Психокоррекционная копилка
Подготовила Малкова Дарья
- Упражнения для детей с умственной отсталостью
- Упражнения для детей с расстройством аутистического
спектра
Упражнение для детей с нарушением слуха Упражнения для детей с нарушением зрения Упражнения для детей с церебральным параличном Упражнения для детей с психопатией
4.
5.
6.
7.
1
МАТРИЦА С ФИГУРКАМИ К ЗАДАНИЮ «НАЙДИ И ВЫЧЕРКНИ»
Игра «Зашумленные картинки».
Игра «Найди половинку»
Игра «Какая машина - такая и дорога».
Предложить ребенку раскрасить дорожки под ними. (Цвет дороги должен совпадать с цветом машины.)
Игра «Поправь меня».
Учитель читает 5- 7 слов, не связанных по смыслу, затем повторяет их, пропустив 1 слов, 2 слова. Дети должны восстановить цепочку слов по памяти.
Узнавание предметов по описанию :
ученики должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая учителю вопросы относительно свойств и качеств предмета по образцу (см. схему описания выше). Либо: детям предлагают определить предмет по описанию в виде готовой книжной загадки или придуманной самими детьми.
игра « Искатель »
Ребенку показывают 6- 8 предметов в течение 10- 20 секунд, предлагают хорошо их запомнить.
Дети закрывают глаза, а педагог раскладывает предметы в разных углах класса, доступных взору.
Нужно отыскать их среди массы других предметов
Предлагается по памяти описать то, что было изображено на иллюстрации учебника, с которым только что проводилась работа (непреднамеренное запоминание без установки заранее).
Наложенные изображения
предъявляются 3- 5 контурных изображения, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы.
Необходимо назвать все изображения.
Разрезанные изображения
предлагаются части 2-3- х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.
Кто что слышит?
Дети закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т.д. Назвать источник звука.
2
Найти отличия
ребенка просят сравнить картинки в предло женной паре и назвать все их различия
На рисунке 3 в 8 квадратах определенным бразом расставлены точки. Ребенка просят осмотреть на первый квадрат (остальные 7
квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку рис. 4 с пустыми квадратами).
Последовательность обозначена цифрами. Время показа одной карточки 1- 2 секунды, на воспроизведение точек ребенку отводится не более 15 секунд.Объем внимания ребенка определяется числом точек, которые он смог правильно воспроизвести на любой из картинок (выбирает ся из них та, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
Ребенку нужно раскрасить вторую половинку кар тинки точно так же, как раскрашена первая половина
Игра « Найди такую же игрушку»
детям предлагают найти одинаковые игрушки, среди предложенных (игрушки расставить в ряд). Найти одинаковые игрушки в группе.
Нужно предложить детям объяснить, почему они думают, что игрушки одинаковые.
Игра «Чередование»
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
Игра «Назови одним словом»
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.
Например:лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Разложите на столе палочки, из которых сделайте какую- либо фигуру (домик, квадрат, флажок и т. д.). Попросите внимательно посмотреть на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.
ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Положите в полотняный мешочек несколько предметов, обладающих разными свойствами, например, спичечный коробок, пуговицу, кубик, клубок ниток. Ребенку необходимо на ощупь определить, что это за предметы.
ЭКРАН
на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руки и называет.
Детям предлагается выполнить несколько заданий: Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.
Взять левой рукой за правое ухо.Взять правой рукой за правое ухо и левой рукой за левое ухо.Детям показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: «Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?».
Игра «Говори наоборот»
3
ПОКАЖИ НОС
Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку.
Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем воспитатель начинает “путать” детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.
Кто я?
Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т.д.) Ребенок должен отгадать, кто это был.
«Зрительное чтение»
Сначала научить ребенка раскладывать одинаковые слова в стопки. Далее прикрепить одну
карточку на соответствующий объект, произнося каждое слово. Посадить ребенка в кресло,
покажите первую карточку и спросите:
«Что она говорит?» Если ребенок не знает, скажите
ему и затем соотнесите с карточкой на реальном объекте. Когда ребенок сделает это,
подтвердите: «Да, это стол». Затем попросите ребенка повторить слово.
Таблица.
дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Запомни слова.
детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.
4
«Назови быстрее»
упражнение проводится индивидуально.
Педагог рисует таблицу с цифрами и предлагает ребенку назвать их по порядку.
«Продолжи ряд»
Ребенку предлагается карточка с изображением чередующихся фигур и педагог предлагает ребенку продолжить ряд.
«Лабиринт»
Предлагается ребенку найти дорожку к чему – либо, т.е. пройти извилистую линию лабиринта. Ребенок вначале может прослеживать дорожку с помощью карандаша или пальца, затем только зрительно.
«Вспомни картинку»
В начале какого – либо занятия педагог показывает детям картинку или какую либо картинку, делая установку на запоминание, а в конце занятия предлагает ее вспомнить.
«Узнай букву, вспомни, повтори»
предлагается ребенку узнавать на ощупь тактильные буквы, а затем повторить последовательность. С которой он их узнавал. Ребенок может называть буквы самостоятельно или выложить их последовательность.
