Психодиагностическое обследование школьников.
Выполнила: Непомнящих Юлия Дмитриевна учитель начальных классов МАОУ «Сухинская СОШ»
Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного, планомерного и целенаправленного сбора информации с последующей обязательной систематизацией полученных данных и формулированием возможных выводов.
Изучение естественного поведения - одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения.
Существенными недостатками метода наблюдения являются:
1) его длительность;
2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста;
3) невозможность статистической обработки результатов.
Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов фактов.
Беседа играет неоценимую роль при установлении контакта, предваряя любое психодиагностическое обследование. Именно поэтому навыки проведения беседы относятся к базовым профессиональным навыкам в работе психолога. Беседа может выступать в диагностическом обследовании в качестве основного метода сбора диагностической информации
Основные сложности, которые могут возникнуть при использовании метода беседы, связаны с влиянием личностных качеств диагноста, субъективностью при анализе и обработке собранной информации и трудностью формализации полученных данных. Крайне важно поддерживать в ходе беседы диалогический уровень общения — отношение к человеку не как к объекту (хотя это правомерно в определенных ситуациях), а как к субъекту (свободному человеку), исходя из его направленности, готовности к диалогу. При проведении беседы надо ориентироваться на индивидуальные особенности клиента (темп речи, скорость мышления), учитывать особенности характера, самооценки, возраста, пола. Необходимость отсроченной постановки диагноза связана с ошибкой преждевременных выводов, в этом случае материал необходимо переработать. Таким образом, проведение диагностической беседы требует успешной реализации психодиагностом профессионального умения слушать, наблюдать, говорить.
Метод тестирования, то есть выполнения испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения. Этот метод позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствия определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.
Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности изучаемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношения к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Тесты характеризуются следующими признаками: объективностью (исключением влияния случайных факторов на испытуемого), модельностью (выраженностью в задании какого-либо сложного, комплексного целого явления), стандартизированностью (установлением одинаковых требований и норм при анализе свойств испытуемых, или процессов и результатов).
Анкетирование - метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.
Как и в беседе, в основе анкетирования лежит специальный вопросник - анкета. Исходя из того, что анкета - это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с вариантами ответов на них, разработка ее требует особого внимания, вдумчивости.