СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Прыгучесть является одной из важных сторон двигательной деятельности. Она интегрирует в себе ряд других двигательно-координационных качеств, имеет разнообразные проявления и способы измерения.
23
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…….3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….....5
Прыгучесть как разновидность двигательно-координационных качеств………………………………………………………………….…..5
1.2. Психо-физиологические особенности развития юношей 15- 16 лет…12
1.3. Анализ школьной программы по физической культуре………………18
1.4. 3аключение……………………………………………………….……….22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……...……23
2.1. Методы исследования …………………………………………………..23
2.2. Организация исследования……………………………….……………..26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…27
3.1. Средства развития прыгучести у школьников………….……...............27
3.2. Уровень развития прыгучести у испытуемых в процессе исследования.........................................................................................................28
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….36
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………...…...…37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………….......................................…..38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Прыгучесть является одной из важных сторон двигательной деятельности. Она интегрирует в себе ряд других двигательно-координационных качеств, имеет разнообразные проявления и способы измерения.
Степень проявления прыгучести - важная характеристика физического состояния организма, так как ее показатели свидетельствуют об уровне функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной и других физиологических систем, отражающих состояние здоровья.
Выбор средств и методов развития прыгучести зависит от спортивной специализации, возраста, пола, подготовленности спортсмена, уровня квалификации тренера. Во всем многообразие этих средств, достаточно сложно подобрать оптимальные упражнения на развитие прыгучести. Кроме того, не всегда спортивная база школы или лицея позволяет использовать выбранные средства на уроках по физической культуре. Поэтому в своей работе мы разработали комплекс физических упражнений на развитие прыгучести, которые смогут применять преподаватели в залах со стандартным оборудованием и инвентарем.
Цель исследования. Изучить влияние комплекса физических упражнений на уровень развития прыгучести у юношей 15-16 лет.
Гипотеза исследования. Предполагается, что разработанный комплекс упражнений позволит, в процессе занятий физической культуры, повысить уровень прыгучести у юношей 15-16 лет.
Объект исследования. Процесс развития и формирования прыгучести у испытуемых.
Предмет исследования. Средства развития прыгучести у юношей 15-16 лет.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Определить уровень развития прыгучести у юношей 15-16 лет.
Разработать комплекс простейших упражнений на развитие прыгучести для юношей 15-16 лет.
Определить эффективность разработанного комплекса на уровень развития прыгучести.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Прыгучесть как разновидность двигательно-координационных качеств
Прыгучесть - это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояния.
Ауксотонический режим двигательной деятельности предъявляет большие требования к силовым и скоростным возможностям человека, к особенностям центральной нервной системы, а также к уровню развития координационных качеств[4,22].
Развитие прыгучести возможно при условии тонкого и точного согласования в работе отдельных мышечных групп, правильного чередования мышечного напряжения и расслабления. Переходить от напряжения к расслаблению можно медленно или быстро, последовательно или контрастно, добиваясь максимально большего количества ступеней перехода [34].
При развитии силы и скорости сокращения мышц нижних конечностей ведущее значение имеют сила мышц разгибателей бедра, голени и сгибателей стопы. Прыжковое движение имеет, как известно, фазу амортизации и фазу активного отталкивания. При амортизации центр тяжести направляется вниз, приближаясь к опоре. Угол сгибания в коленном суставе значительно уменьшается. Этой фазе присуща уступающая работа мышц. Фаза отталкивания характеризуется преодолевающей работой мышц. Наибольшее количество усилий требуется в период перехода от уступающего режима работы к преодолевающему. В момент отталкивания ОЦТ тела удаляется от опоры, угол в коленном суставе резко увеличивается до максимальных величин[24, 28]. В качестве основных средств развития прыгучести применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при которых значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть "скоростно-силовые". Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и, следовательно, использованием менее значительных отягощений. В числе их есть немало упражнений, выполняемых и без внешних отягощений.
Центральная методическая проблема развития прыгучести - это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений. Трудности ее решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально. Обусловленные этим противоречия между скоростными и силовыми характеристиками движений устраняются на основе сбалансирования их таким образом, чтобы достигалась возможно большая мощность внешне проявляемой силы с приоритетом быстроты действия[2,4].
С физической точки зрения скоростно-силовые качества относятся к качествам, проявления которых обусловлено тем, что мышечная сила имеет тенденцию к увеличению за счет повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения.
Исследования В.Ф.Лошейко показали, что по уровню прыгучести занимающихся можно в большей мере судить об их общей и специальной физической подготовленности. По его данным, основными факторами определяющими уровень развития прыгучести являются пол, возраст, двигательная активность. Прыгучесть в значительной мере зависит от силы разгибателей мышц. Однако совершенствование прыгучести происходит только в том случае, если силу и быстроту развивать параллельно[25].
Для развития специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлением, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры.
К группе упражнений "взрывного" характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движений (прыжки, метания), но и с циклической структурой (бег, плавание на короткие дистанции, спринтерские велосипедные гонки на треке). Нам представляется целесообразным разделить все упражнения для развития прыгучести на три группы.
Первая группа: упражнения с преодолением сопротивления, в силу чего скорость движения уменьшается, а уровень проявления силы повышается.
Вторая группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движения большая.
Третья группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений околомаксимальная и выше.
Локальные упражнения (специально-вспомогательные) относятся только к первой группе. Глобальные упражнения специальные - к первой и второй. Глобальные упражнения основные - только к первой группе.
Для решения задач прыжковой подготовки применяются разнообразные упражнения:
А) с преодолением веса собственного тела: быстрый бег, прыжки на одной и двух ногах с места и с разбега (различного по длине и скорости), в глубину, в высоту, на дальность и в различных их сочетаниях, а также силовые упражнения и на гимнастических снарядах;
Б) с различными дополнительными отягощениями в беге, прыжковых упражнениях, прыжках в высоту и в длину;
В) с использованием воздействий внешней среды: бег и прыжки в гору и с горы, по ступенькам и вниз, по различному грунту (газон, песок, отмель, опилки, тропинки в лесу, против ветра и по ветру);
Г) с преодолением внешних сопротивлений в максимально быстрых движениях, в упражнениях с партнером, в упражнениях с отягощениями различного веса и вида, в упражнениях на тренажерах [11, 33,34].
