Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по литературе. "Фольклор"»
Проверочная работа
Вариант 1
Часть 1
Определите, к какому малому жанру фольклора относится следующий текст:
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
потешка
скороговорка
пословица
поговорка
Что такое сказка?
рассказ о реальных событиях
повествование о божественных силах
занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях
поучительная история
К какому типу русских народных сказок относится «Лиса и Журавль»?
о животных
социально-бытовая
волшебная
совмещает два типа сказки: о животных и бытовую
Кому из русских писателей принадлежат следующие слова:
«Сказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»?
М.Ю. Лермонтову
В.А. Жуковскому
М.Е. Салтыкову-Щедрину
А.С. Пушкину
Как называется ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках?
начало
экспозиция
присказка
концовка
Какой жанр русского фольклора заканчивается следующими словами: «И стали они вместе жить, поживать да добра наживать»?
сказка
былина
загадка
песня
Кто из героев сказки «Царевна-лягушка» говорит следующие слова: «А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие лука и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет, там и сватайтесь»?
царевна-лягушка
старший брат Ивана-царевича
средний брат Ивана-царевича
царь
Куда попала стрела Ивана-царевича в сказке «Царевна-лягушка»?
в боярский терем
в топкое болото
купцу во двор
в дремучий лес
Какой поступок совершил Иван-царевич, вернувшись домой с царского пира?
сжег лягушачью кожу
приготовил вкусный обед
навел в доме порядок
сделал новую дверь
Какова судьба Кощея Бессмертного в русской народной сказке «Царевна-лягушка»?
жил долго-долго
умер, прахом рассыпался
погиб геройски
продолжает жить
Часть 2
Про какой малый жанр фольклора в народе говорят: «Без лица в личине»?
Ответ:__________________________________________________________
К какому типу русских народных сказок относится «Кашица из топора»?
Ответ:__________________________________________________________
Какой художественный прием используется в следующих словосочетаниях: «живая вода», «добрый молодец», «красная девица»?
Ответ:__________________________________________________________
Часть 3
Прочитайте следующий эпизод из русской народной сказки «Царевна-лягушка».
«Вдруг поднялся стук да гром – весь дворец затрясся, зашатался. Все гости переполошились, испугались, повскакивали со своих мест – не знают, что и делать. А Иван-царевич говорит:
- Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробочке едет!
Побежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золоченая карета, парой гнедых коней запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая – сама, как солнце ясное, светится. Все на нее дивятся, любуются, от удивления слово промолвить не могут».
Какую роль играет данный эпизод в фольклорном произведении?
Проверочная работа
Вариант 2
Часть 1
Определите, к какому жанру фольклора относится следующий текст: «красна птица перьем, а человек ученьем».
к скороговорке
к поговорке
к загадке
к пословице
К какому типу русских народных сказок относится «Марья Моревна»?
волшебная
о животных
смешение двух типов сказок: волшебной и бытовой
социально-бытовая
Кто такие сказочники?
люди, записывающие сказки
исполнители сказок, их реальные создатели
герои сказок
создатели и реальные герои сказок
Какая русская народная сказка имеет следующий финал: «А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять. Здесь и сказке конец»?
«Царевна-лягушка»
«Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо»
«Кашица из топора»
«Сивка-бурка»
Что такое зачин?
начало сказки, рассказ о том, где и когда происходило действие, какие герои будут в сказке
последние слова сказки, завершение; рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем; обращение к слушателю
ритмически организованная прибаутка, предшествующая началу в сказке
кульминационное событие в сказке
С какой злой силой борется Иван – крестьянский сын в русской народной сказке?
с Кощеем Бессмертным
с Чудом-юдом
с двуглавым орлом
с Бабой Ягой
Кому из героев русской народной сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» принадлежит следующая фраза: «Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился – на бой не сгодился: только дуну – его и праху не останется!»?
змеихе
Чуду-юду
старшему брату Ивана
Кощею Бессмертному
Произведение какого фольклорного жанра начинается следующими словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»?
былина
песня
загадка
сказка
Каким трудом занимались родители трех сыновей из русской народной сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо»?
пахали землю, сеяли хлеб
выращивали скот
работали в кузнице
были старыми, поэтому уже никаким трудом не занимались
Определите, к какому жанру устного народного творчества относится следующее определение: «Жанр фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях».
к былине
к сказке
к народной песне
к потешке
Часть 2
Дайте определение термина «фольклор»
Ответ:_____________________________________________________________
О каком жанре русского фольклора А.С. Пушкин сказал, что это «добрым молодцам урок»?
Ответ:_____________________________________________________________
Какой художественный прием лежит в основе следующих сочетаний: «ветер воет», «ива плачет», «гром прокатился по небу»?
Ответ:_____________________________________________________________
Часть 3
Дайте подробную характеристику герою русской народной сказки Ивану-царевичу (из произведения «Царевна-лягушка»).
(внешность, характер, отношение к людям и животным, взаимоотношения в семье и т.д.).
Ответы
Вариант 1
Часть 1
вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ответы | 2 | 3 | 1 | 4 | 3 | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 |
Часть 2
вопросы | ответы |
1 | загадка |
2 | бытовая сказка |
3 | постоянный эпитет |
Часть 3
Учащийся в письменной форме объясняет роль данного эпизода
Вариант 2
Часть 1
вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ответы | 4 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 4 | 1 | 1 |
Часть 2
вопросы | ответы |
1 | устное народное творчество |
2 | сказка |
3 | олицетворение |
Часть 3
Учащийся в письменной форме дает подробную характеристику герою сказки Ивану-царевичу (внешность, характер, отношение к людям и животным, взаимоотношения в семье и т.д.).