Проверочная работа по биологии в 5 классе
Назначение проверочной работы – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 5-х классов по предмету «биология». Задания составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта образования в области предмета «биология» с ориентацией на демонстрационные варианты экзамена в новой форме по биологии за прошлые годы, опубликованные в открытой печати и помещённые в сети Интернет. Задания проверочной работы охватывают темы курса, изученные обучающимися в 5 классе.
Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 22 задания. Часть 1 содержит 15 заданий (А1–А15), из которых только один правильный. Каждое правильно выполненное задание части А оценивается 1 баллом. Часть 2 состоит из 3 заданий (В1–В5), на которые надо дать краткий ответ в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания). Правильно выполненные задания В1, В2, В3, В4, В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок. Часть 3 состоит из 2 заданий (С1–С2), за правильное решение которых – 3 балла.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. На выполнение контрольной работы отводится (90 минут)
Критерии оценивания:
0-13 - "2"
14-21 - "3"
22-28 - "4"
29-31 - "5"
Переводной экзамен по биологии 5 класс
Вариант 1
Часть А
1. Живые организмы в отличие от тел неживой природы:
1) имеют массу
2) способны к обмену веществ
3) не состоят из химических веществ
4) имеют форму
2. Наука, изучающая растения, называется:
1) зоология
2) ботаника
3) астрономия
4) анатомия
3. Увеличительный прибор
1) предметный столик
2) окуляр
3) лупа
4) штатив
4. Метод изучения природы:
1) сложение
2) деление
3) наблюдение
4) умножение
5. Каждая клетка появляется путём деления:
1) межклеточного вещества
2) материнской клетки
3) клеточных стенок соседней клетки
4) органических и минеральных веществ
6. Основной органоид клетки, в котором хранится наследственная информация называется:
1) центр
2) вакуоль
3) ядро
4) цитоплазма
7. Жизнь на планете Земля зародилась
1) на суше
2) в океане
3) в пустыне
4) в лесу
8. К прокариотам относятся:
1) грибы
2) животные
3) растения
4) бактерии
9. Основная часть гриба, состоящая из множества нитей, называется:
1) грибница
2) мукор
3) пеницилл
4) плодовое тело
10. Без участия человека растут и размножаются растения:
1) культурные
2) технические
3) кормовые
4) дикорастущие
11. К голосеменным растениям относят:
1) дуб
2) сибирский кедр
3) ромашку
4) берёзу
12. Животные питаются:
1) с помощью фотосинтеза
2) готовыми органическими веществами
3) водой и углекислым газом
4) готовыми неорганическими веществами
13. В наземно-воздушной среде обитает::
1) страус
2) медуза
3) дельфин
4) крот
14. Дуб, клён и липа образуют:
1) влажный тропический лес
2) саванну
3) смешанный и широколиственный лес
4) степь
15. Человек умелый первым стал:
1) передвигаться на двух ногах
2) пользоваться орудиями труда
3) производить орудия труда
4) шить одежду и одомашнивать животных
Часть В
16. Установите соответствие между организмом и средой, в которой он обитает. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМ | СРЕДА |
A) лось | 1) водная |
Б) рак | 2) наземно-воздушная |
В) медуза | |
Г) бабочка | |
Д) жаворонок | |
Е) дельфин | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
17. Вставьте в схему пропущенное понятие.

?
18. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:
Группа 1 | Группа 2 |
Корова | Крокодил |
Собака | Слон |
Овца | Лев |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения этих животных в группы?
1) характер передвижения
2) покров тела
3) одомашнивание
4) источник питания
19. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) паук
2) аист
3) цветущее растение
4) бабочка
5) жаба
![]()
20. При укусах собак необходимо сделать прививку против
1) бешенства
2) дифтерии
3) туберкулёза
4) столбняка
Часть С
21. Рассмотрите рисунок с изображениями обитателей водоёма. Напишите, какие факторы живой и неживой природы необходимы для жизни этим организмам.