Кратковременность этих упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнять их в каждом занятии серийно и по несколько серий. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно лимитируют объем нагрузки. Отсюда вытекают правила использования прыжковых упражнений: " лучше заниматься чаще, но понемногу" [34,35].
С возрастом уровень прыгучести повышается, достигая максимума к 17-18 годам. По данным В.К.Бальсевича, исследования двигательной координации, проявляющейся в прыжковых упражнениях, позволили установить периоды интенсивного прироста показателей с 8 до 15 годам. При этом наибольшие темпы прироста отмечены в 9, 12, 14, и 15 лет. А.Г. Карпеев, проанализировав результаты прыжков в высоту и в длину с места и с разбега, установил, что в период от 4 до 9 лет прирост прыжковой ловкости практически одинаков; с 14 до 16 лет он достигает максимальных значений [12].
Самый значительный прирост происходит у мальчиков в период от 10-11 и до 12 лет, когда результат в прыжке в высоту с места увеличивается на 12,5 см. В период 12-13 лет показатели возрастают на 5 см, а затем с 13 до 14 лет темп прироста снижается до 3,5 см. В возрасте с 14 до 15 лет снижение еще больше (до минимума-2 см) [39].
С окончанием полового созревания происходит постепенное увеличение показателей: с 15 до 16 лет результат возрастает на 4 см, в период 16-17 лет на 9,5 см (максимальный показатель). После 17 лет снова наблюдается тенденция к снижению прыгучести: с 17 до 18 лет результат улучшался только на 5,5.
У девочек с 9 до 12 лет отмечен период наибольшего прироста этого качества. В период полового созревания показатели несколько снижаются. В возрасте от 14 до 15 лет снова наблюдается увеличение прироста. Затем до 17 лет результаты стабилизируются и несколько повышаются к 18 годам, после чего идут на убыль [11].
Прыгучесть является сложным двигательно-координационным качеством. Ее развитие находится в системной консолидации с уровнем развития физических качеств, с быстротой реакции, степенью мобилизации активных двигательных единиц, уровнем показателей межмышечной и внутримышечной координации.
Одной из характерных особенностей данного качества является длительность его развития и совершенствования, и очень быстрое снижение показателей при прекращении регулярных целенаправленных занятий. Это следует учитывать тренерам по легкой атлетике, где прыгучесть является профилирующим качеством.
Прирост показателей прыгучести определяется многими факторами. Одним из них является уровень внутримышечной и межмышечной координации. Чем выше уровень сочетания этих показателей, тем легче добиться оптимальных результатов. Важное значение при этом имеет последовательность включение в работу необходимых мышц и соотношение оптимальных величин их напряжения [3,20].
Высокая лабильность нервных центров - следующий фактор, определяющий развитие прыгучести. Чем выше функциональная подвижность, тем больше скорость выполнения двигательных действий и быстрее концентрация усилий, достигающая согласованности в нужный момент.
Проявление прыгучести обуславливается также особенностями морфофункционального состояния суставно-связочного и мышечного аппаратов. Растяжимость, эластичность, упругость мышечных волокон, во многом определяют их сократительные способности. Скорость нарастания напряжения в мышечных волокнах влияет на число активируемых двигательных единиц. Чем больше их вовлечено в работу, тем большее напряжение они могут развить.
Нервно-психическое и эмоциональное состояние также оказывает определенное воздействие на увеличение показателей прыгучести.
Один из важных факторов развития прыгучести - степень проявления физических и координационных качеств. На начальных этапах тренировки общий уровень силы - важная предпосылка для увеличения показателей взрывной силы - одного из основных компонентов прыгучести. Быстрота движений во многом определяется сократительными способностями мышц. Выносливость также является необходимым условием для совершенствования прыгучести [25].
Прирост показателей прыгучести в значительной мере определяется ловкостью. Хорошая гибкость позвоночника позволяет прыгунам эффективно выполнять движения в фазе полета. Необходимая амплитуда движений различных звеньев тела - также важное условие успешного выполнения прыжка.
Уровень развития ритмичности влияет на достижение согласованности движений в любой фазе прыжковых упражнений.
Сохранение равновесия во время разбега, и особенно в безопорной фазе, также оказывает существенное влияние на результат. При выполнении прыжка в длину, атлет дополнительными движениями тела, нижних и верхних конечностей удлиняет фазу полета и способствует достижению устойчивости равновесия в безопорной фазе.
Таким образом, прыгучесть имеет свои структурные особенности, компоненты, зависит от ряда факторов, имеет тесную взаимосвязь с двигательно-координационными качествами, что необходимо учитывать в учебно-тренировочном процессе, а также в самостоятельных занятиях, направленных на достижение или сохранение определенного уровня физической подготовленности.
Критерии оценки - необходимая составляющая часть общей структуры прыгучести. Без их использования невозможно управлять процессом развития и совершенствования данной координации, определить эффективность средств и методов темпов ее прироста. В зависимости от разновидности прыгучести необходимо использовать соответствующие критерии оценки. На соревнованиях прыгунов в длину, в высоту, с шестом результат оценивается с точностью до 1 см. Использование специальной разметки помогает с большей точностью измерять высоту вылета в прыжке толчком двумя ногами с места, после одного шага, с разбега, а также высоту выпрыгивания на одной ноге со взмахом рук [14, 28, 34].
Кроме количественных критериев оценки различных видов прыжков важное значение имеют и качественные, без которых невозможно достичь высокой эффективности двигательных действий.
Проявления прыгучести достигают наиболее значимых величин при согласованности двигательных и обеспечивающих систем, создающих необходимые предпосылки для реализации внутреннего потенциала и резервных возможностей организма. Следовательно, критерии оценки и прироста показателей прыгучести является как количественными, так и качественными.
Для определения уровня развития прыгучести в легкой атлетике используют следующие контрольные упражнения:
Прыжок в длину с места.
Прыжок в длину с места без взмаха руками.
Тройной прыжок с места.
Тройной прыжок с места на двух ногах.
Прыжок вверх по Абалакову.
Прыжок вверх с места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой.
Выпрыгивание вверх с одного шага толчком одной ногой с касанием рукой разметки.
