Психо-коррекционное (групповое) занятие для родителей детей с ОВЗ
Занятие «Зона прочности»
Ритуал приветствия
Упражнение «Короткое приветствие»
Группа делится на подгруппы по 2-3 человека. Ведущий дает задание придумать короткое приветствие всем участникам. Через 2минуты подгруппы по очереди демонстрируют то, что они придумали.
2.Разминка
Упражнение «Зона прочности»
Ведущий дает участникам задание - возьмите лист бумаги. Напишите в центре заглавную букву «Я». Проведите несколько линий от «Я» и напишите под ними области реализации своих способностей. Ваша задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше областей, где это «Я» может проявить себя, быть реализовано. Сколько областей вы смогли выделить? Теперь, когда вы все закончили, придумайте еще четыре - любых, самых неожиданных. Но важное условие – они должны быть вполне реальны.
Обсуждение.
Ведущий просит участников посмотреть на эту «звездную карту» своей жизни и сказать: может ли эта карта быть картой неудачника? Столько возможностей! Их нужно использовать.
Далее ведущий говорит о том, что, конечно, для реализации этих возможностей необходимы компетентность, приобретение умений и навыков в разных областях, умение налаживать контакты, общаться с разными людьми. Эти навыки призваны сделать человека независимым и свободным для жизни.
3.Основное содержание
Упражнение «Цветы жизни»
Ведущий: « Каждый человек в своей жизни сталкивается с различными трудностями, проблемами, потерями, разочарованиями. Однако даже самая негативная ситуация обогащает человека новым опытом, личностными качествами, духовным ростом. Сейчас попрошу вас подумать, что вы приобрели с рождением ребенка с ОВЗ. Возьмите, пожалуйста, бумагу для рисования. Придумайте, нарисуйте и вырежьте не менее семи лепестков цветка. Затем с помощью изобразительных средств на каждом лепестке изобразите свои приобретения. Объедините полученные лепестки в цветок. Придумайте ему название и историю его жизни с того момента, как он был семечком»
Обсуждение
4.Медитация-визуализация
Упражнение «Цветение розы»
Психолог: Сядьте удобно. Закройте глаза. Глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь.
Представьте себе розовый куст с цветами и бутонами. Обратите внимание на один из бутонов. Он еще полностью закрыт, лишь наверху можно увидеть розовую точку. Сосредоточьтесь на изображении, удерживая его в центре внимания.
Вообразите, что зеленая чашечка начинает раскрываться, обнажая пока еще закрытые лепестки цветка. Наконец перед вашим мысленным взором должен предстать весь бутон, состоящий из розовых лепестков.
Лепестки начинают медленно раскрываться. Это происходит до тех пор, пока перед вами не предстанет свежая прекрасная роза во всем своем великолепии и полном цветении. Попытайтесь уловить ее характерный запах, который не спутаешь ни с чем.
Теперь представьте себе, что на розу падает солнечный луч, освещая и согревая ее. В течение некоторого времени удерживайте это изображение.
Теперь отождествите себя с розой. Вообразите, что вы стали розой или вобрали цветок внутрь себя. Удостоверьтесь, что роза находится внутри вас. В символическом смысле вы и есть эта роза. Та же самая сила, которая создает розу, способна пробудить в вас ваше внутреннее «Я» и проявить все, что оно излучает.
Представьте, что вы стали розовым кустом. Ваши корни пронизывают землю, от которой поступают питательные вещества. Ваши листья и цветы растут, тянутся вверх, питаются энергией солнечного света и согреваются ею.
Вообразите, что вы — другие розовые кусты, растения и деревья. Вы — все, что существует за счет этой жизненной энергии и составляет часть планеты, великого целого. Попытайтесь удержать это ощущение в течение какого-то времени. Затем откройте глаза и вернитесь сюда.
Обсуждение
Участники рассказывают о своем впечатлении от упражнения, о чувствах, которые оно вызвало, при желании могут зафиксировать важную для себя информацию.
Информация для ведущего
Обычно внутреннее «Я» отождествляется символически с уже раскрытым цветком. Хотя это и статичное изображение, его визуализация оказывает стимулирующее действие на работу центральной нервной системы человека.
Однако наиболее эффективным средством стимуляции подсознательных резервов психики и процессов, там протекающих, является динамическая визуализация, когда из закрытого бутона рождается цветок во всем своем великолепии. В результате происходит рост внутренней энергии человека, его жизненной силы.
5.Рефлексия занятия
Участники выражают свои чувства по поводу происходящего на занятии.
6.Ритуал прощания.
Игра «Я дарю тебе букет – просто так!»
Участники «дарят» воображаемый букет любому из участников со словами: «Я дарю тебе букет - просто так!»