В данной разработке приведены фрагменты групповых занятий с родителями имеющими детей с ОВЗ. Содействие в освоении родителями форм правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком.Индивидуальные формы работы служат для установления непосредственного личного контакта между ребенком и членом семьи ребенка с ОВЗ, для ознакомления его с проблемами, которые обсуждаются в группе, а также для определения потребности в посещении групповых занятий. Эти формы работы позволяют психологу познакомиться с историей жизни данной семьи, определить проблемные точки семьи и личностные особенности родителя, предложить собственно психологическую поддержку (помощь в решении личных проблем, обучение некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка).
Просмотр содержимого документа
«Психо-коррекционное (групповое) занятие для родителей детей с ОВЗ "Эффективное взаимодействие"»
Психо-коррекционное (групповое) занятие для родителей детей с ОВЗ
Занятие «Эффективное взаимодействие»
1.Ритуал приветствия
Упражнение « Я сегодня вот такой»
Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: « Здравствуйте. Я сегодня вот такой» - и показывает невербально свое состояние. Остальные говорят: «Здравствуй (называют имя водящего)». Затем все вместе повторяют имя приветствующего игрока и говорят: « Игорь сегодня вот такой», при этом стараясь копировать его жесты, мимику как можно точнее.
2.Разминка
Упражнение «Эффективное взаимодействие»
Каждый участник выбирает себе какой-либо предмет или игрушку. Сначала один держит предмет в руках. Задача второго – уговорить партнера отдать этот предмет. Первый участник может отдать этот предмет тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями. Следующий шаг – упражнение выполняется с использованием невербальных средств общения.
Обсуждение:
-когда было легче просить предмет?
-почему вы решили все-таки расстаться со своим предметом?
-какие слова или действия побудили вас к этому?
3.Основное содержание
Упражнение «Психологические скульптуры»
Ведущий делит участников на пары (взрослый – ребенок). «Ребенок сидит на стуле, «взрослый» стоит рядом. Каждый из участников должен зафиксировать, что он видит (двигаются только глаза). «Родители» могут приласкать « ребенка», погладить его. Затем участники меняются ролями.
Обсуждение.
Что вы видели глазами «ребенка»? Что при этом чувствовали? Что вы видели глазами « взрослого»?
-Итак, оказывается, что ребенок и взрослый видят окружающее и друг друга совершенно по-разному. Поэтому часто бывает, что контакт затруднен. Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники могут видеть глаза друг друга. А также, когда занимают позиции, равные в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой. Возможна ситуация, когда один из собеседников занимает позицию «сверху», а второй послушно принимает позицию «снизу». Возможен ли в этом случае компромисс? Да, если эта позиция устраивает того и другого партнера. Но будет ли это взаимодействие развивающим обоих? Безусловно, нет. Именно такое общение закрепляет стереотипы: уверенность в собственной непогрешимости у одного и подавление инициативы, веры в собственные силы у другого. Каким , по вашему мнению, видит вас ребенок, когда вы занимаете позицию «сверху»? Захочет ли он продолжать такое общение? А теперь подумаем над таким вопросом: бывает ли наоборот – родитель занимает позицию «снизу», а ребенок «сверху»? – Да. Бывает. Тогда мы идем на поводу у ребенка, исполняем его прихоти и капризы, стараемся угодить ему. Но это, может быть, еще не так и страшно. Плохо, когда дети пользуются подобным положением и все дальше и больше, что называется, «садятся на голову». Обратите внимание: какая позиция преобладает в вашем общении с ребенком?
4.Медитация-визуализация
Упражнение «Маленькая птичка»
5.Рефлексия занятия
Участники выражают свои чувства по поводу происходящего на занятии.
6.Ритуал прощания.
Игра «Птенец»
Участники «передают» по кругу в ладошках воображаемого птенца.