Выпрыгивание из приседа на одной ноге со взмахом руками.
9. Выпрыгивание вверх после прыжка в глубину.
Во многих литературных источниках чаще всего указывается один тест-прыжок в длину с места. Однако прыгучесть проявляется не только в этом двигательном действии. Данное качество занимает ведущее место также в прыжке в высоту с места, толчком двумя и одной ногой, с места и с разбега, со взмахом руками и без их помощи, касанием рукой планки. Для выпрыгивания вверх из приседа характерны другие проявления прыгучести; выпрыгивание после прыжка в глубину также имеет свои специфические особенности [31].
Каждая разновидность прыгучести имеет несколько отличительных характеристик, а значит, и разные средства и методы ее развития с учетом спортивной специализации и задач учебно-тренировочного процесса.
1.2 Психо-физиологические особенности развития юношей 15- 16 лет
Закономерности физического воспитания невозможно выявить без познания физиологических основ двигательной деятельности организма. Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки может быть успешно осуществлен при условии тщательного учета возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, специфики избранного вида спорта, особенностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков.
Большие сложности возникают при спортивной работе с подростками. Дело в том, что период от 13 до 17 лет характеризуется бурным развитием физических способностей ребят и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленных занятий в большинстве видов спорта [13]. В тоже время интенсивные нейро-эндокрийные перестройки в организме подростков дают возможность рассматривать спорт как дополнительный раздражитель, который может, однако, как улучшить, так и ухудшить естественное течение биологических процессов [38,40]. Период жизни после отрочества до взрослости - юность. Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления.
В юности у молодого человека возникают проблемы выбора жизненных ценностей. Юность стремиться сформировать внутреннюю по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Юность-период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество. Средний школьный возраст (от 10 до 13-14 лет) и старший школьный возраст (до 17-19 лет) резко различаются по морфофункциональным и психофизиологическим характеристикам. Эти этапы школьного обучения охватывают частично второе детство (10-12 лет), подростковый возраст (девочки от 12 до 15 лет и мальчики от 13 до 16 лет) и частично юношеский возраст (девушки от 16 до 17-19 лет и юноши от 17 до 19 лет).
В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания. Этот период характеризуется ослаблением тормозных влияний коры на нижележащие структуры и «буйством» подкорки, вызывающим сильное возбуждение по всей коре и усиления эмоциональных реакций у подростков. Также изменения ведут к нарушению тонкой мозаики возбужденных и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, ухудшают память и чувство времени. Поведение подростков становиться нестабильным, часто немотивированным и агрессивным. Нарушаются все виды внутреннего торможения, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и переделка динамических стереотипов [13, 21,33].
Переход от возраста подростков к юношескому возрасту знаменуется возросшей ролью передне-лобных третичных полей и переходом доминирующей роли от правого к левому полушарию. Это приводит к значительному совершенствованию абстрактно-логическому мышлению, развитию второй сигнальной системы и процессов экстраполяции.
С завершением периода второго детства, развертыванием переходного периода и наступлением юношеского возраста в растущем организме происходят значительные перемены в длине, массе, составе и пропорциях тела, в функционировании различных органов и систем [37]. Одним из основных критериев биологического возраста считается скелетная зрелость, или "костный" возраст. В старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается поясничный, а медленнее - шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки. К 15-16 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 15-17 лет увеличивается преимущественно подвижность грудной клетки в отличие от предыдущих периодов роста грудной клетки.
У старших школьников рост тела в длину замедляется (у некоторых заканчивается). Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у старших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены. Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течении первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, ас 15 до 17-18 лет на 12%.
Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей [33, 40].
Опорно-двигательный аппарат у старших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц. Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличиваются возбудимость и лабильность мышечной ткани. Изменяется
мышечный тонус. У новорожденных плохо выражена способность мышц к расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С этим обычно связана скованность движений у детей и подростков. Только после 15 лет движения становятся более пластичными.
К 13-15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора, которое особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит не равномерно. Прежде всего, развиваются быстрота и ловкость движений.
В последнюю очередь совершенствуются способности быстро решать двигательные задачи в различных ситуациях.
Наиболее значительные темпы увеличения показателей гибкости в движениях, совершаемых с участием крупных звеньев тела (например, в предельных
наклонах туловища), наблюдаются, как правило, до 13-14летнего возраста.
Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять упражнений, направленно воздействующих на гибкость, начинают значительно уменьшаться уже в юношеском возрасте [1, 19].
Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно увеличивается сила с 10-12 до 13-15 лет.
Позже других физических качеств развивается выносливость.
В целом к 17-18 годам выносливость школьников составляет около 85% уровня взрослого. Своего максимального уровня она достигает к 25-30 годам [37]. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.
У подростков и юношей после мышечной нагрузки наблюдаются лимфоцитарный и нейтрофильный лейкоцитозы, и некоторые изменения в составе красной крови. У 15-18 летних школьников интенсивная мышечная работа сопровождается увеличением количества эритроцитов на 12-17%, гемоглобина на 7%. Это происходит главным образом за счет выхода депонированной крови в общий кровоток. Длительные физические напряжения в этом возрасте могут привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов. Восстановительные процессы в крови происходят у школьников медленнее, чем у взрослых.
Период полового созревания сопровождается резким усилением функций половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развития организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков.
Минутный объем дыхания (МОД) в 15-летнем возрасте составляет 110 мл/кг. Величина максимальной легочной вентиляции (МВД) в подростковом и юношеском возрасте практически не изменяется и составляет около 1,8 л в минуту на кг веса [33, 37, 40].
С возрастом повышается устойчивость к недостатку кислорода в крови. Наименьшей устойчивостью отличаются дети младшего школьного возраста. К 13-14 годам отдельные ее показатели достигают уровня 15-16-летних подростков, а по скорости восстановления даже превышают их. В 15-16летнем возрасте наблюдается увеличение продолжительности восстановительного периода с 28,8 до 52,9 секунд. Подобные изменения являются результатом нейрогуморальных перестроек, связанных с периодом полового созревания подростков.
