ОГЭ 2018 «Политическая сфера»
1.Что характеризует политическую партию, в отличие от других объединений граждан?
1) объединение единомышленников
2) стремление к получению власти
3) удовлетворение потребностей людей
4) общие интересы участников
2. Что является признаком любого государства?
1) разделение властей 2) взимание налогов и сборов
3) демократический режим 4) федеративное устройство
3. Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии
1) авторитарного режима 2) местного самоуправления
3) политической партии 4) гражданского общества
4. В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер?
1) Члены правящей партии получили дополнительные голоса на выборах.
2) Избиратели должны были ориентироваться на мнение властей о каждом из кандидатов.
3) Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы.
4) Участвовать в выборах могли только те граждане, кто имеет постоянную работу.
5. Государство W. разделено на провинции по территориальному признаку. Каждая провинция обладает собственной конституцией, глава местной администрации выбирается в ходе народного голосования. Какова форма государственного устройства страны W.?
1) абсолютная монархия 2) унитарное государство
3) конституционная монархия 4) федеративное государство
6. В государстве Z все уважают закон и ему подчиняются. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство Z является правовым
1) В государстве Z реализуется принцип разделения властей.
2) Государство Z — федеративное государство.
3) В государстве Z существует развитая система законодательства.
4) В Конституции государства Z есть раздел о правах человека.
7. В стране G. власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Несмотря на регулярные выборы в парламент, он формируется только из членов этой партии. В стране господствует одна политическая идеология. Каков политический режим страны G.?
1) тоталитарный 2) демократический
3) авторитарный 4) федеративный
8. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.
Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о политических режимах?
А. К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет парламент — коллективный законодательный орган.
Б. К недемократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет правитель с неограниченной властью.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?
А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.
Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Верны ли следующие суждения о форме государства?
А. Формами правления являются монархия, республика.
Б. Формами государственно-территориального устройства являются федерация, унитарное государство.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Одна из функций политической власти — управление общественными процессами.
Б. Политическая власть является одним из видов властных отношений.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Разделение властей предполагает выделение законодательной, исполнительной и контролирующей ветвей власти.
Б. Правительство осуществляет законодательную власть.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем — порядковые номера черт отличия:
1) голосование за кандидатов на государственные должности
2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона
3) тайное голосование граждан
4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане
15. На уроке ученик получил задание сравнить два вида республик: парламентскую и президентскую. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем — порядковые номера черт различия.
1) Глава правительства — лидер партии, победившей на выборах.
2) Президент является главой государства.
3) Парламент обладает законодательной властью.
4) Президент избирается всенародным голосованием.
16. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ФУНКЦИИ: | | |
А) обеспечение правопорядка 1) внешние Б) подписание президентом договора 2) внутренние о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог | | |
Запишите ответ цифрами.
17. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) С начала XXI века в стране Z проводится реформа государственной власти. (Б) По данным статистических исследований, доля граждан, в полной мере реализующих свои политические права и свободы, увеличилась вдвое. (В) Результаты преобразований, скорее всего, совпали с надеждами реформаторов.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты 2) выражают мнения
Запишите ответ цифрами.
18. Установите соответствие между функциями и политическими организациями, их выполняющими: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ |
А) представительство 1) государство совокупных интересов 2) политические партии |
всего общества
Б) разработка политических
программ
В) выдвижение политических лидеров
Г) разработка и принятие законов
19. В 2000 г. и 2010 г. фонд изучения общественного мнения провёл среди граждан страны Z опрос: «Существует ли в стране Z правовое государство?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Около трети опрошенных в 2000 г. и в 2010 г. не считают страну Z правовым государством.
2) В обоих опросах доля тех, кто считает страну Z правовым государством, выше, чем отрицающих это.
3) Большинство опрошенных связывают правовое государство с деятельностью парламента.
4) В 2010 г. больше опрошенных, чем в 2000 г., смогли ответить на поставленный вопрос и правильно обосновать свой выбор.
5) В 2010 г. в сравнении с 2000 г. вдвое возросла доля опрошенных, правильно понимающих сущность правового государства.
20. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В общественном мнении страны растёт убеждённость в том, что органы власти действуют в соответствии с законом.
2) Уровень и качество жизни в стране Z возрастали на протяжении 10 лет.
3) В стране Z установился демократический режим.
4) В стране Z зафиксированы многочисленные факты нарушения властями прав и свобод граждан.
