СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель "Психологическая подготовка в breaking"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Психологическая подготовка - это система психолого-педагогических мероприятий, направленных на содействие формирования умения сохранять опти­мальное психологическое состояние (спокойствие, самообладание) при сильном нервном напряжении: усталости, серьёзной конкуренции, неуда­чах, лидировании и др.

Просмотр содержимого документа
«Модель "Психологическая подготовка в breaking"»


ПРОГРАММА "ВОСХОЖДЕНИЕ В МИР ТАНЦА"


Психологическая подготовка в breaking


Психологическая подготовка - это система психолого-педагогических мероприятий, направленных на содействие формирования умения сохранять опти­мальное психологическое состояние (спокойствие, самообладание) при сильном нервном напряжении: усталости, серьёзной конкуренции, неуда­чах, лидировании и др. Кроме этого, психологическая подготовка решает задачи формирования и совершенствования основных психических качеств и умений, воспитательные и образовательные задачи. В системе психологической подготовки принято выделять:

- базовую психологическую подготовку;

- психологическую подготовку к занятиям;

- психологическую подготовку к состязаниям, выступлениям;

Психологическая подготовка обучающихся осуществляется на основе их индивидуальных особенностей: (темперамента); уровень их физиологической подготовленности (важно использовать и учитывать благоприятные (сенситивные) возрастные пери­оды развития физических качеств); анатомо-физиологические особеннос­ти (возраст­ные изменения подвержены очень существенным индивидуальным отклонениям); интересы, выстраивая систему занятий таким образом, чтобы деятельность была эффективной и плодотворной. Поэтому прежде чем приступить к выбору конкретных средств и методов этой подготовки, необходимо составить пси­хологическую характеристику учащегося1, так как она связана с процессом со­вершенствования психики обучающегося. Темперамент - индивидуально-своеобразная, природно - обусловленная совокупность динамических проявлений психики, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента.

 

Особенности   темперамента


Знание особенностей темперамента является обязательной составной частью индивидуального подхода, и определяет метод работы.

Сангвиник - человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, с выразительной мимикой и движениями, экстраверт. С ним можно организовать активный по темпам учебный процесс, наполняя его практической деятельностью. Его самостоятельная работа должна постоянно  контролироваться. Необходимо поддерживать и развивать у него чувство ответственности. У них присутствует некоторая поверхностность, отвлекаемость, несобранность, неустойчивость в интересах. Иной сангвиник оказывается в жизни верхоглядом, потому что все ему даётся легко, и он подчас серьёзно не вникает в дело.

Холерик - человек очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и порывистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями. Его тяготит медленный ход занятий. Возможны затруднения в переключении внимания, он, скорее, экстраверт. Не совсем правильное построение и темп занятий могут вызвать у него недисциплинированность. Педагогу нужно овладеть активностью холерика, изменяя импульсивность, неустойчивость, которая нередко могут порождатьраздражительность, злобу, зависть, суметь управлять ею, использовать  особенности его темперамента для организации на занятиях живой беседой.

Флегматик  - менее способен быстро охватить учебный материал, т.к. не успевает за быстрым темпом занятий. Рассчитывает больше на самостоятельную работу, на  повторение.   Под влиянием воспитания, условий жизни может быть исключительно работоспособным или наоборот ленивым.   Флегматик - человек невозмутимый, с устойчивыми  стремлениями и настроением, с постоянством, глубиной чувств,   со слабым внешним с новым  выражением душевных состояний. Как правило, он трудно сходится людьми, слабо откликается на внешние впечатления,  интроверт.        


Меланхолик – очень чувствителен к условиям занятий: упрёк педагога, неправильный тон, насмешка товарищей отрицательно влияет на восприятие и усвоение учебного материала. Воспитанный в духе правильного отношения к себе, к товарищам, к труду может быть душевным, добросовестным. Им нужны более благоприятные условия для занятий и внимание старших и товарищей. Они остро переживают ответственность за выполнение своих обязанностей, способны целиком сосредоточиться на порученном деле, добросовестны, глубоко понимают переживания других, преобладает тормозная реакция. Жесты и движения неуверенные. При выборе решения колеблются, а приняв решение, сомневаются в его правильности. Меланхолик - человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легкоранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи.  Большинство меланхоликов интроверты.

