СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа для 9 классов по подготовке к ОГЭ по теме "Социальная сфера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа для подготовки учащихся к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа для 9 классов по подготовке к ОГЭ по теме "Социальная сфера"»

ОГЭ 2018 «Социальная сфера»

1. Ожидаемое от человека поведение, которое соответствует его социальному положению, называется

1) социальным статусом 3) авторитетом

2) социальной ролью 4) общественным престижем


2. Ира живёт с ро­ди­те­ля­ми и дедушкой. Она учит­ся в 7 классе. Какой при­знак свой­ствен и семье, и школь­но­му клас­су как малым группам?

 1) общ­ность по­все­днев­но­го быта

2) ве­де­ние сов­мест­но­го хозяйства

3) кров­но­род­ствен­ная связь

4) пря­мые лич­ные контакты

3. Обществоведы ис­поль­зу­ют по­ня­тие «социальный конфликт» для обозначения 

1) ре­ак­ции об­ще­ства на по­ве­де­ние человека

2) столк­но­ве­ния про­ти­во­по­лож­ных интересов

3) зна­чи­мо­сти со­ци­аль­но­го ста­ту­са индивида

4) об­ще­ствен­но опас­но­го ви­нов­но­го деяния

4. Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) наличие особых норм поведения

2) личные контакты членов группы

3) отношения родства

4) общий быт

5. Какие из приведённых терминов характеризуют демографическую структуру общества?

1) женщины, мужчины 3) белорусы, татары

2) родители, дети 4) мусульмане, христиане

6. Отклоняющееся поведение — это

1) совокупность социальных норм какого-либо общества

2) одобренный обществом образец поведения в нестандартной ситуации

3) социальное поведение, не соответствующее принятым нормам

4) совокупность санкций, гарантирующих соблюдение правил поведения

7. Социальные нормы, которые регулируют поведение людей с позицией «добро» и «зло», «плохо» и «хорошо», называют-

1) политическими 3) моральными

2) правовыми 4) эстетическими

8. Андрей знает: в любой жизненной ситуации он найдёт понимание у своих родителей. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример?

1) Семья оказывает психологическую поддержку своим членам.

2) Родители духовно обогащают своих детей.

3) Родители обеспечивают детям достойное материальное положение.

4) Семья способствует первичной социализации индивида.

9. Семья М. состоит из молодой супружеской пары с 3-летним ребёнком. Они проживают с родителями мужа и его бабушкой.

К какому типу может быть отнесена семья М. в зависимости от численного состава?

1) нуклеарная 3) авторитарная

3) демократическая 4) расширенная

10. Многие из тех, кто бывает в Москве, стараются прийти к фонтану на Манежной площади и бросить в него монетку, чтобы вернуться в столицу России. Это пример следования

1) этическим нормам 3) эстетическим нормам

2) правовым нормам 4) традициям

11. Что отличает семью от других малых групп?

1) совместное проведение досуга 3) общие интересы

2) наличие групповых правил и норм 4) совместное ведение хозяйства

12. Структура общества представлена социальными группами и общностями в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по территориальному (поселенческому) признаку?

1) женщины 3) программисты

2) подростки 4) воронежцы

13. Каждое воскресенье Николай и Анна вместе со своими детьми посещают музеи и театры. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример?

1) первичный социальный контроль 3) ведение домашнего хозяйства

2) организация досуга 4) продолжение рода

14. Какую социальную роль может исполнять подросток?

1) водитель автотранспортного средства 3) опекун младшего брата

2) депутат муниципального собрания 4) покупатель в магазине

15. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А.

Современные народы, как правило, стремятся к расширению сотрудничества во всех сферах общественной жизни.

Б.

Межнациональные отношения осуществляются исключительно на государственном уровне.

 1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

16. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Причиной социального конфликта может стать территориальный спор.

Б. Примером экономического конфликта является конфликт между работниками предприятия и его администрацией по поводу улучшения оплаты труда

 1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

17. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ной струк­ту­ре общества?

 А. Со­ци­аль­ная струк­ту­ра об­ще­ства — это раз­лич­ные виды со­ци­аль­ных общ­но­стей и от­но­ше­ния между ними.

Б. Со­ци­аль­ная струк­ту­ра от­ра­жа­ет со­ци­аль­ное неравенство.

 1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

18. Какой социальный факт иллюстрирует политическую роль гражданина?

1) Легкоатлеты завоевали медаль на Олимпийских играх.

2) Александр Николаевич купил телевизор отечественного производства.

3) Ирина Валерьевна проработала в школе 25 лет.

4) Юрий Анатольевич голосовал на выборах.

19. Установите соответствие между примерами и направлениями деятельности семьи: к каждомуому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ца.

