В данной разработке приведены фрагменты групповых занятий с родителями имеющими детей с ОВЗ. Содействие в освоении родителями форм правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком.Индивидуальные формы работы служат для установления непосредственного личного контакта между ребенком и членом семьи ребенка с ОВЗ, для ознакомления его с проблемами, которые обсуждаются в группе, а также для определения потребности в посещении групповых занятий. Эти формы работы позволяют психологу познакомиться с историей жизни данной семьи, определить проблемные точки семьи и личностные особенности родителя, предложить собственно психологическую поддержку (помощь в решении личных проблем, обучение некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка).
Просмотр содержимого документа
«Психо-коррекционное (групповое) занятие для родителей детей с ОВЗ "Фактор контроля"»
Психо-коррекционное (групповое) занятие для родителей детей с ОВЗ
Занятие «Фактор контроля»
1.Ритуал приветствия
Упражнение «Передаю привет самому…… участнику»
2.Разминка
Упражнение «Скульптура семьи»
Две подгруппы выстраивают скульптуру семьи. Противоположная команда определяет эмоции, переживания членов семьи.
3.Основное содержание
-Группа обсуждает правила и требования, которым дети должны подчиняться. Значение приобретенных знаний и умения учитывать эмоции, переживания, интересы и потребности ребенка. Психолог формулирует главные принципы дисциплины:
*Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
*Их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
*Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
-Работа в парах
Ведущий дает задание: определить зоны действий и поступков ребенка (от свободной до абсолютно запретной). На основе предлагаемых психологом ситуаций выделить эти зоны и обозначить их в названиях. Например: Зона свободных действий ребенка: действия по его усмотрению и собственному желанию. Зона относительной свободы: действия по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Зона особых обстоятельств: допускается, разрешается нарушение в силу особых обстоятельств. Зона запретов: действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах (нельзя).
-Обсуждение в группе способов внедрения различных форм контроля.
4.Медитация – визуализация
Упражнение «Летнее утро»
Музыкальное сопровождение: один из вальсов Ф. Шопена.
Психолог: «Это новая форма работы. Сейчас Вы вновь закроете глаза и постараетесь представить себе те образы и те картины, которые я буду описывать. Постарайтесь отключиться от ваших проблем и сосредоточьтесь на том, что вы услышите. Итак, начали»...
Текст: «Летнее утро. Солнышко уже поднялось. Вы лежите на поляне. Запах цветущих полевых цветов и трав слегка дурманит голову. Слышно щебетанье птиц и стрекотание кузнечиков. Постепенно начинает припекать. В вышине голубое, голубое небо. Снизу от земли оно кажется бесконечным. Отдельные небольшие облака стоят как будто на месте, словно прилепленные к небосводу. В траве жарко. На вашем лбу выступают капельки пота. Вы вытираете их рукой. (Проведите рукой по лбу — вам очень жарко. Вытрите пот.) Затем Вы приподнимаетесь — наконец-то освежающий ветерок дует в лицо. Вы ощущаете негу во всем теле. Приятно греет солнце, приятно холодит кожу и шевелит волосы легкий ветерок. Вы отдыхаете, отдыхаете, отдыхаете. (Вздохните глубоко, глубоко). Все в вашей жизни прекрасно, прекрасно, прекрасно! Как прекрасна эта поляна, цветы, это небо и солнце. Но самое главное — прекрасны ВЫ! Вы прекрасны, прекрасны, прекрасны! Ваша жизнь прекрасна, прекрасна, прекрасна! Повторяйте за мной не открывая глаза: МОЯ ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА, ПРЕКРАСНА, ПРЕКРАСНА!.. Откройте глаза...Расскажите, что вы видели и ощущали?».
После проведения музыкальной релаксации психолог задает следующие вопросы каждой из родительниц:
Смогли ли вы отключиться от реальных проблем
и на какое время?
Смогли ли отдохнуть во время релаксации?
Возникли в вашем сознании предлагаемый психологом образ?
Какие другие образы возникли во время релаксации? Каков характер этих образов: положительный или отрицательный?
5.Рефлексия занятия
Участники выражают свои чувства по поводу происходящего на занятии.
6.Ритуал прощания
Игра «Забираю с собой»
Участники по кругу говорят о том, что они «возьмут с собой» после этого занятия.