СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психофизиология памяти

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психофизиология памяти»

Психофизиология памяти

Психофизиология памяти

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению и воспроизведению опыта и информации;  – это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве;  – это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека.  Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный и моторно-двигательный.

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению и воспроизведению опыта и информации; – это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве; – это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный и моторно-двигательный.

Процессы памяти   Запоминание  — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое.   Хранение  — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных процессов, мышления и речи.   Воспроизведение и узнавание  — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти.   Забывание  — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо.

Процессы памяти Запоминание  — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Хранение  — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание  — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Забывание  — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо.

Характеристики памяти:   - Объем – способность одновременно сохранять значительный объем информации.   - Быстрота запоминания - скорость запоминания.   - Точность – проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.    - Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Длительность памяти имеет выборочный характер.   - Готовность к воспроизведению – способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.

Характеристики памяти: - Объем – способность одновременно сохранять значительный объем информации. - Быстрота запоминания - скорость запоминания. - Точность – проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. - Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Длительность памяти имеет выборочный характер. - Готовность к воспроизведению – способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.

Классификация видов памяти.    = По участию воли в процессе запоминания:    -  Непроизвольная память – означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.    - Произвольная память – подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

Классификация видов памяти. = По участию воли в процессе запоминания: - Непроизвольная память – означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. - Произвольная память – подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

= По психической активности, которая преобладает в деятельности:   1. Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. 2. Образная память:  запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. 3. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний.  4. Словесно-логическая память - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания.

= По психической активности, которая преобладает в деятельности:

1. Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков.

2. Образная память: запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений.

3. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. 

4. Словесно-логическая память - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания.

= По продолжительности сохранения информации: Мгновенная (иконическая) память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти – от 0,1 до 0,5 с. Кратковременная память – хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Данная память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. Оперативная память – память, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранее оговоренного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

= По продолжительности сохранения информации:

  • Мгновенная (иконическая) память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти – от 0,1 до 0,5 с.
  • Кратковременная память – хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Данная память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение.
  • Оперативная память – память, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранее оговоренного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.
  • Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.
Существует разделение памяти на:    Генотипическая, или филогенетическая , связана с безусловными рефлексами и инстинктами.   Фенотипическая — обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения.

Существует разделение памяти на: Генотипическая, или филогенетическая , связана с безусловными рефлексами и инстинктами. Фенотипическая — обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения.

Трехкомпонентная модель памяти.   Блок сенсорных регистров; Блок кратковременной памяти; Блок долговременной памяти.

Трехкомпонентная модель памяти.

  • Блок сенсорных регистров;
  • Блок кратковременной памяти;
  • Блок долговременной памяти.
Этапы формирования энграмм 1 этап: в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след; 2 этап: сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга, происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации; 3 этап: следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти.

Этапы формирования энграмм

1 этап: в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след;

2 этап: сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга, происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации;

3 этап: следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти.

Система управления и регуляции памяти в головном мозге включает неспецифические и специфические компоненты. При этом выделяются два уровня регуляции: неспецифический (общемозговой) — сюда относят ретикулярную формацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобную кору; модально-специфический (локальный) ,  связанный с деятельностью анализаторных систем.

Система управления и регуляции памяти в головном мозге включает неспецифические и специфические компоненты.

При этом выделяются два уровня регуляции:

  • неспецифический (общемозговой) — сюда относят ретикулярную формацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобную кору;
  • модально-специфический (локальный) , связанный с деятельностью анализаторных систем.
Возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга:    Химический подход , который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил. Ухудшают память: кокаин, метизергид, препараты резерпина и аменазина (хлорпромазина).    Физический подход заключается в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще. Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур.

Возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: Химический подход , который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил. Ухудшают память: кокаин, метизергид, препараты резерпина и аменазина (хлорпромазина). Физический подход заключается в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще. Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур.

