Система педагогических воздействий о воспитании детей в коллективе, о развитии их целеустремленности, лидерства и конкурентоспособности соответствует и действует в изречениях о природе А.С. Макаренко:
«Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не творит природу и не уничтожает ее, он только вносит в нее свой математически-могучий корректив; его прикосновение, в сущности, не что иное, как еле заметная перестановка сил… Наше воспитание такой же корректив. И поэтому только и возможно воспитание»
Участники:
воспитатели, педагог-психолог, руководитель студии «Зеленый мир», музыкальный руководитель, библиотекарь, педагог-организатор, воспитанники.
Цель:
развитие конкурентоспособности в совместных действиях, ведущих к активизации жизненной позиции детей, их познавательных процессов и эффективности усвоения трудовых навыков;
формирование личностного ориентирования в творческих способностях детей и индивидуальных познавательных возможностях, способствующих развитию лидерства;
создание условий для самоопределения и самореализации каждой личности.
Оформление:
Зимний пейзаж: снежные холмы, лесок, ветряная лестница, восход солнца, старинный град – город мастеров, защищенный стеной, где видны башни, купола церквей, торговые лавки, булочная.
Улочки, освещенные фонарями, силуэты мастеров.
На переднем плане ярмарка «Мастерство» с работами детей.
Оборудование:
Сани, вожжи, дуга с колокольчиком, балалайка, трещотки, ложки, туески, трудовые приборы, фартуки, косынки, салфетки, соленое тесто, костюм Зимы, Чучело Весны.
I Вступительная часть
Под русскую народную песню «Ой, снег, снежок» в зал вбегает зазывала. (На шее у него связка баранок, в руках – туесок с визитками-приглашениями)
Зазывала: Ай да русская потеха!!!
Сколько шума! Сколько смеха!
Принародно, как бывало, зазывает зазывала!
Матушка Елена!
Педагоги дорогие!
Все сотрудники родные!
Получите приглашенье в городок труда и уменья!
Под музыку «Наигрыши» раздает визитки гостям. Раздав, обращается к ним.
Зазывала: Дайте в руки мне гармонь!
Мастера к нам едут!
Из-за леса, из-за гор, неженаты, холосты,
Умницы, умельцы…
Звон бубенчика звенит,
Тройка их лихая мчит!
Под народную музыку «Тройка мчится, тройка скачет» на сцену въезжает «тройка лошадей». Мастера сидят в «санях», поют частушки. Звучит мелодия «Играй, гармонь» Г.Заволокин.
1 мастер: Люблю сани с вырезами,
Карюшку – за быстроту,
Сероглазую сударушку
Люблю за красоту!
2 мастер: Я сударушку свою
По белой кофте узнаю
Белая, кисейная.
Девочка затейная!
Зазывала: Гости званные и желанные!
А вот и мастера прибыли!
Чтобы зиму провожати,
Да весну встречати!
II Перекличка детей о сообщении деятельности.
1 мастер: Наш город мастеров прекрасный
На горе, на правой стороне…
Ох, виден мост…
И народ гуляет, да зиму провожает,
Проходящие и проезжающие люди
Пленяют взоры!
2 мастер: Ой ты гой еси, люди добрые!
Люди добрые, люди славные!
Посмотрите на все четыре стороны.
В заповедях наших вот что сказано:
Обряды соблюдати
И Зимушку-голубушку провожати-снаряжати.
1 мастерица: Братец милый,
Речи держишь ты верные да учтивые…
Все мы согласны и за нами дело не станет.
2 мастерица: В наших умелых руках
И горошек, и пшено, и чечевица, и лен,
В красу неземную обратится
Уж мы Зимушку одарим!
3 мастер: Роду-племени известно
Веселы песни распевати
Русь моя! Мать моя!
Широки твои просторы…
Снежные моря и горы, рощи, нивы и поля-
Это все моя Земля!
Звучит русская народная мелодия «Русская зима». Дети водят хоровод с элементами русских народных танцев.
3 мастер: Да, за нами дело не станет.
Мы-то зиму встретим и приветим.
Только где же она?
1 мастер: А вот взойдет месяц среди небес,
Мы в темном лесу притаимся,
Присядем, да на дорожку все глянем…
2 мастерица: Да что на дорожку-то глядеть?!
Давайте лучше в игры сыграем!
Я считаю: «Раз, два, три, четыре, пять! Кого будем наряжать?»
Выбор падает на третью мастерицу.
2 мастерица: Вот ты – Зимушка Зима!
В это время один из детей убегает за ширму. Возвращается с костюмом Зимы. Передает его с поклоном:
Обряжаем мы тебя, дарим облачение достойное
Но главные подарки впереди.
Наша ты краса – девица,
Зима – волшебница!
Дети помогают Зиме переодеться.
1 мастерица: Ой! Настоящая Зима?
Зима: Да! Настоящая! И сейчас я это докажу:
Я – Зима, царица снега,
Всех метелей госпожа,
У меня гонец есть – ветер,
И метели – сторожа.
Звук вьюги. Зима осыпает всех детей блестками, опутывает их белыми блестящими нитями и распутывает. Проводит игру «Сугробы - снежинки».
Зима: Ну вот, развлеклись немного, а теперь пора и за работу приниматься!
Все проходят к рабочим местам. Мальчики помогают девочкам повязать фартуки и сесть за стол.
III Трудовой практикум
1 мастер: (обращаясь к Зиме)
Приворачивай к крутому бережку!
