Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоигирменская средняя общеобразовательная школа № 3»
_______________________________________________________________
Псевдонимы
(научно-исследовательская работа)
Выполнили: Андреянычева Диана Ильинична,
Мынив Дарья Денисовна,
учащиеся 7 б класса
Руководитель: Жданова Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
Новая Игирма, 2018
Оглавление:
I. Вступление
Первое появление "Ложных имён"
II.Выдуманные имена или условные знаки.
1. Причины, заставляющие людей обращаться к псевдонимам
2. Литературное "переодевание"
3. 20 век- стремление к оригинальности в создании псевдонимам
4. Разнообразие групп псевдонимов
III. Отличие псевдонимов от прозвищ
Выводы
Список использованной литературы
Приложение
2.
ЦЕЛЬ:
- исследовать причины, заставляющие людей в разное время обращаться к псевдонимам;
ЗАДАЧИ:
-изучить литературу по данной теме;
- сравнить отношение к выбору псевдонимов в XIX- XX вв. и настоящее время;
-провести социологический опрос среди учащихся 7-8х классов об их отношении к псевдонимам
3.
Первое появление "ложных имён"
Слово псевдоним состоит из двух греческих основ (pseudos-ложь и onyma-имя) - ложное имя; выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает своё произведение или всякая подпись под произведением, не соответствующая действительной фамилии автора.
Первое применение ложных имён встречается уже в 5-4вв. до н.э. Аристофан ставил на сцене свои пьесы под именами своих современников - комических поэтов Филонида и Каластрата, хотя публика знала, что автором является Аристофан.
Под псевдонимами нам известны некоторые деятели Возраждения.
В русской традиции псевдоним теснее связан с фамилией, хотя это не вполне фамилия и в то же времяь - не только фамилия.
Нередко случалось, что писатель начинал писать под псевдонимам, потом раскрывал его, но псевдоним так и сопутствовал его фамилии. Так Михаил Евграфович Салтыков писал под псевдонимом Николай Щедрин. Теперь он нам известен как Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. П.И.Мельников писал под псевдонимом Андрей Печерский. Максима Горького мы теперь зовём Алексей Максимович Горький, используя его подлинное имя и отчество, но присоединяя их не к его подлинной фамилии Пешков, а к псевдониму Горький.
4.
Выдуманные имена и условные знаки.
1. Причины, заставляющие людей обращаться к псевдонимам.
Псевдонимы возникли в среде писателей, художников, музыкантов, публицистов, общественных деятелей из необходимости скрывать своё подлинное имя.
В разное время, у представителей различных слоёв общества причины, заставляющие людей обращаться к псевдонимам, были различными.
В эпоху Возрождения и в начале нового времени художник приравнивался к ремесленнику. Сочинять для театра, печатать свои стихи за деньги, выставлять для публичного осмотра свои картины или скульптуры для людей из высшего общества считалось унизительным.
Псевдоним был необходим и профессиональному актёру, прежде всего, чтобы не быть узнанным.
В периоды обострения политической борьбы общественные деятели, публицисты, борцы скрывали свои подлинные имена для конспирации, для своеобразной обороны, защиты, поскольку обнаружение подлинных авторов выступлений могло навлечь неприятности на их близких, а нередко угрожало их собственной безопасности.
В 20 веке в странах Запада псевдоним, особенно артистический, уподобляется товарному знаку. Существует ряд требований, предъявляемых к сценическим псевдонимам: они должны быть кратки, звучны. Напрмер, Роб Бой, Рой Роджерс, Дези Арнас Кинозвезда МариЭлен Пауэрз взяла себе в качестве псевдонима Мала Пауэрз, говоря, что «Мала» содержит в себе понемножку всего: по-эскимосски – это храбрая, по-латински – плохая, по-русски – маленькая, по-нидерландски – особенная, по-бирмански – хорошая.
Одним из мотивов для принятия псевдонимов в среде литераторов была борьба за право быть напечатанным. Особенно этот вопрос стоял в 19 веке, причём для одних публикация означала заработок, для других – необходимость участвовать в творческом процессе. Для четвёртых – приятное времяпрепровождение. В связи с этим можно отметить обращение женщин к мужским псевдонимам, а мужчин к женским
5.
2. Литературное "переодевание"...
Вплоть до 19 века было широко распространенно мнение, что женщины не способны писать к писательской деятельности. Писавшим женщинам поневоле приходилось прибегать к чужим именам, отправлять рукописи в редакцию от подставных лиц, нередко членов своих семей.
Отрицательно относился к авторам- женщинам даже Иван Сергеевич Тургенев, отмечая, что «в женских талантах есть что-то неправильное, не литературное». Тем не менее Тургенев оценил дарование писательницы Марко Вовчок – М.А Вилинской (Маркович). Под мужским псевдонимом прошли свой творческий путь и многие советские писательницы.
