СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психическое здоровье детей-будущее здоровье нации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обзор материалов Всероссийской конференции психиатров и наркологов.

Просмотр содержимого документа
«Психическое здоровье детей-будущее здоровье нации»

Психическое здоровье детей-будущее здоровье нации по материалам Всероссийской Конференции по детской психиатрии и наркологии  4-6 октября 2016   ГОУ ЯО ЯШИ №8 Социальный педагог Созина Е.В.

Психическое здоровье детей-будущее здоровье нации

по материалам

Всероссийской Конференции по детской психиатрии и наркологии

4-6 октября 2016

ГОУ ЯО ЯШИ №8

Социальный педагог

Созина Е.В.

Государственный приоритет «Государственная политика в области здравоохранения осуществляется исходя из того, что жизнь и здоровье граждан являются одним из условий обеспечения национальной безопасности …» из Федерального Закона  «О здравоохранении»

Государственный приоритет

«Государственная политика в области здравоохранения осуществляется исходя из того, что жизнь и здоровье граждан являются одним из условий обеспечения национальной безопасности …»

из Федерального Закона

«О здравоохранении»

«Огромное значение в сохранении жизни и здоровья наших граждан имеет развитие профилактического направления.  Продолжается реализация масштабной программы диспансеризации населения - системы целенаправленных скринингов для выявления наиболее значимых,с точки зрения смертности и заболеваемости, состояний.  Вместе с тем, важнейшим условием эффективности всего комплекса профилактических мер является развитие ответственности каждого человека за свое здоровье и здоровье своей семьи»   В.И. Скворцова Апрель 2016 Коллегия МЗ РФ

«Огромное значение в сохранении жизни и здоровья наших граждан имеет развитие профилактического направления. Продолжается реализация масштабной программы диспансеризации населения - системы целенаправленных скринингов для выявления наиболее значимых,с точки зрения смертности и заболеваемости, состояний. Вместе с тем, важнейшим условием эффективности всего комплекса профилактических мер является развитие ответственности каждого человека за свое здоровье и здоровье своей семьи» В.И. Скворцова Апрель 2016 Коллегия МЗ РФ

Содействие сохранению психического здоровья Организация работы специалистами ведомств по последовательному приобщению детей к разнообразным видам социально-признаваемой деятельности, мотивации на созидание (трудовой, спортивной, художественной, общественной и др.) Формирование максимального позитивного влияния социальной среды на детскую психику (ФЗ «Об информационной безопасности»). Создание условий жизни, способствующих гармоничному развитию (устранение факторов риска, формирование факторов защиты по позитивному функционированию )

Содействие сохранению психического здоровья

  • Организация работы специалистами ведомств по последовательному приобщению детей к разнообразным видам социально-признаваемой деятельности, мотивации на созидание (трудовой, спортивной, художественной, общественной и др.)
  • Формирование максимального позитивного влияния социальной среды на детскую психику (ФЗ «Об информационной безопасности»).
  • Создание условий жизни, способствующих гармоничному развитию (устранение факторов риска, формирование факторов защиты по позитивному функционированию )
Распространенность детской инвалидности в некоторых странах 1,9% РФ 2,6% Великобритания 4,9% Китай 12,8% США

Распространенность детской инвалидности в некоторых странах

1,9%

РФ

2,6%

Великобритания

4,9%

Китай

12,8%

США

Структура детской инвалидности в РФ

Структура детской инвалидности в РФ

Динамика численности инвалидов по психическим заболеваниям в РФ в 2000-2015 гг. Число инвалидов (всего) с 2000 по 2015 год увеличилось на 24,0 %, а число инвалидов – детей  (0-17) на 42,2 %

Динамика численности инвалидов по психическим заболеваниям в РФ

в 2000-2015 гг.

