СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по биологии за 5 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение данной проверочной работы – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся  5-х классов по предмету «биология». 

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по биологии за 5 класс.»

Проверочная работа по биологии в 5 классе


Назначение проверочной работы – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 5-х классов по предмету «биология». Задания составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта образования в области предмета «биология» с ориентацией на демонстрационные варианты экзамена в новой форме по биологии за прошлые годы, опубликованные в открытой печати и помещённые в сети Интернет. Задания проверочной работы охватывают темы курса, изученные обучающимися в 5 классе.

Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 22 задания. Часть 1 содержит 15 заданий (А1–А15), из которых только один правильный. Каждое правильно выполненное задание части А оценивается 1 баллом. Часть 2 состоит из 3 заданий (В1–В5), на которые надо дать краткий ответ в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания). Правильно выполненные задания В1, В2, В3, В4, В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок. Часть 3 состоит из 2 заданий (С1–С2), за правильное решение которых – 3 балла.

Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. На выполнение контрольной работы отводится (90 минут)

Критерии оценивания:


0-13 - "2"
14-21 - "3"
22-28 - "4"
29-31 - "5"

































Переводной экзамен по биологии 5 класс

Вариант 1


Часть А

1. Живые организмы в отличие от тел неживой природы:

  1) имеют массу

2) способны к обмену веществ

3) не состоят из химических веществ

4) имеют форму



2. Наука, изучающая растения, называется:

  1) зоология

2) ботаника

3) астрономия

4) анатомия



3. Увеличительный прибор

  1) предметный столик

2) окуляр

3) лупа

4) штатив



4. Метод изучения природы:

  1) сложение

2) деление

3) наблюдение

4) умножение



5. Каждая клетка появляется путём деления:

  1) межклеточного вещества

2) материнской клетки

3) клеточных стенок соседней клетки

4) органических и минеральных веществ


6. Основной органоид клетки, в котором хранится наследственная информация называется:

  1) центр

2) вакуоль

3) ядро

4) цитоплазма



7. Жизнь на планете Земля зародилась

  1) на суше

2) в океане

3) в пустыне

4) в лесу



8. К прокариотам относятся:

1) грибы

2) животные

3) растения

4) бактерии



9. Основная часть гриба, состоящая из множества нитей, называется:

1) грибница

2) мукор

3) пеницилл

4) плодовое тело


10. Без участия человека растут и размножаются растения:

  1) культурные

2) технические

3) кормовые

4) дикорастущие


11. К голосеменным растениям относят:

  1) дуб

2) сибирский кедр

3) ромашку

4) берёзу


12. Животные питаются:

  1) с помощью фотосинтеза

2) готовыми органическими веществами

3) водой и углекислым газом

4) готовыми неорганическими веществами



13. В наземно-воздушной среде обитает::

  1) страус

2) медуза

3) дельфин

4) крот



14. Дуб, клён и липа образуют:

  1) влажный тропический лес

2) саванну

3) смешанный и широколиственный лес

4) степь



15. Человек умелый первым стал:

  1) передвигаться на двух ногах

2) пользоваться орудиями труда

3) производить орудия труда

4) шить одежду и одомашнивать животных



Часть В

16. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­низ­мом и сре­дой, в ко­то­рой он оби­та­ет. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

ОР­ГА­НИЗМ                       

СРЕДА

A) лось

1) вод­ная

Б) рак

2) наземно-воздушная

В) медуза  


Г) бабочка


Д) жаворонок


Е) дельфин


 

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

  

A

Б

В

Г

Д

Е









17. Вставьте в схему пропущенное понятие.





?









18. Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы жи­вот­ных:

 

Груп­па 1

Груп­па 2

Ко­ро­ва

Кро­ко­дил

Со­ба­ка

Слон

Овца

Лев

 

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния этих жи­вот­ных в груп­пы?

 

1) ха­рак­тер пе­ре­дви­же­ния

2) по­кров тела

3) одо­маш­ни­ва­ние

4) ис­точ­ник пи­та­ния


19. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в цепи пи­та­ния. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) паук

2) аист

3) цве­ту­щее рас­те­ние

4) бабочка

5) жаба




20. При уку­сах собак не­об­хо­ди­мо сде­лать при­вив­ку про­тив

 

1) бе­шен­ства

2) диф­те­рии

3) ту­бер­кулёза

4) столб­ня­ка




Часть С


21. Рассмотрите рисунок с изображениями обитателей водоёма. Напишите, какие факторы живой и неживой природы необходимы для жизни этим организмам.






