ПРИМЕРЫ

 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ

А) 

А)семейный выезд в лес на пикник в выходной день

Б) 

Б)распределение между супругами домашней работы

В) 

В)знакомство с семейными традициями, их сохранение и развитие

Г) 

Г)обучение детей правилам поведения за столом

Д) 

Д)планирование бюджета семьи


   

1) 

1)хозяйственная деятельность

2) 

2)воспитательная деятельность

3) 

3)организация досуга




20.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Во время социологического опроса 19% опрошенных граждан заявили, что сдавать нормативы на школьных уроках физкультуры не нужно. (Б) Конечно, занятия физкультурой очень важны для укрепления здоровья детей. (В) Но при составлении программ физического воспитания следует в большей мере учитывать, что все дети разные, у каждого свои потребности и возможности.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) отражают мнения

Запишите цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

21. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)В любой семье возникает вопрос о том, кто будет распоряжаться семейным бюджетом. (Б)В некоторых семьях деньгами распоряжается мужчина, в других – женщина. (В)Хорошо, что в современном обществе увеличивается число семей, где вопросы расходования семейного бюджета домочадцы решают сообща.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) отражают мнения

Запишите цифры, обозначающие характер соответствующих положений

22. Социологические службы опросили жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наименьшая доля опрошенных в обеих группах видит причину отклоняющегося поведения во влиянии социальной группы, демонстрирующей отклоняющееся поведение.

2) Наибольшая доля опрошенных каждой группы считает, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека

3) Доля тех, кто отмечают генетические причины отклоняющегося поведения, выше среди девушек, чем среди юношей.

4) Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера

5) Доля тех, кто считает, что окружение определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди девушек, чем среди юношей.

23. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство опрошенных считают отклоняющееся поведение сознательным выбором человека

2) Люди признают многообразие факторов, влияющих на поведение человека.

3) Чаще всего отклоняющееся поведение связывается с образом жизни человека

4) Общество по преимуществу негативно влияет на человека, подталкивая его к отклоняющемуся поведению

5) Люди готовы нести ответственность за совершённые проступки.

Прочитайте текст и выполните задания

Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т. д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий её языка, рад встретить лицо, говорящее на своём языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трём государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т. д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек; делает однопрофессиональных лиц солидарными друг с другом. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остаётся одним из самых важных расслоений.

(По П. А. Сорокину)

24. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

25. Какие пять видов расслоения общества названы в тексте?

26. Что автор называет профессией? Как, по мнению автора, профессия влияет на духовный мир человека?

27. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, подтвердите примерами следующие суждения автора:

 

а) «население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп»

б) «люди одной расы, например белые, говорят на разных языках»

в) «люди разных рас могут иметь один язык»

28. В Нью-Йорке, Лондоне и других крупных городах есть свои китайские кварталы («чайна−тауны»). Как с опорой на текст можно объяснить данное явление? Предположите, какие преимущества получают люди, живущие в таких этнических кварталах.

29. В ходе дискуссии было высказано утверждение о том, что профессия определяет имущественное положение человека. Согласны ли Вы с этим утверждением? Приведите два обоснования (аргумента) своего мнения
























ОГЭ 2018 «Социальная сфера»

ОТВЕТЫ:

  1. 2

  2. 4

  3. 2

  4. 1234

  5. 1

  6. 3

  7. 3

  8. 1

  9. 4

  10. 4

  11. 4

  12. 4

  13. 2

  14. 4

  15. 1

  16. 3

  17. 3

  18. 4

  19. 31221

  20. 122

  21. 112

  22. 245

  23. 23

  24. План:

1) близость между людьми, говорящими на одном языке;

2) несовпадение языковой, государственной и расовых групп;

3) корпоративная солидарность людей одной профессии;

4) расслоение по степени богатства.

25. В тексте названы следующие 5 видов расслоения общества:

1) языковое;

2) государственное;

3) расовое;

4) профессиональное;

5) имущественное.

Может быть дано другое объяснение.

26. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Ответ на первый вопрос: «Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования».

2. Ответ на второй вопрос: «Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы».

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

27. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

а) по языковой принадлежности народы России относятся к 6 языковым семьям: индоевропейской (89%), алтайской (6,8%), кавказской (2,4%), уральской (1,8%), чукотско-камчатской, эскимосско-алеутской;

б) россияне говорят на русском, а немцы на немецком;

в) на английском языке говорят и белые американцы и афроамериканцы.

28. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Ответ на первый вопрос: в городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т. д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий её языка, рад встретить лицо, говорящее на своём языке.

2. Люди получают следующие преимущества:

а) есть возможность общаться на своем родном языке;

б) сохранение культурных традиций и ценностей;

в) могут рассчитывать на разностороннюю помощь со стороны земляков.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

29. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) различные профессии имеют различную общественную ценность. Поэтому чем выше общественная ценность тем выше имущественное положение человека. Например профессия финансиста или программиста;

2) некоторые профессии требуют от человека достаточно редких способностей, которыми большинство людей не обладает, естественно овладев такой профессией человек имеет довольно высокое имущественное положение (актер, спортсмен).

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!