В конце 19- начало 20 веков, когда женский вопрос уже решался положительно, то наоборот мужчины обращаются к женских псевдонимам, считая, что к женщинам не будут предъявлять слишком больших требований, что их работа, подписанная женским именем будет быстрее опубликована. В 90-ые годы в «Уральской жизни» регулярно печаталась Нина Ивановна. За этой подписью скрывался сотрудник редакции С.В Виноградов.
В 20 веке литературное переодевание превратилось в своеобразную игру. Так в 1913 году Валерий Брюсов опубликовал «Стихи Нелли», в которых пародировал, как женщины пишут о любви. Молодой Эдуард Багрицкий писал под псевдонимом Нина Воскресенская, а Максимилиан Волошин в 1909 году разыгрывал редакцию журнала «Аполлон» под псевдонимом Черубина де Габрияк, который он придумал для поэтессы Елизаветы Васильевны Дмитриевой. В настоящее время трудно установить, какие стихи писала она, какие он . Мнимые иностранцы- ещё одна разновидность псевдонимов, иной раз позволяющая автору иметь лишний шанс на то, чтобы быть опубликованным и сделать критику окружающей действительности более острой. Так в «Письмах знатного иностранца» (1878-1879) К.М Станюкович от лица некоего Джонни Смита, якобы пишущего своей жене Дженни, рассказывая о нравах русского общества. В 1896 году К.М Станюкович после Сибирской ссылки снова обратился к этому жанру.
Если в 17-18 веках люди из знатного сословия, скрывая свои пышные имена, брали скромные имена из народа, то в 19 веке картина изменилась прямо на противоположную. Так в русской литературе появились: Граф Алексис Жасминов ( В.П Буренин), он же Генерал Супостатов 2-ой, поручик Алексис Республиканцев и виконт Кебриоль Дантраше.
В различных юмористических журналах встречались псевдонимы: граф Антре - Кот, хан Трын-Трава, Доктор Ой.
6.
3. 20 век- стремление к оригинальности в создании псевдонимов
В 20 веке перед автором не стоит вопрос о том, выступать ли ему в печате от имени женщины или мужчины, соотечественника или иностранца. Он обращается к псевдониму просто потому, что так принято, что все себе берут псевдонимы. Если в актёрской и писательской среде псевдоним становится достоянием каждого, то начинается своеобразная конкуренция псевдонимов, стремление к оригинальности, к рисовке, мода на псевдонимы оригинальных типов: например, Антон Левый и Антон Новый (А.В Луначарский), Андрей Белый (Б.Н Бугаев). На ряду с этим есть и нейтральные псевдонимы, просто заменяющие истинное имя на скромную- неброское. Например, А.С Пушкин, выступая в роли издателя подписался Ивановым, а Максим Горький, будучи уже известным писателем, подписал свой рассказ «Рассказ об одном романе» Василий Сизов.
В языковедчестком плане мы обратили внимание на форму и содержание псевдонимов. По скольку в русской традиции основная масса псевдонимов стоит ближе всего к фамилиям и употребляется параллельно с ними или вместо них, то, естественно, что многие псевдонимы напоминают фамилии даже с трудом от них отличаются, например Николай Рубцов- псевдоним поэта Н.Ф Жоголева «по прозвищу его деда Рубец». Здесь полностью повторён естественный путь складывания русских фамилий. Но псевдонимы- не только фамилии, это позволяет им приобретать самые причудливые формы. Включая необычные для данного языка стечение гласных и согласных. В псевдонимах допускается обще принятого для данного языка слогового состава, нетипичные начальные и конечные элементы. Такие псевдонимы смыкаются с элементами искусственного словотворчества, как товарные знаки, номенклатура, представляющие собой достаточно новую и весьма прихотливую часть словарного состава со своими особыми закономерностями.
В поисках псевдонимов обращаются к анаграммам - перестановкам букв: Люценко - Елцюкон и к "перевёртышам" (читать в обратном порядке) Нави Волырк - Иван Крылов, Нидефак - Константин Александрович Федин.
К числу невероятных и немыслимых в естественных условиях слов относятся также следующие псевдонимы: Вали Алла - Шах - Казым - Оглы - Верды - псевдоним И.А. Вашкова, раскрывается из первых букв этого громоздкого псевдонима восточного имени. Иной раз псевдонимами оказываются вообще даже не слова. Так в качестве псевдонимов может выступать одна или несколько звёздочек: *; **; ***. В каччестве псевдонимов используются инициалы, знаки препинания, геометрические фигуры, математические знаки и даже ребуы.
