СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психодиагностика как наука

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. В чем заключается предмет и структура психодиагностики? предмет психодиагностики пытались увязать с разного рода аномалиями. Психодиагностика —это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

2. В чем отличие психодиагностики и дифференциальной психологии? Предметные области исследований психодиагностики и дифференциальной психологии совпадают, а разделить их пытают- ся по тому признаку, что первая ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для второй характерно познание, проникновение в сущность причин и следствий этих различий. Психодиагностика рассматривается как «мост между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических различиях (дифференциальная психология) и практикой постановки психологического диагноза» (А. Г. Шмелев, 1996). Тем самым психодиагностика как область исследований сводится к организации процесса измерения тех явлений, психологическая природа которых изучена (изучается) другой наукой

3. Что такое психометрия?

Просмотр содержимого документа
«Психодиагностика как наука»

Психодиагностика как наука

Задание 1

1. В чем заключается предмет и структура психодиагностики? предмет психодиагностики пытались увязать с разного рода аномалиями. Психодиагностика —это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

2. В чем отличие психодиагностики и дифференциальной психологии? Предметные области исследований психодиагностики и дифференциальной психологии совпадают, а разделить их пытают- ся по тому признаку, что первая ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для второй характерно познание, проникновение в сущность причин и следствий этих различий. Психодиагностика рассматривается как «мост между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических различиях (дифференциальная психология) и практикой постановки психологического диагноза» (А. Г. Шмелев, 1996). Тем самым психодиагностика как область исследований сводится к организации процесса измерения тех явлений, психологическая природа которых изучена (изучается) другой наукой

3. Что такое психометрия? Под психометрией понималось измерение временных характеристик психических процессов. Психометрия включает в себя весь спектр психологических измерений — от психофизических до личностных.

4. Что такое психологическая оценка? «Психологическая оценка» — это следствие осознания исследователями того факта, что познание индивидуально-психологических различий, столь тесно связанное с тестами, ими не ограничивается

5. Что такое психодиагностический метод, его особенности? Развитие психологической диагностики приводит к появлению особого исследовательского метода — диагностического. Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления. Это становится возможным путем следования определенным требованиям, характерным для психодиагностического метода.

6. Какие диагностические подходы известны? Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности. Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.

Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.

Задание 2. Откройте файл «Двинин А.П., Романченко И.А., Современная психодиагностика»  лекцию 2, заполните таблицу

типы подходов

суть

Инструментальный подход к пониманию психодиагностики

 Психодиагностика – совокупность методов и средств для измерения, т.е. инструмент, позволяющий осуществить выбор, непосредственно применить диагностическое средство, а также расширить границы применения.

Конструирующий подход к пониманию психодиагностики

 Психодиагностика предполагает разработку новых и модификацию имеющихся психодиагностических методов и технологий.

Гностический подход к пониманию психодиагностики

Психодиагностика как способность распознавать психическую реальность, в аспекте ее неповторимости, уникальности. Психодиагностика позволяет определить общие закономерности психических явлений, установить связи между единичным и общим, распознавать индивидуальных особенностей в общем проявлении психики, идентифицировать индивидуальную картину поведения с установленными в науке типами. 

Помогающий подход к пониманию психодиагностики

 Психодиагностика несет в себе определенный терапевтический потенциал. Многие диагностические методики оказывают развивающее, коррекционное и психотерапевтическое воздействие, то есть помогают личностному развитию обследуемого.

Практический подход к пониманию психодиагностики предполагает

 Психодиагностика постепенно становится элементом всех сфер жизнедеятельности человека и способствует созданию условий для полноценного развития личности.

Интегральный подход к пониманию психодиагностики

 Психодиагностика – самостоятельная научная дисциплина, занимающаяся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза.


Задание 3.  Перечислите научные и практические задачи психодиагностики

Откройте файл «Откройте файл «Бурлачук Л., Психодиагностика учебник для вузов», прочитайте главу 1. Заполните таблицу, отвечая кратко (только самое важное и конкретное)

Предыстория психодиагностики

Предпосылки психодиагностики как науки заложены в объективно существующих между людьми индивидуальных различиях, выделять и учитывать которые необходимо было даже нашим далеким предкам.

