СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа по басне И.А Крылова "Кукушка и Петух" в формате итоговой аттестации, предполагает развернутый ответ учащихся на вопрос  по литературоведческим понятиям, дает возможность порассуждать на предложенную тему (сочинение С1, С2) 

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по литературе 5 класс»

Проверочная работа по литературе

5 класс


Прочитай приведённый ниже текст и выполни все задания после текста.


И. А. Крылов

КУКУШКА И ПЕТУХ

«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» —

«А ты, Кукушeчка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певуньи нет!»

«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова», —

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

Отколь такой берётся голосок?

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни, что твой соловей!» —

«Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поёшь ты лучше райской птички,

На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —

Всё ваша музыка плоха!..»

* * *

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.


А1. Кто является главными героями этого произведения?

1) Кукушка 2) Петух 3) Кукушка и Петух


А2. За что Кукушка хвалит Петуха?

1) Хвалит за то, что он поёт громко, важно

2) Хвалит за красивое оперение

3) Хвалит за смелость и дерзость


А3. За что Петух хвалит Кукушку?

1) Хвалит за внешнюю красоту

2) Петух говорит Кукушке, что она поёт плавно и протяжно, называет eе лучшей в лесу певуньей

3) Хвалит за доброту и искренность


А4. Какую роль играет в произведении Воробей?

1) Слушает с удовольствием беседу Петуха и Кукушки

2) Воробей выступает в роли «судьи», он осуждает того и другого

3) Воробей насмехается над Петухом и Кукушкой


А5. Каков основной смысл этого произведения?

1) Надо уметь говорить комплименты другому

2) Хорошо, когда твои таланты замечают окружающие
3) Стыдно хвалить другого за то, чего у него нет


А6. Как называется черта характера, свойственная и Петуху, и Кукушке?

1) Лесть 2) Умение красиво говорить 3) Глупость


А7. На сколько частей можно условно поделить это произведение?

1) На три части 2) Нельзя поделить 3) На две части



А8. О чём ты узнаёшь из первой части?

1) О том, что прилетел Воробей

2) О том, что Петух и Кукушка хвалят друг друга

3) О том, что герои весело проводят время


А9. Как можно назвать первую часть произведения?

1) Случай из жизни птиц 2) Случай из жизни людей 3) Небывалый случай


А10. Какой литературный приём использует автор, чтобы наиболее полно показать характер Кукушки и Петуха?

1) Речь героев 2) Портрет 3) Антитезу


А11. Какие слова в адрес друг друга произносят Кукушка и Петух?

1) Радостные, торжественные 2) Грубые, обидные 3) Ласковые, льстивые


А12. Для чего нужны слова, отделённые точками от первой части?

1) Для красивого заключения истории

2) Для того, чтобы снова выделить главную мысль

3) В этих словах содержится поучение (мораль)


А13. Какой тон выбирает автор, рассказывая историю о Кукушке и Пе­тухе?

1) Автор выбирает грустный тон

2) Речь Кукушки и Петуха звучит льстиво, наигранно. В произведе­нии автор подсмеивается над героями, хвалящими друг друга

3) Автор выбирает тон недовольства, негодования


При выполнении заданий В1—В2 дай связные ответы на поставлен­ные вопросы.


В1. К какому жанру можно отнести это произведение? Докажи своё мне­ние, опираясь на текст.


В2. Что такое басня? Запиши своё определение.


С1. Найди в басне такие слова и выражения, которые указывают на льсти­вость, подхалимство Петуха и Кукушки. Выпиши их из текста.


С2. Какая пословица выражает основной смысл этой басни? (напиши номер пословицы)

1) Медовый язык, да каменное сердце.

2) Дружны лесть да месть.

3) Лесть — самая ходкая монета.





















Ответы


А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

3

1

2

2

3

1

3

2

1

1

3

3

2

В1

Это произведение можно отнести к жанру басни. В ней есть история из жизни птиц, над которой можно задуматься и посмеяться. Героями басни, как это часто бывает, являются животные или птицы. В данном случае это Кукушка, Петух, Воробей. Та история, которую описывает И. А. Крылов, может произойти и с людьми, поэтому за поступками птиц мы видим людей, наделённых особыми качествами: Кукушка и Петух, как и люди, льстят, подхалимничают. А Воробей, как судья, справедлив и строг. Он прав в том, что «музыка плоха» и у Кукушки и у Петуха, ведь на самом деле петь они не умеют. В конце басни есть специальный вывод. Это поучение. Автор говорит о том, что герои похожи своей лестью. Они хвалят друг друга за одно и то же. А это вызывает смех.

В2

Басня – короткий рассказ, обычно заканчивающийся или начинающийся нравоучительным выводом (моралью). Рассказ в басне ведётся, как правило, в иносказательной форме; действующими лицами выступают аллегорические животные. Но могут выступать и люди. Русские басни пишутся преимущественно вольным стихом, хотя могут быть и прозаическими

С1

Кукушка: «Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» -

Петух: «А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу такой певуньи нет!»

Кукушка: «Тебя, мой куманёк, век слушать я готова», -

Петух: «А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

Отколь такой берётся голосок?

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни, что твой соловей!» —

Кукушка: «Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поёшь ты лучше райской птички,

На всех ссылаюсь в этом я».

С2

3