У подростков и юношей быстрее, чем у взрослых снижается содержание сахара в крови. Это объясняется не только меньшей экономичностью в расходовании энергетических ресурсов, но и совершенствованием регуляции углеводного обмена, выражающимся в недостаточной мобилизационной способности печени к выделению сахара в кровь.
Абсолютных запасов углеводов у подростков и юношей также меньше, чем у взрослых. Поэтому возможность длительной работы подростками и юношами ограничена [13, 21].
Одним из наиболее информативных показателей работоспособности организма, интегральным показателем дееспособности основных энергетических систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной, является величина максимального потребления кислорода (МПК). Многими исследователями показано, что МПК увеличивается с возрастом. В период с 5 до 17 лет имеется тенденция к неуклонному росту МПК - с 1385 мл/мин у 8-летних, до 3150 мл/мин у 17-летних.
С возрастом, по мере роста и формирования организма, повышаются как абсолютные, так и относительные размеры сердца. Важным показателем работы сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом ЧСС понижается. В 14-15 лет она приближается к показателям взрослых и составляет 70-78 уд/мин. При постепенном снижении пульса увеличивается систолический объем (СО). В 13-16 лет СО составляет 50-60 мл [33]. В настоящее время у подростков наблюдается акселерация - сложное биосоциальное явление, которое выражается в ускоренном процессе биологических и психических процессов, увеличении антропометрических показателей, более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости. У подростков с низкими показателями физического развития биологический возраст может отставать от паспортного на 1-2 года, а у подростков с высоким физическим развитием опережать на 1-2 года.
Постепенное и поэтапное упрочнение костей, связочного аппарата и мышечной массы у подростка делает необходимым постоянно следить за формированием его правильной осанки и развитием мышечного корсета, избегать длительного использования асимметричных поз и односторонних упражнений, чрезмерных отягощений.
Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качественных характеристик двигательной деятельности. На средний и старший школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости и выносливости [21].
С окончанием подросткового периода механизмы управления движениями постепенно приближаются к взрослому уровню. В 13-14 лет завершается в основном формирование всех сенсорных систем. Совершенствуется поисковая функция глаза, ускоряются сенсомоторные реакции, уточняется мышечное чувство и улучшается точность воспроизведения мышечных усилий, повышается функциональная устойчивость вестибулярной системы [21].
1.3. Анализ школьной программы по физической культуре
В настоящее время выдвинута важная задача - разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы - воспитание всесторонне и гармонически развитого человека - является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка. Также, успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Только при строгом научном подходе физическое воспитание становится действенным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития [3,25].
Школьная программа по физической культуре для учащихся 1-11-х классов содержит определенный материал для развития прыгучести. Начиная со 2-го класса общая физическая подготовка включает прыжки с поворотами на 90% и 180%, высоко-далекие прыжки, прыжки с места, со скакалкой, с высоты до 40см, напрыгивание на гимнастическую скамейку.
В 3-м классе предлагаются прыжки с ноги на ногу. Прыжки со скакалкой сериями. Длительностью до 30 с, прыжки на одной ноге, с высоты до 50 см. в длину с места и в высоту с разбега.
В 4-м классе происходит дальнейшее усложнение прыжковых заданий и начинается изучение опорных прыжков.
В 5-м классе увеличивается высота прыжком в глубину (60-70 см), прыжки в длину с места выполняются сериями.
В 6-м классе повышаются требования к выполнению прыжковых заданий.
В 7-м классе предлагается новый вид прыжков: тройной, пятерной с места, напрыгивание на высоту до 80 см, прыжок способом 'перешагивание'.
В 8-м классе происходит дальнейшее усложнение прыжков за счет увеличения высоты напрыгивания до 100 см [7,9,19].
В 10-11-х классах предлагаются более сложные варианты изученных прыжков.
Таким образом, представленный материал позволяет развивать и совершенствовать прыгучесть с учетом ее различных проявлений.
Вместе с тем необходимо более четко представить критерии оценки данного качества по годам обучения с учетом повышения сложности прыжковых упражнений, их разновидностей и вариантов.
Каждая разновидность прыгучести имеет несколько отличные характеристики, а значит, и разные средства и методы ее развития [2, 19, 24].
Прыгучесть - сложное двигательно-координационное качество, имеющее специфические и неспецифические проявления. Специфические, характерные для спортивной практики, можно развивать, используя специальную методику, с учетом возраста и подготовленности занимающихся [20,32].Специалисты по легкой атлетике предлагают следующие упражнения для развития прыгучести:
Бег на одной ноге на отрезки 10-15 м.
Прыжки в приседе на двух ногах "лягушкой".
Прыжки с ноги на ногу. Толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется во всех суставах, а маховая, согнутая в коленном суставе, энергично посылается коленом вперед немного вверх, туловище наклонено вперед, руки, согнутые в локтевых суставах, движутся назад - вперед.
Многоскоки на одной ноге с подтягиванием толчковой ноги вперед-вверх и приземлением на нее.
Прыжки на двух или одной ноге с преодолением различных препятствий: мячи, гимнастические скамейки и пр.
Прыжки на двух ногах, спрыгивая и напрыгивая на различные возвышения. То же, на одной ноге.
Бег с высоким подниманием бедра в яме с песком.
8. Присед на одной ноге ("пистолетик"). Быстро подняться или выпрыгнуть вверх.
9. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.
10.Стоя спиной к опоре (гимнастическая стенка, плинт, тумба, конь). Одна нога согнута в коленном суставе, носком касается опоры, другая стоит на грунте:
- приседания на одной ноге в быстром темпе;
- приседания с последующим выпрыгиванием вверх.
11. Стоя лицом к опоре (гимнастический конь, гимнастическая стенка, плинт, тумба и пр.). Одна нога (выпрямленная в коленном суставе) пяткой касается опоры, другая стоит на грунте:
- полуприседания и приседания на одной ноге;
- полуприседания или приседания на одной ноге с последующим выпрыгиванием вверх.
12.Стоя лицом к гимнастической стенке, руками опереться о рейку на уровне плеч. Отталкивание вверх двумя ногами. Акцентировать внимание на разгибании голеностопного сустава. Выполнять упражнение в быстром
темпе.