«Выбери домашних животных»
Перед учеником стоят фигурки домашних и диких животных.
«Сложи дом»
Перед ребенком лежат геометрические фигуры связаны из них надо сложить дом.
Постучим, погремим!
Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее и т. п.После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка.
“ Найди картинку”
Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.
“ Хлопки”
Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
“ Кто придумает конец , тот и будет молодец ”.
а ) Не будильник , а разбудит
, Запоет , проснутся люди .
На голове гребешок , Это Петя – … ( петушок ). б ) Я сегодня утром рано
Умывался из - под …( крана ). в ) Солнце светит очень ярко , Бегемоту стало …( жарко ).
г ) Вдруг небо тучей затянуло , Из тучи молния …( сверкнула ).
5
Найди отличия
Срисовывание по клеточкам
Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом .
Воспроизведение геометрических фигур
Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры , запомнить их расположение с тем , чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе .
« Маленький и большой »
« Сложи предметы вместе »
предлагается детям среди предметов , разложенных на столе , най ти металлические , съедобные , тяжёлые , мягкие , бе лые , крупные , длинные , деревянные , маленькие и т . д . Дети находят предметы и складывают их вме сте
« Загадки и отгадки »
читается детям загадка , дети подбирают соответствующую картин ку .
« Запомни кружочки »
берутся кружочки одинакового размера , но разного цвета
нужно запомнить последовательность расположения , отгадать чего не стало .
« Построим ступеньки »
выложить квадраты или прямоугольники одного цвета в порядке возрастания , убывания
« Запомни рисунки »
ребёнку показывают рисунок с изображением разных фигур , просят рассмотреть его и запомнить фигуры Далее ребёнку показывают другой рисунок , на котором есть изображений из первого рисунка и ещё другие , и просят его показать все картинки из первого рисунка
« Волшебный цветок »
детям предлагается цветок с разноцветными лепестками , на каждый лепесток необходимо посадить бабочку соответствующего цвета .
« Рассади божьих коровок »
детям предлагается « рассадить » божьих коровок , на одной картинке от самого светлого к самому темному , на другой – наоборот .
Рисунок из геометрических фигур
детям предлагается рассмотреть картинку и найти спрятанные геометрические фигуры
6
Корректурная проба
Предложить ребенку раскрасить только бананы или яблоки олним цветом
« Запрещенный день »
учитель называет дни недели , а ребенок после каждого названного дня хлопает в ладоши один раз . Среда -
« запрещенный » день и в ладоши хлопать не надо . Сначала называются дни по порядку , затем в перемешку , увеличивая темп .
Чтение с помехой
( читают и одновременно выстукивают ритм )
« Ищи безостановочно »
ребенку предлагается увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета ).
Работа по образцу
работа с опорой на зрительный образ ( рисование , лепка , списывание с доски , работа с
конструктором , рисование узора по клеточкам ).
« Заметь всё »
раскладываются предметы или картинки , а потом закрываются
Игра « Разложи карточки »
На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги ,
разделенный на девять клеток , и поднос с девятью картинками , три из
которых – одинаковые .
Воспитатель предлагает детям разложить картинки
по клеткам так , чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых
картинки
«Закрой лишнюю картинку»
перед ребенком находится карточка к заданию и квадратик из
плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к
остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком
«Найди все сокровища или коробка с крупой».
В лоток с разными видами круп спрятать мелкие игрушки. Дать ребенку возможность соприкоснуться с крупой, тем самым осуществляя естественный массаж ладоней и пальчиков. Когда ребенок вытащит игрушку или предмет рассказать о нем. Также можно предложить различные емкости, детскую посуду, чтобы ребенок смог насыпать крупу.
«Я - художник».
Ребенку предлагается поднос с манной крупой. Показать, как можно рисовать пальчиком по крупе. Рисовать можно все, что захочется.
7
Игра «Зеркало».
Детям предлагается вслед за учителем или ведущим повторить движения. Можно использовать игру во время физкультминутки.
Распределение цифр в определенном порядке.
В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40.
Нужнопереписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнять с верхнего левого квадрата. Более легкий способ: находить в хаотичном порядке цифры по возрастанию и соединять их стрелками
«Найди слова»
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое,
«спрятавшееся» в нем.
«Игра в слова»
несколько слов, а вы их запомните:
стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….Попросить повторить через 15- 20 секунд.
Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память.
Например:- мальчик устал- девочка плачет- папа читает- мама готовит- бабушка отдыхает
«Угадай, что я загадал?»
Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет.
« Что сначала, что потом?»
Покажи - развитие пассивного словаря.
2) Назови - развитие активного словаря.
Примерные вопросы:
- Какое время года недавно закончилось?- Какое время года
сейчас?-
После, какого времени года приходит весна?- С какого времени начинается год?
« Выполни, не ошибись»
педагог выставляет перед детьми игрушки или распечатки , предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок.
"Кто летит”
Логопед сообщает детям, что он будет говорить слово, летит в сочетание с другими слова (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно
“ Угадай, что делать”
показывает детям картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда же логопед быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи.
Подборка картинок для упражнения
"найди отличия"
Подборка картинок для упражнения
"Найди лишнее"