Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по русскому языку на тему Знаки препинания в сложном предложении. 11 класс.»
Расставить знаки препинания и пояснить их постановку.
- 1) Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля.
- 2) Картина переменилась уже на чёрной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов.
- 3) Я стал звать хозяина молчат стучу молчат.
- 4) Несчастья бояться счастья не видать.
- 5) На мостике трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по лицу солёными брызгами как плетью.
- 6) Мне страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о море незнакомом мне.
- 1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют.
- 2) Мне стало совестно и я не мог докончить начатой речи.
- 3) Это была песня. Прислушиваюсь напев стройный то протяжный и печальный то быстрый и живой. Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снова звуки как будто падают с неба.
- 4) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц!
- 5) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
- 6) Успокойтесь рана не опасная.
- 7) Шестнадцать лет служу такого со мной не было.
- 8) Кузьма Кузьмич уселся в кресло вынул из стола папку с бумагами и собрался было писать но не смог чернила замёрзли и выперли из чернильницы фиолетовым куском льда.
- 1) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист.
- 2) Поздней осенью перед самой зимой степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы и бараны кочевники едут на зимнее стойбище.
- 3) Глубже пахать больше хлеба видать.
- 4) Я люблю лес как бродяга для меня он родной он дороже мне всего дороже моря и неба.
- 5) По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.
- 6) Будешь книги читать будешь всё знать.
- 7) Уля попыталась поймать вожжи но не смогла дотянуться кони едва не налетев грудью на бричку впереди взмыли на дыбы и рванули в сторону чуть не оборвав постромки.
- 1) За мной гнались я духом не смутился.
- 2) Равнина была пустынна и печальна сжималось сердце.
- 3) Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос человеческий не откликнется.
- 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни это горит прошлогодняя трава.
- 5) Пишу жизнь выходит роман пишу роман выходит жизнь.
- 6) Снег падал медленно тяжёлыми пушистыми хлопьями превращая дорогу в сугробы он наклонял своею тяжестью деревья.
- 7) Было так из тьмы глубокой огненный взметнув клинок луч прожектора протоку пересёк наискосок.
- 8) Есть закон служить до срока службы труд солдат не гость. Есть отбой уснул глубоко есть подъём вскочил как гвоздь.
- 1) Уже вечерело : солнце скрылось за небольшую осиновую рощу , лежавшую в полуверсте от сада , тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля.
Второе предложение поясняет первое; причастный оборот.
- 2) Картина переменилась : уже на чёрной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов.
Второе предложение поясняет первое.
- 3) Я стал звать хозяина – молчат , стучу - молчат.
Содержание первого предложения противоречит содержанию второго.
- 4) Несчастья бояться - счастья не видать.
В первом предложение содержится условие (можно вставить союз ЕСЛИ)
- 5) На мостике трудно было стоять : обливали волны , а ветер хлестал по лицу солёными брызгами , как плетью.
Второе предложение поясняет первое, сложносочиненное предложение, сравнительный оборот.
- 6) Мне страшно нравилось слушать девочку : она рассказывала о море , незнакомом мне.
Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО).
- 1) Счастливы сосны и ели : вечно они зеленеют , гибели им не приносят метели , смертью морозы не веют.
Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО), однородные простые предложения.
- 2) Мне стало совестно , и я не мог докончить начатой речи.
Сложносочиненное предложение.
- 3) Это была песня. Прислушиваюсь , напев стройный : то протяжный и печальный , то быстрый и живой. Оглядываюсь - никого нет кругом , прислушиваюсь - снова звуки как будто падают с неба.
Сложносочиненное предложение; второе предложение поясняет первое; однородные члены предложения; быстрая смена событий, однородные предложения.
- 4) Взойдёт красно солнце - прощай светел месяц!
В первом предложении указывается на время (можно вставить союз КОГДА).
- 5) Я поглядел кругом : торжественно и царственно стояла ночь.
Второе предложение дополняет смысл первого (можно вставить слова И УВИДЕЛ).
- 6) Успокойтесь : рана не опасная.
Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО).
- 7) Шестнадцать лет служу - такого со мной не было.
Второе предложение противоречит первому (можно вставить противительный союз)
- 8) Кузьма Кузьмич уселся в кресло , вынул из стола папку с бумагами и собрался было писать , но не смог : чернила замёрзли и выперли из чернильницы фиолетовым куском льда.
Однородные члены предложения; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО).
- 1) И дни бегут , желтеют нивы , с дерев спадает дряхлый лист.
Сложносочиненное предложение.
- 2) Поздней осенью , перед самой зимой , степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик : птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы и бараны , кочевники , едут на зимнее стойбище.
Уточняющее обстоятельство; второе предложение поясняет первое; обособленное приложение.
- 3) Глубже пахать - больше хлеба видать.
В первом предложение содержится условие (можно вставить союз ЕСЛИ)
- 4) Я люблю лес , как бродяга : для меня он родной , он дороже мне всего : дороже моря и неба.
Сравнительный оборот; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО); обобщающее слово при однородных членах предложения.
- 5) По лопухам , по крапиве - по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки : отцветает черёмуха.
Обобщающее слово при однородных членах предложения; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО).
- 6) Будешь книги читать - будешь всё знать.
В первом предложение содержится условие (можно вставить союз ЕСЛИ)
- 7) Уля попыталась поймать вожжи , но не смогла дотянуться : кони , едва не налетев грудью на бричку впереди , взмыли на дыбы и рванули в сторону , чуть не оборвав постромки.
Противительный союз; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО), деепричастные обороты.
- 1) За мной гнались - я духом не смутился.
Второе предложение противоречит первому (можно вставить противительный союз)
- 2) Равнина была пустынна и печальна - сжималось сердце.
Второе предложение содержит следствие (можно вставить слово ПОЭТОМУ)
- 3) Везде тишь : ни собака не тявкнет , ни голос человеческий не откликнется.
Второе предложение поясняет первое; однородные предложения.
- 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни : это горит прошлогодняя трава.
Второе предложение поясняет первое
- 5) Пишу жизнь - выходит роман , пишу роман - выходит жизнь.
Второе предложение противоречит первому (можно вставить противительный союз); однородные члены предложения.
- 6) Снег падал медленно , тяжёлыми пушистыми хлопьями , превращая дорогу в сугробы ; он наклонял своею тяжестью деревья.
Однородные члены предложения; деепричастный оборот; перечисление фактов.
- 7) Было так : из тьмы глубокой , огненный взметнув клинок , луч прожектора протоку пересёк наискосок.
Второе предложение поясняет первое; деепричастный оборот.
- 8) Есть закон : служить до срока службы , труд солдат не гость. Есть отбой - уснул глубоко , есть подъём - вскочил как гвоздь.
Второе предложение поясняет первое; сложносочиненное предложение; второе предложение содержит следствие (можно вставить слово ПОЭТОМУ).