Подготовка к единому государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ЕГЭ и ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена. Другими словами, эта подготовка будет способствовать развитию у учеников памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, умению владеть своими эмоциями.
В результате целенаправленной и планомерной психологической подготовки учащихся формируется их психологическая, педагогическая и личностная готовность к итоговой аттестации.
Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету.
Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.
По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
сомнение в полноте и прочности знаний;
сомнение в собственных способностях, таких как, умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;
стресс незнакомой ситуации;
стресс ответственности перед родителями и школой.
Таким образом, условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ и ОГЭ для детей:
познавательные – связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ и ОГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета;
личностные – обусловленные особенностями и состояниями личности, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;
процессуальные – связанные с самой процедурой ЕГЭ и ОГЭ и отсутствием четкой стратегии деятельности.
Учитывая всё вышеизложенное, мы делаем вывод, что психологическая поддержка учащихся в период подготовки к итоговой аттестации – это важная составляющая педагогического процесса.
Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах старшеклассника с целью укрепления его самооценки; помогает ему поверить в себя в свои способности; поддерживает его при неудачах.
Практические аспекты организации подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ учителями-предметниками:
адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
Непосредственно в период подготовки к итоговой аттестации учителям-предметникам необходимо:
индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;
проанализировать результаты пробного тестирования и др.;
составить план собственной работы по подготовке учащихся в процессе преподавания предмета к ОГЭ и ЕГЭ.
Практические аспекты организации подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ классными руководителями:
Классный руководитель, является своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива.
Работа классного руководителя в этом русле с учащимися включает следующие направления:
1. Знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования конкретного региона, управления образования конкретного муниципалитета о проведение ОГЭ и ЕГЭ.
В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ОГЭ и ЕГЭ и ликвидировать пробелы.
2. Организация обсуждения новой формы аттестации в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагаемый итог — позитивное отношение школьников к проведению ОГЭ и ЕГЭ в районе;
3. Проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль (аттестат особого образца).
4. Разработка и составление рекомендаций для учеников по самоорганизации и самоподготовке к экзаменам.
Работа классного руководителя в тандеме с учителями-предметниками состоит в:
отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;
организации заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к экзаменам, а также собеседований с учителями-предметниками;
организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.
Работа классного руководителя с родителями заключается в:
оказании помощи в изучении нормативно-правовой базы ОГЭ и ЕГЭ;
обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимися ОГЭ и ЕГЭ.
обсуждении организации учебной домашней работы, режима труда и отдыха обучающихся;
в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для экзамена.