Различные типологии, разрабатывающиеся с древних времен, несомненно, сыграли свою роль в появлении научной психодиагностики, путь развития которой: от типов темперамента Гиппократа — к Галену, который наделяет их нравственными характеристиками; затем — к Канту, стремившемуся отделить свойства темперамента от других психических особенностей; и наконец — к таким современным типологиям, которые разрабатывались Павловым, Кречмером, Шелдоном и другими исследователями. Ос- новы психологической статистики закладывались в трудах бельгийского математика Ламберта Кьютела. Он первым начал использовать статистические процедуры применительно к разного рода общественным явлениям, таким, например, как рождения людей, суициды, браки и т. п.

Истоки психодиагностики как науки. Наиболее значительный вклад в направление, получившее название «ментальной хронометрии», внес голландский физиолог Ф. Дондерс (1818-1889). Он пред- положил, что время, затрачиваемое на реакцию свыше определенной Гельмгольцем скорости прохождения нервного импульса (определялась при раздражении участков нерва, отстоящих от мышцы на разных расстояниях), следует относить к психическим процессам. Он выделил несколько типов реакций. Реакция Л — испытуемый знает, какой раздражитель будет воздействовать и какой реакцией нужно на него отвечать. Реакция В — на разные раздражители обследуемый отвечает разными движениями. Реакция С при предъявлении нескольких стимулов необходимо было реагировать только на один из них. Вычитая Л из В (простая психическая реакция), Дондерс получал, как он предполагал, скорость таких психических процессов, как выбор и представление. В том случае, когда из С вычиталось Л, получалось время различения, а при вычитании С из В — время выбора. Основным в этих исследованиях является то, что психическое становилось особой областью экспериментального исследования, отличной от физиологии.

Френсис Гальтон и измерение индивидуальных различий Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Френсис Гальтон, создавший инструмент для их измерения —тест. Одна из основных целей Ф. Гальтона —измерение человеческих способностей. Основная проблема, интересующая этого ученого, — это наследование способно- стей. Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Френсис Гальтон, создавший инструмент для их измерения —тест. Одна из основных целей Ф. Гальтона —измерение человеческих способностей. Основная проблема, интересующая этого ученого, — это наследование способностей. Будучи убежденным в том, что человеческая раса подвержена вырождению и нуждается в улучшении путем целенаправленного отбора, он стремится создать метод измерения способностей для селекции людей: «Психометрия, это необхо

Умственные тесты Дж. Кеттелла Исследования Ф. Гальтона, его тесты привлекли внимание ученых-психологов разных стран, у него появились ученики и последователи. Одним из наиболее известных приверженцев гальтоновских идей и методов измерения индивидуальных различий являлся американский ученый Джеймс Мак-Кин Кеттелл.   

Вклад А. Бине в измерение интеллекта Один из основоположников экспериментальной психологии Альфред Бине считал, что в центре внимания этой науки должны быть высшие психические процессы. На раннем этапе исследования интеллекта Бине пытался понять взаимоотношения между интеллектом и теми «переменными», которые рассматривались в хиромантии и френологии. Кроме того, он проводил эксперименты с такими же тестами, которые использовали Гальтон и Кеттелл. Однако в начале 1890-х гг. Бине пришел к убеждению, что для изучения индивидуальных различий в интеллекте необходимо обратиться к более сложным психическим процессам

Чарльз Спирмен и структура интеллекта    Первой теорией организации интеллекта, основанной на статистическом анализе показателей тестов, была теория ЧарльзаЭдварда Спирмена, исследования ко- торого во многом стимулировались его несогласием с существовавшими данны- ми о том, что предназначенные для измерения разных сторон интеллекта тесты не коррелируют друг с другом, а следовательно, отсутствует основание для расчета общего, суммарного показателя.   

Развитие психодиагностики в период с 1901 г. до конца 1920-х гг

1905 Бине и Симон 30заданий, нет стандартизации

1908 Бине иСимон Концепция умственного возраста, недостаточная стандартизация

1911 Бине и Симон Включена ограниченная шкала для взрослых

1916 Термен и Меррилл Много вербального материала

1937 Термен и Меррилл Второе издание, используются параллельные формы, улучшена стандартизация

1960 Термен и Меррилл Третье издание, обследовано 4,5 тыс. человек

1972 Роберт Торндайк Рестандартизация на 2,1 тыс. человек

1986 Торндайк, Хаген, Сеттлер 15 субтестов, удовлетворительная стандартизация (5 тыс. человек), возрастной диапазон: 2-0, 23-11


Кризис Преодоление тестологического кризиса связано, во-первых, с разработкой теоретических проблем индивидуальных различий (формирование или углубление представлений о психологической природы изучаемых явлений, их механизмах, причинах дифференциации), во-вторых, с определением места и значения измерения вовне физической области человеческого поведения.