13. Стоя лицом к опоре высотой 60-80 см. Одна нога пяткой касается опоры, другая стоит на грунте. Подскоки на месте. Акцентировать внимание на разгибании голеностопного сустава.
14. Встать на одну ногу, другую поставить на возвышение 15-30 см. Смена положения ног в быстром темпе.
15. Стоя на месте на одной ноге. Прыжки: через быстро вращающуюся по кругу веревку; то же, но в беге навстречу движущейся веревке. Следить за своевременным отталкиванием. Выполнять в быстром темпе.
16. Выпрыгивать из приседа на двух параллельных скамейках с набивным мячом 2-3 кг в руках.
17. Стоя на пальцах ног на краю небольшого возвышения поднимание и опускание пяток (покачивание): - на двух ногах; - на одной ноге.
18. Прыжки на двух или на одной ноге из круга в круг. Круги делаются из гимнастических обручей, скакалок или рисуются мелом на полу (всего 10-15 кругов).
19. Спрыгивание с возвышения (20-30 см) на одну или две ноги с последующим мгновенным отскоком вверх.
20. Спрыгивание с возвышения на одну или две ноги с последующим прыжком в длину и приземлением на две ноги.
21. Прыжки (толчком обеих) вправо и влево (боком) вдоль резинового шнура на высоте 15-30 см: на месте; с продвижением вперед; с продвижением назад.
22. Прыжки (толчком обеих) через резиновый шнур вперед и назад.
23. Прыжки со скакалкой на одной ноге, обеих, с одной ноги на другую. Выполнять в быстром темпе 15-20 с.
24. Броски набивных мячей разного веса различными способами (сверху, снизу, сбоку, от груди, от плеча, стоя, сидя, лежа) [11,19,20,31] .
Таким образом, подбирая системы специальных упражнений, можно развивать и совершенствовать различные разновидности прыгучести с учетом спортивной специализации, возраста занимающихся, задач учебно-тренировочного процесса, места проведения занятий. Важно также использовать разнообразные методические приемы и условия выполнения двигательных заданий для поддержания работоспособности, эмоциональности занятий и поддержание интереса к учебно-тренировочному процессу [9,25].
1.4. 3аключение.
Прыгучесть является одной из важных сторон двигательной деятельности. Она имеет свои структурные особенности, компоненты, зависит от ряда факторов, имеет тесную взаимосвязь с двигательно-координационными качествами, что необходимо учитывать в учебном процессе. В подростковом возрасте создаются морфологические и функциональные предпосылки для овладения практически любым видом движений. К 15-ти годам у мальчиков прогрессивное развитие прыгучести достигается только специальными упражнениями.
При построении урока физической культуры в старших классах следует иметь в виду, что процесс формирования организма у подростков 15-16 лет еще не закончен. Упражнения, связанные с необходимостью максимального проявления силы и скоростной выносливости следует ограничивать. Необходимо учитывать индивидуальные особенности, сформировавшиеся к этому возрасту личности учащегося, его склонности и интересы.
Анализ литературных данных показывает, что весьма актуальным вопросом является разработка и экспериментальное обоснование эффективных средств и методов развития прыгучести у подростков. Решение этой проблемы в значительной мере будет способствовать разработке эффективной методики совершенствования их двигательной функции.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Анализ научно-методической литературы.
Педагогический эксперимент.
Тестирование физической подготовленности.
Методы математической статистики.
1. Анализ научно-методической литературы
На начальном этапе работы был проведен анализ 39 источников литературы, рассматривающих вопросы физического и психического развития юношей 15-16 лет, а также особенности влияния нагрузки на организм подростков.
Характеризуя двигательно-координационное качество - прыгучесть, мы рассмотрели раздел литературы отведенный средствам и методам ее развития, а также факторам, определяющим исследуемое качество.
2. Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился с целью определения влияния разработанного нами комплекса упражнений на развитие прыгучести у испытуемых. Исследование протекало в естественных условиях, на уроке по физической культуре и не нарушало запланированной ранее структуры занятия. В ходе его проведения осуществлялось тестирование, с помощью которого мы смогли констатировать исходный и конечный уровень развития прыгучести. Изучение закономерностей развития прыгучести проводилось на базе гимназии №59. Исследование проводилось среди учащихся 10-го и 11-го класса. Было отобрано по 11 юношей из каждого класса, и всего в эксперименте приняло участие 22 гимназиста.
3. Тестирование
Для определения уровня развития прыгучести мы использовали следующие контрольные упражнения:
Прыжок в длину с места.
Прыжок в длину с места без помощи рук.
Тройной прыжок с места.
Тройной прыжок с места на двух ногах.
Прыжок вверх по Абалакову.
1. Прыжок в длину с места. Определяется длина прыжка с двух ног. Для этого теста размечается место-черта, от которой выполняется прыжок. Перпендикулярно ей крепится черта с разметкой через 1 см. Испытуемый встает к черте, касаясь ее носками ног; выполняет прыжок вперед толчком двумя ногами со взмахом руками, приземляется на две ноги. Оценивается дальность выпрыгивания с точностью до 1 см. Занимающиеся выполняют две попытки - лучшая заносится в протокол.
Прыжок в длину с места без помощи рук. Упражнение аналогично предыдущему, но испытуемые выполняют этот тест в положение руки за спину. При приземлении положение рук не менять. Испытуемому дается две попытки, лучшая из которых заносится в протокол.
Тройной прыжок с места. Определяется длина трех слитных прыжков. Как и вышеописанных тестах необходима разметка. Упражнение выполняется с отталкивания двумя ногами, с последующим прыжком на правую – левую ногу и приземлением на две ноги. Испытуемый выполняет две попытки, лучший результат заносится в протокол.
Тройной прыжок с места на двух ногах. Упражнение выполняется с отталкивания двумя ногами и последующим выполнением трех слитных прыжков на двух ногах. Занимающиеся производят две попытки, лучшая из которых заносится в протокол.
Прыжок вверх по Абалакову. Определяется высота выпрыгивания вверх. Для этого используют прибор конструкции В.М.Абалакова: испытуемому на шею прикрепляется измерительная лента. Другой ее конец закрепляется на полу между планками. Там же обозначается квадрат 40 на 40 см. Испытуемый выполняет прыжок вверх с обязательным приземлением в квадрат. Лента при выполнение прыжка протягивается; разница между начальной цифрой и цифрой на ленте после прыжка и будет высотой выпрыгивания. Испытуемый выполняет две попытки - лучшая записывается в протокол.
