Психическое развитие человека: возрастные ступени.
№ | Название возрастного этапа | Возр. период | Параметры сравнения |
Ведущий тип деятельности | Новообразование психическое | Социальная ситуация развития | Главное противоречие |
Раннее детство | Кризис новорожденности |
1 | Младенчество | 0-1 | Непосредственно эмоциональное общение ребенка со взрослым | «Комплекс оживления», ходьба, первое слово | Ситуация «Мы». Неразрывное эмоц. единство ребенка и взрослого. Освоение норм отношений между людьми | Ребенок максимально нуждается во взрослом, и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. |
Кризис одного года |
2 | Ранний возраст | 1-3 | Предметно-манипулятивная деятельность | Сознание «Я сам»; овладение предметными действиями; символическое, замещающее действие; предметная игра; активная речь; наглядно- действенное мышление; начальные виды изо и др деятельности; отделение от окружающих и сравнение себя с ними. | Ситуация «ребенок- предмет- взрослый». Совместная деятельность со взрослым человеком, усвоение общественно выработанных способов употребления предметов. | Способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять действие самостоятельно |
Детство | Кризис 3-х лет «я сам» |
3 | Дошкольный возраст | 3-7 | Игровая деятельность (сюжетно- ролевая игра) | Возникновение детского мировоззрения. Первичные этические представления (что такое хорошо, что такое плохо). Возникновение произвольности поведения (стремление управлять собой, своими поступками). Возникает соподчинение мотивов. Возникает самосознание, самооценка. | Ситуация «ребенок- взрослый (обобщенный, общественный)». Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми | Основная потребность ребенка- жить вместе с окружающими людьми, в обществе, хочет делать все, как взрослые. Но осуществить это невозможно, тк мир сложен и опасен. Противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре, берет на себя роль взрослого, моделирует его действия, проигрывает воображаемую ситуацию. |
Кризис 7-ми лет |
4 | Школьный возраст | Младший школьный возраст | 8-12 | Учебная деятельность | Произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта | Две ситуации отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок- дети», «ребенок- учитель». Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности. Освоение норм и отношений между людьми. | Знания и умения, социальные по содержанию, должны стать индивидуальным достоянием ребенка. |
Подростничество | 5 | Средний школьный возраст/ Подростковый возраст | 11-15 | Д.Б. Эльконин: Общение со сверстниками (интимно-личностное общение). К.Н. Поливанова: учебно-проектная. Д.И. Фельдштейн: обществ полезная, социально признаваемая и одобряемая д-ть и интимно-личностное общение | Чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке", стремление к взрослости, самооценка | Ситуация «подросток- ровесники». Господство детского сообщества над взрослым. | Стремление быть, казаться и считаться взрослым. Это встречает сопротивление со стороны окружающих. Настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. |
Кризис 13 лет |
6 | Старший школьный/ Пубертатный возраст/ Ранняя юность | 14(15) - 17 | Общение со сверстниками и референтной группой (значимой). Учебно-профес. деятельность | Профессиональное и личностное самоопределение, мировоззрение | Освоение профессиональных знаний, умений | Между необходимостью самоопределения и возможностью удовлетворения |
Кризис 15 (17) лет |