При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:

  • у сангвиника – распыленность интересов;

  • у холерика – несдержанности, резкости;

  • у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;

  • у меланхолика – нытиком, пессимистом, замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

В общей системе подготовки к достижению высоких результатов все большее значение приобретает психологи­ческая подготовка. Психологическая подготовка связана с процессом со­вершенствования психики обучающегося.

Опыт крупных международных и всероссийских фестивалей - конкурсов по­казывает, что в обстановке напряженной спортивной борьбы с равными по силам, технико-тактической и физической подготовке соперниками, победы добивается тот учащейся, который имеет лучшую морально-во­левую подготовку, умеет лучше управлять своими чувствами и эмоция­ми. Пробелы в морально-волевой подготовке чаще становятся причиной досадных поражений на фестивалях - конкурсах, причиной серьезных нарушений морали и этики.

Основной задачей моральной, волевой и специальной психологи­ческой подготовки является воспитание моральных и волевых качеств.


Морально-волевые качества можно представить себе как систему, в которой моральные качества подразделяются на:

1. Коллективизм, который в свою очередь охватывает качества: толерантность, то­варищество, взаимопомощь, доброжелательность, заботу, дружелюбие и т.д.

2. Дисциплинированность - включающую в себя качества: точность, честность, скромность, стыдливость, уважительность.

   3.  Общественная активность.

   4. Трудолюбие, которое в свою очередь охватывает качества - твор­чество, новаторство, мастерство, бережливость и др.

5. Принципиальность, включающую в себя убежденность, энтузи­азм и др.

6. Гуманизм, патриотизм, интернационализм.

 

Воспитание волевых качеств

Воля выражается в способности достигать поставленной цели, несмотря на встречающиеся психологические трудности, умение «бороться» с самим собой. Главные трудности при этом внутренние, т.е. трудности психологические.     Так же как физические качества, волевые качества и психологи­ческую подготовку рассматривают как общую, так и специальную психологическую подготовку. При этом используется тот же подход. Общая психологическая подготовка направлена на то, чтобы вы­работать способность человека преодолевать чувства и эмоции наи­более высокой интенсивности. Специальная подготовка направлена на то, чтобы в соревновательных условиях не испытывал обучающий по­требностей и связанных с ними чувств высокой интенсивности, т.е. во время занятия учащийся и педагог стремятся упражнениями до­биться того, чтобы соответствующие чувства были минимальны (не ощущались).

            Рекомендации к методике совершенствования волевых качеств:

 1. Воля совершенствуется в процессе реализации постав­ленных целей (целевых установок). Психологически воля зависит от способности добиваться достижения поставленной цели, не­смотря на трудности внутреннего порядка, связанные с необходимостью подавления мотивов и соответствующих потребностей.

 2. Степень развития волевых качеств может быть измерена, потому что она проявляется через освоенные действия.

 3. Совершенствуют волевые качества путем системы упражнений, требующей физической и умственной работы.

 4. Волевые качества могут совершенствоваться параллельно с Репетициям физических качеств. Для них также характер­но понятие объема и интенсивности нагрузки. Только характерным от­личием психологической нагрузки является ее воздействие на нервную систему учащегося. Нагрузка определяется умственной работой или степенью волевых усилий, которыми можно подавить мотивы и чувства, мешающие выполнению поставленной задачи.

 5. Основным методом совершенствования волевых качеств является метод заданий (решения задач). При этом следует учитывать, что в раз­витии этих качеств большую роль играет оценка эффективности реше­ния поставленной задачи. Положительная оценка при решении задачи вызывает удовлетворение учащегося и связанные с ним положи­тельные эмоции. Это ведет к совершенствованию воли. Наоборот, невы­полнение задачи и негативная оценка ведет к снижению степени разви­тия волевых качеств.

 6. В совершенствовании волевых качеств нужно уделять внимание развитию как общих, так и специальных качеств.

 7. Репетиция волевых качеств должно проходить в непос­редственной связи с репетициям моральных качеств.

Проявле­ния волевых качеств должны подчиняться требованиям морали.   

Воспитание смелости

Смелость выражается в способности человека преодолевать чув­ство страха. Страх возникает в результате оценки опасности, грозящей  жизни, здоровью или престижу спортсмена. Интенсивность чувства страха зависит от оценки степени опасности в определенной ситуации.