22. Озаглавьте текст. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста от­веть­те на во­про­сы.

  1) Почему кокосовую пальму называют «деревом жизни»?

2) По­че­му орехи не погибают, попав в солёную воду?

3) По­че­му сбор­щи­ки ко­ко­са легко за­би­ра­ют­ся на паль­мы?


 В числе самых рас­про­странённых в мире пальм ко­ко­со­вая (Cocos nucifera). На­зва­ние ей дали мат­ро­сы экс­пе­ди­ции Васко да Гамы, ко­то­рые усмот­ре­ли в её во­лок­ни­стых лох­ма­тых пло­дах сход­ство с обе­зья­ньей мор­доч­кой (в пор­ту­галь­ском языке слово «обе­зья­на» зву­чит как «коко»). Плоды ко­ко­со­вой паль­мы – во­лок­ни­стые ко­стян­ки дли­ной до 30 см и мас­сой до 2 кг. Ко­ко­со­вую паль­му за­слу­жен­но на­зы­ва­ют де­ре­вом жизни, она вхо­дит в число 10 важ­ней­ших де­ре­вьев мира.

 Плоды паль­мы ис­поль­зу­ют для по­лу­че­ния масла, жмыха. Масло – пи­ще­вое и тех­ни­че­ское – от­жи­ма­ют из зре­ло­го ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», со­дер­жа­щая до 35% ко­ко­со­во­го масла, а оста­ю­щий­ся жмых – пре­крас­ный корм для скота. А если орех ещё не­зре­лый, вме­сто до­воль­но твёрдой копры внут­ри ока­жет­ся ко­ко­со­вое «мо­ло­ко», ко­то­рое можно ис­поль­зо­вать как питьё. Во­лок­но из обо­лоч­ки пло­дов – проч­ное, эла­стич­ное, устой­чи­вое к солёной мор­ской воде – слу­жит ма­те­ри­а­лом для из­го­тов­ле­ния верёвок, ка­на­тов, ци­но­вок. Из твёрдой обо­лоч­ки ореха де­ла­ют по­су­ду, греб­ни, брас­ле­ты, му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты и дру­гие из­де­лия.

 Ко­ко­со­вые орехи надёжно за­щи­ще­ны скор­лу­пой, и это по­мо­га­ет ко­ко­со­вой паль­ме рас­се­лять­ся, пре­одо­ле­вая про­стран­ства между оке­а­ни­че­ски­ми ост­ро­ва­ми. Не­сколь­ко не­дель волны оке­а­на могут нести орех к новым ост­ро­вам, и за это время скор­лу­па ореха не про­пус­ка­ет опас­ную солёную воду внутрь. Вы­бро­шен­ный на пу­стын­ный берег ост­ро­ва орех про­рас­та­ет и под па­ля­щим тро­пи­че­ским солн­цем. У за­ро­ды­ша паль­мы есть запас воды.

 Ствол ко­ко­со­вой паль­мы до­сти­га­ет 20–25 м в вы­со­ту и до 0,5 м в диа­мет­ре, за­вер­ша­ясь ве­е­ром пе­ри­стых ли­стьев. От­дель­ные ли­стья могут до­сти­гать длины в 6,5 м и ши­ри­ны до 1,5 м. Остат­ки ос­но­ва­ний их че­реш­ков при­да­ют по­верх­но­сти ство­ла ха­рак­тер­ный сту­пен­ча­тый вид. После пло­до­но­ше­ния паль­мы от­ми­ра­ют, по­это­му их ство­лы можно ис­поль­зо­вать сразу после сбора уро­жая.







Переводной экзамен по биологии 5 класс

Вариант 2


Часть А

1. Живые организмы в отличие от тел неживой природы:

  1) неподвижны

2) имеют цвет

3) состоят из химических веществ

4) имеют клеточное строение



2. Наука о живой природе называется:

  1) география

2) ботаника

3) биология

4) анатомия



3. Изучаемый объект закрепляется в микроскопе на:

  1) предметном столике

2) окуляре

3) тубусе

4) штативе



4. Скорость движения черепахи определяют методом:

  1) сложения

2) деления

3) наблюдения

4) измерения



5. Благодаря делению и росту клеток организм:

  1) дышит

2) питается

3) растёт и развивается

4) выделяет вредные вещества


6. Органоид зелёного цвета в клетках растений называется:

  1) хлоропласт

2) вакуоль

3) ядро

4) цитоплазма



7. Первые леса на суше были образованы

  1) водорослями

2) мхами

3) папоротниками, хвощами, плаунами

4) цветковыми растениями



8. К эукариотам относятся:

