Изучение художественного произведения на уроках литературы в школе предполагает ряд направлений. Наиболее традиционными из них являются следующие: идейное содержание, особенности сюжета и композиции, построение системы образов, жанровое своеобразие, стилевая индивидуальность автора. В контексте понятия «индивидуально-авторский стиль» целесообразно говорить о такой его составляющей, как психологизм, тем более, что эта особенность авторской манеры письма зачастую не получает должного внимания при рассмотрении художественных произведений в школе.
Современное литературоведение располагает достаточным количеством работ по теории психологизма, однако до сих пор ощутимы пробелы в практических аспектах анализа, особенно касающегося школьного преподавания литературы. Читая художественное произведение, мы замечаем, что, прежде всего, в нём речь идёт о человеке: о его поступках и желаниях, мыслях и чувствах, настроениях и переживаниях, отношениях с другими людьми, а также предметах и природе, которые его окружают. Способность раскрывать тайны внутреннего мира человека, отображать его различные психологические состояния называют одной из наиболее притягательных черт художественной литературы. Именно это качество получило в литературоведении название «психологизм».
Психологизм в широком понимании слова характерен для всей художественной литературы, ведь в центре её – неповторимая человеческая личность. Но психологические элементы могут играть принципиально разную роль в художественных произведениях. В одних они немногочисленны и выполняют служебную, вспомогательную функцию - функцию художественной детали. В других - психологическое изображение занимает значительный объём, оно становится относительно самостоятельным и превращается в важный элемент содержания произведения, его проблематики и структуры образов.
Из этого следует, что есть более и менее психологичные произведения. Это ни в коем случае не является его недостатком, это, прежде всего, особенность. Просто в литературе параллельно существуют «психологический и непсихологический способы художественного освоения реальности, и они равноценны с этой точки зрения». Писатели могут или изображать внутренний мир человека, или их внимание сосредоточивается на других сторонах человеческой жизни. Например, если писателя интересует в основном историческая судьба народа, нации, государства, то в таких произведениях психологизм не является слишком необходимым для их структуры. Другое дело, когда в центре внимания писателя стоит неповторимая человеческая личность, нравственная, философская или этическая основа её характера, осмысление её противоречивых поступков. Русская литература подарила читателям ряд непревзойдённых по своему таланту писателей-психологов, самыми известными из которых, безусловно, являются М. Лермонтов, И.Тургенев, Ф.Достоевский и Л.Толстой. Н.Г.Чернышевский так определил главную черту таланта писателя в статье о Л.Толстом: «Психологический анализ есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту».
В литературоведческой науке к критериям признания художественного произведения психологическим традиционно относят три требования (два содержательных и одно формальное):
психологическое изображение является основным способом, с помощью которого писатель раскрывает, познаёт изображаемые им характеры героев;
психологическое изображение несёт на себе значительную смысловую нагрузку, раскрывая особенности проблематики и пафоса произведения;
психологическое изображение занимает достаточно большой объём.
Предреалистический метод (Гомер). Психологизм отсутствует. Внимание античного писателя сосредоточено не на психологии человека, а на глобальных социально-исторических вопросах.
Классицизм. В основу метода были положены идеи рационализма: художественные произведения строились по строгим канонам, а интерес писателя привлекали вечные, существенные, типологические черты, а не индивидуальные проявления человеческой психики. Поэтому психологизм не был характерен для писателей этого направления.
Сентиментализм. Доминантой человеческой природы сентиментализм в противовес классицизму объявил не разум, а чувство, поставив таким образом в центр художественного творчества индивидуализированную личность, способную чутко откликаться на происходящее вокруг. Следовательно, основы психологического анализа были заложены внутри этого метода.
Романтизм. Писатели-романтики создали тип рефлектирующего героя, который тщательно подвергает анализу свои поступки и чувства. В рамках романтизма психологический анализ получает новые возможности для своего развития.
Реализм. Реализм существенно обогатил приёмы психологического анализа, поскольку проявил стремление к «разложению» процесса зарождения и развития человеческого чувства («диалектика души»).