Число инвалидов (всего) с 2000 по 2015 год увеличилось на 24,0 %, а число инвалидов – детей

(0-17) на 42,2 %

Диагностическая структура умственной отсталости у детей Умственная отсталость % от всех расстройств 2000  Легкая умственная отсталость 79,5% 2015  Другие формы умственной отсталости 71,1% 20,5%  Всего 100,0% 28,9% 100,0%

Диагностическая структура умственной отсталости у детей

Умственная отсталость

% от всех расстройств

2000

Легкая умственная отсталость

79,5%

2015

Другие формы умственной отсталости

71,1%

20,5%

Всего

100,0%

28,9%

100,0%

Показатели болезненности  детского (0-14 лет) населения (на 10 тысяч)

Показатели болезненности детского (0-14 лет) населения (на 10 тысяч)

Показатели болезненности:  Психозы и слабоумие  детского (0-14 лет) населения (на 10 тысяч)

Показатели болезненности: Психозы и слабоумие детского (0-14 лет) населения (на 10 тысяч)

Показатели болезненности: Умственная отсталость детского (0-14 лет) населения  (на 10 тысяч)

Показатели болезненности: Умственная отсталость детского (0-14 лет) населения (на 10 тысяч)

Масштаб проблемы За последние три года количество суицидов среди подростков в г. Москве возросло более чем в три раза. По данным специалистов на каждую завершённую попытку суицида приходится от 10-40 незавершенных попыток. По данным Следственного комитета РФ участниками так называемых «групп смерти» (в сети Интернет) по РФ являются – 270 тыс. чел., по г. Москве – 20 тыс. чел. Фиксируется рост самоповреждающего поведения (чаще самопорезы ) : на фоне тревожно-депрессивных реакций, или как элемент «моды» у акцентуированных личностей. Возраст детей, на которых направлено  подстрекательство к суициду (самоповреждениям)  в сети Интернет, охватывает и  младшую возрастную группу .

Масштаб проблемы

  • За последние три года количество суицидов среди подростков в г. Москве возросло более чем в три раза.
  • По данным специалистов на каждую завершённую попытку суицида приходится от 10-40 незавершенных попыток.
  • По данным Следственного комитета РФ участниками так называемых «групп смерти» (в сети Интернет) по РФ являются – 270 тыс. чел., по г. Москве – 20 тыс. чел.
  • Фиксируется рост самоповреждающего поведения (чаще самопорезы ) : на фоне тревожно-депрессивных реакций, или как элемент «моды» у акцентуированных личностей.
  • Возраст детей, на которых направлено

подстрекательство к суициду (самоповреждениям)

в сети Интернет, охватывает и

младшую возрастную группу .

Общее количество завершенных суицидов среди несовершеннолетних по г. Москве в 2015-2016 уч. г. (сентябрь – июль) составляет 29 случаев. Статистика обращений на Детский телефон доверия по суицидальной тематике (2015 г.)

Общее количество завершенных суицидов среди несовершеннолетних по г. Москве в 2015-2016 уч. г. (сентябрь – июль) составляет 29 случаев.

Статистика обращений на Детский телефон доверия по суицидальной тематике (2015 г.)

Основные причины самоубийств среди подростков и молодежи в период 2011-2016 г.  (124 случая)* Самоубийства подростков из полных, финансово благополучных семей составили больше 60% случаев . Основные мотивы самоубийств среди подростков и молодежи  в период 2011-2016 г. (124 случая)* _________ * В т.ч. по анализу материалов Следственного комитета РФ по г. Москве

Основные причины самоубийств среди подростков и молодежи в период 2011-2016 г. (124 случая)*

Самоубийства подростков из полных, финансово

благополучных семей составили больше 60% случаев .

Основные мотивы самоубийств среди подростков и молодежи

в период 2011-2016 г. (124 случая)*

_________

* В т.ч. по анализу материалов Следственного комитета РФ по г. Москве

Предполагаемые механизмы суицидов среди несовершеннолетних г. Москвы *

  • Семейные конфликты при формально благополучной семье. Конфликты, связанные с перфекционизмом родителей по отношению к ребенку – ребенок не выполняет требований семьи/родителей – за этим следует реакция избегания наказания , трансформирующаяся в суицидальные действия.
  • Семейные конфликты с элементами психологического/физического насилия, сочетанные с трудностями, проблемами в школе. Нарастает внутреннее напряжение, за которым следует импульсивная разрядка (часто усиливающаяся на фоне употребления ПАВ) – суицидальные действия с мотивами протеста, мести .
  • Хронические депрессивные состояния (часто не диагностированные) с переживаниями душевной боли, невыносимости, которая приводит к суицидальным действиям с мотивами самонаказания.
  • Буллинг детей, имеющих хронические соматические (чаще эндокринные), психические заболевания, при недооценке тяжести психического состояния, со стороны родителей – мотив - призыв.