4. Методы математической статистики
Для определения уровня развития прыгучести испытуемых нами использовались следующие величины:
1. М - средняя арифметическая;
2. D - диапазон разброса;
3. σ- среднее квадратичное отклонение;
m - средняя ошибка средней арифметической;
t - критерий Стьюдента.
Эти величины вычисляются по формулам:
∑*V
M=
n , где ∑ - сумма вариант
V – варианта
n – число испытуемых
D = V1 – V2 , где V1 – лучший вариант
V2 – худший вариант
D
σ = , где k – табличное значение,
k
при n=11 k=3,17
σ
m =
√n-1 , при n
(M1 – M2)
t=
√m1²+ m2²
2.2. Организация исследования.
Исследование проводилось в три этапа.
1 этап. Проводился анализ научно-методической литературы по проблеме развития прыгучести у юношей 15-16 на уроках физической культуры. Изучалась материально-техническая база гимназии №59, проводилось первичное тестирование физической подготовленности.
2 этап. Проводился педагогический эксперимент. Были созданы две группы: экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ). Исследование проводилось среди учащихся 10-го и 11-го класса. Было отобрано по 11 юношей из каждого класса, и всего в эксперименте приняло участие 22 гимназиста. Эксперимент протекал в условиях урока по физической культуре, которые проходили два раза в неделю. На уроке испытуемые выполняли разработанный нами комплекс простейших упражнений в течение 7-10 минут в конце подготовительной части занятия. В конце исследования проводилось повторное тестирование для определения конечных показателей исследуемого качества.
3 этап состоял в обобщении, анализе, систематизации и интерпретации полученных результатов, что позволило сделать соответствующие выводы об эффективности разработанного комплекса упражнений по развитию прыгучести.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Средства развития прыгучести у школьников
Процесс физического воспитания в школе предусматривает освоение учащимися целого ряда двигательных действий из раздела школьной программы по легкой атлетике. Это, в свою очередь, требует соответствующего уровня развития физических качеств, обеспечивающих качественное выполнение этих действий [8,16].
Подбор упражнений должен осуществляться с учетом особенностей и требований легкоатлетических видов. Упражнения скоростно-силового характера оказывают комплексное воздействие на организм школьников. Прыгучесть - сложное двигательно-координационное качество, имеющее специфические и неспецифические проявления. Специфические, характерные для спортивной практики, можно развивать, используя специальную методику, с учетом возраста и подготовленности занимающихся. Основываясь на упражнениях предлагаемых в школьной программе, мы разработали следующий комплекс упражнений на развитие прыгучести:
многоскоки поочередно на правой и левой ноге с акцентом на быстроту отталкивания от опоры, выполнять с продвижением вперед сериями по 5-6 раз;
выпрыгивание вверх из приседа на двух, руки на пояс, сериями по 5-6 прыжков, каждый последующий прыжок выше предыдущего;
серия прыжков в глубину со скамейки, с одномоментным выпрыгиванием от пола. Выполнять при использовании не менее трех гимнастических скамеек, на расстояние 1 метр друг от друга;
спрыгивание с гимнастического козла с быстрым отскоком от пола. Задание выполнять с акцентом на скорость выполнения отскока;
многоскоки на правой (левой) ноге с акцентом на быстроте отталкивания от опоры; выполнять с продвижением вперед, сериями по 5-6 прыжков;
выпрыгивание вверх из приседа на одной ноге, руки на пояс, запоминая характер распределения мышечных усилий: постепенное их увеличение по мере перемещения тела вверх, с резким возрастанием в момент отталкивания от опоры (серия 5-6 раз);
продвижение вперед прыжками в приседе, сериями по 5-6 прыжков, увеличивая дальность каждого последующего прыжка;
серия прыжков в глубину со скамейки на скамейку, поставленных параллельно друг другу, с акцентом отталкивания от пола вперед.
Для поддержания работоспособности, интереса к учебному процессу и эмоциональности занятий вышеуказанные упражнения мы разделили на два комплекса (с 1 по 4 и с 5 по 8 упражнение), которые применяли поочередно, через занятие. Оба комплекса были направлены на развитие исследуемого качества и существенно не различались между собой по сложности выполнения и предлагаемой нагрузки.
Таким образом, подбирая системы специальных упражнений, можно развивать и совершенствовать различные разновидности прыгучести с учетом возраста занимающихся, задач учебного процесса и места проведения занятий.
3.2 Уровень развития прыгучести у испытуемых в процессе исследования
После проведения первого контрольного тестирования мы собрали данные - результаты пяти тестов, которые представлены в приложении №1. Анализ полученных данных показал, что уровень развития исследуемого качества у учащихся 10-го и 11-го класса неодинаков. Сопоставление показателей тестов с приведенными нормами уровня развития физических качеств юношей 15-16-ти лет показал, что учащиеся 11-го класса на момент первого тестирования имеют средний уровень развития прыгучести. Учащиеся 10-го класса к этому времени имеют уровень развития данного качества - ниже среднего.
Максимальный показатель в прыжках в длину с места в 10-ом и 11-ом классе составил 230 см, в прыжке вверх по Абалакову - 60см. Показатель в тройном прыжке составил - 680 см в 10-ом классе и 720 см в 11-ом.
Наименьший показатель в прыжке в длину составил - 180 см в 10-ом классе и 190 см в 11-ом. В прыжке вверх - 47 см и 45 см соответственно.
Показатели средней арифметической в 11-ом классе оказались выше, чем в 10-ом в трех тестах: прыжок в длину с места, прыжок в длину с места без помощи рук и тройной прыжок на двух ногах.
Наибольший диапазон разброса результатов отмечен в 11-ом классе в тройном прыжке с места - 165 см. Наибольший диапозон разброса в 10-ом классе зафиксирован в четвертом тесте - тройной прыжок на двух ногах - 180 см. Большие значения этой величины объясняются повышенной сложностью данных тестов и неоднородным уровнем развития координационных способностей испытуемых.
