СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая диагностика профессионального выгорания педагогов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Данная разработка содержит стандартизированные методики для определения стадии профессионального выгорания педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая диагностика профессионального выгорания педагогов»

Светя другим сгораю сам…      Крылатое латинское выражение

Светя другим сгораю сам… Крылатое латинское выражение

 Подготовила  Чурсина Татьяна Анатольевна студентка заочной  формы обучения  «Психология»  Профессиональное выгорание педагогов

Подготовила

Чурсина Татьяна Анатольевна

студентка заочной

формы обучения

«Психология»

Профессиональное выгорание педагогов

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H.Frendenberger в 1974 г. описал феномен и дал ему название

Профессиональное выгорание

— это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H.Frendenberger в 1974 г. описал феномен и дал ему название "burnout", для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Факторы, влияющие на формирование синдрома   Личностный фактор Ролевой фактор Организационный фактор

Факторы, влияющие на формирование синдрома

Личностный фактор

Ролевой фактор

Организационный фактор

Личностный фактор – это показатель склонности личности к острым эмоциональным реагированиям и переживаниям, и как следствие, к формированию отстраненности от переживаний, к холодности. Портрет такой личности составляют следующие характеристики: Сильные переживания по поводу своих профессиональных неудач и неурядиц на работе. Эмоциональная открытость, мягкость Способность к сопереживанию.

Личностный фактор

– это показатель склонности личности к острым эмоциональным реагированиям и переживаниям, и как следствие, к формированию отстраненности от переживаний, к холодности.

Портрет такой личности составляют следующие характеристики:

  • Сильные переживания по поводу своих профессиональных неудач и неурядиц на работе.
  • Эмоциональная открытость, мягкость
  • Способность к сопереживанию.
Ролевой фактор – фактор, который формируется распределением на работе ролей и системы ответственности (эмоциональному выгоранию больше подвержены те работники, которые несут ответственность за свои действия и поступки; система конкуренции тоже не способствует эмоциональной стабильности).

Ролевой фактор

– фактор, который формируется распределением на работе ролей и системы ответственности (эмоциональному выгоранию больше подвержены те работники, которые несут ответственность за свои действия и поступки; система конкуренции тоже не способствует эмоциональной стабильности).

Организационный фактор - относится к системе организации труда в коллективе. Если в коллективе нездоровая обстановка, а администрация не регулирует взаимоотношения между коллегами, навязывает свои принципы, которые сковывают свободное поведение на работе, эмоциональное выгорание сотрудников не заставит себя ждать.

Организационный фактор

- относится к системе организации труда в коллективе.

  • Если в коллективе нездоровая обстановка, а администрация не регулирует взаимоотношения между коллегами, навязывает свои принципы, которые сковывают свободное поведение на работе, эмоциональное выгорание сотрудников не заставит себя ждать.
К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся: • чувство усталости не только по вечерам, но и по утрам; • ощущение эмоционального и физического истощения; • отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию; • общая слабость, снижение активности и энергии; • полная или частичная бессонница, головные боли;

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся:

• чувство усталости не только по вечерам, но и по утрам;

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию;

• общая слабость, снижение активности и энергии;

• полная или частичная бессонница, головные боли;

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся: • безразличие, скука, пассивность, чувство подавленности; • повышенная раздражительность на незначительные события; • переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет; • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся:

• безразличие, скука, пассивность, чувство подавленности;

• повышенная раздражительность на незначительные события;

• переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся: • ощущение, что работа становится все тяжелее, а выполнять ее — все труднее; • сотрудник меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; • чувство бесполезности, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; • невыполнение важных задач и «застревание» на мелких деталях, трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; • злоупотребление алкоголем, возрастание выкуренных за день сигарет.

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся:

• ощущение, что работа становится все тяжелее, а выполнять ее — все труднее;

• сотрудник меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• чувство бесполезности, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных задач и «застревание» на мелких деталях, трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, возрастание выкуренных за день сигарет.

Стадии профессионального выгорания   ПЕРВАЯ СТАДИЯ: • исчезают положительные эмоции, • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; ВТОРАЯ СТАДИЯ: возникают недоразумения в отношениях с учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии самих учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения; ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится равнодушным ко всему.

Стадии профессионального выгорания

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• исчезают положительные эмоции,

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

  • возникают недоразумения в отношениях с учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии самих учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения;

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится равнодушным ко всему.

Методики ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (Бойко В.В.) ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО «ВЫГОРАНИЯ» (Рукавишников А. А.)

Методики

  • ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

(К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

  • ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

(Бойко В.В.)

  • ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО «ВЫГОРАНИЯ»

(Рукавишников А. А.)