1) вирусы

2) животные

3) бактериофаги

4) бактерии



9. Споры необходимы грибам для:

1) дыхания и питания

2) размножения

3) образования питательных веществ

4) переживания неблагоприятных условий


10. Тюльпаны и орхидеи выращивают как растения:

  1) культурные

2) технические

3) кормовые

4) декоративные


11. К покрытосеменным растениям относят:

  1) василёк

2) сибирский кедр

3) зелёные водоросли

4) мох сфагнум


12. Растения питаются:

  1) с помощью фотосинтеза

2) готовыми органическими веществами

3) водой и углекислым газом

4) готовыми неорганическими веществами



13. В почвенной среде обитает:

  1) страус

2) слепыш

3) дельфин

4) зебра



14. Самое богатое природное сообщество Земли:

  1) влажный тропический лес

2) саванна

3) смешанный и широколиственный лес

4) тайга



15. Общий предок человека, шимпанзе и гориллы:

  1) дриопитек

2) австралопитек

3) неандерталец

4) кроманьонец



Часть В

16. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­низ­мом и сре­дой, в ко­то­рой он оби­та­ет. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

ОР­ГА­НИЗМ                       

СРЕДА

A) крот

1) почвенная

Б) краб

2) водная

В) медуза  


Г) слепыш


Д) личинка майского жука


Е) дельфин


 

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

A

Б

В

Г

Д

Е









  17. Вставьте в схему пропущенное понятие.





?









18. Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы птиц:

 

Груп­па 1

Груп­па 2

Дятел

Кряк­ва

Сова

Цапля

Те­те­рев

Лебедь

 

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния этих жи­вот­ных в груп­пы?

 

1) среда обитания

2) раз­мер клюва

3) сроки откладывания яиц

4) ис­точ­ник пи­та­ния


19. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в цепи пи­та­ния, на­чи­ная с ор­га­низ­ма, по­гло­ща­ю­ще­го сол­неч­ный свет. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) зёрна пше­ни­цы

2) рыжая ли­си­ца

3) бактерии - сапротрофы

4) степ­ной орёл

5) мышь-полёвка





20. Для со­хра­не­ния зубов важно есть пищу, со­дер­жа­щую

 

1) каль­ций и фос­фор

2) же­ле­зо и азот

3) калий и на­трий

4) йод и серу



Часть С


21. Рассмотрите рисунок с изображениями животных. Определите среду обитания каждого. Для трёх из них (по вашему выбору) напишите, в чём состоит их приспособленность к среде обитания.



























22. Озаглавьте текст. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста от­веть­те на во­про­сы.

  1) Ка­ко­во зна­че­ние паль­цев?

2) Ка­ко­ва осо­бен­ность рас­по­ло­же­ния ушных ра­ко­вин у при­ма­тов?

3) Почему приматы не смогут жить в хвойных лесах?

 

Отряд при­ма­тов на­зван так по­то­му, что в него вхо­дят наи­бо­лее вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ные жи­вот­ные – обе­зья­ны (в пе­ре­во­де слово «при­ма­ты» озна­ча­ет «пер­вые»). При­ма­ты – оби­та­те­ли тро­пи­ков. Боль­шин­ство из них живёт в гу­стых за­рос­лях тро­пи­че­ских лесов. Обе­зья­ны ак­тив­ны днём. Живут они ста­да­ми, во главе стада стоит силь­ный самец, а осталь­ные самцы, самки и под­рас­та­ю­щие детёныши за­ни­ма­ют под­чинённое по­ло­же­ние.

В от­ли­чие от дру­гих дре­вес­ных жи­вот­ных, цеп­ля­ю­щих­ся за ветви ост­ры­ми ког­тя­ми, при­ма­ты об­хва­ты­ва­ют ветку длин­ны­ми, хо­ро­шо раз­ви­ты­ми паль­ца­ми. На пе­ред­них и зад­них ко­неч­но­стях при­ма­тов пер­вый (боль­шой) палец может про­ти­во­по­став­лять­ся осталь­ным. Это поз­во­ля­ет жи­вот­но­му проч­но удер­жи­вать­ся на вет­вях, брать паль­ца­ми самые мел­кие пред­ме­ты. Вме­сто ког­тей на паль­цах обе­зьян раз­ви­ты плос­кие ногти. По­ду­шеч­ки паль­цев слу­жат ор­га­ном ося­за­ния, так же как и оголённые ла­до­ни и по­дош­вы стопы.