Развитие психодиагностики в 1960-е гг   Шестидесятые годы XX столетия — годы дискуссий о тестах. Особенно ожесточенными эти дискуссии были в Соединенных Штатах. Обеспокоенность общественности соблюдением гражданских прав, в особенности права личности на частную жизнь, «подогревала» некоторую подозрительность в отношении тестов для оценки уровня интеллектуального развития и личностных качеств. MMPI подвергся жесткой критике потому, что некоторые его вопросы требовали информации о свободе совести и сексуальном опыте. Потенциально существовала возможность того, что ответы на такие вопросы могут быть использованы не по назначению.

Развитие психодиагностики в 1970-е гг На протяжении 1970-х гг. психологическое тестирование продолжало подвергаться нападкам со стороны критиков, работающих как в этой области, так и вне ее. Основные направления критики были теми же, что и ранее: тесты обвиняли в том, что на их основе осуществлялась сегрегация детей, многих людей лишали возможности получения образования, в том числе профессионального. Отмечалось, что по многим тестам отсутствовали убедительные данные, касающиеся их валидности. Были высказаны предложения о полном отказе от проведения п с и х о л о г и ч е ских тестов. При этом высказывалось мнение о том, что наблюдение за поведением человека в естественных условиях имеет более важное значение, чем тестирование. Менее ортодоксальные борцы с тестами предлагали создать новые тесты, которые были бы более валидны, нежели старые, и имели бы репрезентативные выборки стандартизации. Также предлагалось разрабатывать узкоспециализир ванные тесты, с заранее определенными и ясными критериями валидизации.

Развитие психодиагностики в 1980-е гг  Один из выпусков журнала American Psychologist (октябрь 1981) был полностью посвящен тестированию и грозящим ему опасностям, однако в дискуссиях наметилась и очевидная позитивная тенденция, суть которой сводилась к тому, что данное направление исследований не должно быть утрачено для науки и практики. Количество тестов продолжало расти. Для диагностики личностных особен-ностей было разработано немало новых опросников, но исследователей попрежнему беспокоила мысль о том, что ответы на вопросы могут быть сознательно или неосознанно фальсифицированы. Валидность оставалась наиболее уязвимым местом почти каждой диагностической методики, особенно проективной.

Развитие психодиагностики в 1990-е гг Опубликованный в 1992 г. одиннадцатый выпуск Ежегодника психических измерений содержал сведения о 477 коммерческих тестах (тесты, которые, в отличие от исследовательских, изданы и предназначены для продажи специалистам) 1 . Наибольшая часть этих тестов предназначалась для диагностики личности (28,3 %), тогда как на исследование интеллекта были ориентированы всего 4,6 % от общего числа новых тестов (напомним, что каждый новый выпуск Ежегодника не повторяет ранее опубликованные тесты за исключением случаев их переиздания или рестандартизации). Среди тестов для диагностики интеллекта по-прежнему первые по популярности места занимают предназначенные для разных возрастных групп шкалы Векслера. Эти шкалы совершенствуются: так в 1991 г. выходит третья редакция шкалы для детей (WISC-R), а в 1998 г. —третья редакция шкалы для взрослых ( WAIS-ПГ). Продолжают разработку новых тестов для измерения интеллекта А. Кауфман и Н. Кауфман.В 1990 г. был опубликован «Краткий тест интеллекта Кауфмана»-, состоящий из одного вербального и одного невербального субтестов и охватыва- ющий возрастной диапазон от 4 до 90 лет. В 1993 г. этими исследователями пред- ложен «Тест интеллекта подростков и взрослых Кауфмана»-. При разработке те- ста была предпринята попытка интегрировать теорию текучего и кристаллизованного интеллекта с взглядами других исследователей. Отличительной чертой теста является множество необычных и интересных заданий, привлекающих внимание обследуемых.