1.Методика диагностики проф. выгорания   разработана в 1986 году Кристиной Маслач и Сьюзан Джексон(Christina Maslach, Susan E. Jackson). Методика предназначена для измерения основных показателей синдрома профессионального выгорания:  эмоционального истощения,  деперсонализации  редукции профессиональных достижений. Российская адаптация сделана в 2001 году Н. Е. Водопьяновой.

1.Методика диагностики проф. выгорания

  разработана в 1986 году Кристиной Маслач и Сьюзан Джексон(Christina Maslach, Susan E. Jackson).

Методика предназначена для измерения основных показателей синдрома профессионального выгорания:

  • эмоционального истощения,
  • деперсонализации
  • редукции профессиональных достижений.

Российская адаптация сделана в 2001 году Н. Е. Водопьяновой.

Варианты ответов оцениваются следующим образом:   «никогда» - 0 баллов;  «очень редко» - 1 балла;  «иногда» - 3 балла;  «часто» - 4балла;  «очень часто» - 5 баллов;  «каждый день» - 6 баллов.

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

«никогда» - 0 баллов; «очень редко» - 1 балла; «иногда» - 3 балла; «часто» - 4балла; «очень часто» - 5 баллов; «каждый день» - 6 баллов.

снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного к окружающим. деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного к окружающим. тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим. тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим. СИСТЕМА КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ   Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений
  • снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение).
  • снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение).
  • деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного к окружающим.
  • деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного к окружающим.
  • тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим.
  • тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим.

СИСТЕМА КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личных достижений

   2.Методика диагностики проф. выгорания В.В. Бойко    Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три фазы «выгорания»: напряжение, резистенция, истощение.  Каждая фаза диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов:

2.Методика диагностики проф. выгорания В.В. Бойко

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три фазы «выгорания»:

напряжение,

резистенция,

истощение.

Каждая фаза диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов:

9 и менее баллов — несложившийся симптом; 10-15 баллов — складывающийся симптом; 16 и более — сложившийся симптом. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе. По количественным показателям можно судить о том, насколько каждая фаза сформировалась: 36 и менее баллов — фаза не сформировалась; 37-60 баллов — фаза в стадии формирования; 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

9 и менее баллов — несложившийся симптом;

10-15 баллов — складывающийся симптом;

16 и более — сложившийся симптом.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе.

По количественным показателям можно судить о том, насколько каждая фаза сформировалась:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

КЛЮЧ ответов

КЛЮЧ ответов

3.Методика диагностики психического выгорания А. А. Рукавишникова    Данная методика включает три шкалы: психоэмоционального истощения (ПИ), личностного отдаления (ЛО) профессиональной мотивации (ПМ). Оценка психического «выгорания» по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему «часто» -3 балла, «обычно» - 2 балла, «редко» - 1 балл, «никогда» - 0 баллов.

3.Методика диагностики психического выгорания А. А. Рукавишникова

Данная методика включает три шкалы:

  • психоэмоционального истощения (ПИ),
  • личностного отдаления (ЛО)
  • профессиональной мотивации (ПМ).

Оценка психического «выгорания» по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему

«часто» -3 балла,

«обычно» - 2 балла,

«редко» - 1 балл,

«никогда» - 0 баллов.

Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ) Крайне низкие Низкие значения 9 и ниже Средние значения 10-20 Высокие значения 21-39 Крайне высокие 40-49 50 и выше  Психоэмоциональное истощение - процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим, раздражительности.

Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ)

Крайне низкие

Низкие значения

9 и ниже

Средние значения

10-20

Высокие значения

21-39

Крайне высокие

40-49

50 и выше

Психоэмоциональное истощение - процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим, раздражительности.

Нормы для компонента «личностное отдаление» (ЛО) Крайне низкие Низкие значения 9 и ниже Средние значения 10-16 Высокие значения 17-31 Крайне высокие 32-40 41 и выше Личностное отдаление - специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

Нормы для компонента «личностное отдаление» (ЛО)

Крайне низкие

Низкие значения

9 и ниже

Средние значения

10-16

Высокие значения

17-31

Крайне высокие

32-40

41 и выше

Личностное отдаление - специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

Нормы для компонента «профессиональная мотивация» (ПМ) Крайне низкие Низкие значения 7 и ниже Средние значения 8-12 Высокие значения 13-24 Крайне высокие 25-31 32 и выше Профессиональная мотивация - уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

Нормы для компонента «профессиональная мотивация» (ПМ)

Крайне низкие

Низкие значения

7 и ниже

Средние значения

8-12

Высокие значения

13-24

Крайне высокие

25-31

32 и выше

Профессиональная мотивация - уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

Берегите себя и своих близких! Спасибо за внимание

Берегите себя и своих близких!

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!