22. Озаглавьте текст. Используя содержание текста ответьте на вопросы.
1) Почему кокосовую пальму называют «деревом жизни»?
2) Почему орехи не погибают, попав в солёную воду?
3) Почему сборщики кокоса легко забираются на пальмы?
В числе самых распространённых в мире пальм кокосовая (Cocos nucifera). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число 10 важнейших деревьев мира.
Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. Масло – пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35% кокосового масла, а остающийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде – служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.
Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.
Ствол кокосовой пальмы достигает 20–25 м в высоту и до 0,5 м в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5 м и ширины до 1,5 м. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая.
Переводной экзамен по биологии 5 класс
Вариант 2
Часть А
1. Живые организмы в отличие от тел неживой природы:
1) неподвижны
2) имеют цвет
3) состоят из химических веществ
4) имеют клеточное строение
2. Наука о живой природе называется:
1) география
2) ботаника
3) биология
4) анатомия
3. Изучаемый объект закрепляется в микроскопе на:
1) предметном столике
2) окуляре
3) тубусе
4) штативе
4. Скорость движения черепахи определяют методом:
1) сложения
2) деления
3) наблюдения
4) измерения
5. Благодаря делению и росту клеток организм:
1) дышит
2) питается
3) растёт и развивается
4) выделяет вредные вещества
6. Органоид зелёного цвета в клетках растений называется:
1) хлоропласт
2) вакуоль
3) ядро
4) цитоплазма
7. Первые леса на суше были образованы
1) водорослями
2) мхами
3) папоротниками, хвощами, плаунами
4) цветковыми растениями
8. К эукариотам относятся:
1) вирусы
2) животные
3) бактериофаги
4) бактерии
9. Споры необходимы грибам для:
1) дыхания и питания
2) размножения
3) образования питательных веществ
4) переживания неблагоприятных условий
10. Тюльпаны и орхидеи выращивают как растения:
1) культурные
2) технические
3) кормовые
4) декоративные
11. К покрытосеменным растениям относят:
1) василёк
2) сибирский кедр
3) зелёные водоросли
4) мох сфагнум
12. Растения питаются:
1) с помощью фотосинтеза
2) готовыми органическими веществами
3) водой и углекислым газом
4) готовыми неорганическими веществами
13. В почвенной среде обитает:
1) страус
2) слепыш
3) дельфин
4) зебра
14. Самое богатое природное сообщество Земли:
1) влажный тропический лес
2) саванна
3) смешанный и широколиственный лес
4) тайга
15. Общий предок человека, шимпанзе и гориллы:
1) дриопитек
2) австралопитек
3) неандерталец
4) кроманьонец
Часть В
16. Установите соответствие между организмом и средой, в которой он обитает. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМ | СРЕДА |
A) крот | 1) почвенная |
Б) краб | 2) водная |
В) медуза | |
Г) слепыш | |
Д) личинка майского жука | |
Е) дельфин | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
17. Вставьте в схему пропущенное понятие.

?
18. Изучите таблицу, в которой приведены две группы птиц:
Группа 1 | Группа 2 |
Дятел | Кряква |
Сова | Цапля |
Тетерев | Лебедь |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения этих животных в группы?
1) среда обитания
2) размер клюва
3) сроки откладывания яиц
4) источник питания
19. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зёрна пшеницы
2) рыжая лисица
3) бактерии - сапротрофы
4) степной орёл
5) мышь-полёвка
![]()
20. Для сохранения зубов важно есть пищу, содержащую
1) кальций и фосфор
2) железо и азот
3) калий и натрий
4) йод и серу
Часть С
21. Рассмотрите рисунок с изображениями животных. Определите среду обитания каждого. Для трёх из них (по вашему выбору) напишите, в чём состоит их приспособленность к среде обитания.

22. Озаглавьте текст. Используя содержание текста ответьте на вопросы.
1) Каково значение пальцев?
2) Какова особенность расположения ушных раковин у приматов?
3) Почему приматы не смогут жить в хвойных лесах?
Отряд приматов назван так потому, что в него входят наиболее высокоорганизованные животные – обезьяны (в переводе слово «приматы» означает «первые»). Приматы – обитатели тропиков. Большинство из них живёт в густых зарослях тропических лесов. Обезьяны активны днём. Живут они стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные самцы, самки и подрастающие детёныши занимают подчинённое положение.
В отличие от других древесных животных, цепляющихся за ветви острыми когтями, приматы обхватывают ветку длинными, хорошо развитыми пальцами. На передних и задних конечностях приматов первый (большой) палец может противопоставляться остальным. Это позволяет животному прочно удерживаться на ветвях, брать пальцами самые мелкие предметы. Вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Подушечки пальцев служат органом осязания, так же как и оголённые ладони и подошвы стопы.
У обезьян прекрасный слух и острое зрение. Их глаза расположены не по бокам головы, как у большинства других животных, а направлены вперёд. Они видят один и тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку. Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых. Питаются они как растительной, так и животной пищей, но предпочитают всё же сочные плоды.
Крупные ушные раковины расположены по бокам головы и позволяют обезьянам безошибочно определять источник звука, воспринимать разнообразные звуки, издаваемые различными животными. Слух играет большую роль в жизни обезьян, которые с помощью разнообразных криков общаются друг с другом, предупреждая об опасности или сообщая о своём местонахождении.
Ответы 5 класс
1 вариант
Часть А
1-2
2-2
3-3
4-3
5-2
6-3
7-2
8-4
9-1
10-4
11-2
12-2
13-1
14-3
15-3
Часть В
16. 211221
17. Споровые
18. 3
19. 34152
20. 1
Часть С
22. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде – служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.
2) Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь.
3) На кокосовую пальму легко залезть, т. к. ствол кокосовой пальмы имеет остатки оснований черешков листьев, которые придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид.
2 вариант
Часть А
1-4
2-3
3-1
4-4
5-3
6-1
7-3
8-2
9-2
10-4
11-1
12-1
13-2
14-1
15-1
Часть В
16. 122112
17. Шляпочные
18. 1
19. 15243
20. 1
Часть С
22. Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) Позволяют животному прочно удерживаться на ветвях, брать мелкие предметы; подушечки пальцев служат органами осязания.
2) Расположены по бокам головы.
3) Приматы – обитатели тропиков. Большинство из них живёт в густых зарослях тропических лесов.
Питаются они как растительной, так и животной пищей, но предпочитают всё же сочные плоды, которые не произрастают в хвойных лесах.