Проверочная работа по теме "ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ" 5 класс.
1. Выбери существительные к данным прилагательным, соединив их стрелкой.
1.ПРЯМОЕ : СТАЛЬНОЙ 1.ПЛАТЬЕ
2.ПЕРЕНОСНОЕ : СТАЛЬНАЯ 2.МАЛЬЧИК
3.ПРЯМОЕ : ШЕЛКОВОЕ 3.ТОН
4.ПЕРЕНОСНОЕ : ШЕЛКОВЫЙ 4.ГОРКА
5.ПРЯМОЕ : ЛЕДЯНАЯ 5.ВОЛЯ
6.ПЕРЕНОСНОЕ : ЛЕДЯНОЙ 6.НОЖ
7.ПРЯМОЕ : ВЕТРЕНАЯ 7.ПОСТУПОК
8.ПЕРЕНОСНОЕ : ВЕТРЕНАЯ 8.ПОРОГ
9.ПРЯМОЕ : НИЗКИЙ 9.ДЕВОЧКА
10.ПЕРЕНОСНОЕ : НИЗКИЙ 10.ПОГОДА
2. Подчеркни слова в переносном значении.
ХОРОШИЙ ВЕТЕР.
Я ПРОСНУЛСЯ ПОУТРУ. ПЛЯШЕТ СОЛНЦЕ НА ВЕТРУ.
ВЕСЕЛЯТСЯ ВСЕ ПОЛЯ БЕЗ МЕНЯ.
И РЕЗВЯТСЯ ТОПОЛЯ БЕЗ МЕНЯ.
И СМЕЕТСЯ ВСЯ ЗЕМЛЯ, И ШМЕЛИ СНУЮТ, ЗВЕНЯ.
ВСЕ НА СВЕТЕ БЕЗ МЕНЯ, БЕЗ МЕНЯ!
И Я ТОГДА ВСКОЧИЛ, БАШМАКИ СКОРЕЙ СХВАТИЛ.
МНЕ ВЕТЕР, ВЕТЕР, ВЕТЕР СКАЗАЛ, КУДА ИДТИ,
И МОЙ ХОРОШИЙ ВЕТЕР ИГРАЛ СО МНОЙ В ПУТИ.
( Э. Мошковская)
3. Укажи предложения со словами в переносном значении.
1. ДЕВОЧКА ПЛАКАЛА ОТ БОЛИ.
2. ЕЛКА ПЛАКАЛА СНАЧАЛА ОТ ДОМАШНЕГО ТЕПЛА.
3. ИЗ ВСЕХ СИЛ БЕЖИТ СПОРТСМЕН.
4. ЗЕМЛЯ БЕЖИТ НА ТЫЩИ ВЕРСТ.
5. ВЕТЕР В ТРУБЕ ВОЕТ И СВИСТИТ.
6. СОБАКА ВОЕТ ВЕСЬ ДЕНЬ.
7. УСТАЛЫЙ ДЕНЬ СКЛОНИЛСЯ К НОЧИ.
8. МАЛЬЧИК СКЛОНИЛСЯ К МАТЕРИНСКОМУ ПЛЕЧУ.
9. ХОЗЯЙКА СОГРЕЛА ВОДЫ.
10. ВЕСЕЛАЯ ПЕСНЯ СОГРЕЛА НАС В ПУТИ.
4. На чем основан каламбур в стихотворениях.
ЗАМОЛЧИ, ПЕТРУСЬ, ГОВОРЯТ! ЗА СТОЛОМ СКАЗАЛА МАТЬ:
ПРИКУСИ ЯЗЫК, ГОВОРЯТ! - ХВАТИТ ЯЗЫКОМ БОЛТАТЬ!
ОН ЯЗЫК ПРИКУСИЛ А СЫНИШКА ОСТОРОЖНО:
И СИЛЬНЕЙ ЗАГОЛОСИЛ. – А БОЛТАТЬ НОГАМИ МОЖНО?
ВЕТЕРОК СПРОСИЛ, ПРОЛЕТАЯ:
- ОТЧЕГО ТЫ, РОЖЬ, ЗОЛОТАЯ?
А В ОТВЕТ КОЛОСКИ ШЕЛЕСТЯТ:
- ЗОЛОТЫЕ РУКИ РАСТЯТ.
5. К каждому слову добавить по 2 прилагательных: 1 в прямом и 1 в переносном значении
РУКИ ГОЛОВА ЯЗЫК УЛЫБКА ДЕНЬ ЗИМА
Прям:
Перен:
7.Какие языковые явления используют авторы в стихотворениях:
А) Зябнет осинка, дрожит на ветру,
Стынет на солнышке, мерзнет в жару. (И. Токмакова)
Б) В чудной стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И. Токмакова)
В) Бывает он в холод, бывает и в зной,
Бывает он добрый, бывает он злой.
В открытые окна нежданно влетит,
То что-то прошепчет, то вдруг загудит.
Притихнет, умчится, примчится опять,
То вздумает по морю волны гонять. (Н. Найденова)
Г) День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им. Что за чудо?
Предо мною близнецы.
Я спросил их : « Вы откуда
Появились, молодцы ?»
Отвечают мне слова :
« Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу далеки. ( Я. Козловский )
8. Запишите исправленный текст, избегая повторов слова ОН. Используйте синонимы.
Однажды Незнайка гулял по городу и забрел в поле. В это время летел майский жук.
Он сослепу налетел на него и ударил его по затылку. Он кубарем покатился на землю.
Он в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Он вскочил, стал оглядываться по сторонам.
Но кругом никого не было.