У обе­зьян пре­крас­ный слух и острое зре­ние. Их глаза рас­по­ло­же­ны не по бокам го­ло­вы, как у боль­шин­ства дру­гих жи­вот­ных, а на­прав­ле­ны вперёд. Они видят один и тот же пред­мет обо­и­ми гла­за­ми од­но­вре­мен­но, бла­го­да­ря чему точно опре­де­ля­ют рас­сто­я­ние до него. Такая осо­бен­ность зре­ния имеет боль­шое зна­че­ние при прыж­ках с ветки на ветку. Обе­зья­ны хо­ро­шо раз­ли­ча­ют форму и цвет, уже из­да­ли они об­на­ру­жи­ва­ют зре­лые плоды, съе­доб­ных на­се­ко­мых. Пи­та­ют­ся они как рас­ти­тель­ной, так и жи­вот­ной пищей, но пред­по­чи­та­ют всё же соч­ные плоды.

Круп­ные ушные ра­ко­ви­ны рас­по­ло­же­ны по бокам го­ло­вы и поз­во­ля­ют обе­зья­нам без­оши­боч­но опре­де­лять ис­точ­ник звука, вос­при­ни­мать раз­но­об­раз­ные звуки, из­да­ва­е­мые раз­лич­ны­ми жи­вот­ны­ми. Слух иг­ра­ет боль­шую роль в жизни обе­зьян, ко­то­рые с по­мо­щью раз­но­об­раз­ных кри­ков об­ща­ют­ся друг с дру­гом, пре­ду­пре­ждая об опас­но­сти или со­об­щая о своём ме­сто­на­хож­де­нии.

Ответы 5 класс

1 вариант

Часть А

1-2

2-2

3-3

4-3

5-2

6-3

7-2

8-4

9-1

10-4

11-2

12-2

13-1

14-3

15-3


Часть В


16. 211221


17. Споровые


18. 3


19. 34152


20. 1


Часть С


22. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) Плоды паль­мы ис­поль­зу­ют для по­лу­че­ния масла, жмыха. А если орех ещё не­зре­лый, вме­сто до­воль­но твёрдой копры внут­ри ока­жет­ся ко­ко­со­вое «мо­ло­ко», ко­то­рое можно ис­поль­зо­вать как питьё. Во­лок­но из обо­лоч­ки пло­дов – проч­ное, эла­стич­ное, устой­чи­вое к солёной мор­ской воде – слу­жит ма­те­ри­а­лом для из­го­тов­ле­ния верёвок, ка­на­тов, ци­но­вок. Из твёрдой обо­лоч­ки ореха де­ла­ют по­су­ду, греб­ни, брас­ле­ты, му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты и дру­гие из­де­лия.

2) Ко­ко­со­вые орехи надёжно за­щи­ще­ны скор­лу­пой, и это по­мо­га­ет ко­ко­со­вой паль­ме рас­се­лять­ся, пре­одо­ле­вая про­стран­ства между оке­а­ни­че­ски­ми ост­ро­ва­ми. Не­сколь­ко не­дель волны оке­а­на могут нести орех к новым ост­ро­вам, и за это время скор­лу­па ореха не про­пус­ка­ет опас­ную солёную воду внутрь.

3) На ко­ко­со­вую паль­му легко за­лезть, т. к. ствол ко­ко­со­вой паль­мы имеет остат­ки ос­но­ва­ний че­реш­ков ли­стьев, ко­то­рые при­да­ют по­верх­но­сти ство­ла ха­рак­тер­ный сту­пен­ча­тый вид.





2 вариант

Часть А

1-4

2-3

3-1

4-4

5-3

6-1

7-3

8-2

9-2

10-4

11-1

12-1

13-2

14-1

15-1

Часть В


16. 122112


17. Шляпочные


18. 1


19. 15243



20. 1


Часть С

22. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

1) Поз­во­ля­ют жи­вот­но­му проч­но удер­жи­вать­ся на вет­вях, брать мел­кие пред­ме­ты; по­ду­шеч­ки паль­цев слу­жат ор­га­на­ми ося­за­ния.

2) Рас­по­ло­же­ны по бокам го­ло­вы.

3) При­ма­ты – оби­та­те­ли тро­пи­ков. Боль­шин­ство из них живёт в гу­стых за­рос­лях тро­пи­че­ских лесов.

Пи­та­ют­ся они как рас­ти­тель­ной, так и жи­вот­ной пищей, но пред­по­чи­та­ют всё же соч­ные плоды, которые не произрастают в хвойных лесах.