Выступление педагога-психолога
МОУ «Рыбницкая РСОШ №8»
на тему: «Психологический аспект
проблемы перехода на профильное обучение»
Целью психолого-педагогического сопровождения профильного обучения является создание социально-психологических условий для успешного развития, обучения и подготовки школьников к профессиональному выбору.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для этого периода жизни становление уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирование себя в профессии.
С помощью диагностики, индивидуального и группового консультирования изучались личностные особенности учащихся 8-11 классов, их интересы и склонности.
Учащиеся 8-х классов посещают следующие курсы:
Правоведение
Геометрия
Английский язык
Украинский язык
Молдавский язык
Психология
По данным 9-х классов (общее количество учащихся – 45 чел.) учащиеся планируют:
-продолжить обучение в 10 классе – 22чел./48%
- поступить в СУЗы – 20чел./44%
- совместить работу с учебой – 3 чел./8%
По сферам интересов к различным видам деятельности выявляется следующее:
Сфера обслуживания – 9чел./20%
Техника – 8чел./18%
Медицина – 7чел./15%
Юриспруденция – 7чел./15%
Искусство – 4чел./9%
Филология – 4чел./9%
Военное дело – 3чел./7%
Спорт – 3чел./7%
Сфера обслуживания
Техника
Медицина
Военное дело
Искусство
Юриспруденция
Филология
Спорт
В начале обучения в 10 классе учащиеся определились с уровнем сдачи ГИА по математике на профильном уровне – 9чел./31%.
Выявлены следующие склонности учащихся:
Сфера умственного труда – 7чел./24%
Сфера материальных интересов, планово-экономических видов работ –7чел./24%
Сфера физического труда, подвижной деятельности – 6чел./21%
Сфера работы с людьми – 4чел./14%
Сфера технических интересов – 3чел./10%
Сфера эстетики и искусства – 2чел./7%
Учащихся привлекают следующие направления профессий:
10 (профильный) класс 11 (общеобразовательный) класс
Юриспруденция Юриспруденция
Филология Медицина
Техника Сфера обслуживания
Медицина Искусство
Военное дело
После окончания школы выпускники планируют:
10 (профильный) класс 11 (общеобразовательный) класс
- поступить в ВУЗы - 23чел./79% 11чел./55%
- совместить учебу с работой – 5чел./18% 6чел./30%
- пойти работать – 0 2чел./10%
- пойти в армию – 1чел./3% 1чел./5%
На этапе внедрения профильного обучения учащимся не хватало осведомленности, поддержки близких им людей, у некоторых присутствовала тревожность нового, непонятного для них. Но уже сейчас учащиеся легко адаптируются к новому обучению и полностью оценивают ту возможность личностного, профессионального развития, самоопределения, самопознания и самостоятельности в будущем, которое дает им профильное обучение.
Ведь сейчас конкурентная способность молодого человека на рынке труда является одной из наиболее существенных личностно-значимых проблем, и ее можно решить путем получения учеником практико-ориентированных знаний, которые позволили бы ему использовать свои потенциальные возможности.
Педагог-психолог Т.П. Кречун