи.

- Несуразные? Почему они несуразные-то?

- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял? Вот несу мел…

- Что не сумел?

- Отстань.

- Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?

- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

- Вот оно что…

- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

- Ага.

- И ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая.

- То есть как?

- Зеленого цвета.

- Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

- У кого волосы?

- Да у Тамарки-то.

- Что-о?!

- Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»…

- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил

. – Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

- А ну тебя…

- Да! Стой, стой!

- Ну, что еще?

- Привет передавай.

- Кому?

- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.


Королева:

- Вот ведь как иногда случается. Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.

Придворный:

- Язык-то один, ваше величество, да люди разные, по-разному к изучению грамматики относятся. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин. Знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.

Королева:

- А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!

Придворный:

-Оказывается, есть. Вот послушайте:


Рассказывают 2 чтеца (слуги)

1-ый

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

И за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

2-ой

- В том не моя вина.

Пусть им, сперва, ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходиться выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит.

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

1-ый

- Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам бы смог-то новые

Придумать имена?

2-ой

- Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец, Простительный


Придворный:

- Вот какой ленивый Лежебокин.

Королева:

- И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного. А знаете ли вы, ребята, что сегодня мы открываем в нашей школе неделю русского языка и литературы. На правах Королевы Пунктуации разрешите неделю считать открытой.


Выходят чтецы.

1-й:

«Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).

2-й:

Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.


3-й:

Язык национальной гордости и достоинства!

2-й:

В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным». В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»


А сейчас начинаем интеллектуальную игру по русскому языку

«ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»!


- Выбираем три команды по 5 человек.

- Придумываем название командам.

- Выбираем жюри.

- Жеребьёвка.





12