Проведение второго тестирования на завершающем этапе нашего эксперимента позволило нам определить влияние введенного комплекса простейших упражнений на уровень развития прыгучести у испытуемых. Вычисленные данные мы представили в таблицах 1 и 2.
Показатели пяти тестов в общем выросли как в 10-ом так и в 11-ом классах; темп прироста в 10-ом классе оказался несколько выше чем в 11-ом. Сравнение полученных результатов с нормами физического развития учащихся 10 - 11-х классов показало, что общий уровень развития прыгучести у учащихся 11-го класса поднялся незначительно, а в 10-ом классе вырос и соответствует среднему уровню развития прыгучести.
Максимальный показатель в прыжках в длину с места составил в 11-ом классе 250 см - этот показатель вырос на 20 см по сравнению с исходным результатом; в 10-ом классе поднялся на 10 см и составил 240 см. Минимальный результат в этом тесте составил 190 см и 200 соответственно. Максимальный результат в прыжках вверх составил 65 см в обоих классах, наименьший - 50 см в 10-ом и 48 см в 11-ом классе.
Подсчет средней арифметической показал, что учащиеся 11-го класса опережают 10-й всего в двух тестах - прыжок в длину с места и прыжок в длину без помощи рук.
Таблица 1.
Результаты математических подсчетов в 10 классе.
Тесты | До пед. эксперимента(n=11) | После пед. эксперимента(n=11) | Достовер ность различий. | ||
| М | m | M | m |
|
1 . Прыжок в длину с места, см. 2. Прыжок в длину с места без помощи рук, см. 3.Тройной прыжок с места, см. 4. Тройной прыжок на двух ногах, см. 5. Прыжок вверх, см. | 207,5 166,5 626,5 628,6 54,9 | 5 3,7 14 18 1,3 | 223,5 171 647 647,3 59,9 | 4 4,5 8 14 1,5 | P0,05 P0,05 P P P0,05
|
Анализ данных по изучению темпов прироста прыгучести свидетельствуют о том, что прирост показателей в тройном прыжке с места и в тройном прыжке на двух ногах имеет более высокие темпы в 10-ом классе. В 11-ом классе высокий прирост показателей отмечен в прыжках в длину с места без помощи рук и в прыжках вверх по Абалакову. Прирост показателей в первом тесте - прыжок в длину с места оказался одинаковым как в 10-ом так и в 11-ом классе.
При целенаправленном развитии прыгучести в общем темпы прироста в 10-ом классе оказались несколько выше, чем в 11-ом. Это, по-видимому, связано с отношением занимающихся к учебному процессу и лучшим проявлением скоростно-силовых способностей у учащихся 10-го класса, а также с другими факторами развития исследуемого качества.
Таблица 2.
Результаты математических подсчетов в 11 классе.
Тесты | До пед. эксперимента (n=11) | После пед. эксперимента (n=11) | Достовер ность различий. | ||
M | m | M | m | ||
6. Прыжок в длину с места, см. 7. Прыжок в длину с места без помощи рук, см. 8. Тройной прыжок с места, см. 9. Тройной прыжок на двух ногах, см. 10.Прыжок вверх, см. | 214 177,3 614,7 644,5 50,9 | 4 3 16,5 15,5 1,7 | 230 185,5 631,7 646 56,8 | 4,5 3 11 15 1,7 | P0,05 P0,05 P P P0,05 |
Для определения эффективности разработанного нами комплекса упражнений, мы вычислили критерий Стьюдента. Вычисление достоверности различий показало эффективность введенного комплекса в двух тестах: прыжок в длину с места и прыжок вверх по Абалакову. Достоверными показатели этих тестов оказались как в 10-ом так и в 11-ом классе. Результаты трех тестов: тройного прыжка с места, тройного прыжка на двух ногах и прыжка в длину без помощи рук оказались недостоверны, следовательно, введенные упражнения не оказали существенного эффективного воздействия на показатели трех последних тестов. Для повышения эффективности воздействия разработанного комплекса упражнений на эти показатели необходимо увеличить продолжительность эксперимента, либо число испытуемых. Вычисление достоверности различий мы производили по формуле t=(M1 – M2)/√m1²+ m2².
Табличное значение n при 11 испытуемых составляет 2,11. Критерий Стъюдента в первом тесте составил в 10-ом классе 2,5, в 11-ом - 2,65. Эти результаты больше табличной величины, что свидетельствует об эффективном влиянии разработанного комплекса на уровень развития прыгучести в прыжках в длину с места. Показатель 1; в пятом тесте составил 2,63 в 10-ом классе и 2,45 в 11-ом. Эти значения также больше табличных – следовательно, простейшие упражнения являются эффективными в развитии прыгучести в прыжках вверх. Значение критерия Стъюдента в тройном прыжке с места, тройном прыжке на двух ногах и прыжке в длину без помощи рук оказался ниже 2,11 – следовательно, показатели этих тестов не являются достоверными и разработанные нами средства не оказали существенного влияния на развития прыгучести в этих контрольных упражнениях.
Динамика показателей тестов в 10-м классе.
Рис. 1. Тест 1. Прыжок в длину с места.
Рис. 2.Тест 2. Прыжок в длину с места без помощи рук.
Рис.3.Тест 3. Тройной прыжок с места.
Рис.4. Тест 4. Тройной прыжок на двух ногах.
Рис. 5.Тест 5. Прыжок вверх по Абалакову.
Динамика показателей тестов в 11-м классе.
Рис. 6.Тест 1. Прыжок в длину с места.
Рис 7.Тест 2. Прыжок в длину с места без помощи рук.
Рис. 8.Тест 3. Тройной прыжок с места.
Рис. 9.Тест 4. Тройной прыжок на двух ногах.
Рис. 10.Тест 5. Прыжок вверх по Абалакову.
Анализ, обобщение и интерпретация полученных данных позволила нам определить уровень воздействия разработанного комплекса на развитие прыгучести у испытуемых. Эффективной методика оказалась в отношении показателей двух тестов: прыжка в длину с места и прыжка вверх по Абалакову. Следовательно, разработанный нами комплекс наибольшим образом подходит для увеличения показателей в следующих видах прыжков: прыжок в длину с места и прыжок вверх.