Методические приемы воспитания смелости

Постепенное приближение к порогу смелости (пределу). Успеш­ное выполнение простых упражнений позволяет обучающемуся преодолеть порог страха. Для этого нужно обучать безопасному выполнению упраж­нения и вовремя останавливать стремления учащихся превысить  разумный предел;

применяют также метод «пример товарищей». Если товарищи выполняют упражнение и это не приводит к нежелательным последстви­ям, то чувство страха у учащихся снижается. Здесь имеет место стремление обучающегося поддержать свой престиж перед товарищами.

Для до­стижения высоких результатов

В брейк-дансе наиболее важным является составление перечня пси­хологических функций, качеств и свойств личности:

- высокой активности: зрительного, слухового, вестибулярного и двигательного анализаторов;

- сосредоточенности внимания, чёткости представлений, хорошей па­мяти (зрительной, двигательной и музыкальной), быстроты, глубины и гиб­кости мышления, богатого воображения;

- высокой степени координационных способностей;

- музыкальной способности: чувство ритма, слуха; умение слушать и понимания музыки;

- выразительной способности: эмоциональности, выразительности и артистизма.


Воспитательная работа


Возрастание роли образования как средства воспитания обучающихся обусловливает повышение требований к воспита­тельной работе в социуме. При этом важным условием ус­пешной работы является единство воспитательных воздействий, направ­ленных на формирование личности, комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, общеобразователь­ной школы, коллектива педагогов.

Главной задачей занятий с учащимися является воспита­ние высоких моральных качеств, преданности Родине, чувства коллек­тивизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нрав­ственном воспитании играет непосредственно дополнительно – образовательная деятель­ность, которая представляет в себе большие возможности для воспитания всех этих качеств.

 Центральной фигурой во всей воспитательной работе является педагог, который не ограничивает свои функции лишь руковод­ством поведения учащегося во время тренировочных занятий и фестивалей - конкурсов. Успешность воспитания во многом определяется способностью педагога повседневно сочетать задачи обучения и воспи­тания.

Важно с самого начала занятий воспитывать  дисциплинированность и спортивное трудолюбие - способность преодолевать спе­цифические трудности, что достигается, прежде всего, выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками, и конкурентоспособность. На конкретных примерах необходимо убеждать начинающих учащихся, что успех во всём зависит, прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми необходимо придерживаться строгой после­довательности в увеличении нагрузок. Процесс занятий с учащимися приобретает огромное значение интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области образования многих дисциплин.

В целях эффективности воспитания педагогу необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы постоянно ставить перед учащимися задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совер­шенствования. И на этапе ознакомительной подготовки должна быть обеспечена преимущественная направленность на успешное обучение и Репетиция основных двигательных умений и навыков.

      Ведущее место в формировании нравственного сознания обучающегося принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех слу­чаях должно быть доказательным. Для чего нужны тщательно подобран­ные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого обучающегося.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение  учащегося выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благо­дарности педагога и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать дей­ствительным заслугам обучающегося.

Отчисление обучающегося из объединения должно осуществляться по правилам, установленным в ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 61  образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Таким образом, если ребенок не посещает занятия и, по мнению родителей, в дальнейшем не сможет проходить обучение соответствующей дополнительной образовательной программе, родители должны выразить свое мнение путем написания заявления об отчислении.

 Одним из методов воспитания является  частей 4 и 5 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ, меры дисциплинарное взыскание,  выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий ученика. Виды взысканий разнообразны: замечание, устный выговор, разбор поступка в коллективе, отстране­ние от занятий, фестивалей - конкурсов. Исключение установлено для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Поощрение и наказание должны основы­ваться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков.

Коллектив объединения является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. Обучающиеся в коллективе развивается всесторонне - (нравственном, умственном и физическом отношении), где возникают и проявляются разнообразные отношения: учащегося к своему коллективу, между членами коллектива, между соперниками.

При решении задач по сплочению коллектива и воспи­танию чувства коллективизма целесообразно организовывать походы и посещение бассейнов, вечера отдыха и поездки на фестивали - конкурсы, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.

Воспитание волевых качеств - одна из важнейших задач в деятель­ности педагога. Волевые качества формируются в процессе со­знательного преодоления трудностей объективного и субъективного ха­рактера. Для преодоления волевых качеств на занятиях используются необычные волевые "напряжения". Поэтому, основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решае­мых в процессе тренировочных занятий и фестивалей - конкурсов.

Систематические занятия и выступления на фестивалях - конкурсах являют­ся эффективными средствами воспитания волевых качеств у учащихся.



























1

Свечкарева Н.Ю. г. Зверево МБУ ДО ДДТ 2003- 2017