Модернизм. Черты психологизма в модернистской литературе определяются внутренней сущностью каждого из направлений, развивающихся в рамках этого художественного метода. Приёмы психологического анализа весьма органичны для представителей этого течения. Акмеизм существенно отошёл от психологизма как основы художественного творчества. А авангардистское направление футуризм искоренило из произведений литературы элементы психологического анализа.
Постмодернизм. Эстетический синкретизм и эклектизм развивающегося в современной литературе постмодернистского направления не позволяет делать однозначные выводы на предмет присутствия (или отсутствия) в нём психологизма.
Исследование стилевой манеры писателей позволяет сказать, что истинные мастера психологического анализа удачно сочетают в своих произведениях все три его разновидности. И всё же главной визиткой писателя-психолога чаще всего является умелое использование им, прежде всего, прямой формы, так как именно она становится главной в создании эмоциональной картины произведения. Собственно с прямой формой раскрытия внутреннего мира героев связано преобладающее большинство приёмов психологического анализа.
Итак, к основным приёмам психологического анализа относят такие:
Внутренний монолог. Это воспроизведение речи действующего лица, обращённой к самому себе, которая не была воспроизведена вслух, а значит, не предполагает непосредственного отклика. Внутренний монолог представляет собой свободный поток мыслей героев, не требующий очевидной логики и не беспокоящийся о литературном построении речи. Во внутреннем монологе передаются самые сокровенные мысли и чувства персонажа, поэтому большинство монологов отличаются сложным, противоречивым содержанием.
Разновидностью внутреннего монолога называют поток сознания. Этот приём используется преимущественно в литературе модернизма. Поток сознания более неупорядочен, хаотичен, более спонтанен – в нём идёт явное смешение сознательного и бессознательного. Чаще всего он воспроизводит сумбурную в своей динамичности картину психической деятельности человека: в ней отмечаются скачки мыслей, чувств, воспоминаний, ассоциаций, возникающих как реакция на окружающие факторы.
Рефлексия. Рефлексия – обращение субъекта на себя самого, свою личность, на своё знание или на своё собственное состояние. Её ещё называют психологическим самоанализом. Рефлексия предполагает не только сам внутренний монолог, но и последующий анализ героем своих собственных мыслей и чувств.
Исповедь. Это признание в своих грехах перед священником. Различают две разновидности исповеди: публичная и самоисповедь. Самоисповедь по своей форме близка к внутреннему монологу, но в таком монологе героя волнует не сиюминутное впечатление, настроение, а то, что давно гложет душу, просится на наружу, он жаждет очищения через полное раскаяние, а потому произносится такой монолог с максимальной искренностью.
Публичная исповедь – это исповедь перед кем-то. Художественная структура такого психологическая приёма оригинальна тем, что публичная исповедь может происходить в форме диалога, хотя непременно при количественном преобладании реплик исповедующегося. Результат таких исповеди – осмысление собственных поступков, пересмотр жизненных позиций.
Сон (сновидение). Преимущественно играют психологическую роль. Используя приём сна, писатели-психологи обычно запечатлевают момент засыпания и пробуждения персонажа, чтобы более убедительно подчеркнуть взаимосвязь сновидения с психическим состоянием человека наяву.
Видения, галлюцинации, бред. Включение в художественное произведение описаний любого из этих проявлений психического поведения позволяет писателю углубить внутреннюю, глубинную сущность изображаемых характеров, проследить ту «запредельную» сторону человеческого бытия, которая проявляется через болезненное состояние персонажа.
Двойничество. Говоря об этом психологическом приёме, мы имеем ввиду введение в произведение персонажей-двойников. Исследование второго «я» человека посредством «расщепления» его психики даёт возможность писателю проникнуть в глубину характера персонажа и т.д. Приём двойничества реализуется в произведениях в форме разговора героя с живущим внутри него вторым «я», имеющим кардинально противоположный взгляд на сложившуюся ситуацию.
Письма. Следует различать произведения, написанные в эпистолярном жанре, и письма как отдельный элемент художественной структуры произведения. Во втором случае письмо является одним из приёмов психологического анализа. В письмах, как правило, присутствует оттенок исповедальности, а потому они углубляют самоанализ героя, дают возможность приоткрыть самые потаённые участки его души, сокровенные мысли и желания.
Дневники. Функция дневника во многом сходна с функцией писем. Литературоведы относят дневник к числу приёмов психологического анализа в художественной литературе. Они раскрывают интимную сторону жизни человека.