* - по результатам анализа 20 случаев СК (2014-2015 гг.), 50 случаев – ЦЭПП (2014-2016 гг.)

Актуальные запросы на оказание экстренной и кризисной психологической помощи субъектам образования  Проведена 261 дистанционная консультация (Детский телефон доверия) несовершеннолетних и их родителей по вопросам суицидального поведения детей и подростков 30% 29% 11% 10% 8% 5% 2,5% 2,5% 1,5% 0,5% 2014-2015 гг.

Актуальные запросы на оказание экстренной и кризисной психологической помощи субъектам образования Проведена 261 дистанционная консультация (Детский телефон доверия) несовершеннолетних и их родителей по вопросам суицидального поведения детей и подростков

30%

29%

11%

10%

8%

5%

2,5%

2,5%

1,5%

0,5%

2014-2015 гг.

Общая ситуация В последние годы отмечается значительный рост детской психической патологии, в том числе расстройств аутистического спектра (РАС) в нашей стране в целом и в Московской области, в частности. По данным поступающих от окружных специалистов количество детей с РАС, находящихся под наблюдением у районных детских психиатров в 2014 году составляло 1443 человека , в 2015 году составило 2160 человек .   + 717 человек

Общая ситуация

В последние годы отмечается значительный рост детской психической патологии, в том числе расстройств аутистического спектра (РАС) в нашей стране в целом и в Московской области, в частности.

По данным поступающих от окружных специалистов количество детей с РАС, находящихся под наблюдением у районных детских психиатров

  • в 2014 году составляло 1443 человека ,
  • в 2015 году составило 2160 человек .

+ 717 человек

Принципы диагностики РАС Описание поведенческих характеристик аутизма в этих двух системах почти идентично. Они основываются на триаде нарушений, сформулированной Лорной Винг (1993). К ней относятся: ослабление способности к социальному взаимодействию; ослабление вербальной и невербальной коммуникации; предпочтение повторяющихся, обособленных, стереотипных интересов или действий.

Принципы диагностики РАС

Описание поведенческих характеристик аутизма в этих двух системах почти идентично. Они основываются на триаде нарушений, сформулированной Лорной Винг (1993).

К ней относятся:

  • ослабление способности к социальному взаимодействию;
  • ослабление вербальной и невербальной коммуникации;
  • предпочтение повторяющихся, обособленных, стереотипных интересов или действий.

Дезадаптивное поведение у лиц с УО Преобладание у умственно отсталых подростков в структуре личности таких черт, как эмоциональная нестабильность, неадекватность оценки себя и окружающих обуславливает проявления дезадаптивного поведения. У нормально развивающихся сверстников осознание последствий своих поступков, эмоциональная стабильность в отношениях с окружающими способствуют формированию адекватного поведения.

Дезадаптивное поведение у лиц с УО

  • Преобладание у умственно отсталых подростков в структуре личности таких черт, как эмоциональная нестабильность, неадекватность оценки себя и окружающих обуславливает проявления дезадаптивного поведения.
  • У нормально развивающихся сверстников осознание последствий своих поступков, эмоциональная стабильность в отношениях с окружающими способствуют формированию адекватного поведения.
Дезадаптивное поведение у лиц с УО Лица с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, как правило, заранее не разрабатывают план действий, но готовы в любой момент добровольно без физического или психического принуждения поступить противоправно. Олигофрены не способны совершать «сложные» преступления, требующие ловкости, сообразительности, значительных интеллектуальных усилий или тщательной подготовки

Дезадаптивное поведение у лиц с УО

  • Лица с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, как правило, заранее не разрабатывают план действий, но готовы в любой момент добровольно без физического или психического принуждения поступить противоправно.
  • Олигофрены не способны совершать «сложные» преступления, требующие ловкости, сообразительности, значительных интеллектуальных усилий или тщательной подготовки
Дезадаптивное поведение у лиц с УО Несовершеннолетние преступники по большей степени совершают изнасилования, хищения, причинение вреда здоровью, хулиганство, вымогательство, угоны автотранспорта, что составляет 80 - 85% всех преступлений, совершенных несовершеннолетними. Несомненным «лидером» среди «подростковых» преступлений является кража (около 60% совершенных преступлений, что на 20% превышает долю краж во взрослой преступности). Вторым по распространенности среди несовершеннолетних преступлением является грабеж (около 10%).