Здесь мастерская умельцев.
Вот они:
(Дети по очереди встают и кланяются гостям.)
Анжела – умница и умелица. Любое дело подхватит, всем потрафит.
Виталий – мастер – изобретатель, из соленого теста ваятель.
Кирилл – молодец, по бумаге и картону резец.
Александр – столяр и плотник, до рамочек охотник.
Евгений – флорист и художник. Любой портрет выполнить может.
Елена – любит шить, вязать и поделки выполнять.
2 мастерица: Умелец Денис, воплотит в подарке любой ваш каприз!
(1 мастер поднимается со своего места, кланяется.)
Зима: Очень приятно! Вижу я тут у вас инструменты всевозможные. Вот и скалочка – салочка, и иглы волшебные, пяльцы, крючки, резцы… ох, какие же вы удальцы! Виталий, передай резцы!
Дети по цепочке передают друг другу ножницы в соответствии с правилами техники безопасности.
Зима: Я вижу вы затеяли ажурную карусель. Скажите мне что же вы выполняете.
1 мастер:
Я ваяю ангела – хранителя из соленого теста тебе в подарок! А это – мои подмастерья – помощники.
2 мастерица:
Дарую тебе оберег на счастье.
3 мастер:
Я выполню для тебя красивую корону.
Зима подходит к детям, выполняющим оберег.
Зима:
Выполняя обереги, не теряй свою иголку,
Ножницами не маши! И внеси в игрушку эту толику души…
Подходит к детям, работающим с соленым тестом.
Аккуратно обращайся с острыми предметами, не сори и не толкайся…
А результатом этого –
Рамки, мишки, петушки, ангелы-хранители…
Что фантазия велит, только лишь лепите вы. (указывает на выставку)
Дети работают с пением. Звучит русская народная песня «Во кузнице».
Зима: Дело спорится! Ай-вай-бай! Хоть все забирай!
Мастера:
Пошло-поехало!
Ходом-бродом, втруски, вскачки, вдогонку, вперегонку!
А кто успел – тот первый сорт поддел!
1 мастер: Ох, Зимушка – Зима! Товар – первый сорт!
Соленое тесто всем на удивление!
Поразительно и заменительно!
Глину-то под снегом не сыщешь!
2 мастер: Наше тесто игровое из муки и соли.
На две чашечки муки – чашечка солицы.
Размешать с водицей,
Ложку маслица добавить
Да на печку все поставить.
Заварить немножко – охладить к окошку.
IV Релаксация
Зима: Ох, какой у вас вкус! Какой цвет! Ух, заморожу!
Все дети откинулись на спинку стула и замерли. Зима подходит к каждому, звонит в колокольчик и дети «оттаивают», потягиваются.
Зима: Отогрелись? Ну продолжайте!
2 мастерица:
Оберег – это прекрасное украшение в доме и подарок к любому празднику. Наши обережки украшены со смыслом. Вот, взгляни: пшено – от сглаза, чеснок – от нечистой силы, рябина и шиповник – символ женской красоты, семечки подсолнечника – наше здоровье.
4 мастер: Листья, камешки, ракушки мы везде собрали,
Засушили их, промыли и сортировали.
Рассмотри ты, не спеши!
Вот картины для души.
Рыбки плещутся в воде, осень улыбается…
Зима: Мне все это нравится!
3 мастер: Шишка – символ трудолюбия и достижения успеха.
1 мастер: Эй, господа! Пожалуйте сюда!
Одарите нашу Зимушку – метелицу!
Дети выходят, дарят подарки Зиме, она принимает их, благодарит.
Зазывала: Потеплела наша Зимушка,
Чувствует приближение весны.
Но праздник продолжается,
Ярмарка открывается!
1 мастерица: Весенние прибаутки и шутки!
2 мастер: Весна приехала из города Ростова с клюквой
От дедушки Лесового.
Эка клюква, эка клюква, удивительная крупно…
Дети выносят из-за ширмы чучело Весны, Зима берет ее за руку.
V Ярмарка.
Звучит песня «Коробейники»
Зазывала: Стойте, друзья, не пугайтесь!
Где – то кража, а у нас – веселая распродажа!
Не пугайтесь, мамаша,
Это такая присказка наша!
Дети раздают гостям открытки, выполненные собственноручно. Зазывала и второй мастер берут поднос с пряниками, выполненными в форме зверушек и накрытый белой салфеткой, ставят его перед гостями.
2 мастер: Мы не только продаем, но и впридачу даем
Курицу – хохлушку, свинью – пеструшку,
Жеребца с хвостом,
Кошку с котятами,
Да жену с ребятами!
VI Подведение итогов
Дети стоят на сцене, взявшись за руки.
Зазывала: Обратите внимание на наше старание!
Не фокус, не обман, не забирается в ваш карман!
У нас для вас есть товары в самый раз!
На слово не верьте,
Сядьте и примерьте!
1 мастер: Люди добрые, гости вы наши!
Вот и пришла весна,
И лукава, и нежна.
Словно к счастью лесенка,
Как добрая песенка.
2 мастер: Пусть печаль, минуя вас,
Не туманит ясных глаз.
А нам пора прощаться, во поле собираться!
4 мастер: Ведь плуга ждут далекие, немые,
Скорей туда идем мы на простор!
В луга, леса, знакомые, родные…
1 мастерица: Где воплотим свое мы волшебство,
Где соберем природные богатства…
Все: Чтоб в мастерстве нам с вами улучшаться!