Портрет. Под литературным портретом принято понимать изображение в художественном произведении всей внешности человека: лицо, телосложение, одежда, жестикуляция, мимика. Портрет может быть снабжён авторским комментарием, раскрывающим связь внешности героя с его характером, а может действовать сам по себе – тогда выводы о персонаже делает сам читатель. Не каждый портрет принято считать психологическим. Чтобы описание внешности стало приёмом психологического анализа, писатель должен не просто представить «фотографическую копию» своего героя, а с помощью акцентов на одной-двух ведущих деталях портрета выразить то или иное психологическое состояние, которое персонаж испытывает в данный момент, или же смену таких состояний (например, широко открылись глаза, искривился рот и т.д.).
Пейзаж. Традиционно пейзажем в литературе называют изображение писателем природы. Существуют как деревенский, так и урбанистический пейзаж, т.е. описывающий по преимуществу природу неживую. Очень часто в художественной литературе мы встречаемся с психологическим пейзажем. Это происходит тогда, когда изображённая автором природа соотносится с теми или иными человеческими чувствами и переживаниями. Нередко этот приём сопровождается психологическим параллелизмом.
Интерьер. Интерьер может быть просто фоном, на котором развивается действие в произведении: он описывает внутреннее убранство помещения, характерное для эпохи, страны, общественного положения или эстетического вкуса его владельца. Психологическая функция интерьера реализуется в тех случаях, когда автор, описывая внутренний вид помещения, прежде всего, ставит своей задачей показать через него не обычные черты персонажа, а его сиюминутное психическое состояние.
Приём умалчивания о процессах внутренней жизни героя. Этот приём делает изображение внутреннего мира потенциально очень ёмким, так как позволяет читателю самому домыслить эмоциональное состояние персонажа, его психологический настрой в данный момент. Писатели используют приём умалчивания, когда необходимо выявить самые глубокие пласты психики персонажа, когда в герое происходит сложная внутренняя борьба, от которой зависит важное жизненное решение. Приём умалчивания активизирует мыслительную деятельность читателя, как бы заставляя его самого производить психологический анализ.
Методика анализа художественного произведения в аспекте психологизма предполагает скрупулёзную работу над его текстом, которая позволит выявить тончайшие грани индивидуального стилевого мастерства каждого писателя.
Изображение психологического состояния героя в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»
Вначале учитель рассказывает о способах психологического анализа художественного произведения. В рассказе «После бала» мы находим ряд тонких зарисовок внутреннего мира повествователя. Но особенно глубоко психика персонажа раскрыта в описании им своих любовных переживаний к Вареньке.
Затем учащиеся выполняют задания.
- Докажите, что в приведённых ниже высказываниях запечатлено душевное состояние рассказчика. Что они выражают? (1. По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти всё время с ней. 2. И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела.)
- Есть ли элемент психологического анализа в словах: «Чем сильнее я был влюблён, тем бестелеснее становилась для меня она»? Как раскрывается отношение героя к женщине?
- Прочитать отрывок. Проследить психологическое мастерство Л. Толстого. Доказать, что выделенные слова являются главными в смысловом отношении в этом отрывке. (« Я взял пёрышко и только взглядом мог выразить весь свой восторг….Я спрятал пёрышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от неё».)
- Какие изменения происходят с героем под влиянием любви? Как Толстой описывает его психологическое состояние? Какие художественные средства он использует в приведённом ниже отрывке? (Сравнение, градацию.)
«Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое её выливается большими струями,…».
- В каких словах Л. Толстой изображает пик влюблённости героя? Прокомментируйте его внутреннее состояние. (Анализ цитаты: «После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на….И я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья».)
ЛИТЕРАТУРА
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.,2007.
Введение в литературоведение: Учебник для вузов / Под ред. Крупчанова Л.М. – М.,2007.
Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. – М., 1986.
Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. Уч. пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников. 3-е изд. – М., 2000.
Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: Книга для учителя. – М., 1988.
Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя специализированная школа I-III ступеней №9 им. Алексея Стаханова города Стаханова»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»
подготовила:
учитель русского языка и литературы, «специалист I категории»
Б
УРД В.Е.
Стаханов
2016