Дезадаптивное поведение у лиц с УО

  • Несовершеннолетние преступники по большей степени совершают изнасилования, хищения, причинение вреда здоровью, хулиганство, вымогательство, угоны автотранспорта, что составляет 80 - 85% всех преступлений, совершенных несовершеннолетними.
  • Несомненным «лидером» среди «подростковых» преступлений является кража (около 60% совершенных преступлений, что на 20% превышает долю краж во взрослой преступности). Вторым по распространенности среди несовершеннолетних преступлением является грабеж (около 10%).
Дезадаптивное поведение у лиц с УО Исследования, проводимые к 2010 году, показали, что доля несовершеннолетних с психическими отклонениями среди подростков - правонарушителей достигала 50%. По данным экспертов в 2014 году, наблюдалось увеличение доли несовершеннолетних преступников, имеющих психические аномалии до 60%.

Дезадаптивное поведение у лиц с УО

  • Исследования, проводимые к 2010 году, показали,

что доля несовершеннолетних с психическими отклонениями среди подростков - правонарушителей достигала 50%.

  • По данным экспертов в 2014 году, наблюдалось увеличение доли несовершеннолетних преступников, имеющих психические аномалии до 60%.
Алгоритм междисциплинарного взаимодействия при ургентных психический и поведенческих расстройств у детей и подростков образовательных организаций Этапы Наименование  I Специалисты Изоляция ребёнка в медицинском кабинете или ином помещении в присутствии медицинской сестры и лиц контролирующих и обеспечивающих его безопасность II Информирование родителей ребёнка или опекунов о состоянии здоровье и характере предпринимаемых действий Администрация организации , психолог школьная медицинская сестра Администрация образовательной организации

Алгоритм междисциплинарного взаимодействия при ургентных психический и поведенческих расстройств у детей и подростков образовательных организаций

Этапы

Наименование

I

Специалисты

Изоляция ребёнка в медицинском кабинете или ином помещении в присутствии медицинской сестры и лиц контролирующих и обеспечивающих его безопасность

II

Информирование родителей ребёнка или опекунов о состоянии здоровье и характере предпринимаемых действий

Администрация организации , психолог школьная медицинская сестра

Администрация образовательной организации

III Вызов скорой медицинской помощи или неотложной психиатрической. В случаях криминального или агрессивного поведение вызов правоохранительных органов. IV Администрация образовательной организации, медицинская сестра Обеспечение безопасности ребёнка и других членов образовательной организации до прибытия врачебной бригады или консультации специалиста. При криминальных девиациях поведения до прибытия представителей правоохранительных органов Администрация образовательного учреждения, медицинская сестра, врач общей практики

III

Вызов скорой медицинской помощи или неотложной психиатрической. В случаях криминального или агрессивного поведение вызов правоохранительных органов.

IV

Администрация образовательной организации, медицинская сестра

Обеспечение безопасности ребёнка и других членов образовательной организации до прибытия врачебной бригады или консультации специалиста. При криминальных девиациях поведения до прибытия представителей правоохранительных органов

Администрация образовательного учреждения, медицинская сестра,

врач общей практики

V Передача ребёнка родителям с информированием юридических оснований предпринятых действий и необходимости консультации у врача-специалиста Администрация образовательной организации, врач общей практики или специалист, представитель правоохранительных органов

V

Передача ребёнка родителям с информированием юридических оснований предпринятых действий и необходимости консультации у врача-специалиста

Администрация образовательной организации, врач общей практики или специалист, представитель правоохранительных органов

Спасибо за внимание Декабрь 2016

Спасибо за внимание

Декабрь 2016