Психо-коррекционное (групповое) занятие для родителей детей с ОВЗ
Занятие «Сотрудничество»
1.Ритуал приветствия
Упражнение «Пантомима»
Ведущий предлагает участникам изобразить себя:
-спешащими после работы
-едущими в переполненном транспорте
-входящими в кабинет к начальнику и т.д, приветствуя при этом членов группы.
2.Разминка
Упражнение «Диалог между сторонами моего Я: ласковая мама и строгая мама»
Ведущий дает участникам задание: изобразить ласковую, нежную, внимательную маму, которая всегда наполняет свои отношения с ребенком теплом и заботой, которая любит его. Ее никогда не раздражает его неумелость, медлительность и неловкость. Она никогда не кричит на своего ребенка и тем более никогда не применяет телесные формы наказания. Затем изображаем строгую маму. После выполнения следует обсуждение.
3.Основное содержание
-Ведущий и участники обсуждают основные принципы и условия сотрудничества с ребенком, оптимальные достижения ребенка и подводит участников к двум типам ситуаций (ребенок что-то делает сам и получает от этого удовольствие; ребенок что-то делает, но у него не получается)
-Знакомство с психологическим законом зоны ближайшего развития «Завтра ребенок будет сам делать то, что сегодня сделал с мамой»
-Обсуждение того, как влияют регулярные отказы родителей в помощи ребенку.
-Участникам предлагается по двум вариантам ситуации сформулировать тактику помощи ребенку исходя из потребности:
*не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи, своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке!»
*если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Принцип: Давай вместе!
-Заполнение таблицы:
Что ребенок сделает:
«Сам» / «Вместе с Вами»
4.Медитация-визуализация
Упражнение «Прекрасный цветок»
Упражнение «Прекрасный цветок»
Музыкальное сопровождение: из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Психолог:«Сегодня мы перенесемся с Вами в мир сказки и балета, в мир волшебства. Давайте попробуем вместе изобразить это волшебство с помощью движений нашего тела.
Представьте себя маленьким, маленьким зернышком, затерянным в земле (Сядьте на корточки и согнитесь. Сожмитесь, как можно сильнее. Прочувствуйте, как можно более ощутимее, собственную малость). Но вот появился маленький росток (чуть поднимите голову). Он тянется вверх через толщу земли. Ему неимоверно трудно пробиваться сквозь твердую, жирную, непокорную землю (покажите всем телом как это трудно).
Наконец росток выскочил на поверхность и стал стремительно расти вверх (потихоньку поднимайтесь, быстрее, быстрее). Его стебелек становится все крепче и крепче, его корни питаются соками земли. Они бегут вверх по стволу в листья и к самому цветку (почувствуйте и покажите как стебелек набирает силу). Цветок поднимает головку к солнцу (поднимайтесь, почувствуйте в себе прилив новых сил и изменение внутреннего состояния в связи с этим).
Солнце вливает в цветок энергию жизни. Цветок распускается. Он прекрасен. Солнце дает энергию света, энергию радости и счастья цветку и... ВАМ. Вы наполняетесь энергией солнца (Повторяйте за мной) Во мне энергия солнца. Я СИЛЬНА, РАДОСТНА, ЭНЕРГИЧНА, СЧАСТЛИВА. Я ПРЕКРАСНА, КАК ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЦВЕТОК».
Поделитесь Вашими ощущениями.
5.Рефлексия занятия
Участники выражают свои чувства по поводу происходящего на занятии.
6.Ритуал прощания
Игра «Комплимент себе»
Участники по кругу говорят о себе то хорошее, что в нем есть, добрые слова в свой адрес.