Влияние курения. Влияние алкоголя.  приводит к замедлению мозговой деятельности;  под удар попадает кратковременная память. умственная деятельность постепенно ослабевает; наступает ослабление памяти.

Влияние курения.

Влияние алкоголя.

  • приводит к замедлению мозговой деятельности;
  • под удар попадает кратковременная память.
  • умственная деятельность постепенно ослабевает;
  • наступает ослабление памяти.
Общие условия успешного запоминания. 1. Когда материал интересен для запоминающего. 2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал. 3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания. 4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации. 5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений. 6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений). 7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа. 8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

Общие условия успешного запоминания.

1. Когда материал интересен для запоминающего.

2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.

3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.

4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.

5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.

6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).

7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.

8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

Психопатология памяти  Дисмнезии  - повышение, снижение и выпадение участков памяти.  Парамнезии  - искажение или извращение памяти.  Гипермнезия  - кратковременное болезненное усиление непроизвольной репродукции, реже запоминания.  Гипомнезия  - болезненное ослабление запоминания настоящего или воспроизведения прошлых событий.   Моторная (экспрессивная) афазия  характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей.   Сенсорная афазия  - непонимание устной и письменной речи.   Анестическая  - забывание нужных слов, например, названий предметов.   Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы (например, отец брата или брат отца).  Агнозия  - нарушение узнавания предметов.   Прозопагнозия  - не узнавание лиц знакомых людей на фотографиях.  Апраксия  - выпадение моторных: моторная (забывается характер действий), идеаторная (страдает план действий), конструктивная (воссоздание из частей целого).

Психопатология памяти Дисмнезии  - повышение, снижение и выпадение участков памяти. Парамнезии  - искажение или извращение памяти. Гипермнезия  - кратковременное болезненное усиление непроизвольной репродукции, реже запоминания. Гипомнезия  - болезненное ослабление запоминания настоящего или воспроизведения прошлых событий. Моторная (экспрессивная) афазия  характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей.  Сенсорная афазия  - непонимание устной и письменной речи.  Анестическая  - забывание нужных слов, например, названий предметов.  Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы (например, отец брата или брат отца). Агнозия  - нарушение узнавания предметов.  Прозопагнозия  - не узнавание лиц знакомых людей на фотографиях. Апраксия  - выпадение моторных: моторная (забывается характер действий), идеаторная (страдает план действий), конструктивная (воссоздание из частей целого).

Амнезия  - отсутствие воспоминаний о пережитом, ограниченное тем или иным периодом времени, той или иной ситуации. Выделяют амнезии: -     по отношению периода, подвергшегося амнезии, к периоду болезни (расстройству сознания):   ретроградная   - выпадение из памяти событий, предшествовавших острому периоду болезни;  антероградная  - утрата воспоминаний на тот или иной период течения болезни;  антероретроградная  (тотальная) и  конградная  - выпадение воспоминаний, полное или частичное, в период нарушенного сознания. Встречаются при травмах мозга, энцефалитах, при количественных и качественных расстройствах сознания различного происхождения. -     по нарушенной функции памяти: фиксационная  - резкое ослабление или отсутствие способности запоминания новой информации, текущих событий. Является одним из основных признаков корсаковского амнестического синдрома;  анэкфория - неспособность к произвольному воспоминанию без подсказки. -     по динамике: прогрессирующая  - распад памяти от текущего к все более давнему прошлому;  стационарная, регрессирующая  - постепенно улучшается усвоение текущих событий и воспроизведение прошлого; ретардированная   - отставленная, запаздывающая, когда события выпадают из памяти не сразу, а спустя некоторое время после патологического состояния, -     по объекту амнезии: аффектогенная  (кататимная) амнезия - пробелы памяти после ярко выраженных аффективных неприятных и неприемлемых для личности впечатлений и событий;   истерическая амнезия  - фрагментарное выпадение из памяти только неприемлемые для личности событий;  скотомизация - выпадение участков воспоминаний у лиц без истерической симптоматики.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!