СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психическое развитие человека на разных возрастных этапах

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прошу указывать авторство при использовании данных из разработанной мною таблицы "Возрастные ступени психического развития человека - особенности развития на различных возрастных этапах."

Просмотр содержимого документа
«Психическое развитие человека на разных возрастных этапах»

АВТОР РАБОТЫ – ТИМОШЕНКО ДИАНА АНАТОЛЬЕВНА


Психическое развитие человека: возрастные ступени.

Особенности развития на различных возрастных этапах



Название возрастного этапа


Возр. период

Параметры сравнения

Ведущий тип деятельности

Новообразование психическое

Социальная ситуация развития

Главное противоречие

Раннее детство

Кризис новорожденности

1

Младенчество

0-1

Непосредственно эмоциональное общение ребенка со взрослым

«Комплекс оживления», ходьба, первое слово

Ситуация «Мы». Неразрывное эмоц. единство ребенка и взрослого.

Освоение норм отношений между людьми

Ребенок максимально нуждается во взрослом, и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него.

Кризис одного года

2

Ранний возраст

1-3

Предметно-манипулятивная деятельность

Сознание «Я сам»; овладение предметными действиями; символическое, замещающее действие; предметная игра; активная речь; наглядно- действенное мышление; начальные виды изо и др деятельности; отделение от окружающих и сравнение себя с ними.

Ситуация «ребенок- предмет- взрослый».

Совместная деятельность со взрослым человеком, усвоение общественно выработанных способов употребления предметов.

Способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять действие самостоятельно

Детство

Кризис 3-х лет «я сам»

3

Дошкольный возраст

3-7


Игровая деятельность (сюжетно- ролевая игра)

Возникновение детского мировоззрения. Первичные этические представления (что такое хорошо, что такое плохо). Возникновение произвольности поведения (стремление управлять собой, своими поступками). Возникает соподчинение мотивов. Возникает самосознание, самооценка.

Ситуация «ребенок- взрослый (обобщенный, общественный)».

Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми

Основная потребность ребенка- жить вместе с окружающими людьми, в обществе, хочет делать все, как взрослые. Но осуществить это невозможно, тк мир сложен и опасен. Противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре, берет на себя роль взрослого, моделирует его действия, проигрывает воображаемую ситуацию.

Кризис 7-ми лет

4

Школьный возраст

Младший школьный возраст

8-12




Учебная деятельность

Произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта


Две ситуации отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок- дети», «ребенок- учитель».

Освоение знаний,

развитие

интеллектуально-познавательной

деятельности. Освоение норм

и отношений

между людьми.

Знания и умения, социальные по содержанию, должны стать индивидуальным достоянием ребенка.

Подростничество

5

Средний школьный возраст/ Подростковый возраст


11-15

Д.Б. Эльконин: Общение со сверстниками (интимно-личностное общение). К.Н. Поливанова: учебно-проектная.

Д.И. Фельдштейн: обществ полезная,

социально признаваемая и одобряемая д-ть и интимно-личностное общение

Чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке", стремление к взрослости, самооценка


Ситуация «подросток- ровесники». Господство детского сообщества над взрослым.


Стремление быть, казаться и считаться взрослым. Это встречает сопротивление со стороны окружающих. Настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.

Кризис 13 лет

6

Старший школьный/

Пубертатный возраст/

Ранняя юность

14(15) -

17


Общение со сверстниками и референтной группой (значимой).

Учебно-профес. деятельность

Профессиональное и личностное самоопределение, мировоззрение

Освоение профессиональных знаний, умений

Между необходимостью самоопределения и возможностью удовлетворения

Кризис 15 (17) лет




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!