Психо-коррекционное (групповое) занятие для родителей детей с ОВЗ
Занятие «Маски»
1.Ритуал приветствия
Упражнение «Приветствие»
Участники ходят по комнате и молча, не произнося ни слова, здороваются друг с другом за руку. Форма приветствия время от времени меняется. Каждые 30 секунд ведущий говорит, как именно надо приветствовать друг друга:
-как друга, которого очень давно не видели
-как важного-преважного человека
-как чемпиона мира
-как пожилого человека
-как учителя в школе
-как свою маму
-как любимую бабушку
2.Разминка
Упражнение «Ветер дует на…»
Ведущий дает задание – «Поменяйтесь местами те, у кого голубые глаза… кудрявые волосы…кто сегодня завтракал…»
3.Основное содержание
Упражнение «Маски: скрытая и видимая»
Ведущий говорит: « С древних времен люди изготавливали маски для того, чтобы отразить какой-то образ. Сегодня вы тоже будете изготавливать две маски. Одна маска должна символически отразить то, что в вас видят окружающие, то, что в вас видят окружающие, то, что вы демонстрируете: черты характера, какой вы родитель, друг и пр. Вторая маска должна отражать скрытую сторону вашей личности, то, что вам мешает.
Нарисуйте на листах А4 овалы, в них глаза, рот, затем вырежьте и, используя любые материалы, используйте ваши маски (30-40 минут)
Необходимо придумать имена маскам, а также монолог или сказку от каждой маски».
Участники представляют обе маски от первого лица в любом порядке и так, как они этого хотят, при этом надев ее.
Далее участники рассказывают о чувствах, которые испытывали участники в процессе изготовления обеих масок, до начала работы, после ее окончания и в процессе представления масок. Можно предложить построить диалог между масками.
4.Медитация-визуализация
Упражнение «Лес»
Психолог: Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Закройте глаза и постарайтесь расслабиться, снять накопившееся напряжение.
Я приглашаю вас в воображаемое путешествие.
Однажды вы отправились в лес, может быть, вам хотелось испытать нечто невиданное, может быть, вас переполняло чувство полноты жизни, которое вы иногда испытываете, а может быть, вы захотели чего-то еще.
Итак, вы входите в лес. Солнце уже село, и сгустились сумерки. После теплого дня в воздухе ощущаются ароматы хвои и листвы. Вы ощущаете также запах трав и лесных цветов. Все эти запахи, смешиваясь, создают удивительный коктейль, который вливается в вашу грудь и распространяется по всему вашему телу.
Вечерний воздух постепенно остывает, закат сулит прохладу. Вы медленно идете по лесной тропинке, в полутьме различаете очертания деревьев, кустов и трав. Время от времени то одна, то другая птица издает трель. Эта особая музыка ночного леса — обещание чего-то удивительного, почти таинственного.
Вы выходите на опушку леса и видите поляну. Она почти круглая и похожа на внутренний двор замка. Вы чувствуете себя хорошо, защищенные стеной леса вокруг. Это место вам очень нравится. Вы ощущаете здесь особый покой и умиротворенность. Это ваша поляна, место, где вы можете побыть наедине с собой, погрузиться в себя и свои ощущения.
Вы идете к центру поляны и останавливаетесь там. Это не только центр поляны, но, как вам кажется, центр вашего существа, вы зачарованы и в таком блаженном состоянии пребываете здесь в течение некоторого времени.
Вы вслушиваетесь в ощущения своего тела, вглядываетесь в образы, проникающие в ваше сознание, в загадочную картину мира, окружающую вас со всех сторон. Вам бы хотелось стоять здесь еще и еще, но пора возвращаться домой.
Ваши ноги словно приросли к земле, и вы наклоняетесь, чтобы попросить ее отпустить вас. И тут ваше внимание привлекает один предмет, лежащий у ваших ног. ЧТО ЭТО? Ваша рука тянется к этому предмету, вы поднимаете его. Оказывается, эта ночная прогулка подарила вам что-то, словно вы ожидали какой-то находки, которая увенчает ваше удивительное путешествие. Вы внимательно рассматриваете найденный предмет, пытаетесь угадать, как он мог оказаться здесь, какова его история, что он несет вам.
А теперь вы возвращаетесь обратно.
Ведущий. Нарисуйте в цвете предмет, который вы нашли. Найденный вами предмет — это образ вашей САМОСТИ, вашего Я. В зависимости от того, какой вы себя воспринимаете, принимаете ли себя, таким и будет этот предмет.
Желающие могут показать свои рисунки и рассказать о найденном предмете.
5.Рефлексия занятия
Участники выражают свои чувства по поводу происходящего на занятии.
6.Ритуал прощания.
Участники, сидя по кругу, прощаются, подарив, сидящему слева, воображаемый подарок.