5) Правительству страны Z предстоит серьёзная работа в области обеспечения прав и свобод человека.
Прочитайте текст и выполните задания 21—26.
Демократия в политической жизни современного общества является результатом процесса, в рамках которого были бы в равной степени задействованы, обнародованы, обсуждены, сопоставлены и учтены интересы и волеизъявления всех.
Демократия также одновременно представляет собой состязательную систему, обеспечивающую честную конкуренцию конфликтующих интересов и противостоящих целей. Демократия представляет собой систему организации общественного обсуждения, призванную вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели.
Остановимся на проблеме выработки и принятия решений в демократическом обществе. Реальное демократическое принятие решений (как, впрочем, и недемократическое) всегда происходит в каких-то конкретных ситуациях — в определённое время и в определённом месте, по поводу определённых вопросов и для определённых людей.
Примерами подобных ситуаций могут быть, например, семья, школа, исследовательская лаборатория, спортивная команда, религиозное сообщество, округ или квартал, профсоюз либо фирма. В той мере, в какой любая из этих организаций, практик или структур включает в себя элементы демократического принятия решений, она представляет собой демократию.
(Дж. Стур)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Результатом развития какого политического процесса автор считает демократию? Приведите в подтверждение слов автора собственное пояснение, опирающееся на знание курса.
23. Какие две стороны демократии как системы выделяет автор? Сформулируйте иное известное вам из курса определение демократии.
24.Опираясь на знание курса, назовите две характерные черты демократического пути принятия решения и проиллюстрируйте одну из них конкретным примером.
25. В одной из неформальных молодёжных групп установлен жёсткий закон: любой участник, который не согласен с распоряжениями лидера, наказывается. Его могут исключить из организации, объявить бойкот и т.д. Как вы думаете, является ли подобная организация демократической? Дайте аргументированный ответ на вопрос, подтвердив его цитатой из текста.
26. Автор подчёркивает, что одной из важнейших сторон демократии является состязательность и честная конкуренция участников. Сформулируйте два аргумента (объяснения) в обоснование этого вывода.
ОГЭ 2018 «Политическая сфера»
ОТВЕТЫ:
2
2
4
3
4
1
1
3
4
3
3
3
4
3412
2314
21212
112
2221
124
15
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1. Демократия как согласование интересов.
2. Демократия как состязательная система.
3. Принятие решений в демократическом обществе.
4. Вопросы, по которым принимаются решения демократическим путём.
Ответ должен содержать следующие элементы:
1) процесс, в котором были бы согласованы интересы всех;
2) пояснение авторских слов: в демократическом обществе должны быть услышаны все, решения должны приниматься в интересах большинства граждан и с их ведома.
В ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) две стороны демократии:
— демократия — состязательная система, обеспечивающая честную конкуренцию конфликтующих интересов;
— демократия — система организации общественного обсуждения, призванная вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели;
2) определение демократии, например:
«Демократия — форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод».
Определение демократии может быть приведено в иных, близких по смыслу формулировках.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) две характерные черты демократического пути принятия решений, например:
— отражение в принимаемых решениях мнений и настроений большинства граждан;
— широкое обсуждение проектов политических решений и законопроектов в общественных организациях и средствах массовой информации;
— гласность и открытость процесса разработки и принятия решений;
— учёт при принятии решений противоречивых позиций и взглядов;
2) пример, допустим:
— в школе все важнейшие решения о программах, ведении курсов по выбору, организации летнего отдыха школьников принимаются советом школы, куда входят и ученики, и педагоги, и родители.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) аргументированный ответ на вопрос, например: организация не является демократической, так как в ней решения принимаются без учёта интересов большинства участников, рядовые члены организации бесправны и безгласны;
2) фрагмент текста: «В той мере, в какой любая из... организаций, практик или структур включает в себя элементы демократического принятия решений, она представляет собой демократию»;
ИЛИ «Демократия представляет собой систему организации общественного обсуждения, призванную вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели».
В правильном ответе должны быть сформулированы два аргумента (объяснения), например:
1) без состязательности участников есть вероятность, что утвердится не наиболее правильная точка зрения, а позиция самого влиятельного лица;
2) каждая из выдвигаемых точек зрения должна быть в равной мере доведена до сведения общества, у граждан должна быть возможность их оценить и высказаться, только так возможно демократическое управление.