Псевдонимы образованные из имён литературных персонажей, составляют целую галерею. Например, псевдонимом Правдин ( персонаж фонвизинского " Недоросля") подписывались в разное время многие русские журналисты. 7.
Русские и украинские журналисты не раз обращались к псевдониму Хома Брут - имя и прозвище. Псевдоним, указывающий на главную черту характера автора или на особенность его творчества, принято называть френонимом. К ним относятся и фамилии, образованные от имён прилагательных: Максим горький, Панас Мирный. Титлонимами называются те псевдонимы, которые характеризуют звание или должность автора: Крестьянин (поэт И.З.Суриков). Учитель, библиотекарь - псевдонимы Лидии Сейфуллиной.
Интересную группу составляют негативные псевдонимы: Не - врач, Не - Артист, Не - Критик.
В русских юмористических журналах встречаются так же псевдонимы очень далёкие в своей форме от подлинных фамилий: Пушкин в квадрате, Совсем не я, Сам - пью - чай, О'о нельзя.
Но всё же основная модель псевдонимов - фамильная.
Авторами произведения может быть не один, а несколько человек. Иногда они так и подписываются своими подлинными именами или псевдонимами, не делая тайны сколько их человек. Например, книга об Остапе Бендере написал Ильфом и Петровым. Иной раз число писавших скрывается:, Например афоризмы Козьмы Пруткова создало трио: А.К.Толстой и братья А.М. и В.М.Жемчужниковы.
Групповой псевдоним Кукрыниксы - трёх художников - карикатуристов - образован из начальных элементов их фамилий и части имени художника Соколова: Куприянов, Крылов, Николай Соколов, - ы, окончание множественного числа.
Интересно то, что каждый член этого творческого коллектива под своей настоящей фамилией выступает в области жанровой живописи, пейзажа, портрета. Карикатуры же они рисуют вместе.
8.
4.Разнообразие групп псевдонимов
Таким образом, в обширной литературе о псевдонимах можно выделить следующие группы:
- Анаграммы – псевдонимы, составленный по средствам перестановки;
- Палинонимы –или « перевёртыши»- псевдоним из букв собственного имени, читающийся наоборот;
- Криптонимы- подписи в виде инициалов и разообразных сокращений.
-Астронимы- подписи, состоящие из одной или нескольких звёздочекю.
Титлонимы- псевдонимы, указывающие на уже изданное произведение, или характеризующие звание или должность. Национальный псевдонимы- подписи, указывающие на национальность автора или местность его жительства.
Аллонимы- псевдонимы, являющиеся действительными фамилиями других авторов.
Псевдандронимы - подписи, имеющие форму мужского имени, под которым пишут женщины.
Псевдогнимы - псевдонимы в форме женских имён, которыми подписываются мужчины.
Акронимы- псевдонимы, составленные из начальных элементов имени и фамилии.
Френонимы - псевдонимы, указывающие на главную черту характера.
Коллективный псевдоним – псевдоним, под которым совместно пишут несколько авторов.
Общественная значимость псевдонимов и яркий, злободневный характер многих из них сближают псевдонимы с прозвищами. Существенное отличие псевдонима от прозвищ заключается в том, что прозвища создаются окружающими людьми в качестве своеобразной общественной оценки именуемого, а псевдоним создаётся самим человеком, нередко как особое средство самовыражения.
9
Выводы:
Итак, познакомившись с литературной по данной теме, нам удалось выявить наиболее типичные ситуации, в которых люди обращались к псевдонимам:
1.Обезопасить себя и близких от нападок со стороны цензуры и критики (для конспирации)
2.Неблагозвучность, смешная фамилия
3.Наличие однофамильцев в литературе
4 Писать под псевдонимом было модно
5.Не быть узнанным (скромность автора)
6. Борьба за право быть опубликованным
Примечательно то, что в 19-20 веках существовала просто мода на псевдонимы, а если говорить о нашем времени, то интерес к ним пропал.
10.
Проведя социалистический вопрос среди учащихся 7-8х классов мы пришли к следующему.
Нами было опрошено 88 человек.
Было задано четыре вопроса:
1.Знаешь ли ты, что такое псевдоним?
64 человека из 88-ми знают, что такое псевдоним, 24 ответили отрицательно
2.Псевдонимы каких писателей вы знаете?
Из учащихся которых мы опросили большинство знают, что были псевдонимы у М.Е.Салтыкова - Щедрина, Антона Павловича Чехова и Максима Горького.
3.Нравится ли тебе твоя фамилия ?
78 учащимся нравится их фамилия, 10 ответили отрицательно
4. Хотел ли ты иметь псевдоним?
Из 88-ми учеников 37 хотели б взять себе псевдоним.
11.