Психическое здоровье детей-будущее здоровье нации
по материалам
Всероссийской Конференции по детской психиатрии и наркологии
4-6 октября 2016
ГОУ ЯО ЯШИ №8
Социальный педагог
Созина Е.В.
Государственный приоритет
«Государственная политика в области здравоохранения осуществляется исходя из того, что жизнь и здоровье граждан являются одним из условий обеспечения национальной безопасности …»
из Федерального Закона
«О здравоохранении»
«Огромное значение в сохранении жизни и здоровья наших граждан имеет развитие профилактического направления. Продолжается реализация масштабной программы диспансеризации населения - системы целенаправленных скринингов для выявления наиболее значимых,с точки зрения смертности и заболеваемости, состояний. Вместе с тем, важнейшим условием эффективности всего комплекса профилактических мер является развитие ответственности каждого человека за свое здоровье и здоровье своей семьи» В.И. Скворцова Апрель 2016 Коллегия МЗ РФ
Содействие сохранению психического здоровья
- Организация работы специалистами ведомств по последовательному приобщению детей к разнообразным видам социально-признаваемой деятельности, мотивации на созидание (трудовой, спортивной, художественной, общественной и др.)
- Формирование максимального позитивного влияния социальной среды на детскую психику (ФЗ «Об информационной безопасности»).
- Создание условий жизни, способствующих гармоничному развитию (устранение факторов риска, формирование факторов защиты по позитивному функционированию )
Распространенность детской инвалидности в некоторых странах
1,9%
РФ
2,6%
Великобритания
4,9%
Китай
12,8%
США
Структура детской инвалидности в РФ
Динамика численности инвалидов по психическим заболеваниям в РФ
в 2000-2015 гг.
Число инвалидов (всего) с 2000 по 2015 год увеличилось на 24,0 %, а число инвалидов – детей
(0-17) на 42,2 %
Диагностическая структура умственной отсталости у детей
Умственная отсталость
% от всех расстройств
2000
Легкая умственная отсталость
79,5%
2015
Другие формы умственной отсталости
71,1%
20,5%
Всего
100,0%
28,9%
100,0%
Показатели болезненности детского (0-14 лет) населения (на 10 тысяч)
Показатели болезненности: Психозы и слабоумие детского (0-14 лет) населения (на 10 тысяч)
Показатели болезненности: Умственная отсталость детского (0-14 лет) населения (на 10 тысяч)
Масштаб проблемы
- За последние три года количество суицидов среди подростков в г. Москве возросло более чем в три раза.
- По данным специалистов на каждую завершённую попытку суицида приходится от 10-40 незавершенных попыток.
- По данным Следственного комитета РФ участниками так называемых «групп смерти» (в сети Интернет) по РФ являются – 270 тыс. чел., по г. Москве – 20 тыс. чел.
- Фиксируется рост самоповреждающего поведения (чаще самопорезы ) : на фоне тревожно-депрессивных реакций, или как элемент «моды» у акцентуированных личностей.
- Возраст детей, на которых направлено
подстрекательство к суициду (самоповреждениям)
в сети Интернет, охватывает и
младшую возрастную группу .
Общее количество завершенных суицидов среди несовершеннолетних по г. Москве в 2015-2016 уч. г. (сентябрь – июль) составляет 29 случаев.
Статистика обращений на Детский телефон доверия по суицидальной тематике (2015 г.)
Основные причины самоубийств среди подростков и молодежи в период 2011-2016 г. (124 случая)*
Самоубийства подростков из полных, финансово
благополучных семей составили больше 60% случаев .
Основные мотивы самоубийств среди подростков и молодежи
в период 2011-2016 г. (124 случая)*
_________
* В т.ч. по анализу материалов Следственного комитета РФ по г. Москве
Предполагаемые механизмы суицидов среди несовершеннолетних г. Москвы *
- Семейные конфликты при формально благополучной семье. Конфликты, связанные с перфекционизмом родителей по отношению к ребенку – ребенок не выполняет требований семьи/родителей – за этим следует реакция избегания наказания , трансформирующаяся в суицидальные действия.
- Семейные конфликты с элементами психологического/физического насилия, сочетанные с трудностями, проблемами в школе. Нарастает внутреннее напряжение, за которым следует импульсивная разрядка (часто усиливающаяся на фоне употребления ПАВ) – суицидальные действия с мотивами протеста, мести .
