4 класс
Контрольное чтение молча
Текст
Язык запахов. Язык танца. Язык звука … Это далеко не все способы общения, на которых разговаривают животные.
Животные различают цвета. Когда-то был проделан любопытный опыт — учёные спорили между собой — различают ли цвет комары? Чтобы проверить это, взяли куб и окрасили его в разные цвета. Потом куб положили в комариное место и стали наблюдать. И вот увидели, что на один цвет село очень много комаров, а на другой цвет — меньше, на третий — ещё меньше, а на какой-то насекомые совсем не сели. Люди сделали из этого практический вывод: одежду тех, кто работал в комариных местах, стали красить в цвет, не любимый комарами.
Однако комары ведь тоже различают цвета не просто так, ради красоты. Для них цвета имеют практическое значение. Иначе многие из них не могли бы, например, находить пищу. Но, оказывается, цвет помогает им и разговаривать друг с другом, и узнавать друзей и врагов.
Краски служат и для самого простого способа общения. «Не трогай меня, я противная»,— говорит всем своим видом божья коровка и, показывая хорошо заметную и легко запоминающуюся красную спинку, спокойно ползёт по веточке.
Чтобы сказать о том, что её тоже не следует трогать, жерлянка показывает своё яркое брюхо и горло. Таких способов отпугнуть врагов много. Но есть немало способов и «поговорить» между собой при помощи красок и цвета.
Цветные пятна у многих птиц служат и опознавательными знаками: например, «зеркальца» на крыльях уток.
По ним они отличают представителей своей породы от чужой, по яркому оперению самки узнают самцов. Но самое интересное — это разговор при помощи цветовых пятен.
У трясогузки концы двух крайних перьев хвоста белые. Но это можно заметить не всегда, а только тогда, когда птичка хочет что-то сказать. Для этого она распускает хвостик веером, и пятна становятся видны.
Вот она спокойно ходит вдоль берега, покачивая хвостиком. Неожиданно хвост превращается в веер, и скоро около этой трясогузки появляется другая.
Если ты когда-нибудь зимой в лесу или саду увидишь красивых красногрудых снегирей и их серых подружек, понаблюдай за ними. И ты станешь свидетелем необычного птичьего разговора.
Пока снегири сидят спокойно, им нет уж такой необходимости разговаривать. Или они могут поговорить, перекинувшись своими «жю-жю». Но вот стайка решила перелететь в другое место. Тотчас же подаётся сигнал: «Внимание, готовься к полёту!» И сигнал этот — белое пятнышко, находящееся на пояснице птичек.
(368 сл.) (По Ю. Дмитриеву)
Вопросы к тексту
1. (1 балл) Животные не разговаривают на языке
а) запахов;
б) звука;
в) жестов;
г) танца.
2. (1 балл) Учёные проводили опыт с окрашенными кубами для того, чтобы
а) узнать, думают ли комары;
б) понять, различают ли цвет комары;
в) изготовить одежду для тех, кто работает в тех местах, где много комаров;
г) приручить комаров.
3. (1 балл) Комарам не нужен цвет
а) для красоты;
б) для нахождения пищи;
в) для узнавания друзей и врагов;
г) для общения.
4. (1 балл) Божья коровка имеет такой окрас, для того чтобы
а) привлекать особей другого пола;
б) сказать: «Не трогай меня, я противная»;
в) быть привлекательной;
г) найти себе новых друзей.
5. (1 балл) Чтобы сказать о том, что её тоже не следует трогать, жерлянка
а) распускает хвостик веером;
б) показывает «зеркальца»;
в) демонстрирует своё яркое брюхо и горло;
г) громко поёт.
6. (1 балл) У красивых красногрудых снегирей самка
а) жёлтоватого цвета;
б) серого цвета;
в) розового цвета;
г) красного цвета.
7. (2 балла) Допиши части предложений (по тексту рассказа):
«Внимание, готовься к полёту!» - подаёт сигнал ________________________ .
«Не трогай меня, я противная», - говорит всем своим видом ______________
________________ . Цветные пятна у многих птиц служат ________________
знаками, например «зеркальца» на крыльях уток.
8. (1 балл) Определи жанр этого произведения. __________________________________________________________________
9. (3 балла) Какова основная мысль этого произведения?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы к тексту
(вариант для учителя)
1. (1 балл) Животные не разговаривают на языке
а) запахов;
б) звука;
в) жестов;
г) танца.
2. (1 балл) Учёные проводили опыт с окрашенными кубами для того, чтобы
а) узнать, думают ли комары;
б) понять, различают ли цвет комары;
в) изготовить одежду для тех, кто работает в тех местах, где много комаров;
г) приручить комаров.
3. (1 балл) Комарам не нужен цвет
а) для красоты;
б) для нахождения пищи;
в) для узнавания друзей и врагов;
г) для общения.
4. (1 балл) Божья коровка имеет такой окрас, для того чтобы
а) привлекать особей другого пола;
б) сказать: «Не трогай меня, я противная»;
в) быть привлекательной;
г) найти себе новых друзей.
5. (1 балл) Чтобы сказать о том, что её тоже не следует трогать, жерлянка
а) распускает хвостик веером;
б) показывает «зеркальца»;
в) демонстрирует своё яркое брюхо и горло;
г) громко поёт.
6. (1 балл) У красивых красногрудых снегирей самка
а) жёлтоватого цвета;
б) серого цвета;
в) розового цвета;
г) красного цвета.
7. (2 балла) Допиши части предложений (по тексту рассказа):
«Внимание, готовься к полёту!» - подаёт сигнал самец снегиря .
«Не трогай меня, я противная», - говорит всем своим видом божья коровка. Цветные пятна у многих птиц служат опознавательными знаками, например «зеркальца» на крыльях уток.
8. (1 балл) Определи жанр этого произведения. (Рассказ)
9. (3 балла) Какова основная мысль этого произведения? (Животные различают цвета)