Аналитическая справка по результатам диагностики психоэмоционального состояния учащихся 6-11 классов Цель: изучение эмоционального состояния учащихся 6-11 классов: уровня тревожности, самооценки стрессоустойчивости, уровня депрессии.
Используемые методики:
методика «Шкала тревожности» (О. Кондаш);
тест «Самооценка стрессоустойчивости личности» (Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В.); методика определения уровня депрессии (Т.И. Балашова), социометрия.
Результаты:
Количество учащихся, охваченных тестированием
2016 -2017 учебный год | 2017 - 2018 учебный год | 2018 - 2019 учебный год | 2019 - 2020 учебный год | 2020 - 2021 учебный год |
111 человек | 114 человек | 121 человек | 121 человек | 109 человек |
Методика «Шкала тревожности»
Цель: Изучение школьной, самооценочной, межличностной тревожности учащихся.
Учебный год | Виды тревожности |
Уровень тревожности | школьная | самооценочная | межличностная |
2016-2017 | Высокий | 3% | 10% | 3% |
Повышенный | 11% | 14% | 12% |
Средний | 8% | 69% | 77% |
Чрезмерное спокойствие | 8% | 5% | 8% |
2017-2018 | Высокий | 7% | 5% | 6% |
Повышенный | 14 % | 12% | 14% |
Средний | 76% | 81% | 76% |
Чрезмерное спокойствие | 3% | 2% | 4% |
2018-2019 | Высокий | 5% | 7% | 4% |
Повышенный | 10% | 20% | 9% |
Средний | 78% | 70% | 80% |
Чрезмерное спокойствие | 5% | 4% | 7% |
2019-2020 | Высокий | 7% | 9% | 6% |
Повышенный | 15% | 17% | 14% |
| Средний | 76% | 69% | 68% |
Чрезмерное спокойствие | 2% | 5% | 13% |
2020-2021 | Высокий | 9,4% | 5% | 8% |
Повышенный | 16,7% | 18% | 21% |
Средний | 70% | 67% | 63% |
Чрезмерное спокойствие | 4% | 11% | 8% |
Из представленных табличных данных можно сделать вывод о том, что среди учащихся 6-11 классов преобладает средний уровень школьной, самооценочной, межличностной тревожности. С ребятами с высоким и повышенным уровнем тревожности проводится углубленная индивидуальная диагностика эмоциональной сферы, на основе полученных данных строится индивидуальная коррекционно-развивающая работа по снятию тревожности, повышению уверенности в себе, беседы с родителями, классными руководителями.
Самооценка стрессоустойчивости личности
Цель: исследование самооценки стрессоустойчивости личности
Учебный год | Уровень стрессоустойчивости |
высокий | средний | низкий |
2016-2017 | 43% | 52,6% | 4,4% |
2017- 2018 | 35,8% | 59,7% | 4,5% |
2018-2019 | 63% | 33% | 2% |
2019-2020 | 34,6% | 62% | 3,4% |
2020-2021 | 42% | 53% | 5% |
Таким образом, учащиеся 6-11 классов оценивают свой уровень стрессоустойчивости, в основном, как средний и высокий.
Определение уровня депрессии
Цель: определение наличия/ отсутствия, уровня депрессии
Учебный год | Отсутствие депрессии | Легкая (ситуативная депрессия) | Замаскированная депрессия | Истинное депрессивное состояние | |
2016-2017 | 68,2% | 26% | 5,8% | 0% | |
2017- 2018 | 84,6% | 10% | 5,4% | 0% | |
2018-2019 | 89,3% | 10,7% | 0% | 0% | |
2019-2020 | 91% | 6% | 3% | 0% | |
| 2020-2021 | 88,8% | 11,2% | 0% | 0% |
| | | | | |
| Учебный год | Статусная группа | |
Лидеры | Предпочитаемые | Принятые | Непринятые | Отвергнутые |
2016-2017 | 7% | 19,2% | 67,7% | 6,1% | 0% |
2017- 2018 | 8,2% | 12% | 70% | 7,7% | 2,1% |
2018-2019 | 6,5% | 14% | 75% | 4,5% | 0% |
2019-2020 | 7,8% | 16% | 69,7% | 5,5% | 0% |
2020-2021 | 9% | 10,6% | 78% | 2,4% | 0% |
Результаты социометрического исследования
Цель: исследование межличностных отношений в коллективе класса.
В основном учащиеся 6-11 классов приняты классным коллективом, но есть и такие дети, которые испытывают определенные трудности в межличностных отношениях с одноклассниками. С такими ребятами и классами, в которых они учатся, ведется психологическая работа по преодолению барьеров в общении, снятию тревожности, агрессивности, сплочению коллектива.
Из табличных данных можно сделать вывод, что большинство школьников 6-11 классов испытывают психологический комфорт, у них отсутствует депрессивное состояние, тревожность. С ребятами, чей уровень депрессии оценивается как легкий либо замаскированная депрессия, проводится индивидуальная диагностическая, коррекционная работа, беседы с родителями, классными руководителями.
С учащимися, которые показывают высокий или повышенный уровень тревожности, депрессии, а также низкий уровень стрессоустойчивости, проводится углубленная диагностика эмоциональной сферы, осуществляется коррекционная работа по снятию тревожности, стресса, агрессивности, повышению уверенности в себе, самооценки, гармонизации психологического состояния. Также ведется работа с ближайшим окружением ребенка – семья, классный руководитель, при необходимости классный коллектив.
Рекомендации:
Формирование позитивной самооценки защищает детей и подростков от психологического стресса и подавленности, а так же помогает им лучше справляться с тяжелыми жизненными ситуациями.
Для повешения самооценки можно использовать следующие подходы:
Старайтесь подчеркнуть все хорошее и успешное, что присуще Вашему ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
Не оказывайте постоянное давление на подростка, не предъявляйте чрезмерных требований в достижении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.)
Родителям недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует действительно их любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.
Детей важно принимать такими, какие они есть. Их нужно любить такими, какие они есть. Дети должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они дети своих родителей.
Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Самостоятельность и собственные умения – это строительный материал для повышения самооценки.
Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы своих детей.
Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт достижения успеха.
Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков малоэффективен, а порой и опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у ребенка ответную агрессию и аутоагрессию. В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей.
Помогайте детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
Обязательно содействуйте в преодолении жизненных препятствий.
Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.