Светя другим сгораю сам… Крылатое латинское выражение
Подготовила
Чурсина Татьяна Анатольевна
студентка заочной
формы обучения
«Психология»
Профессиональное выгорание педагогов
Профессиональное выгорание
— это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.
Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H.Frendenberger в 1974 г. описал феномен и дал ему название "burnout", для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Факторы, влияющие на формирование синдрома
Личностный фактор
Ролевой фактор
Организационный фактор
Личностный фактор
– это показатель склонности личности к острым эмоциональным реагированиям и переживаниям, и как следствие, к формированию отстраненности от переживаний, к холодности.
Портрет такой личности составляют следующие характеристики:
- Сильные переживания по поводу своих профессиональных неудач и неурядиц на работе.
- Эмоциональная открытость, мягкость
- Способность к сопереживанию.
Ролевой фактор
– фактор, который формируется распределением на работе ролей и системы ответственности (эмоциональному выгоранию больше подвержены те работники, которые несут ответственность за свои действия и поступки; система конкуренции тоже не способствует эмоциональной стабильности).
Организационный фактор
- относится к системе организации труда в коллективе.
- Если в коллективе нездоровая обстановка, а администрация не регулирует взаимоотношения между коллегами, навязывает свои принципы, которые сковывают свободное поведение на работе, эмоциональное выгорание сотрудников не заставит себя ждать.
К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся:
• чувство усталости не только по вечерам, но и по утрам;
• ощущение эмоционального и физического истощения;
• отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию;
• общая слабость, снижение активности и энергии;
• полная или частичная бессонница, головные боли;
К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся:
• безразличие, скука, пассивность, чувство подавленности;
• повышенная раздражительность на незначительные события;
• переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;
• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся:
• ощущение, что работа становится все тяжелее, а выполнять ее — все труднее;
• сотрудник меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
• чувство бесполезности, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных задач и «застревание» на мелких деталях, трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
• злоупотребление алкоголем, возрастание выкуренных за день сигарет.
Стадии профессионального выгорания
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• исчезают положительные эмоции,
• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
- возникают недоразумения в отношениях с учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии самих учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения;
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится равнодушным ко всему.
Методики
- ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
(К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
- ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
(Бойко В.В.)
- ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО «ВЫГОРАНИЯ»
(Рукавишников А. А.)
1.Методика диагностики проф. выгорания
разработана в 1986 году Кристиной Маслач и Сьюзан Джексон(Christina Maslach, Susan E. Jackson).
Методика предназначена для измерения основных показателей синдрома профессионального выгорания:
- эмоционального истощения,
- деперсонализации
- редукции профессиональных достижений.
Российская адаптация сделана в 2001 году Н. Е. Водопьяновой.
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
«никогда» - 0 баллов; «очень редко» - 1 балла; «иногда» - 3 балла; «часто» - 4балла; «очень часто» - 5 баллов; «каждый день» - 6 баллов.
- снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение).
- снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение).
- деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного к окружающим.
- деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного к окружающим.
- тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим.
- тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим.
СИСТЕМА КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Эмоциональное истощение
Деперсонализация
Редукция личных достижений
2.Методика диагностики проф. выгорания В.В. Бойко
Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три фазы «выгорания»:
напряжение,
резистенция,
истощение.
Каждая фаза диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов:
9 и менее баллов — несложившийся симптом;
10-15 баллов — складывающийся симптом;
16 и более — сложившийся симптом.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе.
По количественным показателям можно судить о том, насколько каждая фаза сформировалась:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
37-60 баллов — фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
КЛЮЧ ответов
3.Методика диагностики психического выгорания А. А. Рукавишникова
Данная методика включает три шкалы:
- психоэмоционального истощения (ПИ),
- личностного отдаления (ЛО)
- профессиональной мотивации (ПМ).
Оценка психического «выгорания» по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему
«часто» -3 балла,
«обычно» - 2 балла,
«редко» - 1 балл,
«никогда» - 0 баллов.
Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ)
Крайне низкие
Низкие значения
9 и ниже
Средние значения
10-20
Высокие значения
21-39
Крайне высокие
40-49
50 и выше
Психоэмоциональное истощение - процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим, раздражительности.
Нормы для компонента «личностное отдаление» (ЛО)
Крайне низкие
Низкие значения
9 и ниже
Средние значения
10-16
Высокие значения
17-31
Крайне высокие
32-40
41 и выше
Личностное отдаление - специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
Нормы для компонента «профессиональная мотивация» (ПМ)
Крайне низкие
Низкие значения
7 и ниже
Средние значения
8-12
Высокие значения
13-24
Крайне высокие
25-31
32 и выше
Профессиональная мотивация - уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.
Берегите себя и своих близких!
Спасибо за внимание