Для увеличения эффективности воздействия разработанного комплекса на другие тесты, следует увеличить продолжительность эксперимента или увеличить число испытуемых.
Исходя из сравнения полученных показателей в тестах с нормами развития физических качеств для учащихся 10-11-го класса, мы определили, что уровень развития прыгучести после введенной методики возрос с уровня ниже среднего до среднего в 10-ом классе, в 11-ом вырос не столь значительно, остался средним, но пять человек из одиннадцати в группе показали результаты выше среднего.
Разработанный нами комплекс из восьми простейших упражнений был разделен на два и применялся нами поочередно. Это повысило интерес учащихся к занятию, а также способствовало наиболее эффективному воздействию на уровень развития прыгучести.
ВЫВОДЫ
С помощью тестирования и сравнительного анализа, полученных нами данных, мы определили уровень развития прыгучести у испытуемых. Исходный уровень развития данного качества у учащихся 10-го класса - ниже среднего, а в 11-ом классе – средний, что является достоверно.
Основываясь на школьной программе, мы разработали комплекс на развитие прыгучести из восьми простейших упражнений, который разделили на два блока и применяли поочередно через занятие.
Анализ полученных нами данных показал, что разработанный комплекс упражнений оказал эффективное влияние на показатели двух тестов - прыжок в длину с места и прыжок вверх по Абалакову, как в 10-ом так и в 11-ом классе. Показатели тройного прыжка с места, тройного прыжка на двух ногах и прыжка в длину без помощи рук оказались недостоверны - для повышения эффективности разработанного комплекса на показатели этих тестов необходимо увеличить продолжительность эксперимента, либо увеличить число испытуемых.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендуем использовать разработанный комплекс упражнений на развитие прыгучести на уроках по физической культуре, а также в учебно-тренировочном процессе во внеклассной работе со старшеклассниками.
Комплекс состоит из восьми упражнений, которые включаются в заключительную часть разминки. На его проведение отводится 6-7 минут. Для увеличения плотности урока и для поддержания интереса учащихся к занятиям, повышения эмоциональности урока рекомендуем разделить комплекс простейших упражнений на два блока и включать их в занятия поочередно.
Для повышения уровня развития прыгучести рекомендуем использовать следующие упражнения:
Многоскоки поочередно на правой и левой ноге.
Выпрыгивание вверх из приседа на двух ногах.
Прыжки в глубину со скамейки.
Спрыгивание с гимнастического козла с быстрым отскоком от пола.
Многоскоки на одной ноге.
Выпрыгивание вверх из приседа на одной ноге.
Продвижение вперед прыжками в приседе.
Прыжки в глубину со скамейки на скамейку.
Итак, развитие и совершенствование прыгучести необходимо осуществлять с учетом особенностей каждой ее разновидности, возрастных и половых различий занимающихся. Учет всех этих факторов позволит не только выявить общие закономерности возрастных изменений прыгучести, но и максимально индивидуализировать учебно-тренировочный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. 228 с.
Бондаревский Е.Я., Кадетова А.В. О школьной программе по физической культуре // Физкультура в школе. 2009. № 3. С. 31-35.
Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. М.: Просвещение, 1986. 207 с.
Выдрин В.М. Физическая культура для студентов ВУЗов: учебное пособие для кафедры физического воспитания. - Воронеж: Издательство ВГУ, 1998. 126 с.
Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 2000. 136 с.
Годик М.А. Спортивная метрология: учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1998. 192 с.
Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры, 1994. № 11-12, С. 24-32.
Дадыгин С.В., Чуркин А.С. На пути к вершине: школа знаменитых чемпионов: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1991. 158 с.
Железняк Ю.Д. В новых условиях - новая учебная программа // Физическая культура в школе. 1987 . №10. С. 29-30.
Карпеев А.Г. Направления и принципы изучения двигательных координации основных видов движений // Теория и практика физической культуры. 2005. № 9. С. 5-7.
Коца Я.М. Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 248с.
Креер В.А. Легкоатлетические прыжки. - М.: Физкультура и спорт, 1996. 173с.
Левушкин С.П., Балябин В.К., Смыковская Р.М., Савельев А.Ю. Стандарты морфофункционального развития школьников г. Ульяновска. Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. 28 с.
Легкая атлетика / Под ред. Е.М. Лутковского и А.А. Филиппова, М.: Физкультура и спорт, 1997. 301 с.
Лесгафт П.Ф. Избранные труды. - М.: Физкультура и спорт, 1987. 358 с.
Лях В.И., Мейксон Г.Б. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. М.: 2009. 64 с.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. - М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 2008. 227 с.
Лях В.И. Координационные способности школьников // Физкультура в школе. - 2000. № 5. - С. 3-10.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт. 1991. 303 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика спорта. М.: Физкультура и спорт. - 1997. 416 с.
Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. 332 с.
Назаренко Л.Д. Физиология физического воспитания и спорта. - Ульяновск, 2000. 145 с.
Никитюк Б.А., Гладышева А.А. Анатомия и спортивная морфология. - М.: Физкультура и спорт, 1999. 174 с.
Никонов И.Н. Прыжки: взаимосвязь физических качеств и техники//Легкая атлетика, 1982. № 6. с. 10 - 13.
Попов В.Б. Прыжок в длину. М.: Физкультура и спорт, 1986. 173 с.
Портнов В.П. Прыжки. М.: Физкультура и спорт, 1996. 144 с.
Программа по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. М.: Просвещение, 2008. 64 с.
Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.: Просвещение, 2006. 256 с.
Психология: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М. Мельникова. М.: Физкультура и спорт, 1987. 303 с.
Стрижак А.П. Прыжок в высоту. - М.: Физкультура и спорт, 1987. 73 с.
Темкин И.Б. Физиология упражнения и сердечно-сосудистая система: Учебное пособие для факультетов физического воспитания. - М.: Просвещение, 1994. 192 с.
Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1989. 192 с.
Физиология мышечной деятельности: Учебное пособие для институтов физкультуры / Под ред. Я.М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1989. 205 с.
Физиология человека / Под ред. Н.В. Зимкина. М.: Физкультура и спорт, 1990.268 с.
Фомин Н.А. Физиология человека. - М.: Просвещение, 1980. - 341 с. 40. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1992. 256 с.