- Хронические депрессивные состояния (часто не диагностированные) с переживаниями душевной боли, невыносимости, которая приводит к суицидальным действиям с мотивами самонаказания.
- Буллинг детей, имеющих хронические соматические (чаще эндокринные), психические заболевания, при недооценке тяжести психического состояния, со стороны родителей – мотив - призыв.
* - по результатам анализа 20 случаев СК (2014-2015 гг.), 50 случаев – ЦЭПП (2014-2016 гг.)
Актуальные запросы на оказание экстренной и кризисной психологической помощи субъектам образования Проведена 261 дистанционная консультация (Детский телефон доверия) несовершеннолетних и их родителей по вопросам суицидального поведения детей и подростков
30%
29%
11%
10%
8%
5%
2,5%
2,5%
1,5%
0,5%
2014-2015 гг.
Общая ситуация
В последние годы отмечается значительный рост детской психической патологии, в том числе расстройств аутистического спектра (РАС) в нашей стране в целом и в Московской области, в частности.
По данным поступающих от окружных специалистов количество детей с РАС, находящихся под наблюдением у районных детских психиатров
- в 2014 году составляло 1443 человека ,
- в 2015 году составило 2160 человек .
+ 717 человек
Принципы диагностики РАС
Описание поведенческих характеристик аутизма в этих двух системах почти идентично. Они основываются на триаде нарушений, сформулированной Лорной Винг (1993).
К ней относятся:
- ослабление способности к социальному взаимодействию;
- ослабление вербальной и невербальной коммуникации;
- предпочтение повторяющихся, обособленных, стереотипных интересов или действий.
Дезадаптивное поведение у лиц с УО
- Преобладание у умственно отсталых подростков в структуре личности таких черт, как эмоциональная нестабильность, неадекватность оценки себя и окружающих обуславливает проявления дезадаптивного поведения.
- У нормально развивающихся сверстников осознание последствий своих поступков, эмоциональная стабильность в отношениях с окружающими способствуют формированию адекватного поведения.
Дезадаптивное поведение у лиц с УО
- Лица с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, как правило, заранее не разрабатывают план действий, но готовы в любой момент добровольно без физического или психического принуждения поступить противоправно.
- Олигофрены не способны совершать «сложные» преступления, требующие ловкости, сообразительности, значительных интеллектуальных усилий или тщательной подготовки
Дезадаптивное поведение у лиц с УО
- Несовершеннолетние преступники по большей степени совершают изнасилования, хищения, причинение вреда здоровью, хулиганство, вымогательство, угоны автотранспорта, что составляет 80 - 85% всех преступлений, совершенных несовершеннолетними.
- Несомненным «лидером» среди «подростковых» преступлений является кража (около 60% совершенных преступлений, что на 20% превышает долю краж во взрослой преступности). Вторым по распространенности среди несовершеннолетних преступлением является грабеж (около 10%).
Дезадаптивное поведение у лиц с УО
- Исследования, проводимые к 2010 году, показали,
что доля несовершеннолетних с психическими отклонениями среди подростков - правонарушителей достигала 50%.
- По данным экспертов в 2014 году, наблюдалось увеличение доли несовершеннолетних преступников, имеющих психические аномалии до 60%.
Алгоритм междисциплинарного взаимодействия при ургентных психический и поведенческих расстройств у детей и подростков образовательных организаций
Этапы
Наименование
I
Специалисты
Изоляция ребёнка в медицинском кабинете или ином помещении в присутствии медицинской сестры и лиц контролирующих и обеспечивающих его безопасность
II
Информирование родителей ребёнка или опекунов о состоянии здоровье и характере предпринимаемых действий
Администрация организации , психолог школьная медицинская сестра
Администрация образовательной организации
III
Вызов скорой медицинской помощи или неотложной психиатрической. В случаях криминального или агрессивного поведение вызов правоохранительных органов.
IV
Администрация образовательной организации, медицинская сестра
Обеспечение безопасности ребёнка и других членов образовательной организации до прибытия врачебной бригады или консультации специалиста. При криминальных девиациях поведения до прибытия представителей правоохранительных органов
Администрация образовательного учреждения, медицинская сестра,
врач общей практики
V
Передача ребёнка родителям с информированием юридических оснований предпринятых действий и необходимости консультации у врача-специалиста
Администрация образовательной организации, врач общей практики или специалист, представитель правоохранительных органов
Спасибо за внимание
Декабрь 2016