Тестирование в образовании      Самые ранние сведения о проверке успеваемости в европейской школе датируются примерно 1200 г. В это время университет Болоньи проводил первый устный экзамен на получение степени доктора философии. Это был единственный экзамен, который в то время сдавали студенты, и обычно продолжался он около недели. Интересно, что экзамен этот проходил в таверне, и студенты быстро установили традицию угощать едой и напитками как своих коллег, так и преподавателей. Естественно, что экзамен нередко переходил в пьяные ссоры и потасовки. Почти 500 лет такой устный экзамен оставался единственным видом «теста», на академическую успеваемость. В 1700 г. в Кембриджском университете устный экзамен был введен и для получения более низкой степени магистра. В начале XIX в. письменные экзамены становятся в Европе общепринятыми. В США пер- вые письменные экзамены были введены в Массачусетсе в 1845 г. Считается, что первопроходцем в области педагогического измерения был Ре- веренд Джордж Фишер, директор школы в Англии. Еще в начале 1860-х гг. этот педагог понял необходимость установления стандартов успеваемости в обучении. Для использования в своей школе Фишер разработал так называемые «книги шкал»  Американский врач и психолог Дж. М. Райс (1857-1934) заслуживает призна- ния как первый из тех, кто начал массовое тестирование в школе. Он изобрел три различных теста на правописание, которые использовал для проверки примерно 33 000 учеников 4-8-х классов, расположенных в 21 городе США. Отчет о результатах этого исследования был издан в 1897 г. 

Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР        Работы по психологическому тестированию в России до 1917 г. в первую очередь связаны с именами выдающихся психиатров и психологов Г. И. Россолимо и Ф. Е. Рыбакова. В 1908 г. Григорий Иванович Россолимо публикует шкалу для измерения уровня развития общих способностей, вошедшую в историю психологии и психодиагностики под названием «Психологические профили». В 1912 г. Г. И. Челпанов всячески подчеркивал, что «психологические тесты имеют исключительно научное значение, т. е. могут при- меняться исключительно только для научных исследований, но не для практических целей». В советский период в педологии и психотехнике 1920-1930-х гг. практика тестирования набирает обороты. Тесты получают широчайшее применение прежде всего в учебно-воспитательных учреждениях. Плодотворно работают в области психологического тестирования М. Я. Басов, М. С. Бернштейн, П. П. Блонский, А. П. Болтунов, С. М. Василейский, С. Г. Геллерштейн, В. М. Коган, Н. Д. Леви- тов, А. А. Люблинская, Г. И. Россолимо,И. Н. Шпильрейн, А. М. Шуберт и др. На Украине публикуют свои новаторские исследования А. М. Мандрыка и М. Ю. Сыркин. Основное внимание в их работах уделяется теоретическим аспектам прикладной статистики в психологическом тестировании (Мандрыка, 1931), а также критериям точности тестовых испытаний и сопряженности получаемых данных с социальными факторами (Сыркин, 1929). Особо следует отметить вклад Л. С. Выготского.

 

1.  В чем отличие формализованных методик от малоформализованных? К формализованным методикам относятся: ♦ тесты; ♦ опросники; ♦ методики проективной техники; ♦ психофизиологические методики. Для них характерны: ♦ определенная регламентация; ♦ объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.); ♦ стандартизация (т. е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов); ♦ надежность; ♦ валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой. К малоформализованным методикам следует отнести: ♦ наблюдение; ♦ беседу; ♦ анализ продуктов деятельности

2.  Назовите методики, относящиеся к группе формализованных и к группе малоформализованных средств диагностики. Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

3.  В чем отличие тестов от других диагностических методик (опросников, проективной техники и др.). Тесты (англ. test — испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. Тесты можно расклассифицировать, выделить несколько подклассов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме и по содержанию. Форма и содержание психологического тестирования. По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Методики, позволяющие диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.

4.  Какие бывают тесты по форме и по содержанию? По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические). По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления: ♦ тесты интеллекта; ♦ тесты способностей; ♦ тесты личности; ♦ тесты достижений.

5.  Чем отличается научное наблюдение от обычного житейского?

Обычное наблюдение - педагог является «пассивным воспринимателем» ребенка, его наблюдения случайны, нецеленаправленны, а потому нередко поверхностны.

Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется: ♦ постановкой проблемы; ♦ выбором ситуаций для наблюдения; ♦ определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения; ♦ разработанной системой фиксации и записи результатов. Другими словами, наблюдение как метод включает: цель наблюдений и схему наблюдений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!