План
недели русского языка и литературы
на 2016 – 2017 учебный год

Цели и задачи:
Развитие интереса к занятиям русского языка.
Расширение и углубление знаний о русском языке и литературе, развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых детей
Совершенствование лингвистической, коммуникативной и речевой компетенции учащихся.
Пробуждение желания самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно - популярной литературой.
Развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.
Дни недели | Мероприятия | Классы | Ответственные |
14.11.16 г. | Открытие недели русского языка и литературы. | 1 – 9 классы | Калинина Н.Н. |
09.11.16 г. | Интеллектуальный общероссийский конкурс «Лисёнок» по русскому языку и литературе | 2 – 6 классы | Калинина Н.Н. Ерохина Г.Н. Шмелёва С.Н. |
15.11.16 г. | Интеллектуальный конкурс «Русский Медвежонок – языкознание для всех» 2016г. | 2 – 9 классы | Калинина Н.Н. |
17.11.16 г. | Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка» | 5 – 9 классы | Калинина Н.Н. |
18.11.16 г. | Литературный турнир «Умники и умницы» | 5 -9 классы | Ерохина Г.Н. |
|
В течение ноября проводятся: Конкурс на лучший рисунок по теме «Читая басни И.А.Крылова» Конкурс на лучшего чтеца басен И.А.Крылова «Изящная словесность» Конкурс на лучшую стенгазету к Неделе русского языка и литературы |
Победителей и призёров ждут ценные подарки и почётные грамоты |
Составлен учителем русского языка и литературы: ______________ /Калининой Н.Н./
Открытие недели русского языка и литературы
на 2016 – 2017 учебный год
Устный журнал: «За красоту и чистоту русской речи»
1 чтец:
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
2 чтец:
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
3 чтец:
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
1 чтец:
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
2 чтец:
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)
Королева Пунктуация:
- Что загрустила, дорогая Орфография?
С момента получения письма ты сама не своя!
Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит.
Может, кто-то не совсем здоров?
Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?
Королева Орфография:
-Да, письмо-то меня и озадачило. ("Грустные вести" А. Шибаев )
Пришло письмишко мне, Гляжу – из детского лагеря, от Мишки
"Здесь чудный лук, и я лижу". Написано в письмишке. Лук лижет?! Что за чудеса! Наверно, шутит плут…
Читаю дальше: "Здесь – лиса, красивый длинный прут".
И что такое он плетет – Не разберусь, хоть тресни:
"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни… На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"
Нет, нет, не шутит он! Боюсь…
Королева Пунктуация:
- Твой друг серьезно болен. Вернется – надо подлечить: Заставь - ка правила учить…
Королева Орфография:
- Да-да , пойду его лечить. Заставлю правила учить!
Придворный (вбегая):
- Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева:
- Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный )
Федя:
- Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти?
Королева:(Поправляет корону)
- Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя: Ну,Федя.
Королева:
- Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь. (КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ)
Федя:
- Да не нуфедя я, а Федя ! Фёдор. Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение на карточках держат слуги.)
Королева:
-Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя:(запятую ставит после слова ) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда… Королева:
Прочитай, что у тебя получилось.
Федя: КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Королева:
- Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу. (выбегают слуги и тащат его в сторону) Федя:
- Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева:
Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя:
Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева:
Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя:
Не надо. Мне домой, если можно.
Королева:
Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно (предложение написано на экране)
Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.
Королева:
Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо…посмотрите и послушайте (на сцену выходят двое учеников)
Сценка об омофонах "Несуразные вещи».
- Здравствуй!
- Привет!
- Что это ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял? Вот несу мел…
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
- Вот оно что…
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»…
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил
. – Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя…
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Королева:
- Вот ведь как иногда случается. Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.
Придворный:
- Язык-то один, ваше величество, да люди разные, по-разному к изучению грамматики относятся. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин. Знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.
Королева:
- А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!
Придворный:
-Оказывается, есть. Вот послушайте:
Рассказывают 2 чтеца (слуги)
1-ый
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
2-ой
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
1-ый
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
2-ой
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный
Придворный:
- Вот какой ленивый Лежебокин.
Королева:
- И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного. А знаете ли вы, ребята, что сегодня мы открываем в нашей школе неделю русского языка и литературы. На правах Королевы Пунктуации разрешите неделю считать открытой.
Выходят чтецы.
1-й:
«Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).
2-й:
Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.
3-й:
Язык национальной гордости и достоинства!
2-й:
В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным». В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
А сейчас начинаем интеллектуальную игру по русскому языку
«ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»!
- Выбираем три команды по 5 человек.
- Придумываем название командам.
- Выбираем жюри.
- Жеребьёвка.
12